Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:18, реферат
Иван Яковлевич Яковлев родился 25 апреля 1848 года в семье удельного («государственного») крестьянина в деревне Кошки — Новотимбаево Буинского уезда Симбирской губернии. Рано оставшись без родителей, он был усыновлен семьей русского крестьянина Пахомова, однодеревенца. Имя и фамилию будущий педагог получил по имени и фамилии своего крестного отца Ивана Яковлева. В 1856 году по предписанию удельного ведомства И. Яковлев был отдан на учёбу в удельное училище в с. Старые Бурундуки Буинского уезда. По окончании его, как лучший ученик, в 1860 году был принят в уездное училище в г. Симбирске. В конце этого же года с группой учеников 1 класса И. Яковлев был переведен в только что открывшиеся при Симбирской мужской гимназии землемеро-таксаторские классы, где проучился до 1863 года. По окончании учёбы он был направлен на службу в Симбирскую удельную контору и около четырёх лет проработал сельским мерщиком.
1. Биография
2. Образ И.Я. Яковлева в литературе
3. Создание нового чувашского алфавита и первых ученых книг
4. Зарождение школы родного языка
5. Список литературы
Министерство образования и науки РФ
ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет
им. И.Я. Яковлева»
Реферат
На тему: « Образ И.Я. Яковлева в литературе и изобразительном искусстве»
Чебоксары 2011
Содержание
1. Биография
2. Образ И.Я. Яковлева в литературе
3. Создание нового чувашского алфавита и первых ученых книг
4. Зарождение школы родного языка
5. Список литературы
Биография
Иван Яковлевич Яковлев родился 25 апреля 1848 года в семье удельного («государственного») крестьянина в деревне Кошки — Новотимбаево Буинского уезда Симбирской губернии. Рано оставшись без родителей, он был усыновлен семьей русского крестьянина Пахомова, однодеревенца. Имя и фамилию будущий педагог получил по имени и фамилии своего крестного отца Ивана Яковлева. В 1856 году по предписанию удельного ведомства И. Яковлев был отдан на учёбу в удельное училище в с. Старые Бурундуки Буинского уезда. По окончании его, как лучший ученик, в 1860 году был принят в уездное училище в г. Симбирске. В конце этого же года с группой учеников 1 класса И. Яковлев был переведен в только что открывшиеся при Симбирской мужской гимназии землемеро-таксаторские классы, где проучился до 1863 года. По окончании учёбы он был направлен на службу в Симбирскую удельную контору и около четырёх лет проработал сельским мерщиком. Часто разъезжая по Симбирской, Казанской и Самарским губерниям, И.Яковлев знакомился с культурой, жизнью и бытом русского, татарского, чувашского, мордовского населения. Постепенно И. Яковлев вынашивает планы воссоздания чувашской культуры. Но он чувствует, что для этого требуется дополнительное образование. В конце 1866 года Яковлев с большим трудом добился освобождения от службы в удельном ведомстве и осенью 1867 года поступает в V класс Симбирской мужской гимназии. Обучаясь там, Яковлев вызывает к себе в Симбирск односельчанина А. В. Рекеева, а затем других чувашских мальчиков и начинает учить, содержа их на средства, добываемые репетиторством. В 1870 году Иван Яковлев с золотой медалью окончил гимназию и поступил в Казанский университет. Заботу о чувашской школе в годы его студенчества взял на себя И. Н. Ульянов, с которым Яковлев активно переписывался, получал от него учебники, литературу, а нередко и — материальную поддержку. В университете Яковлев знакомится с известным ученым-ориенталистом профессором Н. И. Ильминским, консультируется у него по «инородческому» вопросу. При активном содействии Ильминского к концу 1871 года И.Яковлев составляет на основе русской графики первый вариант нового чувашского алфавита, поскольку старый, созданный на основе древнебулгарского (тюркского) языка в начале текущего тысячелетия, был основательно забыт. В дальнейшем яковлевский алфавит совершенствуется. В 1872 году на нём был издан букварь, ставший подлинно народной книгой. Первые два выпуска букваря Яковлев, сам испытывая материальные затруднения, издает на свои средства. Тогдашними консерваторами букварь был встречен в штыки: «Пылкость молодой натуры, с которой он принялся за дело, была причиной того, что он встал на неправильный путь в инородческом деле. Г-н Яковлев в деле образования чуваш задался мыслью чувашский язык сделать книжным…»В 1875 году Иван Яковлев успешно окончил историко-филологический факультет Казанского университета и был назначен инспектором чувашских школ Казанского учебного округа, куда входили учебные заведения Казанской, Симбирской, Самарской, Саратовской, Астраханской и Вятской губерний с центром пребывания в г. Симбирске. Он составлял и выпускал учебники и учебные пособия, писал рассказы, организовывал перевод на родной язык учебной, художественной, сельскохозяйственной, медицинской и другой литературы. И.Яковлев вел активную переписку с академиками С. Платоновым, В. Радловым, А. Кони, В. Имшенецким, музыкальными деятелями М. Балакиревым, С. Смоленским, художником-академиком Н. Кошелевым и многими другими. Многие выпускники школы, окончив с успехом разные высшие учебные заведения, отметили свой жизненный путь выдающимися достижениями «на поприщах науки, искусств, ремесел, сельского хозяйства и т. п.», — с гордостью писал И.Яковлев. Оенью 1919 года И. Я. Яковлев по болезни вышел на пенсию. В 1922 году он переехал жить в Москву к сыну. Скончался Иван Яковлевич Яковлев в 1930 году.Наследие И. Яковлева в свете последних исторических перемен ещё подлежит переосмыслению.
