Образование БНР

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:05, реферат

Краткое описание

Процесс перемен не обошел стороной и нашу страну – именно в это время была предпринята первая попытка создания независимого белорусского государства на современном этапе развития. Эта попытка имела огромное историческое значение. Объявление Белорусской Народной Республики и деятельность ее Рады оказали значительное влияние на развитие национального самоопределения белорусского народа.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. Немецкая оккупация Беларуси. Принятие I и II Уставных грамот и Брестский мир
2. III Уставная грамота БНР: ее роль и место в белорусской истории
3. Деятельность правительства БНР и его судьба
4. Объясните смысл следующих терминов: интервенция, сепаратный мир, контрибуция
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСРПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Образование БНР.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

После 25 марта, когда была принята третья Уставная грамота, по всей территории Беларуси, как на захваченной врагом территории, так и на свободной проводились многочисленные конференции, митинги, на которых были приняты резолюции, осуждающие согласие Рады БНР с оккупантами и  разрыв с Россией.

Что касается большевиков, то они рассматривали БНР как буржуазно-помещичью интригу, направленную на отрыв Беларуси от России.

Германская оккупационная администрация спокойно отреагировала на акт объявления БНР. Она прекрасно понимала, что идея национальной государственности в условиях гражданской войны и противостояния различных политических и социальных сил не будет иметь никаких успехов. Поэтому главной линией немецкой оккупационной политики в отношении к БНР было непризнание ее официальным Берлином.

 


3. Деятельность правительства БНР и его судьба

 

Беларусь была для Германии на больше, чем частью территории России. Тем не менее в результате активных действий со стороны руководства БНР немецкие власти через командование 10-й немецкой армии, которое находилось в Минске, пошли на частичную уступку, стали искать в этом выгоду для себя. И уже 27 марта 1918 г. была объявлена декларация, в которой признавались все краевые структуры власти. Им передавались некоторые административные функции из рук оккупационной власти. Рада БНР получила определенную самостоятельность в отраслях местной торговли, охраны гражданского порядка.

Однако наибольшую самостоятельность Рада БНР получила в области культуры и образования. На протяжение всего 1918 г. в Минске и Вильне на страницах периодической печати шла разработка белорусского литературного языка. Результатом данной работы стало объявление  в начале марта 1918 г. на одном из заседаний Рады БНР белорусского языка государственным. Важной областью деятельности было возрождение белорусской школы. Широко осуществлялась издательская деятельность. В Минске открылся Белорусский педагогический институт. Работали белорусский театр и другие учреждения культуры. Выдавались белорусскоязычные газеты и журналы [2, с.54]..

Народный Секретариат БНР получил от немецкого командования некоторые права в области международной политики. БНР имела своих представителей в Украине, Литве, дипломатические миссии работали в Варшаве и Берлине. Вообще же международные отношения БНР складывались очень плохо. В условиях войны с Германией и гражданской воны в России правительства стран Антанты  и США не проявили интереса к БНР, чтобы не лишить себя открытых дверей для интервенции в Советскую Россию. Безрезультатным было обращение правительства БНР к правительству Германии с просьбой о признании самостоятельности Беларуси и установлении с местными немецкими властями таких отношений, которые позволили бы БНР иметь войска для закрепления своей власти. На отправленные в Берлин три грамоты рейхсканцлер сообщил Народному Секретариату, что Берлин считает Беларусь частью Советской России и что без согласия Ленина не может решать такой вопрос.

Кроме того, немецкое военное командование на территории Беларуси с течением времени все более открыто стало поддерживать «Минское белорусское народное представительство» во главе с помещиком Р. Скирмунтом и др. Это «представительство» ставило своей задачей ликвидировать советскую власть на всей территории Беларуси. Представители этой группы стали укреплять свои позиции  в Раде БНР

В таких сложных условия Рада БНР пошла на решающий шаг, оставивший печальный след в истории. 25 апреля 1918 г. на закрытом заседании Рады был принят текст телеграммы германскому императору Вильгельму, в которой выражалась благодарность за освобождение Беларуси от большевистского гнета и анархии. в телеграмме говорилось: «Рада Беларускай Народнай Рэспублiкi дэкларавала незалежнасць цэласнай, непадзельнай Беларусi i просiць Вашу iмператарскую вялiчасць замацаваць яе намаганнi па дасягненнi дзяржаунай незалежнасцi у саюзе з Германскай iмперыяй». Текст заканчивался следующими словами: «Толькi пад апекай Германскай дзяржавы бачыць Рада добрую волю сваей краiны у будучым». Однако правительство Германии официально не признала БНР.

Ошибочность отправки такой телеграммы признавали многие видные деятели БНР. Это вызвало острый политический кризис в самой Раде, ее покинули эсеры, меньшевики, еврейские социалисты. Политическое едро Рады БНР –  БСГ – раскололась. Был сформирован новый состав Народного Секретариата, который открыто высказывался за работу в тесном контакте с оккупантами. Недействительными были признаны декреты советской власти.

