Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 21:48, курсовая работа
Краткое описание
Целью исследования в данной работе является выявление причин распада СССР, кому в первую очередь было выгодно чтоб СССР развалилось. Для достижения данной цели необходимо: изучить предпосылки начала кризиса советской системы; рассмотреть попытки перехода СССР к новым моделям общественного развития; показать процесс распада СССР
17 Баталов Э. Перестройка и судьба
России. //ОНС - 1992 - №2; с.22
Причины затяжного кризиса
в экономике, по мнению специалистов, не
доверять которым нет оснований, надо
искать в уродливой структуре народного
хозяйства страны и отсутствии серьезных
стимулов к труду. Все это следует умножить
на серьезные ошибки в управлении, допущенные
в начале перестройки.
Кстати, первоначально, на ХVII
Съезде КПСС вопрос ставился правильно:
повернуть производство лицом к потребителю
и активизировать человеческий фактор.
Но чтобы добиться поставленной цели Горбачев
избрал вполне марксистский метод – метод
проб и ошибок.
Сначала было «ускорение» -
попытка с помощью идеологических заклинаний
и призывов к «каждому на своем рабочем
месте» заставить проржавевший хозяйственный
механизм крутиться быстрее. Но одними
уговорами было не обойтись: на выпуск
товаров народного потребления была задействована
только 1/7 часть основных производственных
фондов. И правительство затеяло малую
индустриализацию – с тем, чтобы в конечном
итоге модернизировать отсталую легкую
промышленность. Все это, однако, закончилось
провалом уже на первом этапе: миллиардные
государственные капиталовложения в базовые
отрасли бесследно растворились во всеобщем
бедламе – нового оборудования, материалов,
технологий легкая промышленность так
и не дождалась.
Тогда сократили покупку товаров
ширпотреба и бросили валютные средства
на закупку техники за рубежом. Результат,
опять же, не оправдал ожиданий:
Часть оборудования так и осталась
на складах и под открытым небом (из-за
нехватки производственных площадей),
а то, что удалось в конце концов смонтировать,
то и дело давало сбои. Целые поточные
линии простаивали из-за неправильной
эксплуатации, отсутствия запчастей, низкого
качества сырья.
Все это сделало очевидным,
что при отсутствии стимулов у производителей
ничего в экономике не повернешь. Тогда
правительство решило дать предприятиям
хозрасчетную самостоятельность. Но ограниченная
свобода обернулась лишь правом бесконтрольного
расходования государственных средств
и привела к вздуванию цен, сокращению
объемов производства и резкому росту
денежной массы в наличном обращении.
Рост заработков при этом никак
не повлиял на выход конечной потребительской
продукции, поскольку деньги выплачивались
не только производителям товаров, но
и всем остальным без исключения.
Желание власти выглядеть хорошо
без всяких на то оснований сыграло с ней
плохую шутку. Не сокращая прежних расходов,
в центре и на местах разрабатывали бесчисленные
социальные программы, закачивали в экономику
инфляционные деньги. В конце концов раздутый
платежеспособный спрос начал потихоньку
раздавливать и торговлю, и потребительский
сектор промышленности.
Потери народного хозяйства
от первой реформы Горбачева - антиалкогольной
компании - оцениваются в 40 млрд. Рублей.
Урон, который нанесла нашей социалистической
экономике реформа 1987 года, вообще не поддается
исчислению.
Глава III. ПОСЛЕДСТВИЯ
РАСПАДА СССР
3.1. Экономические
последствия
В экономической области
распад СССР привел к развалу
большей части традиционных связей
между хозяйственными субъектами
в бывших республиках и резкому
сокращению производства. Разрушение
этих связей было также предопределено
различиями в сроках, глубине
и масштабности рыночных преобразований,
изменении структуры цен и
т. п. в постсоветских государствах.
Резко возросла экономическая
и социальная цена реформ в
экономике для всех государств.
Отделение среднеазиатских
республик устранило один из традиционных
рисков ускоренной модернизации: аграрное
перенаселение на фоне постиндустриальной
невозможности использования избыточных
трудовых ресурсов.
Распад СССР значительно уменьшил
как в России, так и в других государствах
СНГ возможности для экономического маневра
финансовыми, производственными, природными
и другими ресурсами вследствие обособления
экономик и повсеместного экономического
кризиса.
В этой ситуации Россия проиграла
меньше других в силу сравнительной мощи
и диверсифицированности своей экономики,
а главное - относительной самодостаточности
ее экономического потенциала. "Освобождение"
России от, как правило, менее подготовленных
к введению рыночных отношений республик,
возможно, несколько облегчило ее переход
к этим отношениям (мы не даем оценок стратегии
этого перехода).
Россия в ряде отношений
выиграла как от того, что постепенно
отпала необходимость субсидировать
бывшие советские республики, так
и от изменения структуры цен.
Вместе с тем накопление крупного
- и имеющего тенденцию к безвозмездности
- долга за российские энергоресурсы и
иную продукцию со стороны Украины и некоторых
других республик показывает, что Россия
в ряде отношений продолжает играть роль
донора на бывшем советском пространстве
без особых экономических или политических
выгод для себя.
