Обелиски в Древнем Египте

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 19:38, реферат

Краткое описание

При слове Древний Египет у большинства людей возникает ассоциация с пирамидами или мумиями. Но не менее известными по всему миру стали древнеегиптские обелиски.
Слово "обелиск" - греческого происхождения, означает шампур или вертел, появилось оно в период, когда греки установили тесные контакты с Египтом. В египетском языке обелиск обозначался словом «Techen" — "Солнечный луч".

Файлы: 1 файл

обелиск.doc

— 1.47 Мб (Скачать)
 
 
 

  При слове Древний Египет у большинства людей возникает ассоциация с пирамидами или мумиями. Но не менее известными по всему миру стали древнеегиптские обелиски.

  Слово "обелиск" - греческого происхождения, означает шампур или вертел, появилось оно в период, когда греки установили тесные контакты с Египтом. В египетском языке обелиск обозначался словом «Techen" — "Солнечный луч".

 Согласно мифу, посреди первозданного океана — Нуна, поднялся из воды солнечный камень Бен-Бен. На этот камень впервые упали солнечные лучи бога Атума. Бен-бен символизирует появление земной тверди из водного хаоса. На нем распустился лотос, из которого родился бог Ра. По этой версии, возводимые египтянами каменные столпы изображают солнечный луч (или камень Бен-Бен).

 Бен-бен установили на столб в храме Феникса в священной столице городе Инну (по гречески Гелиополь). Этот камень, как известно, исчез еще в древности. Текст с упоминанием о таинственном «камне» относится к периоду правления Сенусерта I (фараона XII династии, при котором был проложен канал, соединяющий Нил с Красным морем).

  Обели́ск  — сужающийся кверху монумент правильного квадратного в сечения с пирамидальной вершиной, устремленной в небо. Соотношение высоты и ширины в основании (между гранями) обычно составляет 10:1. Верхняя часть, в форме пирамиды - пирамидион, представляла собой лучи солнца, падающие на землю, обычно она покрывалась золотом или электрумом (сплав золота и серебра).      

   Обелиски изготавливались и устанавливались попарно, перед пилонами храмов, или при входах в гробницы, выполняя функцию надгробия. Имеется надпись на основании обелиска Хатшепсут из Карнака, которая свидетельствует о предании обелиску функции Ока. Обелиски устанавливались парами, изображая оба Ока: живое и воскресшее, и отражали нахождение царя сразу в двух мирах земном и потустороннем. Установка непарного обелиска означала утрату власти над земным миром.

 Так же  обелиски выполняли функцию солнечных  часов- гномонов, отмечавших отбрасываемой  тенью течение времени суток  и времён года. Это позволяло жрецам контролировать наступление особых фаз, связанных с течением циклических процессов, их продолжительность и периодичность.     

  Практически все известные обелиски были изготовлены из розового гранита, который добывался в каменоломнях, располагавшихся возле первого порога Нила, там, где сегодня лежит современный город Асуан.

 Обелиски изготавливались из единой твёрдой каменной плиты  и устанавливались на тяжёлые базы. Несколько фигур павианов, выполненных в высоком рельефе, приветствующих встающее Солнце, украшали базы обелисков. Все четыре стороны египетских обелисков было принято покрывать иероглифами, прославляющими бога Ра и фараонов. Обычно картуш с тронным именем и титулом фараона, при котором обелиск был поставлен, занимал большую его часть.

 Хотя доподлинно известно, что египтяне умели вытёсывать обелиски ещё во времена 4-й династии, наиболее древние сохранившиеся образцы относятся к правлению 5-й династии и отличаются небольшими размерами (не более 330 см в высоту). Хотя в папирусах Среднего царства сообщается об обелисках, высота которых превышала 57 метров. 

  Египтяне использовали для создания обелисков каменные шары из твердого кристаллического базальта, которыми выдалбливали отверстия по всему контуру будущей иглы. Несколько тысяч человек, по три в группе, окружали намеченный монолит; два человека поднимали и опускали молотшар, а третий, рискуя жизнью, направлял удар в нужное место. Затем в отверстия забивали деревянные клинья и поливали их водой. Дерево разбухало и разламывало породу. Получившиеся блоки выравнивали с помощью пил и шлифовали. Процесс пиления камня осуществлялся при помощи тонких пил, под полотно которых постоянно подсыпали мелкодисперсный песок, который служил в качестве абразива.

 По суше обелиск передвигали двадцать тысяч человек по специальной колее при помощи деревянных саней-волокуш, под которые подливали воду или разжиженный ил для улучшения их скольжения или перекатывали на катках и роликах. Многочисленные изображения таких санок хорошо известны как в изобразительном искусстве, так и в археологических находках. Так перемещали камень на небольшие расстояния.

