Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 15:58, реферат
Личность Петра I сложна и противоречива, как и сама эпоха, в которую он формировался. В конце XVII в., когда на русском престоле оказался молодой царь Петр, наша страна переживала переломный момент в своей истории. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, которые были способны обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Страна не имела выхода к морям - ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Не имела Россия также и собственного военного ф
Первым шагом создания
системы местного самоуправления в
России можно считать Указ от 30 января
1699 г., в соответствии с которым
торгово-промышленному
В 1722 г. учреждается институт прокуроров во главе с генерал-прокурором и его заместителем — обер-прокурором, которые осуществляли руководство и контроль за деятельностью фискалов.
В 1725 г. была составлена Табель
государственного прихода-расхода, своего
рода первый государственный бюджет.
Финансовые преобразования позволили
государству за 15 лет увеличить
свои доходы более чем в 3 раза (в
1710 г. — 3,1 млн руб., а в 1725 г. — 10,2 млн
руб.), при этом во второй половине царствования
Петра I регулярно достигалось
3 Оценка налоговой реформы Петра I и ее значение для России
Сложность и противоречивость
развития России в этот период определили
и противоречивость деятельности Петра
и осуществленных им реформ. С одной
стороны, они имели огромный исторический
смысл, так как способствовали прогрессу
страны, были нацелены на ликвидацию ее
отсталости. С другой стороны, они
осуществлялись крепостниками, крепостническими
методами и были направлены на укрепление
их господства. Поэтому прогрессивные
преобразования петровского времени
с самого начала несли в себе консервативные
черты, которые в ходе дальнейшего
развития страны выступали все сильнее
и не могли обеспечить ликвидацию
социально-экономической
Петр I хорошо понимал, что
налоги основной источник богатства
государства, поэтому одним из правил
финансовой политики Петра I было: «Требуй
невозможного, чтобы получить наибольшее
из возможного». Именно поэтому во времена
Петра было введено огромное количество
экзотических налогов, такие как
налог на бороды, налоги с продажи
съестного, с арбузов, огурцов, орехов
и многие другие. Однако лишь к концу
своего царствования первый российский
император осознал
Именно тогда царь предпринял рискованное решение и задумал введение нового налога – подушной подати.
Податной реформа стала
важным событием в истории России
XVIII в., оказавшим значительное влияние
па развитие страны. Останавливаясь на
финансовом значении реформы, необходимо
подчеркнуть, что она явилась
естественным продолжением фискальной
политики самодержавия предшествующей
поры. В основе этой политики лежал
принцип усиления тяжести налогообложения
путем увеличения числа и объема
налогов, расширения контингента
С другой стороны, податная реформа стала новым этапом финансовой истории страны. В результате ее осуществления произошло существенное изменение всей системы прямых налогов страны. Важнейшей чертой нового обложения явилось то, что был введен единый денежный налог — подушная подать, который заменил десятки мелких подворных сборов и повинностей. Подушная подать в размере 70 коп. взималась на протяжении нескольких десятилетий [17, 246].
Появление постоянного, прямого налога позволило стабилизировать и унифицировать финансы в целом, потому что теперь правительство в своих расчетах могло опираться на более реальные нежели прежде бюджетные данные. Это в свою очередь позволило обеспечить постоянными средствами нужды регулярной армии, значительная часть которых в годы Северной воины удовлетворялась путем взимания экстраординарных налогов и контрибуции. Унификация налогообложения в ходе реформы коснулась не только корпуса налогов и повинностей, единицы обложения, но и системы сбора налогов. Сбор был изъят из ведения местных властей и передан в руки земских комиссаров — выборных от помещиков, чьи крестьяне являлись плательщиками, а также полковых командиров. Несомненно, это преобразование в сочетании с размещением полков в уездах (откуда они получали средства на свое содержание) делало налоговую систему более гибкой и оперативной, что сокращало путь денег из карманов плательщиков в полковые кассы.
