Образование военно-политических блоков после Второй Мировой войны

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 14:56, доклад

Краткое описание

Темой работы является «Создание военных блоков во второй половине XX века и их влияние на экономическое развитие стран». Первые и последующие послевоенные десятилетия вошли в историю как период «холодной войны», период острого советско-американского противостояния, не раз приводящего мир на грань войны «горячей».

Оглавление

-введение
-содержание:
Предпосылки создания военных блоков.
Организации Организации Североатлантического Договора (НАТО) и других агрессивных блоков .
Организация Варшавского Договора
Противоборство блоков
-заключение
- список литературы

Файлы: 1 файл

история Окулов М.А. ПС-03.docx

— 50.23 Кб (Скачать)

НОУ ВПО Пермский гуманитарно-технологический  институт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

 

ОБРАЗОВАНИЕ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ БЛОКОВ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.

 

по  курсу «История»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                       Выполнил: Окулов  

                                                                                       Максим Андреевич                                                                                                                                         

                                                                                       Студент группы П-12-3 з

                                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь 2012

 

 

                                                                           План

 

 

 

-введение

-содержание:

  1. Предпосылки создания военных блоков.
  2. Организации  Организации  Североатлантического Договора (НАТО) и других агрессивных блоков .
  3. Организация Варшавского Договора
  4. Противоборство блоков

-заключение

- список  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                Введение 
 
Темой работы является «Создание военных блоков во второй половине XX века и их влияние на экономическое развитие стран». Первые и последующие послевоенные десятилетия вошли в историю как период «холодной войны», период острого советско-американского противостояния, не раз приводящего мир на грань войны «горячей». «Холодная война» - закономерный этап советско-американских отношений, сформировавшийся в условиях послевоенной «делёжки» мира, стремлении создать «свою зону влияния» на как можно большей территории, которая представляет экономический и военный интерес.  Столкновение интересов США и СССР предопределило международную политику на многие годы вперёд. В этом и заключается её актуальность на сегодняшний день.  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

              Предпосылки создания военных блоков.

 

После второй мировой войны важнейшим вопросом было послевоенное устройство мира. Для  его решения необходимо было согласовать  позиции всех стран – участниц антигитлеровской коалиции. Необходима была реализация мер, зафиксированных  в документах, подписанных в Ялте и Потсдаме. 
В июле – октябре 1946 г. проходила Парижская мирная конференция, которая рассмотрела подготовленные СМИД (СОВЕТ МИНИСТРОВ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ , международный орган, учрежден в 1945 по решению Берлинской конференции 1945 в составе министров иностранных дел СССР, США, Великобритании, Франции и Китая для проведения подготовительной работы по мирному урегулированию после окончания 2-й мировой войны. Состоялось 6 сессий СМИД (последняя в 1949).) проекты мирных договоров с бывшими европейскими союзниками гитлеровской Германии – Болгарией, Венгрией, Италией, Румынией, Финляндией. 10 февраля 1947 г. они были подписаны. 
Договоры восстанавливали довоенные границы с некоторыми изменениями. Определялся также объем репараций, порядок возмещения ущерба, причиненного союзным государствам. Политические статьи обязывали обеспечить всем гражданам права человека и основные свободы, не допускать возрождения фашистских организаций. Активное участие в решении всех вопросов принимал СССР. В целом мирные договоры были справедливыми и способствовали независимому, демократическому развитию государств, с которыми они заключались. Тем не менее, выявившиеся разногласия сделали невозможным мирное урегулирование германской проблемы на взаимоприемлемой основе. И в 1949 г. раскол Германии стал историческим фактом. Отчуждение между великими державами возрастало. Идеологические расхождения и различные доктрины стали играть доминирующую роль в международных отношениях. Западные страны крайне негативно относились к тоталитарному социализму. СССР в свою очередь также враждебно относился к капитализму. Воздействие сторон на международные отношения и на более слабых их субъектов все более возрастало. США и СССР рассматривали себя лидерами, поставленными ходом истории во главе сил, отстаивавших различные общественно экономические системы. 
Резко менялась геополитическая ситуация. Революция 40-х годов в Восточной Европе, заключение Советским Союзом с государствами этого региона договоров о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи сформировали новую систему международных отношений. Эта система была ограничена рамками государств, развитие которых протекало в условиях действия сталинской модели социализма со всеми ее неотъемлемыми чертами. 
Обострение отношений и осложнение политической обстановки в мире происходило и в связи с поддержкой Советским Союзом справедливой борьбы колониальных и зависимых стран за свое освобождение. Метрополии всячески препятствовали национально освободительному движению. В 1949 г. победила народная революция в Китае, приведшая к радикальному изменению геополитической ситуации в Азии, что усилило беспокойство США и других западных стран. Все это укрепило недоверие двух сверхдержав друг к другу, обострило все имеющиеся противоречия. 
Возникло глобальное соперничество СССР и США. И речь Черчилля в Фултоне 5 марта 1946 г., и доктрина Трумэна, выдвинутая в марте 1947 г., были восприняты в СССР как открытое провозглашение «холодной войны», длившейся более 40 лет. За все это время соперничество двух великих держав не переросло в горячую войну, что дало основание именовать этот период «холодной войной». Она втянула в себя всю планету, расколола мир на две части, две военно-политические и экономические группировки, две общественно-экономические системы. Мир стал биполярным. Возникла своеобразная политическая логика этого глобального соперничества – «кто не с нами, тот против нас». Во всем и везде каждая сторона видела коварную руку противника. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организации  Североатлантического Договора (НАТО) и других агрессивных  блоков .