              В то же время реальная власть в крае оставалась в руках оккупационных властей. Белорусы не получили разрешения на создание национальных вооруженных сил и полиции, эффективной системы власти на местах, финансовой системы. Соответствующие ограничения в сочетании с жесткостью немецкого оккупационного режима, который сопровождался массовым вывозом в Германию не только материальных ценностей, лесных богатств, продовольствия, но и населения Беларуси, снижали популярность учреждений БНР и самой идеи белорусской государственности в глазах масс.

После ноябрьской революции в Германии (1918г.) Советское правительство денонсировало Брестский договор и направила Красную Армию на запад. После освобождения Беларуси от немецких войск Рада БНР осталась незащищенной. Часть ее членов осталась в Минске, другие выехали в Гродно и Вильно, где затем продолжали работу по созданию белорусской государственности.

 


4. Объясните смысл следующих терминов: интервенция, сепаратный мир, контрибуция

 

Интервенция –  вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства или в его взаимоотношения с третьим государством. Интервенция бывает военная, экономическая, дипломатическая. Все виды интервенции запрещены международным правом и несовместимы с уставом ООН.

Сепаратный мир – мирный договор или перемирие, заключенное с противником одним из государств без ведома или согласия своих союзников.

Контрибуция – платежи, налагаемые на побежденное государство в пользу государства-победителя, а также принудительный сбор материальных ценностей, взимаемый неприятелем с населения оккупированной местности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Объявление БНР было первой попыткой на практике реализовать белорусскую идею, возникшую еще в начале XIX в., совокупности всех трех ее основных элементов – национального определения, национально-культурного возрождения и национальной государственности. Это доказательство того, что белорусское национальное движение к тому времени приобрело такую силу и размах, что оказалось в состоянии попытаться осуществить желанную идею. Однако некоторые элементы белорусской идеи в рамках БНР не имели полного воплощения и в первую очередь потому, что БНР объявлялась в условиях жесткого оккупационного режима белорусских территорий войсками кайзеровской Германии. В таких условиях Рада БНР не смогла оказать своим гражданам действенно помощи , спасти их от разорения ми вывозу в Германию, предотвратить разрушение национального богатства.

2. БНР не могла осуществлять свои функции и потому, что ее Рада объявила о разрыве связей с Россией, не считаясь с настроением белорусского народа. Это решение было принято политической национальной элитой без активно участия народа.

3. Инициатором объявления БНР, а затем объявления ее независимости были партии социалистической направленности и в первую очередь БСГ. Если бы БСГ продолжала следовать своему изначальному курсу поддержки борьбы трудовых масс с оккупантами, не прерывая давних связей с Россией, то могла бы рассчитывать на поддержку своих действий со стороны белорусского народа. Однако вместо этого курс был взят на взаимодействие с германским кайзером, что привело БСГ сначала к расколу, а затем ее исчезновению с политической арены.

4. В полном смысле слова БНР государством не являлась. Образование самостоятельного государства предусматривает не только ее объявление, но и функционирование реальной системы органов власти  на определенной территории, принятие законов, осуществление конкретных внешних и  внутренних политических функций. На оккупированной территории Беларуси фактически все вопросы государственного уровня решались не Радой и Народным Секретариатом БНР, а германской военной администрацией. БНР не осуществляла свои полномочия на всей территории проживания белорусов, не имела собственной армии, финансовой и судовой системы. Она не получила должного международного признания. Функции правительства БНР ограничивались половинчатыми полномочиями национального представительства при германской оккупационной администрации  и решением под контролем немцев задач в области культура и образования.

Таким образом, в отношении БНР можно говорить только о попытке создания белорусской национальной государственности на буржуазной основе. Нельзя ни завышать значение объявления БНР, ни замалчивать этот факт.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Гiсторыя Беларусi. Ад старажытных часоу – по 2008г.: вучэб. дапам. / Я. К. Новiк, I.Л. Качалау, Н.Я. Новiк; пад рэд. Я.К. Новiка. – Мн.: Выш. шк., 2009. – 512 с.

2. Гiсторыя Беларусi: Падруч. У 2 ч. Ч 2. Люты 1917 г. – 2002 г. / Я. К. Новiк, Г.С. Марцуль, Э.А. Забродски i iнш.; Пад рэд. Я.К. Новiка, Г.С. Марцуля. – Мн.: Выш. шк., 2003. – 472 с.

3. Гiсторыя Беларусi. У 2 ч. Ч 2.XIX – XX ст..Курс лекцый / Н.I. Брыгадзiн, У.Ф. Ладысеу i i нш. Мн., 2002.

4. История Беларуси: Учеб. пособ. /науч. ред. А.Г. Кохановского, О.А. Яновского. – Мн.: МП «Беларыт», 1997. – 448 с.

5. Трещенок Я.И. История Беларуси: Учеб. пособ. в 2 ч. Ч.1 Досоветский период / Я.И. Трещенок. Могилев, 2003.

6. Чигринов П.Г. Очерки истории Беларуси: Учеб. пособ./ П.Г. Чигринов. Мн., 2000.



Информация о работе Образование БНР