Образ И.Я. Яковлева в литературе.
Его книги для чтения составлены на основе рассказов из народного быта и образцов устного народного творчества. Его переводы классиков русской художественной литературы (А. С. Пушкина , И. А. Крылова, Л. Н. Толстого, Н. А. Некрасова, а также изданные им научно-популярные книги способствовали формированию чувашского литературного языка и становлению национальной литературы, сближению их с передовой русской культурой.
Иван Яковлевич Яковлев благодаря своей работе стал очень известным педагогом и просветителем. В отечественной и зарубежной литературе Иван Яковлевич Яковлев является самым признанным и непревзойденным ученым и выдающимся деятелем культуры из чуваш. Его же имя находится на первом месте за границей. Наследием чувашского просветителя интересует более всего ученых Западной Европы и США. Многая иностранная литература, посвященная И.Я. Яковлеву, довольно богата. О нем писали историки, философы, филологи, педагоги, писатели, религиозные деятели.
Его много раз склоняли к тому, что бы он переехал из России в другую страну, но на все уговоры он отвечал кратко, но решительно: «Я всегда был и остаюсь с народом». Таким он был в юности и таким оставался до конца жизни. Он не представлял своей жизни без народа и Родины.
7
Общественно-педагогическая и литературная деятельность Ивана Яковлевича Яковлева в значительной степени способствовало зарождению оригинальной художественной литературы на чувашском языке. Он собирал устную поэзию родного народа, создавал оригинальные пожественные произведения для детей на чувашском языке.
7
В начале 70-х гг. ХIХ века Иван Яковлев на основе русской графики составил новый чувашский алфавит, подготовил рукопись чувашского букваря и других учебников. Литературная деятельность И. Яковлева связана с созданием чувашского букваря и книг для чтения: нравоучительные новеллы, смешные рассказы были не просто его любимыми жанрами, а включались в школьные учебники для чувашских детей.
Просветитель чувашского народа в своих произведениях стремился не только школьника, но и всех своих сородичей наставить на путь нравственного очищения и духовного обогащения.
Создание нового чувашского алфавита и первых ученых книг.
Деятельность И.Я.Яковлева приобретала все большую общественную значимость. Учась в гимназии, он приступает к созданию школы – прообразу бедующего педагогического училища, в университете создает новый чувашский алфавит, составляет и издает на нем ряд ученых книг, включая букварь. Его стремление, желания удивительно сочетаются с потребностями общества и народа. Яковлевская школа в Симбирске явилась началом выполнения решения Совета братства. В этом букваре Яковлев поместил не только чувашские поговорки и пословицы, но и свои рассказы о природе, о жизни крестьянских детей.
По сравнению с первым букварем тексты религиозного содержания здесь занимают незначительное место, так как в центре внимания ставилась задача умственного и нравственного развития детей на доступном и понятном для них материале из реальной жизни. Придав такое значение букварю, Яковлев стремится вывести школу на новый путь, связать ее с условиями жизни. Необходимы были учебники для первоначального изучения русского языка. Учитывая это, в 1873 году Иван стачало усовершенствовал чувашский алфавит, максимально приблизив его к русскому. Он составил 25 букв. Алфавит так и остался из 25 букв. Он продолжает жить и поныне и вошел в историю как «алфавит Яковлева». После Октябрьской революции алфавит подвергся незначительному изменению.
Усовершенствованный алфавит стал основой «Букваря для чуваш с присоединением русской азбуки», который Яковлев составил и выпустил в том же 1873 г. Эта книга явилась главным учебником для изучения не только чувашского, но и русского языков. И.Я.Яковлев был первым из чувашей, которые, можно сказать, помогал государству в распространении русскоправославного просвещения среди своих сородичей. Эта помощь была принята незамедлительно. В январе 1871 г. Министерство народного просвещения признало его школу и приняло на свой бюджет. В 1872 г. Министерство одобрило создание нового алфавита, а изданные на нем учебники рекомендовало использовать в школах.
