Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 22:47, реферат
Целью является попытка рассмотреть личность последнего российского императора как человека и как государственного и политического деятеля в контексте исторических событий.
Введение……………………………………………………………………………3
1. Император Николай II...........…………………………………............................5
1.1 Воспитание и образование наследника..…………………………………...5
2. Коронация Николая II...…………………………………………………………9
2.1 Правление императора Николая II..………………………….…………….9
3. Николай II и его семья………..………………………………………………..14
4. Последние дни Николая II..……………………………………………………16
4.1 Арест и убийство царской семьи...………………………………………..16
Заключение………………………………..………………………………………19
Список используемых источников……..………………………………………..21
Кафедра рекламы, социальной работы, психологии и педагогики
Реферат по учебному курсу
«Отечественная история»
Николай II – последний император
России
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Император Николай II..........
1.1 Воспитание и образование наследника..…………………………………...5
2. Коронация Николая II...…………………………………………………………9
2.1 Правление императора Николая II..………………………….…………….9
3. Николай II и его семья………..………………………………………………..
4. Последние дни Николая II..……………………………………………………16
4.1 Арест и убийство
царской семьи...……………………………………
Заключение………………………………..………………
Список используемых источников……..……………………………………….
Введение
1917 год - роковой рубеж
в истории России, год начала
ломки традиционных форм жизни
народа и страны. Исходным пунктом
распада исторической связи
Николай II – самая трагическая фигура среди европейских монархов новейшего времени. Ему, как ни одному другому, пришлось испытать трудности, выпавшие на долю монархии во второй половине 19 и в начале 20 в. Социальные, экономические, внутри - и внешнеполитические проблемы его времени были чем-то таким, о чем Николай никогда не имел адекватного представления. Безусловно, особые условия в Российской империи стали бы неразрешимой проблемой и для более умного, образованного и подготовленного монарха.
Личность императора и последующий расстрел царской семьи представляют собой "белое пятно" в истории СССР. Давайте поэтому посмотрим, кем же на самом деле был Николай Александрович Романов, и в чем причины его столь печальной участи.
Целью является попытка рассмотреть личность последнего российского императора как человека и как государственного и политического деятеля в контексте исторических событий.
В данном реферате хотелось бы по возможности осветить следующие вопросы: жизнь и деятельность Николая II, семейное и политическое окружение царя и влияние на них личных качеств последнего императора.
1.1 Воспитание и образование наследника
Император Николай Александрович Романов родился 6 мая (по старому стилю) 1868 года, в день, когда православная церковь отмечает память святого Иова Многострадального. Этому совпадению император придавал большое значение, испытывая всю жизнь “глубокую уверенность, что он обречён на страшные испытания”. Его отец, император Александр III, по оценке многих историков, был глубоко верующим, цельным человеком, хорошим семьянином. Эти качества он воспитывал и у детей.
По практически единодушному мнению современников Николай II был умным человеком. Но его воспитание и жизнь семьи, в которой он вырос, были наименее подходящими для формирования будущего монарха. Воспитание и образование Николая II проходило под личным руководством его отца на традиционной религиозной основе. Воспитатели будущего императора и его младшего брата Георгия получили такую инструкцию: "Ни я, ни Мария Федоровна не желаем делать из них оранжерейных цветов. Они должны хорошо молиться Богу, учиться, играть, шалить в меру. Учите хорошенько, спуску не давайте, спрашивайте по всей строгости законов, не поощряйте лени в особенности. Если что, то адресуйтесь прямо ко мне, а я знаю, что нужно делать. Повторяю, что мне фарфора не нужно. Мне нужны нормальные русские дети. Подерутся - пожалуйста. Но доносчику - первый кнут. Это - самое мое первое требование". Учебные занятия будущего императора велись по тщательно разработанной программе в течение тринадцати лет. Первые 8 лет были посвящены предметам гимназического курса. Особое внимание уделялось изучению политической истории, русской литературы, французского, немецкого и английского языков, которыми Николай Александрович овладел в совершенстве (датский язык он знал хуже). Следующие пять лет посвящались изучению военного дела, юридических и экономических наук, необходимых для государственного деятеля. Преподавание этих наук велось выдающимися русскими учеными-академиками с мировым именем: Бекетовым Н.Н., Обручевым Н.Н., Кюи Ц.А., Драгомировым М.И., Бунге Н.Х. и др. Николай Александрович Романов был усердным учеником, и хотя "звезд с неба не хватал", но имел неплохие знания по всем предметам, что отмечалось всеми учителями. Кроме того, он неплохо играл на фортепиано, рисовал, обучался игре на скрипке. Усидчивость и аккуратность - эти качества сформировались в нем под неусыпным вниманием "дорогих папа и мама".
Не то чтобы его воспитание
и образование грешили
«Что бы ни происходило в душе Государя, - писал С.Д. Сазонов, - он никогда не менялся в своих отношениях к окружающим его лицам. Мне пришлось видеть его близко в минуту страшной тревоги за жизнь единственного сына, на котором сосредоточивалась вся его нежность, и, кроме некоторой молчаливости и ещё большей сдержанности, в нём ничем не сказывались пережитые им страдания».
