Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 12:12, реферат
После распада Золотой орды на северо-западе нынешнего Казахстана возникло новое государственное объединение — Ногайская орда. Её основная территория находилась в степях между Волгой и Уралом (Яиком), а политический центр — в районе Сарайчика (на реке Урал). На востоке ногаи кочевали по левобережью Урала, на северо-востоке — до Западно-Сибирской низменности, на северо-западе их кочевья доходили до Казани, на юго-западе — до Приаралья и севера Прикаспия.
1. Образование Ногайской орды
2 . Административное устройство
3. Хозяйство
4. Политическая история Орды
5. Жилище
6. Производство войлока
7. Одежда
8. Свадебные обряды
План
1. Образование Ногайской орды
2 . Административное устройство
3. Хозяйство
4. Политическая история Орды
5. Жилище
6. Производство войлока
7. Одежда
8.
Свадебные обряды
Заключение
Список литературы
Издательская фирма “Восточная литература” РАН, 2001. – 752 с.
1. Образование Ногайской орды
После
распада Золотой
орды на северо-западе
нынешнего Казахстана
возникло новое государственное
объединение —
Ногайская орда. Её
основная территория
находилась в степях
между Волгой и
Уралом (Яиком), а
политический центр
— в районе Сарайчика (на
реке Урал). На востоке
ногаи кочевали по левобережью
Урала, на северо-востоке
— до Западно-Сибирской
низменности, на северо-западе
их кочевья доходили
до Казани, на юго-западе
— до Приаралья и севера
Прикаспия.
Центром
Орды был город
Сарайчик на нижнем
Урале. Город был
основан в XIII веке.
В период существования
государства Золотая
орда через город
Сарайчик проходили
торговые пути из Крыма
и с Кавказа
в Каракорум и
Китай. XIII—XIV века были
периодом расцвета города,
но в XV веке Сарайчик
был разрушен. Лишь
став столицей Ногайской
орды, город вновь
начал возрождаться.
Вначале XVI века Казахский
хан Касым ненадолго
захватил Сарайчик,
где вскоре и умер, и
казахи снова откатились
к себе в пустыню Бетпак
дала. В 1580 году город
был захвачен вольными
казаками. В Сарайчике
были похоронены ханы
Золотой орды и Ногайской
орды. Название Орды
происходит от имени
военачальника Золотой
орды — Ногая. Ногай
участвовал в завоевательных
походах Бату, был военачальником
у пяти ханов Золотой
орды. Он сыграл очень
важную роль в истории
Золотой орды. Основное
население Ногайской
орды составляли племена,
входившие в состав
войска Ногая. Составляющее
большую часть ногайских
воинов тюркоязычное
племя мангытов называло
свой улус Мангытским
юртом. Действительным
основателем Ногайской
(Мангытской) Орды считается
Едыге. При правлении
Едыге Ногайская орда
начала обособляться
от Золотой орды. Во
время правления сына
Едыге Нур ад-дина было
создано самостоятельное
государство, которое
отделилось от Золотой
орды.
2. Административное устройство
Орда
делилась на ряд самоуправляющихся
улусов, возглавляемых
мурзами. Мурзы подчинялись
бию, который правил
с помощью нурадина.
В XVI веке миграция ногайцев
на западный берег Волги
привела к выделению
из Ногайской Орды Малых
Ногаев, впоследствии
у западных ногайцев
высшим титулом стал
титул султана.
3. Хозяйство
Основу
хозяйства составляло
кочевое скотоводство (лошади,
овцы, крупный рогатый
скот и верблюды)
и транзитная торговля.
В то время как
население остальных
татарских государств
перешло к осёдлому
образу жизни, экономика
Ногайской Орды по-прежнему
носила кочевой характер.
На территории этого
государственного образования
располагался только
один город — Сарайчик,
который достался
ему в наследство
от Золотой Орды.
Однако Сарайчик потерял
своё прежнее значение
крупного торгового
центра и вскоре перестал
играть какую-либо роль
в экономике ханства.
