Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 19:44, реферат
Норма́нская тео́рия (норманизм) — направление в историографии, развивающее концепцию того, что народ-племя русь происходит из Скандинавии периода экспансии викингов, которых в Западной Европе называли норманнами.
Норма́нская тео́рия (норманизм) — направление в историографии, развивающее концепцию того, что народ-племя русь происходит из Скандинавии периода экспансии викингов, которых в Западной Европе называли норманнами.
Сторонники норманизма относят норманнов (варягов скандинавского происхождения) к основателям первых государств восточных славян — Новгородской, а затем Киевской Руси. Фактически это следование историографической концепции Повести временных лет (начало XII века), дополненное идентификацией летописных варягов как скандинавов-норманнов. Вокруг этнической идентификации разгорелись основные споры, временами усиленные политической идеологизацией.
В 862 г. для прекращения междоусобиц племена восточных славян (кривичи и ильменские словене) и финно-угров (весь и чудь) обратились к варягам-русь с предложением занять княжеский престол (см. статью Русь, Русь (народ) и Рюрик). Откуда призвали варягов, летописи не сообщают. Можно примерно локализовать местожительство руси на побережье Балтийского моря («из-за моря», «путь к варягам по Двине»). Кроме того, варяги-русь ставятся в один ряд со скандинавскими народами: шведами, норманнами (норвежцами), англами (датчанами) и готами (жители о. Готланд — совр. шведы)
Более поздние летописи заменяют термин варяги псевдоэтнонимом «немцы», объединяющем германские и скандинавские народы.
Летописи оставили в древнерусской транскрипции список имён варягов-руси (до 944 года), большинство отчётливой древнегерманской или скандинавской[10] этимологии. В летописи упоминаются следующие князья и послы в Византию в 912 году: Рюрик (Rorik), Аскольд, Дир, Олег (Helgi), Игорь (Ingwar), Карлы, Инегелд, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Карн, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид. Имена князя Игоря и его жены Ольги в греческой транскрипции по синхронным византийским источникам (сочинениям Константина Багрянородного) фонетически близко стоят к скандинавскому звучанию (Ингор, Хелга).
Первые имена со славянскими или иными корнями появляются лишь в списке договора 944 года, хотя вожди западно-славянских племён с начала IX века известны под отчетливо славянскими именами.
Антинормани́зм —
направление в историографии, сторонники отвергают
и опровергают норманистические концепции происхождения
первой правящей династии Руси, и создания
русского государства.[1]. Не отрицая участия
скандинавов в политических процессах
на Руси, антинорманизм критикует преувеличенное,
в рамках норманской
теории, значение
такого участия. Одним из недавних трудов
сторонников антинорманизма стала монография В. В. Фомина [2]. Начиная с В. Н. Татищева и М. В. Ломоносова сторонники антинорманизма
подчеркивали и подчеркивают проявление
отечественной государственности в Скифии
и Сарматии, Готии и Гуннии, Боспорском
царстве и Приазовской Болгарии, Тюркском
каганате и Хазарии, «северных архонствах»
раннесредневековой Византии.
Согласно норманской теории, основанной не неправильном толковании
русских летописей, Киевская Русь была создана шведскими викингами, под-
чинив восточнославянские племена и составившими господствующий класс
древнерусского общества, во главе с князьями-Рюриковичами. На протяжении
двух веков русско-скандинавские отношения IX-XI вв. были предметом
острой дискуссии между норманистами и антинорманистами.
Что же послужило камнем преткновения ? Несомненно,статья в Повес-
ти временных лет, датированная 6370-м годом, что в переводе на общепри-
нятый календарь -год 862- й
Норманнская теория содержит в себе два общеизвестных пунк-
та: во-первых, норманисты утверждают, что пришедшие варяги практически
создали государство,что местному населению было не под силу; и,
во-вторых,варяги оказали огромное культурное влияние на восточных сла-
вян.Общий смысл норманнской теории совершенно ясен:скандинавы создали
русский
народ,подарили ему государственность,культуру,
подчинив его себе.
