Налоговая реформа Петра 1

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 15:58, реферат

Краткое описание

Личность Петра I сложна и противоречива, как и сама эпоха, в которую он формировался. В конце XVII в., когда на русском престоле оказался молодой царь Петр, наша страна переживала переломный момент в своей истории. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, которые были способны обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Страна не имела выхода к морям - ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Не имела Россия также и собственного военного ф

Файлы: 1 файл

Личность Петра I сложна и противоречива.docx

— 42.42 Кб (Скачать)

Первым шагом создания системы местного самоуправления в  России можно считать Указ от 30 января 1699 г., в соответствии с которым  торгово-промышленному населению  городов и крестьянам государевых  волостей было предоставлено право  управлять своими выборными бурмистрами. Выборные бурмистры должны были вместо воевод и приказных людей собирать государственные налоги. В 1718 г. в  каждом уезде стал выбираться дворянами  земский комиссар для сбора подушной подати, наблюдения за местными откупщиками  казенных доходных статей. На них также  был возложен ряд полицейских  обязанностей.

В 1722 г. учреждается институт прокуроров во главе с генерал-прокурором и его заместителем — обер-прокурором, которые осуществляли руководство  и контроль за деятельностью фискалов.

В 1725 г. была составлена Табель государственного прихода-расхода, своего рода первый государственный бюджет. Финансовые преобразования позволили  государству за 15 лет увеличить  свои доходы более чем в 3 раза (в 1710 г. — 3,1 млн руб., а в 1725 г. — 10,2 млн  руб.), при этом во второй половине царствования Петра I регулярно достигалось превышение доходов над расходами [7, 49].

 

 

3 Оценка налоговой реформы Петра I и ее значение для России

 

Сложность и противоречивость развития России в этот период определили и противоречивость деятельности Петра  и осуществленных им реформ. С одной  стороны, они имели огромный исторический смысл, так как способствовали прогрессу  страны, были нацелены на ликвидацию ее отсталости. С другой стороны, они  осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и были направлены на укрепление их господства. Поэтому прогрессивные  преобразования петровского времени  с самого начала несли в себе консервативные черты, которые в ходе дальнейшего  развития страны выступали все сильнее  и не могли обеспечить ликвидацию социально-экономической отсталости. В результате петровских преобразований Россия быстро догнала те европейские  страны, где сохранилось господство феодально-крепостнических отношений, но она не могла догнать то страны, которые встали на капиталистический  путь развития. Преобразовательная деятельность Петра отличалась неукротимой энергией, невиданным размахом и целеустремленностью, смелостью в ломке отживших учреждений, законов, устоев и уклада жизни и  быта. Прекрасно понимая большое  значение развития торговли и промышленности, Петр осуществил ряд мероприятий, удовлетворявших  интересы купечества. Но он же укреплял и закреплял крепостные порядки, обосновывал режим самодержавного деспотизма. Действия Петра отличались не только решительностью, но и крайней  жестокостью. Не было и не могло быть заранее разработанного общего плана  реформ. Они рождались постепенно, и одна порождала другую, удовлетворяя требованиям данного момента. И  каждая из них вызывала сопротивление  со стороны самых различных социальных слоев, вызывала недовольство, скрытое  и открытое сопротивление, заговоры и борьбу, отличающуюся крайним ожесточением.

Петр I хорошо понимал, что  налоги основной источник богатства  государства, поэтому одним из правил финансовой политики Петра I было: «Требуй  невозможного, чтобы получить наибольшее из возможного». Именно поэтому во времена  Петра было введено огромное количество экзотических налогов, такие как  налог на бороды, налоги с продажи  съестного, с арбузов, огурцов, орехов и многие другие. Однако лишь к концу  своего царствования первый российский император осознал несостоятельность  этих мелочных сборов, которые не только не пополняли казну, но и оказывали  дурное действие на настроение народа. Эти налоги донимали не столько своей  тяжестью, сколько своим количеством (их было больше 30) [2, 59].

Именно тогда царь предпринял рискованное решение и задумал  введение нового налога – подушной подати.

Податной реформа стала  важным событием в истории России XVIII в., оказавшим значительное влияние  па развитие страны. Останавливаясь на финансовом значении реформы, необходимо подчеркнуть, что она явилась  естественным продолжением фискальной политики самодержавия предшествующей поры. В основе этой политики лежал  принцип усиления тяжести налогообложения  путем увеличения числа и объема налогов, расширения контингента налогоплательщиков. Следствием преемственности фискальной политики при осуществлении реформы  и было увеличение тяжести обложения  и вовлечения в тягло новых  групп населения.