4. Политическая история Орды
Важную
роль в создании и
упрочении Ногайской
орды сыграл Едыге, не
имевший право на ханский
титул, но являвшийся
в течение многих лет
фактическим правителем
Золотой Орды. При его
правлении произошло
обособление Золотой
орды и превращение
их земель в независимое
феодальное владение.
Управляя Золотой ордой,
Едыге носил титул (беклар-беги)
или (великий эмир). Он
имел неограниченную
власть. Существовала
традиция, по которой
без согласия потомков
Едыге утверждение ханом
из числа представителей
династии Чингисхана
считалось недействительным.
В этот период среди
мангытского народа
появился эпос об Едыге.
В 90-е годы XIV века он
вёл войны с Тохтамыш-ханом,
во-первых, за господство
в Золотой орде, во-вторых,
в целях укрепления
власти Ногайской Орды
над соседними владениями,
расширения её границ.
Едыге в течение 15 лет
правил Ордой (1396—1411
гг.). При правлении Едыге
владения Ногайской
Орды расширились до
Западно-сибирской низменности.
Именно сюда бежал и
умер Тохтамыш-хан, на
этой земле племя тайбуга
признало над собой
власть Едыге. Судя по
письменным источником,
ногаи (мангыты) в середине XV
века доходили до среднего
течения Сырдарьи, захватывали
укреплённые города.
Например, в 1446 году
мангыт Уакас-бий правил
городом Узгенд. Важную
роль в политической
жизни Восточного Дешт-и-Кыпчака
в XV веке играли потомки
Едыге — Муса-мырза
и Жан-быршы. В начале XVI
в Ногайской орде начался
упадок. В 1550-х годах
после присоединения
Казанского, Астраханского
ханств к России, Ногайская
орда распалась на несколько
самостоятельных владений.
В результате трёхлетней
засухи и гололедицы
зимой в 50-е годы XVI века,
пал весь скот, в среде
ногаев началась междуусобная
борьба, следом пришла
эпидемия чумы, 80% населения
вымерло, и ногаи стали
откочёвывать на Сев.
Кавказ. В начале XVII
века их кочевья по обоим
берегам Яика до Волги
заселили калмыки.
5. Жилище
Образ жизни ногайцев отразился на типах их жилищ. Их можно разделить на 2 типа: юрты "термэ", "отав", "уъй".
Юрты были приспособлены к кочевому быту народа. Юрты типа "термэ" была разборной, а типа "отав" - неразобной. "Термэ" состояло из решеток их разных видов дерева, войлока, досок, веревок. "Юрту" обычно устанавливали женщины. Богатые накрывали юрту в несколько слоев белым войлоком, а бедняки - серым войлоком. Внутри юрты стены обтягивали камышовым циновками (шипта), а богачи и коврами" Калмыков И.Х., Керейтов Р.Х., Сикалиев А.и. Ногайцы - Черкесск, 1988 г. - стр. 114.
Пол устилали войлоком и ковром. В центре юрты находился очаг (тандыр) для обогрева и приготовления пищи. Здесь непременно стоял треножик. На верху было отверстие, откуда выходил дым (рис.1).
Вторым типом кочевого жилища ногайцев было юрта отав. "Кибитка отау состоит из нижнего и среднего обручей (эрге), верхнего - ешгаракръ, меньших - шиктал, находящихся между верхним и средним, продольных прутьев - ашямай, двух дверных половинок, порога и перекладины - босача и шеста - крок, на котором утверждается верхняя стеганная закрышка - тунунукъ. К двери привязывается занавеска - эсик" Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. - М., 1947 г. - стр. 92.
Во второй половине 19 века юрта-отав использовались только как свадебная юрта молодоженов. Она украшалась специальным войлоком. Такая юрта ставилась рядом с терме (рис.2).
Юрты устанавливались рядами. Каждый ряд образовывали юрты выходцев из одной большой семьи. Так создавался небольшой квартал родственного поселения. В центре его стояла кибитка старшего из родственников, главы всего квартала.