Норманисты упирали на то,что термином "русь" обозначались именно
скандинавы,а их противники готовы были принять любую версию, лишь бы
не дать норманистам фору.Антинорманисты готовы были говорить о литов-
цах,готах,хазарах и многих других народах.Понятно,что с таким подходом
к решению проблемы антинорманисты не могли рассчитывать на победу в
данном споре.Как следствие, к концу XIX века явно затянувшийся спор
привел к заметному перевесу норманистов.Количество сторонников нор-
манской теории выросло,а полемика со стороны их противников стала ос-
лабевать.На ведущую роль в рассмотрении этого вопроса выдвинулся нор-
манист Вильгельм Томсен. После того,как в России в 1891г.была опубли-
кована его работа "Начало Русского государства", где были с наибольшей
полнотой и ясностью сформулированы основные аргументы в пользу нор-
маннской теории,многие русские историки пришли к мнению,что норманн-
ское происхождение Руси можно считать доказанным. И хотя антинорманис-
ты(Иловайский, Гедеонов) продолжали свою полемику,большинство предста-
вителей официальной науки встало на норманистские позиции. В ученой
среде установилось представление о произошедшей в результате опублико-
вания работы Томсена победе норманистической концепции истории Древней
Руси.Прямая полемика против норманизма почти прекратилась. Так,
А.Е.Пресняков полагал,что "норманистическая теория происхождения Русс-
кого государства вошла прочно в инвентарь научной русской исто-
рии"(Пресняков А.Е.Вильгельм Томсен о древнейшем периоде русской исто-
рии.- В кн:Памяти Вильгельма Томсена. Л.,1928,с. 46.).
Также основные положения норманнской теории, т. е. норманнское
завоевание,ведущую роль скандинавов в создании Древнерусского госу-
дарства признавало подавляющее большинство советских ученых,в частнос-
ти М.Н.Покровский и И.А.Рожков.По мнению последнего на Руси "государс-
тво образовалось путем завоеваний, сделанных Рюриком и особенно Оле-
гом".Это высказывание как нельзя лучше иллюстрирует положение, сложив-
шееся в русской науке в то время-на самом деле хуже не придумаешь.
Надо отметить, что в XVIII- начале XX века западноевропейские ис-
торники признавали тезис об основании скандинавами Древней Руси,но
специально этой проблемой не занимались.На протяжении почти двух сто-
летий на Западе было всего несколько ученых- норманистов, кроме уже
указанного В.Томсена можно назвать Т. Арне. Положение изменилось лишь
в двадцатых годах нашего столетия. Тогда к России,уже успевшей стать
советской,резко возрос интерес.Это отразилось и на трактовании русской
истории.Стало публиковаться множество работ по истории России. Прежде
всего должна быть названа книга крупнейшего ученого А.А. Шахматова,
посвященная проблемам происхождения славянства,русского народа и Русс-
кого государства.
2.
В Киеве,
как центре обеспечения существования
племенных союзов, вероятно, сосредоточивались
и все институты, связанные с реализацией
функций управления. Структура власти
союзов племен формально совпадала с организацией
племенной власти, но на смену родоплеменной
приходит территориальная организация
общества. Верховные органы племенного
союза — вече (собрание свободных общинников),
вожди (князья) с племенными дружинами,
старейшины (старцы градские). В городе
располагался сакральный центр, так как
князь выполнял не только военные, но и
религиозные функции. Сюда поступала дань
с подвластных племен, здесь формировалось
общее войско. Функции князя («князь» —
слово общеславянское, заимствованное
в праславянские времена из древненемецкого
и означавшее сначала главу рода, племени)
союза племен мало чем отличались от функций
племенного вождя. Князь был представителем
верхушки родоплеменного строя, а не носителем
государственной публичной власти. Внутриплеменные
дела сохраняют в своих руках родоплеменная
знать и племенное вече, а в руках князя
сосредоточиваются военные обязанности,
но они обеспечиваются уже не кровнородственными
связями, а территориальными, политическими
и военными отношениями.
3.