Податная реформа позволила
расширить сферу действия налогообложения
путем привлечения к несению
налогов значительно большего, чем
прежде, числа потенциальных
Уточнение податного статуса
каждой категории населения, которое
было осуществлено в ходе реформы, стало
решающим фактором в определении
их места в сословной структуре
тогдашнего общества. Это вело к
прикреплению налогоплательщиков к
тяглу. В свою очередь прикрепление
к тяглу и контроль за отправлением
плательщиками повинностей
Переход к подушной подати принес казне дополнительно 2 млн. руб., а с учетом переходящего остатка средства казны увеличились на треть по сравнению с 1720-1723 гг. и составили 10 млн. руб. Но на практике «подушина» обнаружила немало отрицательных черт: единую норму налога должны были платить крестьяне, работающие в разных по природно-климатическим и хозяйственным условиям районах, наличные трудоспособные работники платили за беглых и больных, стариков и детей, а также умерших между ревизиями «ревизских душ» [15, 452].
Кроме того большим недостатком петровской налоговой реформы был нерешенный вопрос самоуправства дворян и чиновников.
Дворяне пытались освободить своих крестьян от казенных повинностей, но не для облегчения их участи, а для увеличения толщины собственного кошелька. Чиновники же были виртуозами по части казнокрадства. Подсчитано, что из 100 податных рублей, только 30 попадали в царскую казну, остальные оседали в карманах сборщиков податей. К тому же, как ни старался Петр I ввести прозрачную и эффективную письменную отчетность, ему это не удавалось.
Подводя итог можно сказать, что реформы в сфере обложения, осуществленные при Петре I, привели к тому, что общая сумма прямых налогов за период с 1680 по 1724 г. возросла с 494 тыс. руб. до 4731 тыс. рублей. К тому же основное правило финансовой политики Петра I для современных чиновников переродилось в понятие налогового администрирования. Как и в петровские времена, современные налоговые инспекторы предпочитают запросить по максимуму, чтобы хоть как-то заполнить бюджет. Видимо петровские правила стали традицией [12, 32].
Заключение
В эпоху правления Петра
I в сфере налогообложения
1. Подворное налогообложение
было заменено подушной
2. Введены новые виды
налогообложения, такие как
3. Существенному реформированию
была подвергнута
4. Широкое распространение
получает система взимания
В петровские времена появились довольно странные налоги, которые до сих пор не имеют аналогов мире. Облагались не только угодья и промыслы, но и религиозные верования. Облагалась даже совесть. Так, например, раскол терпелся, но оплачивался двойным окладом подати, как своего рода роскошь. Так же оплачивались борода и усы, с которыми древнерусский человек связывал представление об образе и подобии Божьем.
Пополнился и список старинных русских казенных монополий. Так к прежним сборам на смолу, поташу, ревень, клей, прибавились «акцизы» на соль, табак, деготь, рыбий жир и дубовые гробы.
За сорок лет царствования
Петра объем средств в
Список использованных источников
1. Аронов А. В., Кашин В. А. Налоги и налогообложение: учеб. Пособие. — М.: Магистр, 2007. — 576 г.
2. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. М.: Юристъ, 1999 г.
3. Ключевский В. О. Сочинения в 9 т. Т.4. Ч.4. М.: Мысль. 1989.
4. Князьков С. "Очерки из истории Петра Великого и его времени" - М., изд-во «Культура»,1990. - 658с
5. Павленко Н.И. «Петр Великий» М.: «Мысль» 1994г.
6. Соловьев С.М. Об истории новой России. - М.:Просвещение,1993.
7. Толкушкин А. В. «История налогов в России. — М.: «Юристь», 2001-432
8. Чистяков А.С. «История Петра Великого» М.: «Буклет» 1992г.
9. Энциклопедический словарь. Репринтное воспроизведение издания Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон 1890-1907. Полутом 15. c. 457-459.
10. Анисимов Е.В. Податная реформа Петра І. – Л., 1982
11. Белоусов Р.А.. «Становление государственных финансов в России [XVII-XIX вв]» //Финансы 1998 - №2 с. 58-604.
12. Брегель Э. Налоги, займы и инфляция на службе имперализма. М.: Госфиниздат, 1953. с.32.
13. Буланже М. Развитие налоговой системы в России в цифрах и фактах // Налоговый вестник. 1999 №5.
14. Буланже М. Податная политика Петра Великого // Налоговый вестник. 1997. №11. с.63.
15. Коломиец А.Г. «Финансовая политика правительства Петра Великого» //Финансы 1996 -№5 с.54-607
16. Лукин П, статья «Петровские реформы». Энциклопедия для детей «Аванта +. История России и её ближайших соседей. От древних славян до Петра Великого». М.: Аванта +, 2001 г.
17. Нечай Н. «Финансовая реформа Петра I» //Вестник налоговой службы Украины 1999 -№47/48 с. 93-968.