  Дальние транспортировки осуществлялись по Нилу с использованием специальных барж, которые тянули небольшие гребные суда. При перевозке крупных монолитов таких судов могло быть несколько десятков. От Нила к каменоломне прорывали каналы, барки нагружали камнями и подводили полузатопленными под обелиск, уложенный поперек канала и опирающийся обоими концами в его берега. Затем камни убирали, и поднявшиеся барки принимали на себя тяжесть обелиска. В ином варианте, обелиск транспортировали в воде, где он терял значительную часть своего веса. Путь протяженностью 200 км от Асуана до Фив, где предстояло установить обелиски, отряд покрывал примерно за 50 часов. Для маневрирования (для огибания островов и обхода мелей)  длинного судна ему придали 30 ладей с гребцами и воинами общей численностью до 1 тыс. человек. На носу передней ладьи каждой группы находился человек, который шестом время от от времени промерял дно. Очевидно, опасность сесть на мель была велика. Осадка судна из-за гигантской тяжести в самом деле была большой, и угроза достать днищем дно реки оставалась, хотя плаванье совершали в период наводнения.

  Установка обелиска осуществлялась при помощи наклонной насыпи, которая представляла собой кирпичную конструкцию, разделенную на многочисленные отсеки, заполненные песком и щебнем. Насыпь имела очень небольшой уклон и, соответственно, очень значительную длину. Обелиск затаскивали по ней нижним концом вперед и опускали по другой ее стороне, удаляя землю и удерживая камень тремя канатами охватывающими обелиск в виде петель, накинутых на его ствол. На последнем этапе под принявший вертикальное положение обелиск подкладывали мешки с песком, затем постепенно опорожняли их, прокалывая в мешках отверстия, и обелиск плавно опускался на место. После этого оставалось убрать насыпь. Все эти организационные работы по изготовлению обелиска изображены на стенных рельефах храма Хатшепсут в Деир эль - Бахри. 

  Наибольшего расцвета возведение обелисков достигло в XVI-XI вв. до н.э. Особенно "отличились" в возведении гранитных монолитов наиболее известные фараоны этого времени - Тутмос III и Рамсес II. Последний за время своего правления успел воздвигнуть 23 обелиска через каждые 3 года своего правления.

  Из огромного множества обелисков в Египте осталось только 5. «Стоящие» обелиски сохранились: в Гелиополе, Луксоре, Карнаке.

  Обелиск Сенусерта I - единственное уцелевшее сооружение древнего Гелиополя: высота 20,4 метра, вес - 121 тонна. Он был установлен по случаю юбилея (хеб-седа) Сенусерта I перед храмом Атума в Гелиополе. Обелисков было два, сохранился только один.

 Обелиск Рамсеса  II высотой 25 метров, весом 250 тонн  и царские колоссы украшают вход в Луксорский храм, второй обелиск был перевезен в Париж и установлен на площади Согласия.

 Обелиск Тутмоса I - единственный сохранившийся из 4-х ранее стоявших обелисков, его высота составляет 24 метра, вес 143 тонны.

  Обелиск дочери Тутмоса I - Хатшепсут в Храме Амона: высота 29,5 метра, вес - 343 тонны (второй обелиск заложен каменной кладкой при Тутмосе III). Транспортировка пары обелисков Хатшепсут, согласно надписи на его основании, продлилась 7 месяцев. Во «дворе» Аменхотепа III  в Карнакском храме осталась лишь часть «лежащего» обелиска. 

  Исследователи полагают, что по завершению строительства пирамиды Хеопса, на некотором удалении от её углов, были установлены четыре обелиска, вершины которых венчали «Бены». Обелиски не сохранились, но четыре квадратных углубления, объяснения которым египтологи не находят, указывают места, где они когда-то были установлены.

  Но самый большой из известных в Египте обелисков - Асуанский. Он не был завершен, на нем нет никаких надписей, поэтому до сих пор не определена дата его изготовления. Но специалисты относят его ко времени Древнего царства, то есть к эпохе Великих пирамид. Обелиск выдолблен в скале тремя гранями, Предполагают, что асуанский обелиск остался незавершенным, поскольку в ходе работ была допущена ошибка и монолит треснул. Тому виной не обязательно были просчеты строителей. Это мог быть, к примеру, результат землетрясения. Если бы обелиск был закончен и извлечён, его размеры составили бы 41 метр высотой, общий вес составил бы около 1900 тонн, это был бы самый тяжёлый обработанный камень в Древнем Египте.

  Исследователи считают, что если бы не трудности монтажа и чрезвычайно дорогая транспортировка, то обелиски из Египта вывезли бы все до единого. Например, самый большой из римских обелисков, находившийся в Большом цирке Рима, в XVI веке упал со своего основания. Сказалось отсутствие опыта работы с подобными объектами. Ведь египтяне, в отличие от наших современников, культовые объекты строили на века. 

Информация о работе Обелиски в Древнем Египте