 

БЛОК НАТО

Североатлантический альянс (НАТО) был образован в 1949 году представителями 12 стран: Бельгия, Канада, Дания, Франция, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Великобритания и Соединенные Штаты Америки. Греция и Турция присоединились в 1952 году; Федеративная Республика Германии в 1955;Испания в 1982.Договор северного Атлантического Альянса, подписанный в Вашингтоне, 4 апреля 1949 года, предусматривал взаимную защиту и коллективную безопасность, первоначально против угрозы агрессии со стороны Советского Союза. Это был первый союз послевоенного времени, созданный Соединенными штатами Америки, и представлявший собой союз капиталистических стран.Поводом для создания договора был увеличивающий размах холодной войны.Поскольку Западноевропейские страны чувствовали себя слишком слабыми для индивидуальной защиты от советского союза, они в 1947 году начали создавать структуру для сотрудничества в защите. В марте 1948 года 5 стран -Бельгия, Франция, Люксембург, Нидерланды и Великобритания подписали Брюссельский договор, который и стал основой для НАТО годом позже. 
Основным принципом НАТО, как и всех военных союзов, стала статья 5: 
"Стороны соглашаются, что вооруженная атака против одной или более из них, в Европе или Северной Америке, будет рассматриваться как атака против их всех". НАТО разрабатывался в соответствии с 51 статьей устава Организации Объединенных Наций, которая предусматривала право коллективной самозащиты региональными организациями. Это обязывало нации, входящие в НАТО, к защите западной Европы и Севера Атлантики; также договор разрабатывался с целью углубления политической, экономической и социальной связи между его членами. 
Вооруженные силы НАТО были созданы в 1950 году в ответ на корейскую войну, которая началась в июне 1950 года, и воспринималась западными странами, как часть всемирного коммунистического наступления. Война - 
закончилась перемирием в 1953 г, причем на тех же позициях, на которых и начиналась. Главным органом, определяющим политику НАТО, является североатлантический совет, который собирается в Брюсселе (до 1967 года, когда встречи происходили в Париже). Каждая страна-участник обеспечивает  
представителя посольского уровня, и эти представители встречаются как минимум раз в неделю. Также совет собирается 2 раза в год на министерском уровне и изредка на уровне глав государств. Военные вопросы НАТО рассматривает комитет планирования защиты. Военный комитет НАТО (под началом комитета планирования защиты), состоящий из старших военных представителей каждой страны-участника НАТО, кроме Исландии, которая вооруженных сил не имеет, и представлена гражданским лицом и Франции, которая вышла в 1966 году из военного союза, оставаясь при этом участником НАТО, рекомендует на комитете планирования защиты план защиты. Вооруженные силы стран-членов НАТО включают в себя назначенного в мирное время командира, который в случае войны будет исполнять на местах приказы военного комитета. Командиры отвечают за разработку планов защиты для их областей, для определений требований к войскам и за проведение военных учений. 
В 1945 г. ВС США являлись самыми многочисленными и наиболее технически оснащенными среди армий стран Запада. Как только отгремели последние залпы Второй мировой войны, США стали открыто провозглашать свои претензии на мировое господство. Уже в декабре 1945 г. американский президент Г. Трумэн в своем послании конгрессу заявил о том, что США берут на себя ответственность «за руководство миром». Основой для подобного заявления были экономическая мощь Соединенных Штатов Америки и их временная монополия на атомную бомбу, которая, по мнению Трумэна, превратила США в «мирового лидера». 
В США рождались, получали официальное признание, финансово-экономическую поддержку разнообразные теоретические концепции и практические программы военного строительства. Появились детально разработанные планы ведения войны против СССР и его союзников с применением ядерного оружия. Первый из них под кодовым названием «Тоэлити» был утвержден американским конгрессом уже в конце 1945 г. В последующие годы Вашингтон неоднократно корректировал свои планы ядерной войны.5 марта 1946 г. в г. Фултон прозвучала речь лидера английских консерваторов У. Черчилля, в которой он открыто призвал Запад к «крестовому походу» против СССР и союзных ему стран. Это событие и принято считать началом «холодной войны» — такое название получил внешнеполитический курс, проводимый обеими сторонами в отношении друг друга в период 2-й половины 40-х — начала 90-х гг. XX в. Международные проблемы решались в обстановке гонки вооружений. Одним из проявлений «холодной войны» стало формирование военно-политических блоков. 
Деятельность западных политиков сопровождалась интенсивными военными приготовлениями и вылилась в создание военных баз в различных регионах мира. В США обоснованием такой политики стали «доктрина Трумэна» и «план Маршалла». 
