Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2015 в 19:20, контрольная работа
Золотая Орда была одним из крупнейших государств средневековья, владения которого находились в Европе и Азии. Ее военная мощь постоянно держала в напряжении всех соседей и очень долгое время никем не оспаривалась.
Огромная территория, многочисленное население, сильная центральная власть, большое бесподобное войско, умелое использование торговых караванных путей, выколачивание дани с покоренных народов, все это создавало мощь ордынской империи.
Введение………………………………………………………….........….3
1. Государственный строй золотой орды.................................................5
2.Общественный строй Золотой Орды……...........................................11
Заключение……………………………………………………………...15
Список использованных источников и литературы….........................16
2. Общественный строй Золотой Орды
Основную часть городского населения составляли ремесленники и самые разнообразные работники. В ранний период формирования Золотой Орды одарённые мастеровые, захваченные в плен в завоеванных странах, становились рабами хана. Часть их них отсылалась к великому хану в Каракорум. Большинство же, обязанное служить хану Золотой Орды, селилось в Сарае и других городах. В основном они являлись уроженцами Хорезма и Руси. Позднее и свободные работники тоже, видимо, стали стекаться к ремесленным центрам Золотой Орды, главным образом – в Сарай. В ярлыке Тохтамыша от 1382года, выданном Ходже-Беку, упоминаются «старейшины ремесленников». Из этого можно заключить, что кустари были организованы в гильдии, скорее всего, каждое ремесло формировало отдельную гильдию. Одному ремеслу отводилась отдельная часть города для мастерских. Согласно свидетельствам археологических исследований, в Сарае были кузницы, ножевые и оружейные мастерские, фабрики по производству сельскохозяйственных орудий, а так же бронзовых и медных сосудов. Большое количество работников занималось выделкой кожи и ткачеством. Ткачи производили, главным образом, шерстяные такни, хотя для некоторых тканей использовался и хлопок-сырец, ввозимый из Центральной Азии. Керамические изделия высокого качества также изготавливались в Сарае, в основном, по хорезмским образцам.
Немногое известно о положении крестьян в земледельческих районах Золотой Орды. Они упоминаются в ярлыке Тимур-Кутлуга как сабанчи (пахари) и уртакчи. Последние были издольщиками. Крестьян, вероятно, сильно отягощали налоги, но в некоторых случаях, видимо, они с выгодой пользовались своим положением, если были приписаны к поместью с гарантированной неприкосновенностью. Однако в этом случае, без сомнения, на них налагались различные поместные обязанности. Некоторые крестьяне, видимо, были свободными людьми – потомками военнопленных, осевших на земле. Обычно военнопленных обращали в рабов, но если они были умелыми мастеровыми, то, как упоминалось выше, их реквизировал хан. С остальными завоеватели могли делать все, что пожелают: использовать на работе у себя в доме или продать. Для итальянских, как и для мусульманских купцов, торговля рабами была прибыльным делом.
Социальная структура Золотой Орды была сложной и отражала пестрый классовый и национальный состав этого разбойничьего государства. Четкой сословной организации общества, подобной той, что существовала на Руси и в западноевропейских феодальных государствах и в основе которой лежала иерархическая феодальная собственность на землю, здесь не было. Статус подданного Золотой Орды зависел от происхождения, заслуг перед ханом и его родом, от должности в военно-административном аппарате. В военно-феодальной иерархии Золотой Орды господствующее положение занимал аристократический род потомков Чингиз-хана и его сына Джучи. Этот многочисленный род владел всей землей государства, ему принадлежали огромные стада, дворцы, множество слуг и рабов, неисчислимые богатства, военная добыча, государственная казна и т. д. Впоследствии джучиды и иные потомки Чингиз-хана еще целые столетия сохраняли привилегированное положение в среднеазиатских ханствах и в Казахстане, закрепили за собой монопольное право носить звание султанов, занимать ханский престол. Сам хан имел самый богатый и большой улус типа домена. Джучиды имели преимущественное право на занятие высших государственных постов. В русских источниках их называли царевичами. Им присваивались государственные и военные титулы и звания.
Следующую ступень в военно-феодальной иерархии Золотой Орды занимали нойоны (в восточных источниках — беки). Не являясь членами рода Джучидов, они тем не менее вели свои родословные от сподвижников Чингиз-хана и их сыновей. Нойоны имели множество слуг и зависимых людей, огромные стада. Они часто назначались ханами на ответственные военные и государственные должности: даругов, темников, тысячников, баскаков и др. Они награждались тарханными грамотами, освобождавшими от различных повинностей и обязанностей. Знаками их власти являлись ярлыки и пайцзы.
Особое место в иерархической структуре Золотой Орды занимали многочисленные нукеры — дружинники крупных феодалов. Они или находились в свите своих сеньоров, или занимали средние и низшие военно-административные должности — сотников, десятников и др. Эти должности позволяли извлекать значительные доходы с населения тех территорий, где были размещены или куда направлялись соответствующие воинские подразделения или где нукеры занимали административные должности.
Из среды нукеров и других привилегированных людей в Золотой Орде выдвинулся небольшой слой тарханов, получивших от хана или его высших должностных лиц тарханные грамоты, в которых их обладателям предоставлялись различные привилегии.
