Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 14:56, доклад
Темой работы является «Создание военных блоков во второй половине XX века и их влияние на экономическое развитие стран». Первые и последующие послевоенные десятилетия вошли в историю как период «холодной войны», период острого советско-американского противостояния, не раз приводящего мир на грань войны «горячей».
-введение
-содержание:
Предпосылки создания военных блоков.
Организации Организации Североатлантического Договора (НАТО) и других агрессивных блоков .
Организация Варшавского Договора
Противоборство блоков
-заключение
- список литературы
НОУ ВПО Пермский гуманитарно-технологический институт
ДОКЛАД
ОБРАЗОВАНИЕ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ БЛОКОВ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.
по курсу «История»
Пермь 2012
-введение
-содержание:
-заключение
- список литературы
Темой работы
является «Создание военных блоков во
второй половине XX века и их влияние на
экономическое развитие стран». Первые
и последующие послевоенные десятилетия
вошли в историю как период «холодной
войны», период острого советско-американского
противостояния, не раз приводящего мир
на грань войны «горячей». «Холодная война»
- закономерный этап советско-американских
отношений, сформировавшийся в условиях
послевоенной «делёжки» мира, стремлении
создать «свою зону влияния» на как можно
большей территории, которая представляет
экономический и военный интерес. Столкновение
интересов США и СССР предопределило международную
политику на многие годы вперёд. В этом
и заключается её актуальность на сегодняшний
день.
Предпосылки создания военных блоков.
После второй
мировой войны важнейшим
В июле – октябре 1946 г. проходила Парижская
мирная конференция, которая рассмотрела
подготовленные СМИД (СОВЕТ МИНИСТРОВ
ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ , международный орган,
учрежден в 1945 по решению Берлинской конференции
1945 в составе министров иностранных дел
СССР, США, Великобритании, Франции и Китая
для проведения подготовительной работы
по мирному урегулированию после окончания
2-й мировой войны. Состоялось 6 сессий
СМИД (последняя в 1949).) проекты мирных договоров с бывшими
европейскими союзниками гитлеровской
Германии – Болгарией, Венгрией, Италией,
Румынией, Финляндией. 10 февраля 1947 г. они
были подписаны.
Договоры восстанавливали довоенные границы
с некоторыми изменениями. Определялся
также объем репараций, порядок возмещения
ущерба, причиненного союзным государствам.
Политические статьи обязывали обеспечить
всем гражданам права человека и основные
свободы, не допускать возрождения фашистских
организаций. Активное участие в решении
всех вопросов принимал СССР. В целом мирные
договоры были справедливыми и способствовали
независимому, демократическому развитию
государств, с которыми они заключались.
Тем не менее, выявившиеся разногласия
сделали невозможным мирное урегулирование
германской проблемы на взаимоприемлемой
основе. И в 1949 г. раскол Германии стал
историческим фактом. Отчуждение между
великими державами возрастало. Идеологические
расхождения и различные доктрины стали
играть доминирующую роль в международных
отношениях. Западные страны крайне негативно
относились к тоталитарному социализму.
СССР в свою очередь также враждебно относился
к капитализму. Воздействие сторон на
международные отношения и на более слабых
их субъектов все более возрастало. США
и СССР рассматривали себя лидерами, поставленными
ходом истории во главе сил, отстаивавших
различные общественно экономические
системы.
Резко менялась геополитическая ситуация.
Революция 40-х годов в Восточной Европе,
заключение Советским Союзом с государствами
этого региона договоров о дружбе, сотрудничестве
и взаимной помощи сформировали новую
систему международных отношений. Эта
система была ограничена рамками государств,
развитие которых протекало в условиях
действия сталинской модели социализма
со всеми ее неотъемлемыми чертами.
Обострение отношений и осложнение политической
обстановки в мире происходило и в связи
с поддержкой Советским Союзом справедливой
борьбы колониальных и зависимых стран
за свое освобождение. Метрополии всячески
препятствовали национально освободительному
движению. В 1949 г. победила народная революция
в Китае, приведшая к радикальному изменению
геополитической ситуации в Азии, что
усилило беспокойство США и других западных
стран. Все это укрепило недоверие двух
сверхдержав друг к другу, обострило все
имеющиеся противоречия.
Возникло глобальное соперничество СССР
и США. И речь Черчилля в Фултоне 5 марта
1946 г., и доктрина Трумэна, выдвинутая в
марте 1947 г., были восприняты в СССР как
открытое провозглашение «холодной войны»,
длившейся более 40 лет. За все это время
соперничество двух великих держав не
переросло в горячую войну, что дало основание
именовать этот период «холодной войной».
Она втянула в себя всю планету, расколола
мир на две части, две военно-политические
и экономические группировки, две общественно-экономические
системы. Мир стал биполярным. Возникла
своеобразная политическая логика этого
глобального соперничества – «кто не
с нами, тот против нас». Во всем и везде
каждая сторона видела коварную руку противника.
Организации Североатлантического Договора (НАТО) и других агрессивных блоков .