«Доктрина Трумэна» — внешнеполитическая программа правительства США, изложенная в послании президента Г. Трумэна конгрессу 12 марта 1947 г., — предусматривала под видом оказания срочной военной и экономической помощи Греции и Турции, которым якобы угрожала коммунистическая опасность, направить в эти страны вооружение и советников для обучениях их армий. Спустя два месяца программа приобрела силу закона. С Грецией и Турцией были заключены соглашения и выделено 400 млн долл. По существу «доктрина Трумэна» явилась не только средством вмешательства США во внутренние дела этих стран и превращения их территорий в военно-стратегический плацдарм Соединенных Штатов Америки против СССР и других стран, но и прямым актом политики «холодной войны». 
Логическим продолжением и развитием «доктрины Трумэна» стал «план Маршалла» (1947) — программа так называемого восстановления и развития стран Западной Европы, а по сути усиления их военно-политической зависимости от США, постепенного превращения их территорий в плацдарм для подготовки агрессии против СССР и других социалистических стран. Реализация «плана Маршалла» стала фундаментом для создания военно-политического союза. Правящие круги. Соединенных Штатов Америки вынашивали планы по организации широкого антикоммунистического блока под своей эгидой с целью ускорить темпы и масштабы военных приготовлений стран Запада. В марте 1948 г. совет национальной безопасности США принял меморандум № 7, где отмечалось, что победа над мировым коммунизмом во главе с СССР «имеет жизненно важное значение для безопасности Соединенных Штатов Америки». 4 апреля 1949 г. США, Великобритания, Франция, Италия, Канада, Исландия, Норвегия, Дания, Нидерланды, Бельгия, Люксембург и Португалия подписали в Вашингтоне Североатлантический пакт, чем оформили создание НАТО. В 1952 г. в НАТО вступили Греция и Турция, в 1955 г. — ФРГ, в 1982 г. — Испания, в 1999 г. — Польша, Чешская Республика, Венгрия, в 2004 г. — Болгария, Румыния, Словакия, Словения, Литва, Латвия и Эстония. 
С момента создания НАТО выявилась тенденция насильственного установления мирового англо-американского господства. С учетом состава участников этого блока планирование войны против СССР предполагало использование людских и военно-экономических потенциалов целого ряда стран Западной Европы и Турции. В 1949 г. был принят американский план войны против СССР под кодовым названием «Дропшот». Конечная цель войны — ликвидация социалистического строя в СССР, оккупация и расчленение его территории на отдельные зоны — западную, украинско-кавказскую, западно-сибирско-уральско-туркестанскую, восточно-сибирско-дальневосточную. План предполагалось реализовать в 1957 г. По нему предусматривалось только в первый месяц войны сбросить 300 атомных и 250 тыс. тонн обычных бомб. Американская ставка на применение атомного оружия не исключала необходимость форсированного строительства авиации, флота и особенно армии, в том числе в рамках НАТО. Только за 1950—1953 гг. европейским странам НАТО было передано более 4,5 тыс. боевых самолетов, свыше 550 военных кораблей, около 30 тыс. танков и бронемашин, столько же артиллерийских орудий, более 1,5 млн единиц стрелкового оружия. 
Военно-блоковая политика США распространилась и на Тихий океан. 1 сентября 1951 г. в Сан-Франциско между Австралией, Новой Зеландией и США был подписан Тихоокеанский пакт о создании военно-политического блока АНЗЮС (ANZUS —Договор о безопасности, именуемый по первым буквам названий входящих в него стран - Австралии, Новой Зеландии и США), Договор содержит 11 статей. Целями АНЗЮС являются: укрепление мира и безопасности на Тихом океане, открытое и формальное заявление о единстве как предупреждение потенциальному агрессору, гарантия взаимопомощи в случае нападения на одного из государств-членов в Тихоокеанском регионе, взаимные консультации при возникновении угрозы территориальной целостности, политической независимости или безопасности одного из участников договора в Тихоокеанском регионе, координация усилий по коллективной обороне с целью обеспечения мира и безопасности, направленный против социалистических стран и освободительного движения в странах Юго-Восточной Азии. Пакт вступил в силу в апреле 1952 г. 
В 1954 г. в Юго-Восточной Азии представители США, Великобритании, Франции, Австралии, Новой Зеландии, Таиланда, Филиппин и Пакистана создали новый военный блок СЕАТО(SEATO - сокр. от South-East Asia Treaty Organization - Организация договора о Юго-Восточной Азии) - созданный по инициативе США военно-политич. союз, гл. задачей к-рого является борьба с нац.-освободит. движением в странах Юго-Вост. Азии. В СЕАТО входят США, Англия, Франция, Австралия, Новая Зеландия, Пакистан, Таиланд и Филиппины, подписавшие 8 сент. 1954 договор (вступил в силу 19 февр. 1955) на конференции в г. Маниле (пр-ва Индии, Индонезии, Бирмы, Цейлона отвергли предложение принять участие в Манильской конференции). Манильский договор состоит из преамбулы, 11 статей и оговорки США о "коммунистической агрессии". Центр. место в договоре занимает ст. 4. Эта статья обязывает страны - участницы СЕАТО принимать совместные меры не только в ответ на вооруж. нападение, но и в том случае, "если неприкосновенность или целостность территории, или суверенитет и политическая независимость" одного из них будут "поставлены под угрозу каким-либо иным путем, кроме вооруженного нападения, или если на нее влияет или ей угрожает какой-либо другой факт или ситуация". Т. о. странам, подписавшим Манильский договор, предоставляется право вмешиваться во внутр. дела гос-в - участников СЕАТО. Ст. 8 указывает, что это "право" может быть распространено на любую страну или территорию, не являющуюся участником этого военного блока. Вопреки решениям Женевского совещания 1954 о принципах политического урегулирования в Лаосе, Камбодже и Вьетнаме и об уважении их суверенитета, участники совещания в Маниле подписали дополнительный протокол, распространяющий на Лаос, Камбоджу и Южный Вьетнам действие Манильского протокола.