С другой стороны, податная реформа  стала новым этапом финансовой истории  страны. В результате ее осуществления  произошло существенное изменение  всей системы прямых налогов страны. Важнейшей чертой нового обложения  явилось то, что был введен единый денежный налог — подушная подать, который заменил десятки мелких подворных сборов и повинностей. Подушная подать в размере 70 коп. взималась на протяжении нескольких десятилетий [17, 246].

Появление постоянного, прямого  налога позволило стабилизировать  и унифицировать финансы в  целом, потому что теперь правительство  в своих расчетах могло опираться  на более реальные нежели прежде бюджетные  данные. Это в свою очередь позволило  обеспечить постоянными средствами нужды регулярной армии, значительная часть которых в годы Северной воины удовлетворялась путем  взимания экстраординарных налогов  и контрибуции. Унификация налогообложения  в ходе реформы коснулась не только корпуса налогов и повинностей, единицы обложения, но и системы  сбора налогов. Сбор был изъят  из ведения местных властей и  передан в руки земских комиссаров — выборных от помещиков, чьи крестьяне  являлись плательщиками, а также  полковых командиров. Несомненно, это  преобразование в сочетании с  размещением полков в уездах (откуда они получали средства на свое содержание) делало налоговую систему более  гибкой и оперативной, что сокращало  путь денег из карманов плательщиков в полковые кассы.

Податная реформа позволила  расширить сферу действия налогообложения  путем привлечения к несению  налогов значительно большего, чем  прежде, числа потенциальных плательщиков. Это было достигнуто не только за счет включения в тягло новых групп  населения, но и за счет изменения  единицы обложения. Двор как единица  подворного обложения теперь не играл  никакой роли в системе налогообложения. Плательщики, практиковавшие на протяжении ряда лет различные способы утайки дворов, подверглись в ходе реформы  своеобразному фискальному «налету» и попали в подушное тягло. Весь порядок  проведения податной реформы был  направлен на максимальный охват  тяглом населения. Особенно это относилось к организации свидетельства  душ, осуществленного военными ревизорами, главнейшей целью которых было выявление  утайки душ. В целом податная реформа  стала невиданной по масштабам и  строгости проверкой всего наличного  населения страны. Именно здесь финансовый и социальный аспекты реформы  соприкоснулись. Реализация принципов  налогообложения являлась во многом реализацией принципов социальной политики. Социально-классовый аспект податной реформы отчетливо проявился  в деятельности ревизоров по свидетельству  населения и в законодательстве, регламентировавшем эту деятельность. Жестокое преследование беглых и  их держателей, освобождение дворянства от податных обязанностей, поголовное превращение почта всех категорий  населения в плательщиков подушной подати и многие другие шаги правительства  Петра — все это ярко характеризует  классовый характер податной реформы, организаторы которой наряду с интересами государства заботились об интересах  господствующего класса.[10, 125]

Уточнение податного статуса  каждой категории населения, которое  было осуществлено в ходе реформы, стало  решающим фактором в определении  их места в сословной структуре  тогдашнего общества. Это вело к  прикреплению налогоплательщиков к  тяглу. В свою очередь прикрепление к тяглу и контроль за отправлением плательщиками повинностей стали  основой для введения в стране жесткого полицейского режима. Этот режим  характеризуется установлением  системы паспортов и созданием  разветвленной сети контроля за передвижением  населения. В целом социальные мероприятия, осуществленные в ходе податной реформы, были направлены на укрепление господствующего  строя, консервацию тех отношений, которые обеспечивали незыблемость власти абсолютистской монархии и дворянства на протяжении длительного периода. Все это и обусловило сохранение подушной системы Петра в течение  полутора веков после смерти ее создателя.

Переход к подушной подати принес казне дополнительно 2 млн. руб., а с учетом переходящего остатка  средства казны увеличились на треть  по сравнению с 1720-1723 гг. и составили 10 млн. руб. Но на практике «подушина» обнаружила немало отрицательных черт: единую норму налога должны были платить  крестьяне, работающие в разных по природно-климатическим  и хозяйственным условиям районах, наличные трудоспособные работники  платили за беглых и больных, стариков и детей, а также умерших между  ревизиями «ревизских душ» [15, 452].

Кроме того большим недостатком  петровской налоговой реформы был  нерешенный вопрос самоуправства дворян и чиновников.

Дворяне пытались освободить своих крестьян от казенных повинностей, но не для облегчения их участи, а  для увеличения толщины собственного кошелька. Чиновники же были виртуозами по части казнокрадства. Подсчитано, что из 100 податных рублей, только 30 попадали в царскую казну, остальные  оседали в карманах сборщиков  податей. К тому же, как ни старался Петр I ввести прозрачную и эффективную  письменную отчетность, ему это не удавалось.