БЛОК НАТО
Североатлантический
альянс (НАТО) был образован в 1949
году представителями 12 стран: Бельгия,
Канада, Дания, Франция, Исландия, Италия,
Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия,
Великобритания и Соединенные Штаты Америки.
Греция и Турция присоединились в 1952 году;
Федеративная Республика Германии в 1955;Испания
в 1982.Договор северного Атлантического
Альянса, подписанный в Вашингтоне, 4 апреля
1949 года, предусматривал взаимную защиту
и коллективную безопасность, первоначально
против угрозы агрессии со стороны Советского
Союза. Это был первый союз послевоенного
времени, созданный Соединенными штатами
Америки, и представлявший собой союз
капиталистических стран.Поводом для
создания договора был увеличивающий
размах холодной войны.Поскольку Западноевропейские
страны чувствовали себя слишком слабыми
для индивидуальной защиты от советского
союза, они в 1947 году начали создавать
структуру для сотрудничества в защите.
В марте 1948 года 5 стран -Бельгия, Франция,
Люксембург, Нидерланды и Великобритания
подписали Брюссельский договор, который
и стал основой для НАТО годом позже.
Основным принципом НАТО, как и всех военных
союзов, стала статья 5:
"Стороны соглашаются, что вооруженная
атака против одной или более из них, в
Европе или Северной Америке, будет рассматриваться
как атака против их всех". НАТО
разрабатывался в соответствии с 51 статьей
устава Организации Объединенных Наций,
которая предусматривала право коллективной
самозащиты региональными организациями.
Это обязывало нации, входящие в НАТО,
к защите западной Европы и Севера Атлантики;
также договор разрабатывался с целью
углубления политической, экономической
и социальной связи между его членами.
Вооруженные силы НАТО были созданы в
1950 году в ответ на корейскую войну, которая
началась в июне 1950 года, и воспринималась
западными странами, как часть всемирного
коммунистического наступления. Война
-
закончилась перемирием в 1953 г, причем
на тех же позициях, на которых и начиналась.
Главным органом, определяющим политику
НАТО, является североатлантический совет,
который собирается в Брюсселе (до 1967 года,
когда встречи происходили в Париже). Каждая
страна-участник обеспечивает
представителя посольского уровня, и эти
представители встречаются как минимум
раз в неделю. Также совет собирается 2
раза в год на министерском уровне и изредка
на уровне глав государств. Военные вопросы
НАТО рассматривает комитет планирования
защиты. Военный комитет НАТО (под началом
комитета планирования защиты), состоящий
из старших военных представителей каждой
страны-участника НАТО, кроме Исландии,
которая вооруженных сил не имеет, и представлена
гражданским лицом и Франции, которая
вышла в 1966 году из военного союза, оставаясь
при этом участником НАТО, рекомендует
на комитете планирования защиты план
защиты. Вооруженные силы стран-членов
НАТО включают в себя назначенного в мирное
время командира, который в случае войны
будет исполнять на местах приказы военного
комитета. Командиры отвечают за разработку
планов защиты для их областей, для определений
требований к войскам и за проведение
военных учений.
В 1945 г. ВС США являлись самыми многочисленными
и наиболее технически оснащенными среди
армий стран Запада. Как только отгремели
последние залпы Второй мировой войны,
США стали открыто провозглашать свои
претензии на мировое господство. Уже
в декабре 1945 г. американский президент
Г. Трумэн в своем послании конгрессу заявил
о том, что США берут на себя ответственность
«за руководство миром». Основой для подобного
заявления были экономическая мощь Соединенных
Штатов Америки и их временная монополия
на атомную бомбу, которая, по мнению Трумэна,
превратила США в «мирового лидера».
В США рождались, получали официальное
признание, финансово-экономическую поддержку
разнообразные теоретические концепции
и практические программы военного строительства.
Появились детально разработанные планы
ведения войны против СССР и его союзников
с применением ядерного оружия. Первый
из них под кодовым названием «Тоэлити»
был утвержден американским конгрессом
уже в конце 1945 г. В последующие годы Вашингтон
неоднократно корректировал свои планы
ядерной войны.5 марта 1946 г. в г. Фултон
прозвучала речь лидера английских консерваторов
У. Черчилля, в которой он открыто призвал
Запад к «крестовому походу» против СССР
и союзных ему стран. Это событие и принято
считать началом «холодной войны» — такое
название получил внешнеполитический
курс, проводимый обеими сторонами в отношении
друг друга в период 2-й половины 40-х —
начала 90-х гг. XX в. Международные проблемы
решались в обстановке гонки вооружений.
Одним из проявлений «холодной войны»
стало формирование военно-политических
блоков.
Деятельность западных политиков сопровождалась
интенсивными военными приготовлениями
и вылилась в создание военных баз в различных
регионах мира. В США обоснованием такой
политики стали «доктрина Трумэна» и «план
Маршалла».