Зарождение школы родного языка.
Симбирская чувашская школа являлась первой национальной школой в истории чувашского народа, которая призвана была сохранить его самобытную культуру и родной язык в условиях царизма. Здесь зародилась национальная промышленность, появился первый букварь, были заложены основы литературного языка. Она стала центром сближения с русским народом, приобщения к его великой культуре, укрепление дружбы между народами Поволжья. Школа И. Я. Яковлева как по возникновению, так и по развитию и назначению не была обычной в современном понимании. В ней училась не только молодежь, но и взрослое население приезжавшее к своим детям. Крестьянам разрешалось посещать уроки, мастерские, спальные комнаты. С ними проводились беседы, а в некоторых случаях им читали отрывки из книг, статьи о трахоме, гигиене, сельском хозяйстве и т. д. такие просветительские беседы и читки проводили дежурные учителя. Путь развития школы был сложен и тернист.
Но ее основатель и руководитель И.Я.Яковлев благодаря огромной помощи передовых русских педагогов и прежде всего И.Н.Ульянова сумел отстоять ее существование, и она подготовила более тысячи народных учителей, которые шли массам трудящихся свет знаний. Преобразование Симбирской чувашской школы в центральную и учительскую. В 1873 г. по всей России насчитывалось 42 учительские школы и семинарии. Особенно медленно открывались педагогические учебные заведения в казанском учебном округе, который по числу учительских семинарий, наоборот, занимает одно из последних мест. Поэтому управление округа поощряло меры по использованию уже имеющихся учебных заведений для подготовки учителей. С 1875 г. при учительских семинариях стали открываться подготовительные классы где желающим разрешалось экзаменоваться на звание учителя. В том же году в Казани решено было открыть татарскую учительскую школу. Вступав в 1875 г. в должность инспектора чувашских школ Казанского губернского округа, Яковлев по прежнему оставался руководителем чувашской школы в Симбирске. Другого такого учебного заведения, которое выпускало бы учителей для чувашских школ с учетом нужд народа, в Поволжье не было. Начиная с 1875 г. симбирская чувашская школа приобретает значение и характер учительской семинарии, призванной удовлетворять нужды сельских школ в преподавательских силах.
Подтверждением этих слов служит и учебная программа, которую Яковлев постоянно обновлял, включая в нее новые предметы. Большое место в ней отводилось практическим занятиям учащихся. Школа продолжала идейно руководить всеми чувашскими училищами, снабжала учебниками и учебными пособиями, направляла в училище своих воспитанников. Но по-прежнему она не имела права присваивать им звание учителя. Летом 1876 г. Яковлев ходатайствует перед управлением Казанского учебного округа, а затем и в канцелярию Министерства народного просвещения представляет свой проект будущего чувашского педагогического учебного заведения и штатов для него. Однако министерство не удовлетворило просьбу и вместо создания крайне необходимого учебного заведения осуществило строительство при школе церкви. Только через год постановлением министерства просвещения от 4 апреля 1877 г. было официально разрешено готовить учителей для чувашских школ Казанского учебного округа в Симбирской чувашской школе впредь до открытия в этом округе чувашской учительской школы. С этого времени и до 1890 г. она называлась Симбирской центральной чувашской школой. Ее воспитанники пользовались теми же правами и льготами, что и выпускники учительской семинарии и уездного училища. Им представлялись льготы в отбывании воинской повинности, в освобождении от натуральных налогов и др. Будущие учителя изучали закон божий, основы педагогики, русский и церковнославянский языки, основы геометрии, землемерие, линейное черчение и рисование, русскую историю вместе с всеобщей, русскую географию вместе с всеобщей, главные сведения для понимания явлений природы, чистописание и пение, ремесла и гимнастику. Серьезное внимание уделялось изучению родного и русского языков, обучению хоровому пению народному и русскому языках.
Список литературы
1. Дело его жизни. Сборник научных статей. Издатель — фонд им. Яковлева. Редактор Кириллов И. П. Чебоксары 2008.
2. Итоги юбилейной научной сессии, посвященной столетию со дня рождения И. Я. Яковлева, «Записки Чувашского н.-и. института языка, литературы и истории», 1949. в. 3;
3. Краснов Н. Г. Иван Яковлевич Яковлев. Жизнь. Деятельность. Педагогические идеи. Очерки. Чебоксары, 1976.
4. Этнопедагогический манифест И. Я. Яковлева. Чебоксары 2003
5. Волков Г. Н. Жизнь, смерть и бессмертие патриарха. Чебоксары 2004.
6. Симбирская чувашская школа. Квартира И. Я. Яковлева. Путеводитель. — Ульяновск: Издательство «Корпорация технологий продвижения», 2003. — 24 с.
7
Информация о работе Образ И.Я. Яковлева в литературе и изобразительном искусстве