Распределения мест в юрте было половозрастным. На самой почетной северной стороне сидел глава семьи. Эта древняя традиция было зафиксирована Г.Д. Рубруком уже в 13 веке. Он писал: "Помещают послеь господина на северную сторону, а место женщины с восточной стороны, место мужчины с западной стороны. Мужчины, входя в дом, никоим образом не могут повесить своего колчана на женской стороне" Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. - М., 1947 г. - стр. 93.
Почетное место главы семьи называлось "тоър". На это место ни кто не не имел право сесть даже в отсутствии главы семьи. На правую сторону рассаживали гостей по старшинству, затем мужскую половину семьи. "Если среди гостей находился старик, старше главы семьи, то почетное место занимал он. По левую сторону от него садились жену по старшинству, ближе к дверям невестки. Между невестками и женами садились дочери главы семьи" Калмыков И.Х., Керейтов Р.Х., Сикалиев А.и. Ногайцы - Черкесск, 1988 г. - стр. 114. Если они раздельно. Сначала ели мужчину, затем жены и дочери, а в последнюю очередь - невестки.
Внутреннее убранство юрты описал подробно Е. Ананьев: "Переступив порог кибитки, на северной стороне ее можно увидеть зеркало (бияла) с пестрой рамкой, набитые разным платьем сумки (ярган-торба) по правую сторону находится кровать (орындык). На кровати бывает несколько подушек (ястык) с пестрыми наволочками (ястык тыс), тюфяк (миндир) и одеяла (юркан). Около кровати есть полка (ундрук), на которой ставятся чашки (аяк), ложки (кашык), ковши (чумык), сито (ситлык)" Там же. - стр. 115. Рядом с орындык всегда столя сундук (рис.3).
Каждая семья старалась нарядно убрать юрту. Деревянные изделия украшались резьбой, войлочные - орнаментом.
Особенно украшалась юрта-отав. Ковры и другие предметы интерьера изготовляла сама невеста. Отличительным признаком молодоженов был войлочный флаг.
Юрты-термэ, отав были типичны для ногайцев степных районы до первых лет Советской власти.
Переход
к оседлости привел
к строительству
постоянных жилых
домов (уъй). Дом имел
кухню-сени (аятюй) и
спальни (ичюй). Дома
были многокамерными.
По мере женитьбы сыновей
к дому пристраивались
новые комнаты. "Основным
строительным материалом
для дома был глина,
входящая в стостав
кирпича. Двери и окна
выходили на юг. При
строительстве широко
использовалась родовая
и соседская взаимопомощь"
Калмыков И.Х., Керейтов
Р.Х., Сикалиев А.и. Ногайцы
- Черкесск, 1988 г. - стр. 116.
Из леса изготовляли
рамы (терезе), косяки
окон и дверей (энеге),
двери (эсик), (капы).
Большинство домом было
из двух комнат с одной
прихожей. У степных
ногайцев в период перехода
к оседлости сохранялась
юрта, используемая
как кунадская. Топили
по большой части кизяком
(тезек). Для освещения
служил жировой светильник,
который ставили около
печи. "С конца 19 века
стали использовать
керосиновые лампы (майширак).
Во дворе строили помещения
доя овец (къотан), крупного
рогато скота (аран).
По традиции во дворах
стоят печи для выпечки
хлеба" Там же - стр. 118.
С ростом благосостояния
и культуры ногайцев,
их жилища приобрели
совершенно новый облик.
6. Производство войлока
Немаловажную роль в изготовлении материалов для одежды, обуви и головных уборов играло валяльное производство. В этом деле славились ногайские мастерицы. Вообще, изделия их шерстив ногайском костюме играли важную роль. Еще Рубрук в 13 веке описывал одежду монголо-татар, отмечая, что они издерживают много шерсти Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. - М., 1947 г. - стр. 99. На войлочные изделия использовались разного качества, в зависимости от их назначения. "Техника изготовления войлока для одежды в основном была та же, что у соседних народов Северного Кавказа. Однако войлочные производство ногайцев имело и свои особенности" Гаджиева С.Ш. Материальная культура ногайцев в 19-нач. 20 вв. М., 1979., стр. 89 (рис.4).