«Доктрина Трумэна» — внешнеполитическая
программа правительства США, изложенная
в послании президента Г. Трумэна конгрессу
12 марта 1947 г., — предусматривала под видом
оказания срочной военной и экономической
помощи Греции и Турции, которым якобы
угрожала коммунистическая опасность,
направить в эти страны вооружение и советников
для обучениях их армий. Спустя два месяца
программа приобрела силу закона. С Грецией
и Турцией были заключены соглашения и
выделено 400 млн долл. По существу «доктрина
Трумэна» явилась не только средством
вмешательства США во внутренние дела
этих стран и превращения их территорий
в военно-стратегический плацдарм Соединенных
Штатов Америки против СССР и других стран,
но и прямым актом политики «холодной
войны».
Логическим продолжением и развитием
«доктрины Трумэна» стал «план Маршалла»
(1947) — программа так называемого восстановления
и развития стран Западной Европы, а по
сути усиления их военно-политической
зависимости от США, постепенного превращения
их территорий в плацдарм для подготовки
агрессии против СССР и других социалистических
стран. Реализация «плана Маршалла» стала
фундаментом для создания военно-политического
союза. Правящие круги. Соединенных Штатов
Америки вынашивали планы по организации
широкого антикоммунистического блока
под своей эгидой с целью ускорить темпы
и масштабы военных приготовлений стран
Запада. В марте 1948 г. совет национальной
безопасности США принял меморандум №
7, где отмечалось, что победа над мировым
коммунизмом во главе с СССР «имеет жизненно
важное значение для безопасности Соединенных
Штатов Америки». 4 апреля 1949 г. США, Великобритания,
Франция, Италия, Канада, Исландия, Норвегия,
Дания, Нидерланды, Бельгия, Люксембург
и Португалия подписали в Вашингтоне Североатлантический
пакт, чем оформили создание НАТО. В 1952
г. в НАТО вступили Греция и Турция, в 1955
г. — ФРГ, в 1982 г. — Испания, в 1999 г. — Польша,
Чешская Республика, Венгрия, в 2004 г. —
Болгария, Румыния, Словакия, Словения,
Литва, Латвия и Эстония.
С момента создания НАТО выявилась тенденция
насильственного установления мирового
англо-американского господства. С учетом
состава участников этого блока планирование
войны против СССР предполагало использование
людских и военно-экономических потенциалов
целого ряда стран Западной Европы и Турции.
В 1949 г. был принят американский план войны
против СССР под кодовым названием «Дропшот».
Конечная цель войны — ликвидация социалистического
строя в СССР, оккупация и расчленение
его территории на отдельные зоны — западную,
украинско-кавказскую, западно-сибирско-уральско-
Военно-блоковая политика США распространилась
и на Тихий океан. 1 сентября 1951 г. в Сан-Франциско
между Австралией, Новой Зеландией и США
был подписан Тихоокеанский пакт о создании
военно-политического блока АНЗЮС (ANZUS
—Договор о безопасности, именуемый по
первым буквам названий входящих в него
стран - Австралии, Новой Зеландии и США),
Договор содержит 11 статей. Целями АНЗЮС
являются: укрепление мира и безопасности
на Тихом океане, открытое и формальное
заявление о единстве как предупреждение
потенциальному агрессору, гарантия взаимопомощи
в случае нападения на одного из государств-членов
в Тихоокеанском регионе, взаимные консультации
при возникновении угрозы территориальной
целостности, политической независимости
или безопасности одного из участников
договора в Тихоокеанском регионе, координация
усилий по коллективной обороне с целью
обеспечения мира и безопасности, направленный
против социалистических стран и освободительного
движения в странах Юго-Восточной Азии.
Пакт вступил в силу в апреле 1952 г.
В 1954 г. в Юго-Восточной Азии представители
США, Великобритании, Франции, Австралии,
Новой Зеландии, Таиланда, Филиппин и Пакистана
создали новый военный блок СЕАТО(SEATO -
сокр. от South-East Asia Treaty Organization - Организация
договора о Юго-Восточной Азии) - созданный
по инициативе США военно-политич. союз,
гл. задачей к-рого является борьба с нац.-освободит.
движением в странах Юго-Вост. Азии. В СЕАТО
входят США, Англия, Франция, Австралия,
Новая Зеландия, Пакистан, Таиланд и Филиппины,
подписавшие 8 сент. 1954 договор (вступил
в силу 19 февр. 1955) на конференции в г. Маниле
(пр-ва Индии, Индонезии, Бирмы, Цейлона
отвергли предложение принять участие
в Манильской конференции). Манильский
договор состоит из преамбулы, 11 статей
и оговорки США о "коммунистической
агрессии". Центр. место в договоре занимает
ст. 4. Эта статья обязывает страны - участницы
СЕАТО принимать совместные меры не только
в ответ на вооруж. нападение, но и в том
случае, "если неприкосновенность или
целостность территории, или суверенитет
и политическая независимость" одного
из них будут "поставлены под угрозу
каким-либо иным путем, кроме вооруженного
нападения, или если на нее влияет или
ей угрожает какой-либо другой факт или
ситуация". Т. о. странам, подписавшим
Манильский договор, предоставляется
право вмешиваться во внутр. дела гос-в
- участников СЕАТО. Ст. 8 указывает, что
это "право" может быть распространено
на любую страну или территорию, не являющуюся
участником этого военного блока. Вопреки
решениям Женевского совещания 1954 о принципах
политического урегулирования в Лаосе,
Камбодже и Вьетнаме и об уважении их суверенитета,
участники совещания в Маниле подписали
дополнительный протокол, распространяющий
на Лаос, Камбоджу и Южный Вьетнам действие
Манильского протокола.Образование агрессивного
воен. блока в Азии вызвало резкие протесты
во многих странах. В Заявлении МИД СССР
от 15 сент. 1954 указывалось, что "Советское
правительство не может рассматривать
конференцию в Маниле и подписание Договора
об обороне Юго-Восточной Азии? иначе,
как действия, направленные против интересов
безопасности в Азии и на Дальнем Востоке
и, вместе с тем, против интересов свободы
и национальной независимости народов
Азии".Агрессивные империалистич. силы
во главе с США неоднократно использовали
СЕАТО, поддерживая реакционные группировки
в Лаосе, Камбодже, Индонезии, Юж. Вьетнаме
и др. р-нах Юго-Вост. Азии. Ежегодные воен.
