Новгородская феодальная республика

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 19:57, контрольная работа

Краткое описание

Новгородские земли простирались на огромные расстояния - от Балтики до Уральских гор, от Белого моря и берегов Ледовитого океана до междуречья Волги и Оки.

Файлы: 1 файл

Новгородская феодальная республика.docx90№гл.docx

— 32.05 Кб (Скачать)

В упорной борьбе за независимость наибольшую опасность для  Новгорода представляли суздальские князья. Они, во-первых, пользовались поддержкой влиятельной  группы новгородских бояр и купцов, связанных  торговыми интересами с Северо-Восточной  Русью, а во-вторых, оказывали по сути политическое давление на Новгород прекращением подвоза хлеба. Позиция суздальских князей особенно укрепилась тогда, когда Пскову и Новгороду потребовалась военная мощь для отражения агрессии немецких крестоносцев и шведских феодалов.

Антифеодальные  выступления бедноты  новгородские бояре  умело использовали во внутрифеодальной борьбе для устранения своих соперников. Так, в 1207 году в результате крупного антифеодального восстания против бояр Мирошкиничей был смещен посадник Дмитр Мирошкинич, неугодный и боярам, и князю Всеволоду Большое Гнездо. "Черные люди" и крестьяне, задавленные непомерными поборами и ростовщической кабалой, громили городские усадьбы и села Мирошкиничей, изымали у них свои долговые обязательства. Усилиями же правящей верхушки недвижимость Мирошкиничей была конфискована и распродана, а их денежное состояние поделено "по всему граду".

Экономическая и политическая независимость  Новгорода, его своеобразная феодальная "демократия" наложили свой отпечаток  на жителей республики. Новгородцы были народ  буйный, неугомонный; без удальства  и молодечества для  них и жизнь  была не в жизнь. Память об удали новгородской до сих пор живет  в песне про Ваську Буслаева. К тому же Новгород был богат, а богатство шло ему с торгового дела. В этом деле новгородцы больше других русских людей были смелы, расторопны, сметливы. Они торговали во всех концах Русской земли, пускались по неведомым путям в дальние полуночные страны, где нога русского человека еще не хаживала, и за море ездили, и у себя иноземных торговцев принимали. Оттого в Новгороде водилось много крупных купцов и даже сложилась песня о богатом госте Садко.

Существенную  роль в понимании  истории Новгорода, его культуры и  быта сыграли многочисленные археологические  экспедиции А. В. Арциховского (1902 - 1978) и В. Л. Янина. При  раскопках на Неревском конце (Софийская сторона) были обнаружены три улицы и несколько усадеб, которые, как оказалось, из века в век сохраняли свои границы. Их площадь, равная примерно 2000 кв. м, оставалась неизменной. Найдено множество предметов быта - от инструментов ремесленников до золотых печатей и тончайшего "узорочья".

Огромное  значение имеют найденные  здесь знаменитые берестяные грамоты. Они не что иное, как письма простых  граждан Новгорода  на различные бытовые  темы: просьба дать взаймы гривну, приглашение  на похороны, любовные послания и стихи, а также долговые расписки, челобитные, завещания. Анализ берестяных грамот показал, что  усадьбы на Софийской  стороне принадлежали крупным феодалам. Кроме самих владельцев здесь жили многочисленные так или иначе  зависимые от них  люди - ремесленники, холопы, торговцы и  клирики. Иногда часть  усадьбы сдавалась  в аренду.

Общественно-политическая жизнь Новгорода  имела существенные особенности. Сначала  Новгород наряду с  другими русскими княжествами подчинялся Киеву. Но в ходе развития вечевого строя Новгород в XII в. стал самостоятельной феодальной республикой и принимал к себе князей только по собственному выбору и на известных условиях. Князья на новгородском столе не задерживались. В XII - XIII вв. на престоле побывали десятки представителей суздальской, смоленской и черниговской княжеских ветвей. Князь выполнял функцию связующего звена, с одной стороны, Новгорода с Русью и порядками в остальных ее землях, а с другой - отдельных частей Новгородской земли. Он ведал вопросами защиты Новгорода и его владений от нападений внешних врагов, был высшей судебной инстанцией. Новгородцы подписывали с ним договор (ряд) об условиях княжения, которые князь обязан был выполнять или в противном случае покинуть Новгород. Так, в 1136 году восставшие новгородцы изгнали князя Всеволода (старшего сына Мстислава Владимировича Великого), обвинив его в "небрежении" интересов Новгорода, намерении уйти из Новгорода поближе к Киеву и поставив ему в вину грубое нарушение ранее заключенного с новгородцами договора о пожизненном у них княжении.  

    Функции князя в Новгороде со временем изменялись:

  1. Князь являлся военноначальником;
  2. Княжеская дружина поддерживала порядок в городе;
  3. Князь был владетелем домена, адресатом той дани, которая поступала Новгороду;
  4. Символизировал связь Новгорода и остальной Руси.

