Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 15:42, реферат
Возможность самостоятельного проведения экономических реформ в первые годы была ограничена объективными факторами. Республика находилась в единой рублевой зоне, в силу чего главная и основная составляющая реформ - монетарная политика - не присутствовала в инструментарии казахстанских реформаторов на начальных этапах независимости. Отсутствие рычагов монетарного регулирования экономики существенно ограничивало возможности макроэкономической стабилизации и создавало прецедент, когда иное государство навязывало проведение собственной денежно-кредитной политики.
ВВодная часть
Основная часть
1.Направления экономической реформы Казахстана
2.Реализация экономических реформ в Казахстане
3. Реформа внешнеэкономической деятельности
4. Экономические реформы в Казахстане: итоги
III. Заключение
Литература
2. Завершено формирование нормативно-правовой базы, адекватной стандартам современного рыночного хозяйствования, начатое на предыдущих этапах. Принято и функционирует развитое законодательство в области рынка ценных бумаг, финансовой системы, рынка труда, налогообложения, бухгалтерского учета, акционерных отношений и многих АРУГИХ сфер экономики.
3. Завершены в основной своей части процессы разгосударствления и приватизации, сформирована экономика смешанного типа, создан мощный слой частного бизнеса. Так, на 1.01.2001 года в Казахстане функционировало 111400 юридических лиц частной формы собственности при их общем количестве в 1385496); в частном секторе производится около 702% ВПП страны. На основе произошедших институциональных преобразований сформирован широкий круг компаний рыночной и производственной инфраструктуры, активно развивается малый и средний бизнес, сглажены существовавшие диспропорции в структуре экономики страны за счет опережающего развития сферы услуг, доля которых в ВВП страны постоянно растет (см. рисунок 1). В большинстве сфер и отраслей экономики сформирована конкурентная среда. .
4. Достигнута устойчивая стабилизация в финансовой сфере государства по всем основным направлениям: в области государственных финансов, курса национальной валюты, устойчивости и ликвидности банковской системы, золотовалютных резервов Национального банка, динамики инфляции, процентных ставок денежного рынка и рынка государственных ценных бумаг. Так, в 2000 году потребительские цены росли в среднем на 0,8% в месяц, государственный бюджет на 1.12.2000 года был исполнен с профицитом в размере 2,2% к ВВП, ставка рефинансирования Национального банка в феврале 2001 года была снижена до 12,5%, доходность государственных ценных бумаг на вторичном рынке составила 11,4% годовых7). Финансовая стабилизация позволила привлечь существенные объемы свободных средств населения и значительно увеличить масштабы кредитования банками реального сектора экономики.
5. Началась активизация инвестиционно-производственных процессов в экономике. В конце десятилетия зафиксирован значительный прогресс в динамике объемов ВВП, промышленного производства, инвестиционной деятельности и ряде других важнейших показателей. Характерно, что рост происходит практически во всех сферах экономики ¬промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и связи, торговле и пр., что позволяет говорить о комплексном и системном характере развития страны.
Впервые за годы реформ начиная с 1999 года наблюдается положительное сальдо торгового баланса (Так, по итогам 2000г. сложил ось положительное сальдо торгового баланса в размере 4087,4 млн. долларов США)8).
6. Важнейшей особенностью третьего этапа реформ стала их системная ориентация на реальные структурные преобразования. В результате осуществления ряда радикальных шагов в области формирования рыночных институтов и механизмов хозяйствования Казахстан опередил большинство страны СНГ в темпах реформирования экономики. В частности, Казахстан предпринял первым среди стран СНГ такие меры, как пенсионная реформа, система гарантирования банковских вкладов, досрочное погашение долга Всемирному банку по линии национального банка, формирование Национального фонда, государственная компенсация вкладчикам банков и пенсионных фондов.
Заключение
Экономическая политика того времени не имела стратегических целей, в силу чего ее задачи были расплывчатыми, а в некоторых случаях даже противоречили проводимому курсу. Неясность в направлениях вела к постоянному пере смотру и коррекции экономических направлений. С легкостью менялись стратегии и брались на вооружение немецкие, корейские, турецкие модели форсированного экономического развития государства.