маневры участников СЕАТО служат для США
средством оказания военно-политич. давления
на страны, расположенные в сфере действия
этого блока. Между его участниками обостряются
противоречия. Так, напр., пр-во Франции,
выдвинувшее в 1963 идею нейтрализации стран
быв. Индокитая, неоднократно выступало
против интервенции США во Вьетнаме и
ряда других аспектов политики США в Азии.
Франция отозвала (1966) своих офицеров из
военных орг-ций блока. С критикой нек-рых
сторон политики США выступил Пакистан.
Эскалация воен. действий США против ДРВ
и вооруж. сил Нац. фронта борьбы за освобождение
Южного Вьетнама сопровождается дальнейшим
углублением разногласий между гос-вами
- членами СЕАТО.Высший руководящий орган
С. - Совет СЕАТО, в к-рый входят мин. иностр.
дел стран - участниц блока. Сессии Совета,
на к-рых принимаются наиболее важные
решения, обычно проводятся раз в год.
Постоянный орган СЕАТО - Совет представителей,
во главе к-рого стоит ген. секретарь (с
1965 - филиппинец Хесус Варгас). В рамках
организации действуют группа воен. советников
и 3 постоянных к-та (по экономич. вопросам,
по борьбе с т. н. "подрывной деятельностью"
и по вопросам информации, культуры и труда).
Штаб-квартира СЕАТО находится в г. Банкок
(Таиланд)), договор о котором вступил в
силу в феврале 1955 г. Позднее Великобритания,
Турция, Иран, Ирак и Пакистан создали
еще одну агрессивную военно-политическую
группировку государств на Ближнем и Среднем
Востоке — Багдадский пакт, реорганизованный
в 1959 г. в блок СЕНТО(Организация центрального
договора, СЕНТО (англ. The Central Treaty Organization — CENTO),
военно-политическая группировка на Ближнем
и Среднем Востоке, созданная по инициативе
Великобритании и США с 1955 по 1979; её участники —
Великобритания, Иран, Пакистан и Турция.
США не являлись формально членом СЕНТО,
входя (с 1957) в её основные комитеты.Начало
деятельности СЕНТО было положено заключением
в Багдаде 24 февраля 1955 военного пакта
между Ираком (в 1958 вышел из организации)
и Турцией, к которому присоединились
4 апреля Великобритания, 23 сентября Пакистан,
3 ноября Иран. В 1959 США подписали с Ираном,
Пакистаном и Турцией двусторонние соглашения
о сотрудничестве против прямой или косвенной
«коммунистической агрессии». Эти соглашения
стали играть определяющую роль в деятельности
СЕНТО, направленной против просоветских,
антизападных и прочих «подрывных» сил
в районе действия этой организации. Участники
СЕНТО регулярно проводили военно-морские,
военно-воздушные и сухопутные манёвры.В
60 — начале 70-х гг. между странами, входящими
в СЕНТО, обнаружились разногласия. Некоторые
из азиатских участников блока осудили
курс правительства Израиля, поддержанного
США и др. западными державами, и выступили
за усиление в рамках блока экономического
сотрудничества, считая такое сотрудничество
одной из важнейших задач организации.Главные
органы СЕНТО — Постоянный совет министров
(сессии проводились ежегодно), Секретариат
(генеральный секретарь с 1971 Н. Ассар, Иран)
и 4 комитета (военный, по борьбе с «подрывной
деятельностью», экономический и связи);
имелся Объединённый штаб военного планирования
блока, а также ряд подкомитетов и технических
групп. Штаб-квартира — в Анкаре до 1979 года,
когда Исламская революция в Иране сделалa
существование СЕНТО бессмысленным.).
Вся эта система блоков и пактов, как показывала
их деятельность, имела откровенно выраженную
антисоветскую направленность.
В октябре 1954 г. западные державы подписали
так называемые Парижские соглашения,
которыми было предусмотрено вовлечение
ФРГ в Североатлантический пакт с предоставлением
ей права возобновления военного производства
и создания собственных ВС численностью
500 тыс. человек. Армию Западной Германии
предполагалось вновь нацелить против
СССР.