Образование агрессивного воен. блока в Азии вызвало резкие протесты во многих странах. В Заявлении МИД СССР от 15 сент. 1954 указывалось, что "Советское правительство не может рассматривать конференцию в Маниле и подписание Договора об обороне Юго-Восточной Азии? иначе, как действия, направленные против интересов безопасности в Азии и на Дальнем Востоке и, вместе с тем, против интересов свободы и национальной независимости народов Азии".Агрессивные империалистич. силы во главе с США неоднократно использовали СЕАТО, поддерживая реакционные группировки в Лаосе, Камбодже, Индонезии, Юж. Вьетнаме и др. р-нах Юго-Вост. Азии. Ежегодные воен. маневры участников СЕАТО служат для США средством оказания военно-политич. давления на страны, расположенные в сфере действия этого блока. Между его участниками обостряются противоречия. Так, напр., пр-во Франции, выдвинувшее в 1963 идею нейтрализации стран быв. Индокитая, неоднократно выступало против интервенции США во Вьетнаме и ряда других аспектов политики США в Азии. Франция отозвала (1966) своих офицеров из военных орг-ций блока. С критикой нек-рых сторон политики США выступил Пакистан. Эскалация воен. действий США против ДРВ и вооруж. сил Нац. фронта борьбы за освобождение Южного Вьетнама сопровождается дальнейшим углублением разногласий между гос-вами - членами СЕАТО.Высший руководящий орган С. - Совет СЕАТО, в к-рый входят мин. иностр. дел стран - участниц блока. Сессии Совета, на к-рых принимаются наиболее важные решения, обычно проводятся раз в год. Постоянный орган СЕАТО - Совет представителей, во главе к-рого стоит ген. секретарь (с 1965 - филиппинец Хесус Варгас). В рамках организации действуют группа воен. советников и 3 постоянных к-та (по экономич. вопросам, по борьбе с т. н. "подрывной деятельностью" и по вопросам информации, культуры и труда). Штаб-квартира СЕАТО находится в г. Банкок (Таиланд)), договор о котором вступил в силу в феврале 1955 г. Позднее Великобритания, Турция, Иран, Ирак и Пакистан создали еще одну агрессивную военно-политическую группировку государств на Ближнем и Среднем Востоке — Багдадский пакт, реорганизованный в 1959 г. в блок СЕНТО(Организация центрального договора, СЕНТО (англ. The Central Treaty Organization — CENTO), военно-политическая группировка на Ближнем и Среднем Востоке, созданная по инициативе Великобритании и США с 1955 по 1979; её участники — Великобритания, Иран, Пакистан и Турция. США не являлись формально членом СЕНТО, входя (с 1957) в её основные комитеты.Начало деятельности СЕНТО было положено заключением в Багдаде 24 февраля 1955 военного пакта между Ираком (в 1958 вышел из организации) и Турцией, к которому присоединились 4 апреля Великобритания, 23 сентября Пакистан, 3 ноября Иран. В 1959 США подписали с Ираном, Пакистаном и Турцией двусторонние соглашения о сотрудничестве против прямой или косвенной «коммунистической агрессии». Эти соглашения стали играть определяющую роль в деятельности СЕНТО, направленной против просоветских, антизападных и прочих «подрывных» сил в районе действия этой организации. Участники СЕНТО регулярно проводили военно-морские, военно-воздушные и сухопутные манёвры.В 60 — начале 70-х гг. между странами, входящими в СЕНТО, обнаружились разногласия. Некоторые из азиатских участников блока осудили курс правительства Израиля, поддержанного США и др. западными державами, и выступили за усиление в рамках блока экономического сотрудничества, считая такое сотрудничество одной из важнейших задач организации.Главные органы СЕНТО — Постоянный совет министров (сессии проводились ежегодно), Секретариат (генеральный секретарь с 1971 Н. Ассар, Иран) и 4 комитета (военный, по борьбе с «подрывной деятельностью», экономический и связи); имелся Объединённый штаб военного планирования блока, а также ряд подкомитетов и технических групп. Штаб-квартира — в Анкаре до 1979 года, когда Исламская революция в Иране сделалa существование СЕНТО бессмысленным.). Вся эта система блоков и пактов, как показывала их деятельность, имела откровенно выраженную антисоветскую направленность. 
В октябре 1954 г. западные державы подписали так называемые Парижские соглашения, которыми было предусмотрено вовлечение ФРГ в Североатлантический пакт с предоставлением ей права возобновления военного производства и создания собственных ВС численностью 500 тыс. человек. Армию Западной Германии предполагалось вновь нацелить против СССР. 
Весной 1955 г. парламенты западных стран ратифицировали Парижские соглашения, что резко осложнило международную обстановку и усилило опасность развязывания новой мировой войны. Политика возрождения германского милитаризма лидерами ФРГ была воспринята как политика реванша. В этих условиях социалистический лагерь уже не мог довольствоваться двусторонними договорами и на их основе в полной мере обеспечивать свою безопасность. Возникла необходимость противопоставить блоковой политике Запада объединенную силу государств Восточной Европы.

