Национально-Государственное устройство советского общества в 20-е годы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 14:02, реферат

Краткое описание

Социально-политическое и хозяйственное развитие России в 20-е годы в значительной мере определялось наследием гражданской войны и военно-коммунистической политики. В историографии дискутируются вопросы - насколько совпадают понятия «система нэпа» и «режим нэпа», можно ли говорить об упущенном в 20-е годы историческом шансе социализма, и вообще, существовал ли нэп как историческая реальность, или он так и остался на уровне нереализованного замысла? Каково, в конце концов, место нэпа в общеисторическом процессе? Что представляла из себя новая экономическая политика - узкую антикризисную платформу или широкую программу строительства социалистического общества на базе товарно-денежных отношений?

Оглавление

1. Национально-Государственное устройство советского общества в
20-е годы 3
2. Образование СССР 8
Список использованной литературы 12

Файлы: 1 файл

История.doc

— 63.00 Кб (Скачать)


Содержание 

 

 

1. Национально-Государственное устройство советского общества в

    20-е годы 3

 

2. Образование СССР 8

 

Список использованной литературы 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Национально-Государственное устройство советского общества в 20-е годы

 

Социально-политическое и хозяйственное развитие России в 20-е годы в значительной мере определялось наследием гражданской войны и военно-коммунистической политики. В историографии дискутируются вопросы - насколько совпадают понятия «система нэпа» и «режим нэпа», можно ли говорить об упущенном в 20-е годы историческом шансе социализма, и вообще, существовал ли нэп как историческая реальность, или он так и остался на уровне нереализованного замысла? Каково, в конце концов, место нэпа в общеисторическом процессе? Что представляла из себя новая экономическая политика - узкую антикризисную платформу или широкую программу строительства социалистического общества на базе товарно-денежных отношений? В оценке нэпа современниками также нет единства: одним виделась прямая генеральная линия восходящего развития, другие усматривали в нем тип ротационного, циклического движения или деградирующий капитализм. Нередко при характеристике нэпа выделяют черты уравнительно-социалистического содержания. Таким образом, очевидна неподатливость нэпа как предмета исследования, но нэп состоялся и не может быть переработан или дополнен.

Провозглашение нового экономического курса советской  власти зафиксировано в документах X съезда Российской коммунистической партии в период острейшего социально-экономического кризиса весны 1921 г., вызванного продовольственной разверсткой. По предложению В. Ленина делегаты Приняли решение заменить продразверстку натуральным налогом и допустить обмен излишков крестьянского хозяйства на промышленные товары в пределах местного хозяйственного оборота. Однако историческое время нэпа пробило намного раньше марта 1921г. Пересмотра отношений с крестьянством добивались авторы платформы РСДРП «Что делать?» (июнь 1919г.), в 1918-1920гг. неоднократно протестовали против крайностей проддиктатуры Л. Каменев, А. Рыков и Ю. Ларин (М. Лурье). Последний в январе 1920 г. получил поддержку III Всероссийского съезда народного хозяйства, но за ересь был выведен из состава президиума ВСНХ. В феврале-марте 1920 г. ЦК РКП(б) отвергло записку Л. Троцкого о введении натурналога и товарообмена. В недрах губпроб-коллегий Самарской, Северо-Двинской, Смоленской и других губерний, Кубани, Прикамья и автономии немцев Поволжья за год до нэпа вызревали проекты поощрения крестьянства за сдачу хлеба государству. С продовольственными органами конфликтовали коммунисты Тамбовской, Пензенской, Вологодской и других губерний. В дни уборки урожая 1920 г. о сильном недовольстве земледельцев сигнализировали партработники армии, флота и ЧК. Много писем приходило в Москву из глубинки от рабочих и крестьян. 5 сентября 1920 г. Н. Осинский в «Правде» призвал пойти на уступки крестьянству в вопросе о налоге. Меньшевики и эсеры - делегаты VIII Всероссийского съезда Советов от имени крестьянства внесли предложения о либерализации продовольственной политики в соответствии с пожеланиями деревни. Фактически продовольственные ресурсы целого ряда потребляющих регионов были на грани исчерпания еще в начале 1920 г., что являлось весомым поводом для резолюции, принятой только 15 марта 1921 г.