Весной 1955 г. парламенты западных стран
ратифицировали Парижские соглашения,
что резко осложнило международную обстановку
и усилило опасность развязывания новой
мировой войны. Политика возрождения германского
милитаризма лидерами ФРГ была воспринята
как политика реванша. В этих условиях
социалистический лагерь уже не мог довольствоваться
двусторонними договорами и на их основе
в полной мере обеспечивать свою безопасность.
Возникла необходимость противопоставить
блоковой политике Запада объединенную
силу государств Восточной Европы.
Организация Варшавского Договора
14
мая 1955 г. в Варшаве на совещании
глав правительств Болгарии, Венгрии,
Германской Демократической Республики
(ГДР), Польши, Румынии, СССР, Чехословакии
и Албании1 был подписан Договор
о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи,
вошедший в историю как Варшавский Договор.
Он был рассчитан на 20 лет, а для тех участников,
которые за год до истечения срока не заявят
о его денонсации, Договор оставался в
силе еще на 10 лет. В 1985 г. высшие государственные
деятели стран — участниц Варшавского
Договора подписали в Варшаве протокол
о продлении срока действия Договора еще
на 20 лет с возможностью сохранить его
силу и на последующие 10 лет.
Целью Варшавского Договора явилось принятие
мер по обеспечению своей безопасности
и поддержанию мира в Европе. В соответствии
с Уставом ООН договаривающиеся стороны
обязывались воздерживаться от угрозы
применения силы и разрешать международные
споры мирными средствами.
Высшим политическим органом Организации
Варшавского Договора (ОВД) стал Политический
Консультативный Комитет (ПКК). Он рассматривал
общие вопросы, относящиеся к укреплению
обороноспособности и к организации Объединенных
вооруженных сил (ОВС), которые составляли
основу военной организации ОВД.
В Объединенное командование входили
Главнокомандующий ОВС, начальник Штаба
ОВС, заместители Главнокомандующего.
Первым Главнокомандующим ОВС стал Маршал
Советского Союза И.С. Конев (1955-1960).
Контингента войск и сил, выделяемых каждой
страной в состав ОВС, в мирное время оставались
в подчинении своих национальных командований,
а их деятельность регламентировалась
соответствующими законами, положениями
и воинскими уставами своих стран. При
начале агрессии выделенные войска и силы
предназначались для ведения совместных
действий в составе коалиционных группировок.
Штаб ОВС был образован в мае 1955 г. Он первоначально
состоял только из советских генералов
и офицеров и до 1969 г. составлял структурное
подразделение Генерального штаба ВС
СССР. Первым начальником Штаба ОВС являлся
генерал армии А.И. Антонов (1955—1962). В 1969
г. был создан самостоятельный Штаб ОВС,
ставший рабочим органом Комитета министров
обороны (КМО) ОВД.
С согласия правительств государств—участников
ОВД в союзные армии были направлены представители
Главнокомандующего ОВС. На эти должности
назначались видные советские военачальники,
которые оказывали национальным командованиям
помощь в подготовке войск (сил), выделенных
в состав ОВС, и являлись связующим звеном
между Объединенным и национальными командованиями.
Структура органов ОВД и ОВС с расширением
и углублением сотрудничества союзных
стран постоянно совершенствовалась.
17 марта 1969 г. в Будапеште на совещании
ПКК были утверждены Положение о Комитете
министров обороны, новое Положение об
Объединенных вооруженных силах и Объединенном
командовании, а также Положение о Военном
совете, соглашение об организации единой
системы ПВО и другие документы.
В состав КМО вошли министры обороны союзных
государств, Главнокомандующий и начальник
Штаба ОВС. Это был консультативный орган,
который вырабатывал рекомендации и предложения
по военным вопросам общего характера
и вносил их на рассмотрение ПКК или правительств
союзных стран.
В новом Положении об Объединенных вооруженных
силах нашли отражение политические и
военные обязательства союзных государств,
основные права и обязанности национальных
командований в отношении своих войск
(сил), выделенных в состав ОВС, а также
основы планирования оперативного использования
войск.
В связи с этим значительно возросли роль
и состав Штаба ОВС, расширился и круг
решаемых им задач. Штаб ОВС стал комплектоваться
за счет генералов, адмиралов и офицеров
союзных армий по принципу пропорционального
представительства, что в большей степени
соответствовало новым требованиям.
Для организации и руководства системой
противовоздушной обороны государств—участников
ОВД был назначен заместитель Главнокомандующего
ОВС по ПВО — командующий Единой системой
ПВО стран Варшавского Договора Маршал
Советского Союза П.Ф. Батицкий (1969-1978).
Начал действовать Технический комитет
ОВС, предназначенный для решения задач,
связанных с развитием и совершенствованием
вооружения и военной техники, их стандартизацией
и унификацией. Комитет комплектовался
из представителей всех союзных армий.
Его возглавил заместитель Главнокомандующего
ОВС по вооружению генерал-лейтенант И.В.
Степанюк (1969—1975).