 

 

 

                     Организация Варшавского Договора

 

14 мая 1955 г. в Варшаве на совещании  глав правительств Болгарии, Венгрии, Германской Демократической Республики (ГДР), Польши, Румынии, СССР, Чехословакии и Албании1 был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, вошедший в историю как Варшавский Договор. Он был рассчитан на 20 лет, а для тех участников, которые за год до истечения срока не заявят о его денонсации, Договор оставался в силе еще на 10 лет. В 1985 г. высшие государственные деятели стран — участниц Варшавского Договора подписали в Варшаве протокол о продлении срока действия Договора еще на 20 лет с возможностью сохранить его силу и на последующие 10 лет. 
Целью Варшавского Договора явилось принятие мер по обеспечению своей безопасности и поддержанию мира в Европе. В соответствии с Уставом ООН договаривающиеся стороны обязывались воздерживаться от угрозы применения силы и разрешать международные споры мирными средствами. 
Высшим политическим органом Организации Варшавского Договора (ОВД) стал Политический Консультативный Комитет (ПКК). Он рассматривал общие вопросы, относящиеся к укреплению обороноспособности и к организации Объединенных вооруженных сил (ОВС), которые составляли основу военной организации ОВД. 
В Объединенное командование входили Главнокомандующий ОВС, начальник Штаба ОВС, заместители Главнокомандующего. Первым Главнокомандующим ОВС стал Маршал Советского Союза И.С. Конев (1955-1960). 
Контингента войск и сил, выделяемых каждой страной в состав ОВС, в мирное время оставались в подчинении своих национальных командований, а их деятельность регламентировалась соответствующими законами, положениями и воинскими уставами своих стран. При начале агрессии выделенные войска и силы предназначались для ведения совместных действий в составе коалиционных группировок. 
Штаб ОВС был образован в мае 1955 г. Он первоначально состоял только из советских генералов и офицеров и до 1969 г. составлял структурное подразделение Генерального штаба ВС СССР. Первым начальником Штаба ОВС являлся генерал армии А.И. Антонов (1955—1962). В 1969 г. был создан самостоятельный Штаб ОВС, ставший рабочим органом Комитета министров обороны (КМО) ОВД. 
С согласия правительств государств—участников ОВД в союзные армии были направлены представители Главнокомандующего ОВС. На эти должности назначались видные советские военачальники, которые оказывали национальным командованиям помощь в подготовке войск (сил), выделенных в состав ОВС, и являлись связующим звеном между Объединенным и национальными командованиями. 
Структура органов ОВД и ОВС с расширением и углублением сотрудничества союзных стран постоянно совершенствовалась. 17 марта 1969 г. в Будапеште на совещании ПКК были утверждены Положение о Комитете министров обороны, новое Положение об Объединенных вооруженных силах и Объединенном командовании, а также Положение о Военном совете, соглашение об организации единой системы ПВО и другие документы. 
В состав КМО вошли министры обороны союзных государств, Главнокомандующий и начальник Штаба ОВС. Это был консультативный орган, который вырабатывал рекомендации и предложения по военным вопросам общего характера и вносил их на рассмотрение ПКК или правительств союзных стран. 
В новом Положении об Объединенных вооруженных силах нашли отражение политические и военные обязательства союзных государств, основные права и обязанности национальных командований в отношении своих войск (сил), выделенных в состав ОВС, а также основы планирования оперативного использования войск. 
В связи с этим значительно возросли роль и состав Штаба ОВС, расширился и круг решаемых им задач. Штаб ОВС стал комплектоваться за счет генералов, адмиралов и офицеров союзных армий по принципу пропорционального представительства, что в большей степени соответствовало новым требованиям. 
Для организации и руководства системой противовоздушной обороны государств—участников ОВД был назначен заместитель Главнокомандующего ОВС по ПВО — командующий Единой системой ПВО стран Варшавского Договора Маршал Советского Союза П.Ф. Батицкий (1969-1978). 
Начал действовать Технический комитет ОВС, предназначенный для решения задач, связанных с развитием и совершенствованием вооружения и военной техники, их стандартизацией и унификацией. Комитет комплектовался из представителей всех союзных армий. Его возглавил заместитель Главнокомандующего ОВС по вооружению генерал-лейтенант И.В. Степанюк (1969—1975). 
Для обеспечения более широкого участия руководящего состава министерств обороны государств—участников ОВД в коллективном обсуждении принципиальных вопросов развития ОВС был учрежден Военный совет в составе: Главнокомандующий ОВС, начальник Штаба ОВС и заместители Главнокомандующего ОВС от союзных армий, командующий Единой системой ПВО, начальник Технического комитета и секретарь Военного совета. 
В дальнейшем структура руководящих органов ОВС существенно не менялась и лишь решением ПКК от 23 ноября 1978 г. были введены должности заместителей Главнокомандующего ОВС: по ВВС — генерал-полковник авиации А.Н. Катрич (1978—1986), по ВМФ — адмирал В.В. Михайлин (1978—1983). Таким образом, ОВС стали в себя включать не только сухопутные войска и войска противовоздушной обороны, но и военно-воздушные силы, военно-морские флоты. 
Восточноевропейские страны, союзные СССР, располагали армиями, которые имели как общие черты, так и своеобразие, обусловленное спецификой национального военного строительства. 
Болгарская народная армия. Строительство Болгарской народной армии (БНА) осуществлялось в соответствии с положениями национальной военной доктрины. В состав БНА входили: сухопутные войска; войска ПВО и ВВС; ВМФ. В Болгарии также имелись пограничные, строительные и железнодорожные войска. 