Николай долго оставался незрелым ребенком. Уже семнадцатилетним он был вынужден декламировать стихи своему дяде, а в двадцать лет он еще играл со своими младшими братьями и сестрами в салки во дворце.
Чтобы будущий император на практике познакомился с войсковым бытом и порядком строевой службы, отец направил его на военные сборы. Первые два года Николай служил младшим офицером в рядах Преображенского полка. Два летних сезона он проходит службу в рядах кавалерийского гусарского полка эскадронным командиром, и, наконец, в рядах артиллерии. Очевидцы отмечали, что Николай II не отличался особой грациозностью и ловкостью, однако был очень упрям. Возможно, эти годы службы были самым счастливым временем в жизни Николая. До этого воспитание Николая было лишено военных элементов. Впервые в своей жизни Николай покинул дворец и императорский двор. Николай любил армию, ее традиции, форму и, прежде всего, простой мир приказов и повиновения. В последующие годы офицерское общество гвардейских полков было практически единственным, помимо семьи, окружением, где он чувствовал себя как дома.
В то же время отец вводит
его в курс дела управления страной,
приглашая участвовать в
В программу образования будущего императора входили многочисленные путешествия по различным губерниям России, которые он совершал вместе с отцом. В довершение образования отец выделил в его распоряжение крейсер для путешествия на Дальний Восток. За 9 месяцев он со свитой посетил Грецию, Египет, Индию, Китай, Японию и далее сухим путем через всю Сибирь возвратился в столицу России.
К 23-м годам своей жизни Николай Романов стал высокообразованным молодым человеком с широким кругозором, прекрасно знающим историю и литературу и в совершенстве владеющим основными европейскими языками (помимо всего он очень хорошо знал русский язык и всегда писал без ошибок). Блестящее образование сочеталось у него с глубокой религиозностью и знанием духовной литературы, что было нечасто для государственных деятелей того времени. Отец сумел внушить ему беззаветную любовь к России, чувство ответственности за ее судьбу. С детства ему стала близка мысль, что его главное предназначение - следовать российским основам, традициям и идеалам. Вскоре после воцарения он сказал: "Да поможет мне Господь служить горячо любимой родине так же, как служил ей мой покойный отец и вести ее по указанному им светлому и лучезарному пути".
Самым большим недостатком
в воспитании юного наследника престола
было то, что он был практически
изолирован от своих сверстников. Это
не дало молодому царю возможности
утвердиться в кругу равных, предаваться
юношеским играм и проказам с
ровесниками и таким образом
освободиться от влияния могущественного
родительского дома. Юный царевич
был также лишен возможности
сформировать свои собственные независимые
суждения и совершить свои собственные
ошибки, которые он затем смог бы
исправить без вмешательства
гувернеров или родителей. Контакт
с внешним миром для Николая
ограничивался почти
2 Коронация Николая II
2.1 Правление императора Николая II
Образцом правителя для Николая II был царь Алексей Михайлович (отец Петра I), бережно хранивший традиции старины и самодержавия, как основы могущества и благосостояния России. В одном из первых своих публичных выступлений он провозгласил: "Пусть же все знают, что я, посвящая все силы благу народному, буду охранять начала самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял его мой покойный незабвенный родитель". Это были не только слова. "Начала самодержавия" Николай II отстаивал твердо и неуклонно: ни одной существенной позиции за годы правления он не сдавал вплоть до его отречения от престола в 1917 году.
Когда Александр III неожиданно умер в возрасте 49 лет, наследник престола был плохо подготовлен к выполнению своих будущих задач [9, c. 48]. Никто не понимал значения кончины царя лучше, чем 26-летний молодой человек, унаследовавший его трон. “Я видел слёзы, застилавшие его голубые глаза, - вспоминал великий князь Александр, шурин Николая, - Он взял меня за руку и повёл вниз, в свою комнату. Мы обнялись и заплакали. Он не мог собраться с мыслями. Он знал, что теперь он - император. Бремя этого ужасающего для него факта раздавило его”. “Сандро, что мне делать? - восклицал он патетически. - Что будет со мной, с тобой, с Ксенией, с Аликс, с мамой и с Россией? Я не подготовлен к тому, чтобы быть царём. Я никогда не хотел этого. Я ничего не понимаю в делах управления. Я даже не представляю, как говорить с министрами”.
Коронация Николая II ознаменовалась катастрофой на Ходынском поле в Москве, в которой погибли несколько сотен человек.18 мая 1896 года, во время раздачи царских подарков по случаю коронации Николая II, на Ходынском поле (в северо-западной части Москвы, в начале современного Ленинградского проспекта) произошли трагические события [11, c. 29]. Из-за халатности организаторов церемонии и городских властей началась давка, в которой, по официальным данным, погибли 1389 и получили увечья 1300 человек.
Личность любого государственного деятеля раскрывается в его замыслах и делах. Еще до коронации Николай II подчеркнул, что будет твердо придерживаться принципов своего отца.
Его совсем недавно
начали привлекать к