Для обеспечения более широкого участия
руководящего состава министерств обороны
государств—участников ОВД в коллективном
обсуждении принципиальных вопросов развития
ОВС был учрежден Военный совет в составе:
Главнокомандующий ОВС, начальник Штаба
ОВС и заместители Главнокомандующего
ОВС от союзных армий, командующий Единой
системой ПВО, начальник Технического
комитета и секретарь Военного совета.
В дальнейшем структура руководящих органов
ОВС существенно не менялась и лишь решением
ПКК от 23 ноября 1978 г. были введены должности
заместителей Главнокомандующего ОВС:
по ВВС — генерал-полковник авиации А.Н.
Катрич (1978—1986), по ВМФ — адмирал В.В. Михайлин
(1978—1983). Таким образом, ОВС стали в себя
включать не только сухопутные войска
и войска противовоздушной обороны, но
и военно-воздушные силы, военно-морские
флоты.
Восточноевропейские страны, союзные
СССР, располагали армиями, которые имели
как общие черты, так и своеобразие, обусловленное
спецификой национального военного строительства.
Болгарская народная армия. Строительство
Болгарской народной армии (БНА) осуществлялось
в соответствии с положениями национальной
военной доктрины. В состав БНА входили:
сухопутные войска; войска ПВО и ВВС; ВМФ.
В Болгарии также имелись пограничные,
строительные и железнодорожные войска.
Комплектование БНА осуществлялось в
соответствии с законом о всеобщей воинской
службе, согласно которому все граждане
страны, достигшие 18 лет и годные по состоянию
здоровья, призывались на действительную
военную службу сроком на 2 года.
Офицерские кадры для БНА готовились в
военно-учебных заведениях. Младший командный
состав для всех видов ВС и родов войск
готовили сержантские средние училища,
а офицеров запаса — специальная школа.
Венгерская народная армия (Венгерские
оборонительные силы). Венгерская народная
армия (ВНА) состояла из Сухопутных войск,
ВВС и Войск ПВО страны. Воинская обязанность
распространялась на всех граждан Венгерской
Народной Республики мужского пола в возрасте
от 18 до 55 лет. Срок действительной срочной
военной службы составлял 18 месяцев. Срок
военной службы офицеров и генералов —
до 60 лет.
Личный состав ВНА подразделялся на рядовых,
сержантов, под-офицеров, прапорщиков,
офицеров и генералов. Сержанты, как правило,
готовились из лиц срочной службы в учебных
подразделениях частей, и по окончании
службы им предоставлялось право заключать
договор на сверхсрочную службу. Подофицерский
состав комплектовался из лиц, избравших
военную службу своей профессией и прошедших
специальную подготовку на учебных базах
видов и родов войск. Офицерский корпус
готовился в высших общевойсковом, инженерном
и авиационном училищах. Свои знания офицеры
всех родов войск повышали в Военной академии
имени Миклоша Зриньи.
Национальная народная армия Германской
Демократической Республики. В состав
Национальной народной армии (ННА) входили
3 вида вооруженных сил: сухопутные войска,
ВВС и войска ПВО, народный ВМФ. Они в свою
очередь подразделялись на рода войск,
специальные войска и службы.
Всеобщая воинская обязанность распространялась
на всех граждан республики — мужчин в
возрасте от 18 до 50 лет. При мобилизации
и в военное время на службу могли быть
призваны и женщины в возрасте от 18 до
50 лет.
Военнослужащие ННА подразделялись на
категории: военнослужащие срочной военной
службы; солдаты, унтер-офицеры сверхсрочной
службы и офицеры, служившие в армии по
контракту; кадровые унтер-офицеры, прапорщики
и офицеры.
Будущие офицеры получали образование
в высших военных училищах. Главным военно-учебным
заведением ГДР являлась Военная академия
имени Фридриха Энгельса в Дрездене. Значительная
часть офицеров ННА обучалась в советских
военно-учебных заведениях.
Войско Польское. В своем составе Войско
Польское имело: сухопутные войска; войска
ВВС и ПВО страны; ВМФ. Территория страны
была разделена на 3 военных округа: Поморский,
Сленский и Варшавский.
Согласно закону о всеобщей обязанности
по обороне 1967 г. граждане Польши, достигшие
19-летнего возраста, призывались на 2 года.
Войско Польское располагало высококвалифицированными
военными кадрами.
К числу кадрового состава армии относились:
сержанты (под-офицеры); хорунжие (прапорщики);
офицеры; генералы. Кадровый состав ВМФ
подразделялся на младших и старших подофице-ров,
хорунжих ВМФ, офицеров ВМФ и адмиралов.
Офицерский состав Войска Польского готовился
в 4 военных академиях, 8 высших офицерских
училищах с 4-летним курсом обучения и
центрах подготовки и совершенствования
военных кадров, а подофицерский состав
— в профессиональных подофи-церских
училищах по видам ВС и родам войск. Часть
офицеров Войска Польского проходила
подготовку в военных учебных заведениях
Советского Союза, ГДР, ЧССР и ВНР.
Армия Румынии. ВС Румынии являлись основой
национальной системы обороны государства.
В подчинении министерства национальной
обороны находились: сухопутные войска;
войска ПВО страны; ВВС; ВМФ.