Подводя итог можно сказать, что реформы в сфере обложения, осуществленные при Петре I, привели  к тому, что общая сумма прямых налогов за период с 1680 по 1724 г. возросла с 494 тыс. руб. до 4731 тыс. рублей. К тому же основное правило финансовой политики Петра I для современных чиновников переродилось в понятие налогового администрирования. Как и в петровские времена, современные налоговые  инспекторы предпочитают запросить  по максимуму, чтобы хоть как-то заполнить  бюджет. Видимо петровские правила  стали традицией [12, 32].

 

 

 

Заключение

 

В эпоху правления Петра I в сфере налогообложения произошли  следующие изменения:

1. Подворное налогообложение  было заменено подушной податью;

2. Введены новые виды  налогообложения, такие как горная  подать, гербовые сборы, пробирная  пошлина;

3. Существенному реформированию  была подвергнута организационная  система сбора налогов, были  заложены основы системы местного  самоуправления и местных налогов  и сборов.

4. Широкое распространение  получает система взимания налогов  через откупщиков.

В петровские времена появились  довольно странные налоги, которые  до сих пор не имеют аналогов мире. Облагались не только угодья и промыслы, но и религиозные верования. Облагалась даже совесть. Так, например, раскол терпелся, но оплачивался двойным окладом  подати, как своего рода роскошь. Так  же оплачивались борода и усы, с которыми древнерусский человек связывал представление об образе и подобии  Божьем.

Пополнился и список старинных  русских казенных монополий. Так  к прежним сборам на смолу, поташу, ревень, клей, прибавились «акцизы» на соль, табак, деготь, рыбий жир  и дубовые гробы.

За сорок лет царствования Петра объем средств в распоряжении государства с учетом двукратного  падения покупательной способности  рубля увеличился в 3 раза. Это было обусловлено хозяйственным подъемом с 1678г. по 1701г., который позволил увеличить  поступления таможенных и кабацких сборов, и давшим возможность эксплуатации монетной регалии. Однако хозяйственный  рост существенно замедлился с началом  Северной войны, и последующие два  десятилетия прошли в напряженных, разорительных для хозяйства  и, в конечном итоге, малоуспешных поисках  выхода из финансового кризиса. Хотя в последние годы Северной войны  была воссоздана централизованная система  управления финансами и преобразован местный административный аппарат, только в самом конце правления  Петра с введением подушной подати финансы России получили прочное  основание. Когда крестьянин перестал быть прикреплен к какой-либо податной единице, «сохе» или «двору», была ликвидирована  причина сокращения крестьянином запашки. Посевные площади в освоенных  районах стали увеличиваться, а  с ними и благосостояние, и численность  населения. Таким образом, хозяйственный  рост главная цель финансовой реформы, был достигнут.

 

 

Список использованных источников

 

1. Аронов А. В., Кашин В. А. Налоги и налогообложение: учеб. Пособие. — М.: Магистр, 2007. — 576 г.

2. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. М.: Юристъ, 1999 г.

3. Ключевский В. О. Сочинения в 9 т. Т.4. Ч.4. М.: Мысль. 1989.

4. Князьков С. "Очерки из истории Петра Великого и его времени" - М., изд-во «Культура»,1990. - 658с

5. Павленко Н.И. «Петр Великий» М.: «Мысль» 1994г.

6. Соловьев С.М. Об истории новой России. - М.:Просвещение,1993.

7. Толкушкин А. В. «История налогов в России. — М.: «Юристь», 2001-432

8. Чистяков А.С. «История Петра Великого» М.: «Буклет» 1992г.

9. Энциклопедический словарь. Репринтное воспроизведение издания Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон 1890-1907. Полутом 15. c. 457-459.

10. Анисимов Е.В. Податная реформа Петра І. – Л., 1982

11. Белоусов Р.А.. «Становление государственных финансов в России [XVII-XIX вв]» //Финансы 1998 - №2 с. 58-604.

12. Брегель Э. Налоги, займы и инфляция на службе имперализма. М.: Госфиниздат, 1953. с.32.

13. Буланже М. Развитие налоговой системы в России в цифрах и фактах // Налоговый вестник. 1999 №5.

14. Буланже М. Податная политика Петра Великого // Налоговый вестник. 1997. №11. с.63.

15. Коломиец А.Г. «Финансовая политика правительства Петра Великого» //Финансы 1996 -№5 с.54-607

16. Лукин П, статья «Петровские реформы». Энциклопедия для детей «Аванта +. История России и её ближайших соседей. От древних славян до Петра Великого». М.: Аванта +, 2001 г.

17. Нечай Н. «Финансовая реформа Петра I» //Вестник налоговой службы Украины 1999 -№47/48 с. 93-968.

Информация о работе Налоговая реформа Петра 1