Образование СССР

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 18:15, реферат

Краткое описание

После революции 1917года на территории бывшей Российской Империи возник ряд автономных и самостоятельных национальных республик.
Между советскими республиками установились прочные связи. Для утверждения союза наций имелись необходимые условия: народы в тесном единстве совершили революцию, у них была одна цель – социализм. Важным фактором единства было существование общей Коммунистической партии –РКП(б). Компартии республик действовали под её руководством и пользовались правами областных комитетов.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………… 2
Глава l.Проекты объединения советских республик …………………………4
Глава ll.Принятие Декларации и договора об образовании СССР ………….8
Глава lll.Разработка и принятие Конституции СССР……………………….11
Глава lV.Расширение границ СССР………………………………………….16
Заключение…………………………………………………………………… 19
Приложение ……………………………………………………………………21
Литература……………………

Файлы: 1 файл

Реферат по истории.doc

— 328.50 Кб (Скачать)

Затем съезд  избрал верховный орган Союза  ССР – Центральный 
Исполнительный Комитет СССР, в состав которого вошёл 371 депутат от всех объединяющихся республик. Председателями ЦИК были избраны М.И.Калинин, Г И.Петровский, А.Г.Червяков и Н.Н.Нариманов.

 

 

Глава lll

Разработка и принятие Конституции СССР

 

Окончательное юридическое  оформление образования СССР завершилось  принятием Конституции Союза Советских Социалистических Республик – первой Конституции союзного государства.

27 апреля 1923 года Президиум  ЦИК (Центральный государственный комитет) СССР первого созыва образовал Конституционную комиссию в составе представителей всех союзных республик для завершения подготовки сводного проекта Конституции СССР.

6 июля 1923 года вторая сессия  ЦИК (Центральный избирательный комитет) СССР решила утвердить и немедленно ввести в действие Конституцию СССР, а текст её внести на окончательное утверждение II съезда Советов СССР.

Сессия ЦИК (Центральный избирательный комитет) СССР избрала первое советское правительство – Совет Народных Комиссаров во главе с В.И.Лениным.

31 января 1924 года  Конституция СССР была единогласно  утверждена II Всесоюзным съездом Советов.

Конституция состояла из двух разделов: Декларации об образовании  СССР и Договора об образовании СССР. В ней более детально регламентировались система органов государства, предметы ведения органов власти и управления СССР и союзных республик. Договор состоял из 72 статей и подразделялся на 11 глав:

1. О предметах  ведения верховной власти СССР

2. О суверенных  правах Союзных Республик и  о Союзном гражданстве

3. О съезде  Советов СССР

4. О ЦИК(Центральный Избирательный Комитет) СССР

5. О Президиуме ЦИК СССР

6. О СНК (Совет Народных Комиссаров) СССР

7. О Верховном  суде СССР

8. О народных  комиссариатах СССР

9. Об ОГПУ(Объединенное Государственное Политическое Управление)

10. О Союзных  Республиках

11. О гербе,  флаге и столице СССР.

По своему содержанию первая Конституция СССР была весьма своеобразна. В ней отсутствовали характеристики общественного устройства, главы о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органах власти и управления. Все эти вопросы решались республиканскими конституциями.

В исключительное ведение Союза входили:

а) представительство  Союза в международных сношениях, ведение всех дипломатических сношений, заключение политических и иных договоров  с другими государствами;

б) изменение  внешних границ Союза, а также урегулирование вопросов об изменении границ между союзными республиками;

в) заключение договоров  о приеме в состав Союза новых  республик;

г) объявление войны  и заключение мира;

д) заключение внешних  и внутренних займов Союза Советских Социалистических Республик и разрешение внешних и внутренних займов союзных республик;

е) ратификация  международных договоров;

ж) руководство  внешней торговлей и установление системы внутренней торговли;

з) установление основ и общего плана всего  народного хозяйства Союза, определение отраслей промышленности и отдельных промышленных предприятий, имеющих общесоюзное значение, заключение концессионных договоров, как общесоюзных, так и от имени союзных республик;

и) руководство  транспортным и почтово-телеграфным  делом;

к) организация и руководство Вооруженными Силами Союза Советских Социалистических Республик;

л) утверждение  единого государственного бюджета  Союза Советских Социалистических Республик, в. состав которого входят бюджеты союзных республик; установление общесоюзных налогов и доходов, а также отчисление от них и надбавок к ним, поступающих на образование бюджетов союзных республик; разрешение дополнительных налогов и сборов на образование бюджетов союзных республик:

м) установление единой денежной и кредитной системы;

н) установление общих начал землеустройства  и землепользования, а равно пользования  недрами, лесами и водами по всей территории Союза Советских Социалистических Республик;

о) общесоюзное  законодательство о межреспубликанских переселениях и установление переселенческого фонда;

п) установление основ судоустройства и судопроизводства, а также гражданского и уголовного законодательства Союза;

р) установление основных законов о труде;

с) установление общих начал в области народного  просвещения;

т) установление общих мер в области охраны народного здравия;

у) установление системы мер и весов;

ф) организация  общесоюзной статистики;

х) основное законодательство в области союзного гражданства  в отношении прав иностранцев;

ц) право амнистии, распространяемое на всю территорию Союза;

ч) отмена нарушающих настоящую Конституцию постановлений  съездов Советов и центральных исполнительных комитетов союзных республик;

ш) разрешение спорных  вопросов, возникающих между союзными республиками.

Утверждение и  изменение основных начал Конституции находилось в исключительной компетенции Съезда Советов СССР.

Суверенитет союзных  республик ограничивался лишь в  пределах, указанных в Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к  компетенции Союза. За союзной республикой  было сохранено право выхода из Союза, территория могла быть изменена только с её согласия.

Устанавливалось единое союзное гражданство.

Высшим органом  власти СССР объявлялся Съезд Советов  СССР, избиравшийся от городских советов  и от губернских съездов Советов.

В период между съездами высшим органом власти был Центральный 
Исполнительный Комитет СССР. ЦИК состоял из Союзного Совета, который избирался съездом из представителей республик пропорционально их населению, и Совета Национальностей, состоящего из представителей союзных и автономных республик, автономных областей. ЦИК работал в сессионном режиме.

В промежутках  между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным  и исполнительным органом был  Президиум ЦИК СССР, избиравшийся на совместном заседании палат. Президиум  ЦИК мог приостанавливать действие постановлений съездов Советов союзных республик и отменять постановления СНК СССР, Наркоматов СССР, ЦИК и СНК союзных республик.

Высшим исполнительным и распорядительным органом ЦИК  СССР, возглавлявшим всю систему  органов государственного управления, был Совет Народных комиссаров СССР. В него входили: Председатель Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик; Заместители Председателя, Народный комиссар по иностранным делам, Народный комиссар по военным и морским делам, Народный комиссар внешней торговли, Народный комиссар путей сообщения, Народный комиссар почт и телеграфов, Народный комиссар рабоче-крестьянской инспекции, Председатель Высшего Совета Народного Хозяйства, Народный комиссар труда, Народный комиссар продовольствия, Народный комиссар финансов.

В пределах своих  полномочий СНК СССР издавал декреты, постановления и распоряжения, обязательные к исполнению на территории СССР. СНК  был подотчётен съезду Советов и  ЦИК СССР.

Органы власти союзных республик строились примерно так же, как и органы СССР.

Конституция предусматривала  создание Верховного Суда при ЦИК  СССР, на который возлагались и  функции конституционного надзора.

 

Глава lV

Расширение  границ СССР

Во второй половине 20-х гг. происходят значительные изменения в национально-территориальном устройстве СССР. В 1924г. на территории Туркестанской АССР, входившей в состав РСФСР, были образованы новые союзные республики: Узбекская ССР и Туркменская ССР. В составе Украинской ССР возникла Молдавская АССР. В том же году ряд территорий, населенных главным образом белорусами, был передан из РСФСР в БССР. В 1929 г. Таджикистан, раннее входивший в состав Узбекской ССР, получил статус союзной республики.

Таким образом, большевики собрали большую часть  территории Российской империи в единое государство. Начался очередной этап развития Российского государства теперь уже в форме Союза Советских Социалистических Республик.

«Тайная дипломатия», приведшая к заключению секретных дополнительных протоколов с Германией, создала условия для расширения границ Советского Союза на запад. Геополитические устремления сталинского руководства позволили в 1939 — 1940 гг. практически без активных военных действий вновь присоединить территории бывшей Российской империи, утраченные в 1918 — 1920 гг.

В 1918 г. Румыния  отторгла от Советской Республики Бессарабию. Советский Союз неоднократно заявлял  протесты по поводу незаконной оккупации  Бессарабии Румынией. Однако румынское  королевское правительство не считалось  с этим.

26 июня 1940 г.  советское правительство ультимативно потребовало от Румынии вернуть Бессарабию. Это требование советского правительства было удовлетворено.