Переход к нэпу означал размежевание со старой политикой военно-коммунистического  периода. Ленин отмечал, что нэп  являлся новинкой только по сравнению  со временем красногвардейской атаки на капитал. О попытке непосредственного введения коммунизма он говорил, что это была и ошибка, и в то же время проба и расчистка почвы для революционных преобразований. В начале 20-х годов, по его мнению, было важно подчеркнуть ее роль как ошибки, поскольку изживание допущенных просчетов имело практическое значение. Таким образом, революционная деятельность в первые годы советской власти представлялась политикой поисков, проб и ошибок при запоминании предшествующего опыта. При этом Ленин неоднократно указывал, что многие важные мероприятия военного коммунизма были детерминированы обстоятельствами гражданской войны. Рассуждая на X съезде партии о доктринальных причинах кризиса, он все же подчеркнул, что непосредственный переход к социализму в принципе возможен при численном преобладании наемных рабочих промышленности и земледелия над другими слоями населения. Основные задачи нэпа виделись Ленину в том, чтобы дополнить завоеванную политическую власть экономической так, чтобы ничего из завоеванного не отдать, «настолько отпустить, чтобы было полегче», в короткие сроки увеличить количество продуктов и сбить волну антиправительственных выступлений. Призыв Ленина: «Ничего не ломайте, не спешите, не мудрите наспех» был положен партией в основу тактических решений. Благодаря этому нэп с самого начала складывался как живая подвижная политика, способная к изменению и развитию. Не было жесткого предопределения формы развития экономики, структура хозяйства часто менялась, «дышала», предприятия появлялись и исчезали, создавались новые связи и объединения. В ноябре 1921 г. Ленин с гордостью отмечал, что возможность «реформистского» перехода стала важным завоеванием российских коммунистов. В апреле 1922 г. Ленин вновь подчеркнул, что крайне важно «не связать себе (ни партии, ни соввласти) рук какими-либо предписаниями, директивами и правилами, пока мы недостаточно собрали фактов хозжизни на местах». Завоеванием новой экономической политики стал переход к решению будничных вопросов. О титаническом труде, проделанном директивными российскими органами, и направленности законодательной деятельности при переходе к нэпу свидетельствует перечень основных нормативных актов, принятых в первые месяцы 1921 г. Так, в марте были декретированы усиление единоначалия в наркоматах и ведомствах, отмена разверстки и определение размеров продналога, расформированы комитеты всеобщей трудовой повинности, в губерниях, выполнивших продразверстку, введены обмен, покупка и продажа сельхозпродуктов; установлены принципы концессионной деятельности; переподчинены гражданским органам трудовые армии. В апреле СНК и СТО (Совет Труда и Обороны) занимались реорганизацией потребкооперации в направлении преодоления её подсобного и подчинённого характера; введением сдельно-премиальной системы оплаты труда в соответствии с его производительностью и фактической сдачей промпродукции государству; выработкой положения о натурпремировании рабочих путем обмена части фабричной продукции на продовольствие; приведением норм трудового права в соответствие с условиями мирного времени; ликвидацией троек, пятерок и других чрезвычайных органов; организационно-агрономическими мероприятиями по борьбе с засухой и т.д. Даже такое краткое перечисление показывает, что во главу угла целенаправленно ставились сложные проблемы материального обеспечения и поддержки трудящихся, изживания атавизмов гражданской войны. На полное преодоление острого продовольственного и товарного кризиса отводились ближайшие два года.

Летом-осенью 1921 г. был восстановлен принцип платности услуг транспорта, почты, телеграфа и жилищно-коммунального сектора, начато возрождение местных бюджетов. В практику СТО и СНК вошло издание наказов о деятельности советских учреждений, проведении в жизнь начал нэпа и пр.

Переход от одного этапа революции  к другому явился серьезным испытанием для Советской власти. После неурожая 1921 г. крестьяне почти без всякого насилия сдали по продналогу 1922 г. сотни миллионов пудов хлеба. В городах появились продукты, образовался задел для вывоза зерна за границу, определенную часть средств удалось сберечь для подъема тяжелой промышленности. Фабричные рабочие возвращались из деревень в города, остановилось сокращение численности рабочего класса. Реформы внесли в общество заметное успокоение.

Отчетливые признаки возрождения хозяйства сохраняли нэп в качестве лозунга дня. Процесс развития нэповских отношений обнаружил существование обратных связей потребителя с производителем, рабочих и крестьян - с властью. Жизнь поправляла любителей левой политики. После года нэпа Ленин без особой горечи заметил: «Вырывается машина из рук: как будто бы сидит человек, который ею правит, а машина едет не туда, совсем не так, как воображает тот, кто сидит у руля этой машины». Интонация Ленина понятна. Хотя рычаги управления и заедало, результаты были хорошие. Осенью 1922г. нэп был легитимизирован - вступили в действие статьи Земельного, Трудового, Гражданского и Уголовного кодексов РСФСР, ради этого русские коммунисты поступились основным положением теории марксизма о повсеместном уничтожении частной собственности, но зарезервировали за собой решающую командную высоту - крупную промышленность. Уже 12 августа 1921 г. было принято развернутое постановление о борьбе с разрухой в крупной промышленности. Разумеется, эта сфера экономики также претерпела значительные изменения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Образование  СССР

 

Союз Советских Социалистических Республик был образован в декабре 1922г. К этому времени существовали четыре советских республики: Российская Советская Социалистическая Республика, Украинская Советская Социалистическая Республика, Белорусская Советская Социалистическая Республика, Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика. Последняя объединяла Азербайджан, Армению и Грузию. Во всех четырех республиках власть осуществляла единая коммунистическая партия, руководимая Центральным Комитетом, находящимся в Москве. Процесс объединения всех советских республик облегчался тем, что все они входили ранее в состав единого государства — Российскую империю,   между ними исторически сложились хозяйственные экономические связи.