Личный состав армии подразделялся на
военнослужащих срочной службы; военнослужащих
с сокращенным сроком службы; постоянные
кадры, которые включали: корпуса офицеров,
военных мастеров, подофицеров, а также
служащих армии, курсантов военных училищ.
Чехословацкая народная армия (ЧНА). В
ее состав входили сухопутные войска,
ВВС и войска ПВО страны. Территория страны
в военно-административном отношении
делилась на 2 военных округа — Западный
и Восточный.
ЧНА комплектовалась в соответствии с
принятым в стране законом о всеобщей
воинской обязанности. Порядок прохождения
службы в основном был таким же, как и в
других армиях стран ОВД. Студенты вузов
призывались на срочную службу после окончания
учебы.
Офицерские кадры для командных, технических
и тыловых должностей готовились в военных
академиях и высших военных школах. Корпус
прапорщиков комплектовался военнослужащими,
окончившими средние военные школы или
специальные курсы, а также сверхсрочниками
и военнообязанными запаса с общим средним
образованием.
В рамках ОВД осуществлялось скоординированное
планирование развития ВС стран—участниц,
проводились совместные учения и маневры.
Военное содружество социалистических
стран было не беспроблемным. В 1956 г. советские
войска, размещенные в Венгрии и введенные
из приграничных военных округов, участвовали
в подавлении в Будапеште и других городах
страны вооруженного восстания прозападных
групп населения, недовольных политикой
правящей Венгерской партии трудящихся.
В 1968 г. разразился политический кризис
в Чехословакии, для преодоления которого
в страну были введены войска других стран—участниц
Варшавского Договора (СССР, Болгарии,
Венгрии, ГДР и Польши).
В связи с происходившими на рубеже 90-х
гг. XX в. глубокими переменами в СССР и
Восточной Европе государства—участники
Варшавского Договора в ходе московского
совещания ПКК 7 июня 1990 г. решили упразднить
военные органы и структуры ОВД к 31 марта
1991 г. В Будапеште 25 февраля 1991 г. состоялось
внеочередное и последнее совещание ПКК
ОВД, на котором единогласно был принят
и подписан Протокол о прекращении действия
военных соглашений, заключенных в рамках
ОВД, и упразднении его военных структур
с 31 марта 1991 г.
Холодная
война довела до невиданных размеров
милитаризм в политике и мышлении.
Все в мировой политике стали
оценивать с точки зрения соотношения
военной силы, баланса вооружений.
Западные страны приняли на вооружение
блоковую стратегию, которая на долгие
годы сохраняла конфронтацию в международных
отношениях. Большинство государств,
принявших «план Маршалла», подписали
в апреле 1949 г. Североатлантический
договор (НАТО). Были созданы объединенные
вооруженные силы под командованием
американских военачальников. Создание
замкнутой военно-политической группировки
идеологизированного характера, направленной,
по существу, против СССР и его союзников,
оказало негативное влияние на развитие
международных отношений.
Политика США «с позиции силы» встретила
жесткую ответную реакцию СССР и вызвала
обострение международной напряженности.
В 1949 г. была ликвидирована атомная монополия
США. После создания термоядерного оружия
в 50-е годы, а вслед за тем средств его доставки
к цели (межконтинентальных баллистических
ракет) СССР приложил максимум усилий
для достижения военно-стратегического
паритета с США, который осуществился
на рубеже 60–70 годов. Росло количество военных
блоков. В 1951 г. возникла военно-политическая
группировка АНЗЮС. Был заключен «договор
безопасности» между США и Японией.
В 1954 г. был создан блок СЕАТО. В 1955 г. была образована
еще одна замкнутая группировка – Багдадский пакт. После
выхода из него Ирака этот блок стал называться СЕНТО.
Опасаясь за свою безопасность, СССР и
страны Центральной и Юго-Восточной Европы
в ответ на соглашение западных стран
о ремилитаризации ФРГ и принятиe ее в
НАТО заключили в мае 1955 г. в Варшаве многосторонний
Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной
помощи. Государства, подписавшие
Договор, предусмотрели оказание немедленной
помощи всеми средствами в случае вооруженного
нападения в Европе на одно или несколько
государств – участников Варшавского
Договора. Огромную опасность для мира
на Земле таили в себе международные конфликты
в различных регионах, угрожавшие перерастанием
их в войну. В июне 1950 г. вспыхнула война
в Корее, продолжавшаяся три года. В течение
восьми послевоенных лет Франция вела
войну в Индокитае. Самый опасный международный
кризис возник осенью 1962 г. в связи с обстановкой
вокруг Кубы, поставившей человечество
на грань ядерной войны. Карибский кризис был
разрешен благодаря достижению компромисса
между СССР и США. Затяжной характер приобрела
агрессия США в Индокитае. Это была самая
жестокая война второй половины XX века.