Ногайцы сначала очищали, мыли, перебирали и пропускали шерсть через гребень, Затем ровным слоем раскладывали ее на циновке, придавая слою определенную форму, толщину и величину в зависимости от изготовленного предмета. Для бурки, например, на большой циновке расстилали шерсть в форме трапеции. Затем шерсть обрызгивали кипятком, свернув вместе с циновкой в трубу. Перевязав трубку веревкой и сделав три воздушные петли, били трубку о землю 3-40минут. Затем войлок разворачивали, сбрызгивали еще раз кипятком и, и снова свернули в трубку, но уже без циновки, основательно валяли.
После
этого применялся
еще такой прием: 4
женщины, две с
одной стороны
и две с другой,
садились друг против
друга и каждая пара
по очереди отталкивала
от себя ногами свернутый
в трубку войлок. Этот
процесс продолжался
часа 1, 5 - 2. Затем войлок
еще раз разворачивали
и, сложив вдвое, опять
катали. При этом одна
женщина садилась на
одном конце циновки,
а другая - на другом.
Они по очереди тянули
войлок с себе в длину,
вдвоем свертывали в
трубку, перевязывали
по середине веревкой
и, поставив вертикально,
сверху обливали 3-5 ведрами
воды. В заключении войлок
сушили в тени.
7. Одежда
Национальный костюм ногайцев складывался в течение многих веков. Он характеризовался чертами типичными как для кочевого, так и для оседлого образа жизни народа.
"Материал для одежды ввозили или изготавливали сами. В пору расцвета Ногайской Орды, ногайцы получали из Москвы сукно, "платья всякие", холсты. Через существующий в Бухаре ногайский караван-сарай поступали китайский, индийский шелка и другие ткани" Калмыков И.Х., Керейтов Р.Х., Сикалиев А.и. Ногайцы - Черкесск, 1988 г. - стр. 120. Импортные ткани, товары были доступны лишь богатым, а бедняки обходились тканями домашнего производства. В 19 веке к ногайцам все больше стали проникать фабричные ткани, одежда, обувь из России.
Одежду у ногайцев шили вручную женщины. Богатые женщины украшали одежду дорогими вышивками, носили золотые, серебряные украшения. Бедняки носили одежду из грубого сукна и дешевых тканей.
Мужчины одевали нательную рубаху, которая доходила до колен и заправлялась шаровары. Шли ее ситца или бязи. Штаны заправлялись в сапоги. Они были широкие, удобные для езды на лошади. Поясом служил шнурок. Он был узким с металлической пряжкой и ременными подвесками с гравированными чернью или золотом металлическими пластинами. На поясе висел нож или кинжал в сафяновых ножнах. На рубаху ногайцы надевали куртку-безрукавку. Существовал и кафтан без подкладки. Богатые ногайцы носили бешмет. Принадлежность легкого верхнего до колен. В 19 веке с ростом товарно-денежных отношений появились рубахи-косоворотки, пиджаки, брюки. Верхнюю мужскую одежду дополняла длинная бурка из тонкого войлока с широкими плехами. Зимой поверх легкой одежды надевали шубу из разных шкур. Разнообразными были и головные уборы. Общей для всех возрастных групп являлась зимняя шапка. "У причерноморских ногайцев было 3 головных убора: для сна, обрядная шапка и шапка-ушанка. Носили также баранью шапку с верхом" Там же - стр. 124. В дождливую и снежную ногайцы надевали башлык. Его шили в виде капюшона с острым верхом и двумя длинными "крыльями". Разнообразной была и мужская обувь. Самой распространенной были "ыдырык". Они шились из кожи крупного рогатого скота. Носили также баъпишь с чулками (мыес). В ходу были также красные или черные сапоги с загнутыми носом. Из войлока изготовляли "уюкъ" и "шорап". Мужскую одежду дополняло оружие (савыт) и воинские доспехи.