Комплектование БНА осуществлялось в соответствии с законом о всеобщей воинской службе, согласно которому все граждане страны, достигшие 18 лет и годные по состоянию здоровья, призывались на действительную военную службу сроком на 2 года. 
Офицерские кадры для БНА готовились в военно-учебных заведениях. Младший командный состав для всех видов ВС и родов войск готовили сержантские средние училища, а офицеров запаса — специальная школа. 
Венгерская народная армия (Венгерские оборонительные силы). Венгерская народная армия (ВНА) состояла из Сухопутных войск, ВВС и Войск ПВО страны. Воинская обязанность распространялась на всех граждан Венгерской Народной Республики мужского пола в возрасте от 18 до 55 лет. Срок действительной срочной военной службы составлял 18 месяцев. Срок военной службы офицеров и генералов — до 60 лет. 
Личный состав ВНА подразделялся на рядовых, сержантов, под-офицеров, прапорщиков, офицеров и генералов. Сержанты, как правило, готовились из лиц срочной службы в учебных подразделениях частей, и по окончании службы им предоставлялось право заключать договор на сверхсрочную службу. Подофицерский состав комплектовался из лиц, избравших военную службу своей профессией и прошедших специальную подготовку на учебных базах видов и родов войск. Офицерский корпус готовился в высших общевойсковом, инженерном и авиационном училищах. Свои знания офицеры всех родов войск повышали в Военной академии имени Миклоша Зриньи. 
Национальная народная армия Германской Демократической Республики. В состав Национальной народной армии (ННА) входили 3 вида вооруженных сил: сухопутные войска, ВВС и войска ПВО, народный ВМФ. Они в свою очередь подразделялись на рода войск, специальные войска и службы. 
Всеобщая воинская обязанность распространялась на всех граждан республики — мужчин в возрасте от 18 до 50 лет. При мобилизации и в военное время на службу могли быть призваны и женщины в возрасте от 18 до 50 лет. 
Военнослужащие ННА подразделялись на категории: военнослужащие срочной военной службы; солдаты, унтер-офицеры сверхсрочной службы и офицеры, служившие в армии по контракту; кадровые унтер-офицеры, прапорщики и офицеры. 
Будущие офицеры получали образование в высших военных училищах. Главным военно-учебным заведением ГДР являлась Военная академия имени Фридриха Энгельса в Дрездене. Значительная часть офицеров ННА обучалась в советских военно-учебных заведениях. 
Войско Польское. В своем составе Войско Польское имело: сухопутные войска; войска ВВС и ПВО страны; ВМФ. Территория страны была разделена на 3 военных округа: Поморский, Сленский и Варшавский. 
Согласно закону о всеобщей обязанности по обороне 1967 г. граждане Польши, достигшие 19-летнего возраста, призывались на 2 года. Войско Польское располагало высококвалифицированными военными кадрами. 
К числу кадрового состава армии относились: сержанты (под-офицеры); хорунжие (прапорщики); офицеры; генералы. Кадровый состав ВМФ подразделялся на младших и старших подофице-ров, хорунжих ВМФ, офицеров ВМФ и адмиралов. 
Офицерский состав Войска Польского готовился в 4 военных академиях, 8 высших офицерских училищах с 4-летним курсом обучения и центрах подготовки и совершенствования военных кадров, а подофицерский состав — в профессиональных подофи-церских училищах по видам ВС и родам войск. Часть офицеров Войска Польского проходила подготовку в военных учебных заведениях Советского Союза, ГДР, ЧССР и ВНР. 
Армия Румынии. ВС Румынии являлись основой национальной системы обороны государства. В подчинении министерства национальной обороны находились: сухопутные войска; войска ПВО страны; ВВС; ВМФ. 
Личный состав армии подразделялся на военнослужащих срочной службы; военнослужащих с сокращенным сроком службы; постоянные кадры, которые включали: корпуса офицеров, военных мастеров, подофицеров, а также служащих армии, курсантов военных училищ. 
Чехословацкая народная армия (ЧНА). В ее состав входили сухопутные войска, ВВС и войска ПВО страны. Территория страны в военно-административном отношении делилась на 2 военных округа — Западный и Восточный. 
ЧНА комплектовалась в соответствии с принятым в стране законом о всеобщей воинской обязанности. Порядок прохождения службы в основном был таким же, как и в других армиях стран ОВД. Студенты вузов призывались на срочную службу после окончания учебы. 
Офицерские кадры для командных, технических и тыловых должностей готовились в военных академиях и высших военных школах. Корпус прапорщиков комплектовался военнослужащими, окончившими средние военные школы или специальные курсы, а также сверхсрочниками и военнообязанными запаса с общим средним образованием. 
В рамках ОВД осуществлялось скоординированное планирование развития ВС стран—участниц, проводились совместные учения и маневры. Военное содружество социалистических стран было не беспроблемным. В 1956 г. советские войска, размещенные в Венгрии и введенные из приграничных военных округов, участвовали в подавлении в Будапеште и других городах страны вооруженного восстания прозападных групп населения, недовольных политикой правящей Венгерской партии трудящихся. В 1968 г. разразился политический кризис в Чехословакии, для преодоления которого в страну были введены войска других стран—участниц Варшавского Договора (СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР и Польши). 
В связи с происходившими на рубеже 90-х гг. XX в. глубокими переменами в СССР и Восточной Европе государства—участники Варшавского Договора в ходе московского совещания ПКК 7 июня 1990 г. решили упразднить военные органы и структуры ОВД к 31 марта 1991 г. В Будапеште 25 февраля 1991 г. состоялось внеочередное и последнее совещание ПКК ОВД, на котором единогласно был принят и подписан Протокол о прекращении действия военных соглашений, заключенных в рамках ОВД, и упразднении его военных структур с 31 марта 1991 г. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                Противоборство блоков