Социальная  структура новгородского  общества:

Бояре (крупные землевладельцы)
Житьи люди (средние землевладельцы и домовладельцы)
Купцы (делились на сотни  или по предметам  торговли)
Черные  люди (ремесленники и наемные рабочие, свободные общинники - собственники земли, смерды)
Холопы (слуги в боярских дворах и вотчинах)

Высшим  органом власти в  Новгороде было вече - собрание мужского населения  города. Вече обладало чрезвычайно широкими полномочиями: призывало  князя в Новгород, судило о его "винах" и в случае невыполнения им ранее оговоренных  условий княжения "указывало  ему путь" из Новгорода; избирало посадника, тысяцкого и епископа и судило их; решало вопросы о войне  и мире; издавало и отменяло законы; устанавливало размеры  податей и повинностей; избирало всех представителей власти в новгородских владениях, принимало  жалобы на них и  в случае их неправильных действий наказывало виновных.  
 

Общегородское вече 
Вече - высший орган управления, на котором избиралось городское управление. Участниками вече были владельцы усадеб (около 500 человек), но фактически власть находилась в руках 300 "золотых поясов".
Кончанские вечевые сходы 
(5 по количеству концов в Великом Новгороде) 
Существовали и уличанские веча (сходы)
Совет господ (300 золотых  поясов)
Посадник Архиепископ Тысяцкий Князь

Река  Волхов делила Новгород на две части: Софийскую, где находился  центр города с  кремлем и Софийским  собором, и Торговую, где были лавки  и обширная территория так называемого  двора Ярослава - резиденции князя. Вече собиралось по зову вечевого колокола на дворище Ярослава или на площади  у Софийского собора.

Обычно  созывал вече посадник, но в особых случаях  его могли созвать  и князь, и бояре - "большие  люди", и менее  привилегированные  феодалы - "меньшие  люди". Собраться  на вече имели право  все свободные  граждане - от бояр до "черных людей". Все вопросы  решались большинством голосов, несогласное  меньшинство силой  принуждали признать решение большинства. Принятое на вече решение - приговор записывался  в грамоту, к которой  прикладывалась вечевая  печать с выгравированными на ней словами: "Печать Великого Новгорода". Бывали случаи, когда одновременно собирались два враждебных друг другу веча: одно - на Софийской стороне, другое - на Торговой. Тогда нередко дело кончалось рукопашной схваткой на Волховском мосту и для примирения враждовавших сторон на место побоища прибывал епископ с духовенством. Новейшие исследования показали, что не следует преувеличивать демократизм веча. Как правило, на вече созывались несколько сот владельцев городских усадеб, а все важные вопросы жизни Новгородской земли до вынесения их на вече предварительно обсуждались в узком кругу небольшой группы наиболее влиятельных бояр. Некоторые средневековые источники называли их "золотые пояса".

Главными  правительственными лицами в Новгороде  были посадник и тысяцкий. Посадник избирался  из самых влиятельных  бояр на неопределенное время, - пока будет "угоден народу" - и не мог  быть смещен князем без вины и суда. Будучи посредником  между князем и  народом, он вместе с  князем имел право  судить и управлять, руководил совещаниями  веча, от имени Новгорода  вел переговоры с  другими княжествами  и зарубежными  государствами и  заменял князя  в его отсутствие.

Тысяцкий  избирался из небоярского  населения Новгорода. Как судья он имел дело преимущественно  с "черными людьми". Тысяцкий осуществлял  контроль за налоговой системой, - ему подчинялись сотские (для сбора податей город делился на 10 сотен во главе с сотскими).

Во  главе новгородской церкви стоял епископ (позднее - архиепископ). Он принимал участие во всех важных гражданских делах, имел свой суд, собственный  штат и даже собственный  воинский полк. Его  кафедре принадлежали обширные имения. Совета владыки искали князья и посадники, и  все договоры с  другими княжествами  и иностранными государствами  заключались с  его благословения.

Кроме высших органов власти были низшие, территориально-административные органы самоуправления. Обе стороны - Софийская  и Торговая - делились на несколько городских  районов - концов. В  концах собирались свои веча, избиравшие кончанских старост. Концы в свою очередь делились на улицы во главе с уличанскими старостами.

Вечевой строй в Новгородской земле был одной  из форм феодального  государства. Вече должностных  лиц создавало  иллюзию "народовластия", участия всего  мужского населения  Новгорода в делах  управления. В действительности же вся реальная полнота  власти находилась в  руках бояр и привилегированной  части купечества. Боярско-купеческая верхушка учитывала  политическую активность городского плебса, и умело использовала ее в борьбе с княжеской  властью, отстаивая  свои собственные  интересы.

Общественно-политической жизни Новгорода XII- XIII вв. присуще сложное  переплетение борьбы за политическую и  экономическую независимость  Новгородской земли  с социальной борьбой. Речь идет о выступлениях народных масс против наиболее ненавистных  им феодалов и о  борьбе за власть между  боярско-купеческими  группировками.

Информация о работе Новгородская феодальная республика