Сразу же после  воссоединения среди населения  Бессарабии и Молдавской АССР, входившей  в состав Советской Украины, широкое распространение получила идея объединения молдавского народа. Верховный Совет СССР в августе 1940 г. принял закон об образовании союзной Молдавской Советской Социалистической Республики со столицей в городе Кишиневе.

В августе 1940 г. после вступления Красной Армии в Бессарабию северная часть Буковины, украинское население которой тяготело к Советской Украине, была также передана Румынией Советскому Союзу и включена в состав УССР.

В условиях начавшейся второй мировой войны правительства  Латвии, Литвы и Эстонии были вынуждены принять предложения советского правительства о заключении пактов о взаимопомощи. По этим договорам, подписанным в сентябре — октябре 1939 г., Советский Союз был обязан оказать Прибалтийским республикам помощь, в том числе и военную, во всех случаях угрозы их независимости со стороны любой европейской державы. Прибалтийские страны в свою очередь обязывались оказывать помощь СССР в случае нападения на него любой европейской державы через их территорию или со стороны Балтийского моря.

В 1940 г. в Латвии, Литве и Эстонии были сформированы народные правительства, во главе которых встали общественные деятели, антифашисты, стремившиеся к союзу с советской страной.

В июне 1940 г. состоялись выборы в Народные сеймы Латвии и  Литвы, а в июле — в Государственную думу Эстонии. На выборах победу одержали кандидаты блока, возглавлявшегося коммунистами. Сессии Народных сеймов Латвии и Литвы, Государственной думы Эстонии 21 — 22 июля 1940 г. провозгласили восстановление советской власти в Прибалтийских странах и обратились с просьбой в Верховный Совет СССР принять Латвию, Литву и Эстонию в состав Союза Советских Социалистических Республик.

В начале августа 1940 г. Верховный Совет СССР удовлетворил просьбу Прибалтийских государств и принял их в Союз Советских Социалистических Республик. Но мир не признавал этого присоединения, оценивая его как аннексию Прибалтики со стороны СССР.

Летом 1940 г. Карельской АССР были переданы территории, перешедшие к Советскому Союзу по советско-финляндскому договору, а сама автономная республика преобразована в Карело-Финскую союзную республику. Таким образом, в 1940 г. Советский Союз объединял 16 республик.

3-я сессия  Верховного Совета РСФСР, состоявшаяся 28 мая — 2 июня 1940 г., в связи  с образованием Карело-Финской  ССР приняла закон об установлении границ между РСФСР и вновь созданной республикой, а 4-я сессия Верховного Совета РСФСР, проходившая 1 —- 4 апреля 1941 г., внесла дополнения в статью 13 Конституции РСФСР в связи с образованием Молдавской ССР и принятием в состав СССР Литвы, Латвии и Эстонии.

Вместе с  тем события 1939 — 1940 гг. оставили глубокий след в памяти современников. Советская  власть пришла на вновь присоединенные территории, к сожалению, вместе с  ускоренной национализацией, разгромом  интеллигенции, насильственной коллективизацией и репрессивной политикой. Спустя 50 лет, в декабре 1989 г., при обсуждении политической и правовой оценки советско-германского договора о ненападении отмечалось: «Встав на путь раздела добычи с хищником, Сталин стал изъясняться языком ультиматумов и угроз с соседними, особенно малыми, странами. Не счел зазорным прибегнуть к силе оружия — так произошло в споре с Финляндией. В великодержавной манере осуществил возвращение в состав Союза Бессарабии, восстановление советской власти в республиках Прибалтики. Все это деформировало советскую политику и государственную мораль».

 

 

Заключение

 

Территориальный распад Российской империи, в результате которого к концу 1918 года РСФСР располагалась  примерно в тех же границах, что  и средневековая Московия до завоеваний Ивана Грозного, завершился спустя всего 4 года объединением разных частей государства, за небольшим исключением, в Союз Советских Социалистических Республик. Это свершение представляет собой выдающийся результат созидательной деятельности В.И.Ленина и И.В.Сталина. Российская Коммунистическая партия (большевиков) обеспечила необходимое твёрдое ядро, вокруг которого разрозненные территории могли снова объединиться.

Центром, вокруг которого сплачивались республики, была РСФСР. 
Российская Федерация дала первый образец национально-государственного строительства, она утвердилась, как союз народов, объединившихся на основе социалистической национальной автономии. "Будучи первым многонациональным Советским государством, РСФСР явилась прообразом Союза ССР"[3].

Информация о работе Образование СССР