К господствующим классам относились также и многочисленное духовенство, прежде всего мусульманское, купцы и богатые ремесленники, местные феодалы, родовые и племенные старейшины и вожди, крупные землевладельцы в оседлых земледельческих районах Средней Азии, Поволжья, Кавказа и Крыма. Важной мерой укрепления Золотой Орды стало ее обращение в ислам.
Основатель Монгольской империи Чингис-хан завещал терпимо относиться к представителям всех вероисповеданий. В 1261году в столице Золотой Орды Сарае возникла православная епархия. Однако сами монголы в большинстве своём оставались язычниками-шаманистами. Если же кто-то из высокопоставленных монгольских аристократов и начинал поклоняться Христу или Аллаху, это никого не задевало и считалось частным делом.
Уровень общественного и культурного развития населения Золотой Орды был различным. У кочевого населения господствовали полупатриархальные, полуфеодальные отношения, в оседло-земледельческих - феодальные. Положение народа было тяжелым, так как он находился под двойным гнетом.
Население платило налоги хану и местным феодалам. Первоначально доходы, поступившие от скотоводов и земледельцев, шли в ханскую казну.
Крестьяне-земледельцы платили налог натурой за обрабатываемые ими участки («колан»), а крестьяне-кочевники платили налог «копчур». Ортакши, т.е. группы крестьян, совместно обрабатывающие землю, кроме платы налога занимались возделыванием земли в пользу феодалов. Население несло трудовые повинности (строительство и ремонт, вьючные перевозки и т.д.).
Крестьянство земледельческих районов, городские ремесленники, слуг находились в различной степени зависимости от государства и феодальных владык. Основную массу трудящихся в степях и предгорьях Золотой орды составляли карачу — кочевники-скотоводы. Одни из них - сабанчи - жили сельскими общинами и обрабатывал помимо выделенных для них участков земли феодалов, несли натуральные другие повинности. Другие - уртакчи - кабальные люди обрабатывали землю государства и местных феодалов за половину урожая, несли другие повинности. Они входили в роды и племена вынуждены были беспрекословно подчиняться родовым и племенным старейшинам и вождям, а также представителям военно-административной власти Орды. Выполняя все хозяйственные обязанности, карачу вместе тем должны были служить в войске.
В городах трудились ремесленники, согнанные из завоеванных стран. Многие из них находились на положении рабов или зависимых от хана и других владык людей. Мелкие торговцы, слуги также зависели от произвола властей и своих господ.
Довольно распространенным явлением в Золотой Орде было рабство. Рабами становились прежде всего пленники и жители завоеванных земель. Рабы использовались в ремесленном производстве, строительстве, в качеств слуг феодалов.
Золотая Орда не оставалась неизменной, многое заимствуя у мусульманского Востока: ремесла, архитектуру, баню, изразцы, орнаментальный декор и т.д.
Заключение
Истоки возникновения института Чингизидов ведут в XIII век в Великий Монгольский улус, созданный Чингисханом и повторивший ситуацию рождения новой властной элиты своего предшественника – Тюркского Каганата VI века, когда появилось правящее сословие, уже не связанное с каким-либо одним племенем. Чингизиды представляли собой надплеменную группировку высшей аристократии, регулировавшую систему властных отношении внутри государств – наследников Монгольской империи. Монгольская империя представляла собой высокоорганизованное государство, где существовал единый и прочный порядок на огромной территории.
Золотая Орда была создана потомками Чингисхана в первой половине XIII века. Ее территория простиралась от берегов Днестра на Западе до Западной Сибири и Северного Казахстана на Востоке, включая так же на некоторых этапах своей истории ряд ближневосточных, кавказских и среднеазиатских регионов. В начале XVI века Золотая Орда распалась на ряд государств – Крымское, Казанское, Астраханское ханства, Ногайскую Орду и др., которые являлись наследниками политической, государственной и правовой защиты Золотой Орды. Некоторые из этих государств просуществовали довольно долго: казахские ханства – до середины XIX века, а Бухарский эмират и Хивинское ханство – до начала XX века.
Золотая Орда была одним из крупнейших государств средневековья, владения которого находились в Европе и Азии. Ее военная мощь постоянно держала в напряжении всех соседей и очень долгое время никем не оспаривалась.
Огромная территория, многочисленное население, сильная центральная власть, большое бесподобное войско, умелое использование торговых караванных путей, выколачивание дани с покоренных народов, все это создавало мощь ордынской империи.
Список использованных источников и литературы
1. Литературные источники:
1.1. Энциклопедия для детей: Т.5, ч.1
(История России и её
1.2. Вернадский Г.В. Монголы и Русь. Пер. с англ. Е.П. Беренштейна, Б.Л. Губмана, О.В. Строгановой. – Тверь: ЛЕАН, Москва: АГРАФ,1999, 480с.
1.3. Шевелев В.Н. История России. Конспект лекций. Пособие для подготовки к экзаменам для студентов вузов. — 8-е изд. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. — 250 с.
1.4. Федоров-Давыдов Г.А. «Общественный строй Золотой Орды». М., 1973, 181 с.
1.5. Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и её падение. М.–Л.: Изд-во АН СССР, 1950. – 505 с.
2. Электронные ресурсы:
2.1. http://studopedia.ru/1_26075_
2.2. http://www.bibliotekar.ru/
2.3. http://www.bibliotekar.ru/
Информация о работе Общественный и государственный строй Золотой Орды