 

Холодная  война довела до невиданных размеров милитаризм в политике и мышлении. Все в мировой политике стали  оценивать с точки зрения соотношения  военной силы, баланса вооружений. Западные страны приняли на вооружение блоковую стратегию, которая на долгие годы сохраняла конфронтацию в международных  отношениях. Большинство государств, принявших «план Маршалла», подписали  в апреле 1949 г. Североатлантический  договор (НАТО). Были созданы объединенные вооруженные силы под командованием  американских военачальников. Создание замкнутой военно-политической группировки  идеологизированного характера, направленной, по существу, против СССР и его союзников, оказало негативное влияние на развитие международных отношений. 
Политика США «с позиции силы» встретила жесткую ответную реакцию СССР и вызвала обострение международной напряженности. В 1949 г. была ликвидирована атомная монополия США. После создания термоядерного оружия в 50-е годы, а вслед за тем средств его доставки к цели (межконтинентальных баллистических ракет) СССР приложил максимум усилий для достижения военно-стратегического паритета с США, который осуществился на рубеже 60–70 годов. Росло количество военных блоков. В 1951 г. возникла военно-политическая группировка АНЗЮС. Был заключен «договор безопасности» между США и Японией. В 1954 г. был создан блок СЕАТО. В 1955 г. была образована еще одна замкнутая группировка – Багдадский пакт. После выхода из него Ирака этот блок стал называться СЕНТО. Опасаясь за свою безопасность, СССР и страны Центральной и Юго-Восточной Европы в ответ на соглашение западных стран о ремилитаризации ФРГ и принятиe ее в НАТО заключили в мае 1955 г. в Варшаве многосторонний Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Государства, подписавшие Договор, предусмотрели оказание немедленной помощи всеми средствами в случае вооруженного нападения в Европе на одно или несколько государств – участников Варшавского Договора. Огромную опасность для мира на Земле таили в себе международные конфликты в различных регионах, угрожавшие перерастанием их в войну. В июне 1950 г. вспыхнула война в Корее, продолжавшаяся три года. В течение восьми послевоенных лет Франция вела войну в Индокитае. Самый опасный международный кризис возник осенью 1962 г. в связи с обстановкой вокруг Кубы, поставившей человечество на грань ядерной войны. Карибский кризис был разрешен благодаря достижению компромисса между СССР и США. Затяжной характер приобрела агрессия США в Индокитае. Это была самая жестокая война второй половины XX века. Вьетнам превратился в испытательный полигон самых изощренных средств ведения войны, созданных высокоразвитыми промышленными технологиями США. Попытка США вовлечь в войну своих союзников и придать ей характер международной акции провалилась. Однако некоторые страны участвовали в войне на стороне США. Огромная помощь, оказанная Вьетнаму СССР, поддержка вьетнамского народа всеми силами вынудили США пойти на заключение соглашения о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме. Однако в эти трудные десятилетия человечество все более четко осознавало, что новая мировая война не является неизбежной, что усилия прогрессивных сил могут остановить сползание человечества к ядерной катастрофе. 50–60-е годы ознаменовались невиданной по масштабам гонкой вооружений. Огромные материальные, интеллектуальные и иные ресурсы растрачивались на разработку и производство все новых средств ведения войны. В то же время крайне остро не хватало их для решения социально-экономических проблем в большинстве стран мира. В 1960 г. СССР предложил Сессии Генеральной Ассамблеи ООН рассмотреть основные положения договора о всеобщем и полном разоружении государств под строгим международным контролем. Западные страны отклонили эту -инициативу, однако, первый шаг к потеплению международных отношений был сделан. В августе 1963 г. Великобритания, СССР и США подписали в Москве Договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. Постоянно усиливающаяся гонка вооружений, в особенности ядерных, подводила человечество к роковой черте, нужны были огромные усилия, чтобы остановить этот негативный процесс. Активная позиция СССР и его союзников, направленная на оздоровление международной обстановки, усилия движения неприсоединения, политический реализм руководителей ряда западных стран принесли положительные результаты. С начала 70-х годов международные отношения вступили в полосу разрядки. В марте 1970 г. вступил в силу Договор о нераспространении ядерного оружия. К началу 90-х годов его подписали более 135 государств. Для европейского региона важное значение имел Договор между СССР и ФРГ, заключенный в августе 1970 г.