Промышленные районы Центральной России снабжали всю  страну машинами, металлоизделиями, текстилем. Основная масса хлопка из Средней  Азии шла в Московский промышленный район, где из него изготавливали  ткани. Украина давала более 70% общей  добычи угля, 67% выплавки чугуна, около 60% железа и стали, до 80—85% производства сахара. Закавказье снабжало страну нефтью, отсюда поступали марганец, табак, шелк, шерсть, ковры, фрукты.

В годы гражданской войны, борющиеся за установление советской  власти коммунисты всех республик установили военный союз, произошло объединение военных сил всех советских республик. Этот союз сыграл значительную роль в победе над Белой армией. С переходом к мирному строительству между республиками укреплялись экономические связи. Принятый VIII Всероссийским съездом Советов в декабре 1920 г. план ГОЭЛРО предусматривал хозяйственное возрождение всех советских республик. В 1922 г. было объединено управление железнодорожным и водным транспортом, установлен единый финансовый бюджет.

В связи с подготовкой международной Генуэзской конференции между республиками сложился дипломатический союз. Советская делегация на конференции, представленная РСФСР, действовала от имени всех советских республик.

Росту объединительных  стремлений способствовала экономическая помощь РСФСР окраинным республикам. Считая, что оплотом советской власти являются промышленные рабочие и что развитие индустрии - путь к реальному равенству наций, советское руководство всячески стремилось к промышленному строительству в национальных районах. Российская Федерация помогла УССР в восстановлении ее промышленности, в частности, в возрождении Донбасса; предоставила 20 млрд. рублей на восстановление промышленности Белоруссии. В Закавказье из РСФСР было вывезено несколько текстильных фабрик и типографий. При помощи РСФСР в марте 1921 г. был открыт нефтепровод Баку—Тбилиси, в Грузии строилась гидроэлектростанция.

10 августа 1922г. Политбюро ЦК РКП(б) образовало комиссию для подготовки решения о взаимоотношениях между РСФСР и другими Советскими республиками. В комиссию под председательством В. В. Куйбышева входили И. В. Сталин, С. Орджоникидзе, Г. Я. Сокольников, X. Раковский и по одному представителю от республик. В сентябре 1922 г. комиссия приняла подготовленный И. В. Сталиным проект. Он получил название «план автономизации». Основная идея этого проекта состояла в том, что единым союзным государством провозглашалась Советская Россия, в состав которой на правах автономных республик должны были войти Украина, Белоруссия, Азербайджан, Армения, Грузия. Высшими органами власти и управления должны были стать ВЦИК и Совнарком (правительство) РСФСР. Такое решение ущемляло права других советских республик.

В. И. Ленин, ознакомившись  со сталинским планом, предложил создать  новое союзное государство, путем объединения всех советских социалистических республик на равноправных началах. «...Мы признаем себя равноправными,— писал В. И. Ленин,— с Украинской ССР и др. и вместе с ними входим в новый союз, новую федерацию, «Союз Советских Республик Европы и Азии». Состоявшийся в октябре 1922 г. пленум ЦК РКП(б) одобрил ленинские идеи и предложения.

30 декабря 1922 г. I съезд Советов СССР, состоявшийся в Москве, принял Декларацию и Договор СССР об образовании Союза ССР,                                                                                                                                                                                                                избрал высший орган власти нового государства — Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, его четырех председателей— по одному от каждой республики (М. И. Калинин от РСФСР. Г. И. Петровский от УССР, Н. Н. Нариманов от Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республики).

Вскоре после образования  СССР ЦИК создал комиссию для разработки Конституции СССР под председательством М. И. Калинина. Пленум ЦК РКП(б), состоявшийся в июне 1923 г., рассмотрел и одобрил подготовленный проект Конституции. На II Всесоюзном съезде Советов 31 января 1924 г. первая Конституция СССР была официально утверждена.

В текст Конституции  были включены Декларация и Договор об образовании Союза ССР. В Конституции определялся круг вопросов, находящихся в ведении высших органов власти CCCP. К ним относились: внешняя политика, объявление войны и заключение мира, границы СССР и союзных республик, прием в СССР, вооруженные силы, порт, связь, планирование народного хозяйства и т. д. По другим вопросам республики считались самостоятельными. За каждой из республик закреплялось право выхода из Союза. Однако права союзных республик существовали формально. Все основные политические решения принимались в центре. Республиканским властям следовало только выполнять его указания. Высшим органом власти по Конституции являлся Всесоюзный съезд Советов. В промежутках между съездами высшую власть в стране осуществлял ЦИК СССР, состоявший из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Совет Союза выбирался на съезде из представителей республик пропорционально населению каждой из них, а Совет Национальностей образовывался из представителей союзных и автономных республик по 5 человек от каждой республики и по одному от автономной области. Закон получал силу, если он принимался обеими палатами.

При двухпалатном устройстве высшие органы власти должны были отражать не только интересы всей страны, но и особенные, специфические, национальные интересы. Конституция закрепляла избирательное право, по которому Всесоюзный съезд Советов формировался из представителей городских советов по расчету 1 депутат на 25 тысяч избирателей и сельских Советов из расчета 1 депутат на 125 тысяч избирателей.

Информация о работе Национально-Государственное устройство советского общества в 20-е годы