Вьетнам превратился в испытательный
полигон самых изощренных средств ведения
войны, созданных высокоразвитыми промышленными
технологиями США. Попытка США вовлечь
в войну своих союзников и придать ей характер
международной акции провалилась. Однако
некоторые страны участвовали в войне
на стороне США. Огромная помощь, оказанная
Вьетнаму СССР, поддержка вьетнамского
народа всеми силами вынудили США пойти
на заключение соглашения о прекращении
войны и восстановлении мира во Вьетнаме.
Однако в эти трудные десятилетия человечество
все более четко осознавало, что новая
мировая война не является неизбежной,
что усилия прогрессивных сил могут остановить
сползание человечества к ядерной катастрофе.
50–60-е годы ознаменовались невиданной
по масштабам гонкой вооружений. Огромные
материальные, интеллектуальные и иные
ресурсы растрачивались на разработку
и производство все новых средств ведения
войны. В то же время крайне остро не хватало
их для решения социально-экономических
проблем в большинстве стран мира. В 1960
г. СССР предложил Сессии Генеральной
Ассамблеи ООН рассмотреть основные положения
договора о всеобщем и полном разоружении
государств под строгим международным
контролем. Западные страны отклонили
эту -инициативу, однако, первый шаг к потеплению
международных отношений был сделан. В
августе 1963 г. Великобритания, СССР и США
подписали в Москве Договор о запрещении ядерных
испытаний в атмосфере, в космическом
пространстве и под водой. Постоянно
усиливающаяся гонка вооружений, в особенности
ядерных, подводила человечество к роковой
черте, нужны были огромные усилия, чтобы
остановить этот негативный процесс. Активная
позиция СССР и его союзников, направленная
на оздоровление международной обстановки,
усилия движения неприсоединения, политический
реализм руководителей ряда западных
стран принесли положительные результаты.
С начала 70-х годов международные отношения
вступили в полосу разрядки. В марте 1970
г. вступил в силу Договор о нераспространении
ядерного оружия. К началу 90-х годов
его подписали более 135 государств. Для
европейского региона важное значение
имел Договор между СССР и ФРГ, заключенный
в августе 1970 г.В 1972–1974 г. велись интенсивные
переговоры на высшем уровне между СССР
и США, которые привели к подписанию ряда
важных политических документов. «Основы взаимоотношений между
Союзом Советских Социалистических Республик
и Соединенными Штатами Америки» содержали
платформу перевода двусторонних отношений
на качественно новый уровень их радикального
улучшения.В этот же период был заключен
Договор между СССР и США об ограничении
систем противоракетной обороны (ПРО),
подписано Временное соглашение о некоторых
мерах в области ограничения стратегических
наступательных вооружений (OCB-1).Улучшение
отношений между двумя сверхдержавами
создало предпосылки для укрепления безопасности
и развития межгосударственного сотрудничества
на Европейском континенте. Немаловажное
значение имело изменение позиции ФРГ
по вопросам европейской политики.Коалиционное
правительство социал-демократов предложило
«новую восточную политику», стержнем
которой было признание сложившихся в
Европе послевоенных реальностей и нормализация
отношений с СССР и странами Восточной
Европы. Это дало толчок развитию процесса
укрепления общеевропейской безопасности.
Руководители 35 государств подписали
Заключительный акт, в котором зафиксированы
согласованные принципы взаимоотношений
стран – участниц Совещания, определены
содержание и формы сотрудничества между
ними, меры по уменьшению опасности возникновения
вооруженных конфликтов. 70–80-е годы были
отмечены беспрецедентным ростом промышленных,
научно-технических связей западных стран
с СССР и другими социалистическими странами.
Перспективные программы и соглашения
с СССР заключили Франция, Великобритания,
Австрия, Италия, Бельгия, Норвегия, Швеция,
Греция, ФРГ и ряд других государств. Однако
нельзя не отметить, что в конце 70-начале
80-х годов международная обстановка обострилась.
Политический курс США в отношении СССР
резко ужесточился с приходом к власти
в январе 1981 г. администрации Р.Рейгана.
В марте 1983 г. он выступил со стратегической
оборонной инициативой (СОИ). Напряженность
достигла кульминации осенью 1983 г. в результате
того, что над территорией СССР был сбит
южно-корейский авиалайнер с пассажирами
на борту.Рост международной напряженности
был связан также с внешнеполитическим
курсом США и других западных стран. Сферой
жизненно важных интересов США были объявлены
почти все регионы планеты. Многие испытали
на себе политическое, экономическое,
а зачастую и военное давление США. В конце
70-начале 80-х годов объектами вмешательства
становились Иран, Ливан, Ливия, Никарагуа,
Сальвадор, Гренада и другие страны. Усилилась
напряженность и в связи с вводом ограниченного
контингента советских войск в Афганистан.
Перемены, происшедшие в СССР с приходом
к власти в 1985 г. новых руководителей, позволили
обосновать на государственном уровне
основы нового политического мышления
и приступить к их практическому осуществлению.
Новая философия мира пробивала себе дорогу,
воплощаясь в конкретных -шагах. Реальным
подтверждением этому явилось развитие
и углубление политического диалога между
СССР и США по всем узловым вопросам мировой
политики и двусторонних отношений.Советско-
Информация о работе Образование военно-политических блоков после Второй Мировой войны