В 1972–1974 г. велись интенсивные переговоры на высшем уровне между СССР и США, которые привели к подписанию ряда важных политических документов. «Основы взаимоотношений между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки» содержали платформу перевода двусторонних отношений на качественно новый уровень их радикального улучшения.В этот же период был заключен Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО), подписано Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (OCB-1).Улучшение отношений между двумя сверхдержавами создало предпосылки для укрепления безопасности и развития межгосударственного сотрудничества на Европейском континенте. Немаловажное значение имело изменение позиции ФРГ по вопросам европейской политики.Коалиционное правительство социал-демократов предложило «новую восточную политику», стержнем которой было признание сложившихся в Европе послевоенных реальностей и нормализация отношений с СССР и странами Восточной Европы. Это дало толчок развитию процесса укрепления общеевропейской безопасности. Руководители 35 государств подписали Заключительный акт, в котором зафиксированы согласованные принципы взаимоотношений стран – участниц Совещания, определены содержание и формы сотрудничества между ними, меры по уменьшению опасности возникновения вооруженных конфликтов. 70–80-е годы были отмечены беспрецедентным ростом промышленных, научно-технических связей западных стран с СССР и другими социалистическими странами. Перспективные программы и соглашения с СССР заключили Франция, Великобритания, Австрия, Италия, Бельгия, Норвегия, Швеция, Греция, ФРГ и ряд других государств. Однако нельзя не отметить, что в конце 70-начале 80-х годов международная обстановка обострилась. Политический курс США в отношении СССР резко ужесточился с приходом к власти в январе 1981 г. администрации Р.Рейгана. В марте 1983 г. он выступил со стратегической оборонной инициативой (СОИ). Напряженность достигла кульминации осенью 1983 г. в результате того, что над территорией СССР был сбит южно-корейский авиалайнер с пассажирами на борту.Рост международной напряженности был связан также с внешнеполитическим курсом США и других западных стран. Сферой жизненно важных интересов США были объявлены почти все регионы планеты. Многие испытали на себе политическое, экономическое, а зачастую и военное давление США. В конце 70-начале 80-х годов объектами вмешательства становились Иран, Ливан, Ливия, Никарагуа, Сальвадор, Гренада и другие страны. Усилилась напряженность и в связи с вводом ограниченного контингента советских войск в Афганистан. Перемены, происшедшие в СССР с приходом к власти в 1985 г. новых руководителей, позволили обосновать на государственном уровне основы нового политического мышления и приступить к их практическому осуществлению. Новая философия мира пробивала себе дорогу, воплощаясь в конкретных -шагах. Реальным подтверждением этому явилось развитие и углубление политического диалога между СССР и США по всем узловым вопросам мировой политики и двусторонних отношений.Советско-американские переговоры на высшем уровне в Женеве (1985 г.), Рейкьявике (1986 г.), Вашингтоне (1987 г.) и Москве (1988 г.) привели к важному результату. В декабре 1987 г. был подписан, а в июне 1988 г. вступил в действие Договор РОСМД. Это первое в истории соглашение, предусматривающее уничтожение двух классов ядерных вооружений при строгом международном контроле. Результатом явилось значительное улучшение советско-американских отношений. Дальнейшее их качественное развитие произошло в результате переговоров на высшем уровне в Вашингтоне (май – июнь 1990 г.) и в Москве (июль 1991 г.). Исключительное значение имело подписание двустороннего договора об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений. Впоследствии в международных делах возникли новые острые проблемы. Распад Югославской Федерации, а затем и СССР привел к возникновению новых региональных конфликтов, которые не урегулированы до настоящего времени. Изменилась геополитическая ситуация в мире, прекратила свое существование система международных отношений между социалистическими государствами. Страны Восточной Европы переориентировались на Запад. В июле 1997 г. на саммите НАТО в Мадриде было принято решение о расширении альянса за счет трех государств бывшего Варшавского Договора – Чехии, Польши и Венгрии. Приближение военной структуры НАТО к большинству государств СНГ может изменить геополитическую обстановку, способно подорвать систему договоров по ограничению вооружений. Такое развитие событий может осложнить создание новой структуры Европы, дестабилизировать всю систему международных отношений.

Информация о работе Образование военно-политических блоков после Второй Мировой войны