В это время в экономике были применены меры шоковой терапии, основанные на быстрой либерализации цен, внешнеэкономической деятельности и валютного рынка, про ведении ускоренной приватизации. В условиях кризиса, спада производства и на фоне ухудшающегося социально-экономического положения населения результаты первых трех лет реформирования привели к неожиданным противоречивым результатам. для страны, где стартовые экономические условия реформ были не столь многообещающими, быстрый либерализационный скачок потребовал существенных издержек перехода, поэтому кризис оказался глубже и намного продолжительнее. Следуя либеральной стратегии реформ, республика, с одной стороны, имела неблагоприятные для шоковой терапии предпосылки, а с другой, не обладала достаточным экономическим и социальным запасом прочности. Были заложены предпосылки к дальнейшей структурной перестройке экономики, создана нормативно-правовая база по основным направлениям преобразований, проведена институциональная реформа. Однако разрыв хозяйственных связей и кризис неплатежей, относительная неустойчивость национальной валюты, дефицит бюджета при отсутствии внутренних источников финансирования экономики, а также высокие темпы инфляции привели к резкому снижению уровня жизни населения, кризису в промышленности и в других отраслях республики.
Общие проблемы экономического кризиса, вызванные неплатежами, нарушением хозяйственных связей, не конкурентоспособностью выпускаемой продукции на внешнем, внутреннем и местном рынках и низкой покупательской способностью населения, опоком квалифицированных кадров и другими причинами, осложнились недостаточно диверсифицированной структурой хозяйства, медленными темпами проведения рыночных преобразований в экономике.
Первые кардинальные шаги по реформированию экономики принимались в согласовании с политикой России. Именно по данному сценарию прошли: либерализация цен, введение единого плавающего курса рубля, либерализация внешнеэкономической деятельности, оформление валютного рынка.
Страна сумела построить реально функционирующую властную структуру, институты президентства, Парламента, систему партий, участвующих в законотворческой деятельности.
Во многом путь Казахстана схож с путем реформ других пост советских государств, но это объясняется тем, что мы имели одинаковые стартовые условия и жили в едином государстве. Казахстан испытывал те же проблемы, что и другие республики.
Политическая и экономическая ситуации развивались неравномерно, подвергаясь влиянию большого числа факторов как внутренних, так и внешних.
Осмысление перспектив не входит в задачу нашего обзора, но мы можем сегодня сказать: существует единый комплекс вопросов политического, экономического, регионального развития, требующих решения, основа их реализации была заложена именно в течение прошедших 10 лет.
Литература
1. Журнал /Обзор социально-экономической ситуации в Республике Казахстан/ Саясат., 1,.2002.
2. Журнал /Экономические реформы в Казахстане: этапы, проблемы, итоги./М.Кенжегузина Экономика и статистика., 2001,.2
3. Журнал /Этапы реформирования самостоятельной экономики Казахстана./ Транзитная экономика., 2002.,1
4. Источник: Социально-экономическое положение Респуб¬лики Казахстан за январь-декабрь 2000 года (оперативные данные). - Алматы: Агентство РК по статистике, 2001 г., с. 175.
5. Источник: Социально-экономическое развитие Республи¬ки Казахстан за январь 2001 года (оперативные дан¬ные).- Алматы: Агентство РК по статистике, 2001г..
6. Источник: Реформирование экономики Казахстана: проблемы/ и их решение. Под ред. М.Б. Кенжегузина. - Ап¬маты, 1997г. с. 17.
7. Источник: Социапьноэкономическое положение Республики Казахстан за январь-август 1995г. (оперативная информация). - Госкомстат РК, Алматы/, 1995r., с. 77.
8. Источник: Социально-экономическое положение Респуб¬лики Казахстан за январь- ноябрь 1996 (оперативная информация). - Госкомстат РК, Апматы/, 1996 г., с. 71.
9. Источник: Статистический ежегодник Казахстана за 1995г. - Госкомстат РК, Алматы/, 1996 г., с. 215.
Информация о работе Направления экономической реформы Казахстана