Менее гарантированным стал
доступ России к внешним рынкам потребителей
ее энергоресурсов. Осложнилась ситуация
с доступом к морским портам..
Государственная территория
сократилась на четверть, население - на
половину. Обострилась проблема неразвитости
инфраструктуры, в особенности в новых
приграничных областях страны. Увеличилась
разность ресурсного и воспроизводственного
потенциалов. Первый оценивается в 27 трлн.
долларов, в несколько раз превосходя
потенциал США. Второй - на 87% ниже американского
(по объему ВВП 1995 г.).
На несколько лет стал затрудненным
доступ на рынки сопредельных государств
(часть из них утрачена безвозвратно),
что стоило России значительных потерь
в виде недополученных доходов, а также
имело серьезную социальную цену из-за
временной утраты возможности снабжать
внутренний российский рынок относительно
более дешевыми потребительскими товарами
из стран бывшего СССР.
3.2. Политические
последствия
В политической сфере распад
СССР положил начало долговременному
процессу изменения мирового и региональных
балансов сил: экономических, политических,
военных. Вся система международных отношений
стала менее стабильной и менее предсказуемой.
Отодвинулась угроза возникновения мировой,
в том числе ядерной войны, однако повысилась
вероятность локальных войн и вооруженных
конфликтов.
Резко уменьшились политический
потенциал и влияние России по сравнению
с СССР, ее способность отстаивать свои
интересы. Сохранив 4/5 территории СССР,
она имеет немногим более половины населения
бывшего Союза, контролирует не более
половины союзного валового национального
продукта 1990 г. и сохранила около 60% его
оборонной промышленности.
Возникла проблема меньшинств,
живущих вне своих национальных отечеств.
Их численность в результате процессов
миграции последних десяти лет составляет
около 50-55 млн. человек, в т. ч. 20-25 млн. русских.
Защита их интересов методами традиционной
дипломатии в долгосрочном плане практически
невозможна и требует иных, комплексных
стратегий.
Разорваны миллионы человеческих
связей. У многих россиян и граждан стран
СНГ сформировался комплекс "разделенной
нации". Если начнутся процессы ужесточения
режима границ между государствами, ныне
официально отвергаемого Содружеством,
то это может качественно усугубить чувство
разделенности людей, довести его до кризисного
уровня.
Распад СССР не стал законченным
актом, а лишь инициировал длительный
- на несколько десятилетий - процесс строительства
новых независимых государств. Этот процесс
неизбежно будет характеризоваться значительной
нестабильностью. Некоторые государства
могут оказаться нежизнеспособными и
распадутся, создадут новые формирования.
Нестабильность придется регулировать
- желательно политическими методами.
Возникла проблема новых границ,
способная вызывать обострения в отношениях
между государствами, создавшимися на
территории бывшего Советского Союза,
где такой проблемы не существовало. Новые
государства столкнулись с рядом сложных
приграничных вопросов.
В международном плане распад
СССР сопровождался и некоторыми позитивными
переменами. Внешний мир стал меньше опасаться
России по сравнению с СССР. Потенциальная
возможность создания враждебного по
отношению к ней окружения относительно
уменьшилась.18
18 Попов А.Н. СНГ: этнополитика против геополитики,
причины распада СССР,создание суверенных
государств. с.69эж 1999 г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Распад СССР являлся следствием
ошибок в правящей среде. На протяжении
всей истории советского государства
делались попытки либерализации «системы»,
однако все реформы имели незаконченный
характер.
В обществе шло прогрессирующее
отчуждение народа от власти. Власть повисла
в воздухе, у нее не было социальной опоры.
Подавляюще большинство ресурсов
направлялось на развитие ВПК – военно-промышленного
комплекса. Хотя необходимо было развивать
наукоемкие производства, осуществлять
вложения в область компьютерных технологий.
Вместо этого же происходило непомерное
развитие тяжелой промышленности.
В области внешней политики
СССР делал колоссальные затраты на войны
во Вьетнаме и Афганистане. Ведение холодной
войны отнимало огромные средства: США
поставили своей целью истощить Советский
Союз масштабной гонкой вооружения.
Попытки Ю.В.Андропова придать
эффективность бюрократической системе
без существенных структурных изменений,
усиление требовательности и контроля,
борьба с отдельными «пороками» - не вывели,
да и не могли вывести страну из кризисного
состояния.
1985 год – избрание М.С.Горбачева
– провозглашение руководством
КПСС курса на перестройку
– время великих перемен, масштаб
которых справедливо сопоставляют
с такими событиями, как Великая
французская революция или Октябрь
1917 г. в России. Однако носила она
затяжной, мучительный характер
и завершилась, фактически исчерпав
себя, обнажив тот факт, что тоталитарная
система не поддается реформированию.
Список используемой
литературы
1. Баталов Э. Актуальные проблемы
новейшей истории России - Армавир,2000,
300 С.;
2. Баталов Э. Перестройка
и судьба России.//ОНС - 1999 - №2;
3. Воронейкин Н.Е. «Летопись
трудового героизма» М: Политиздат,
2002;
4. Головин Н.Н. Развал армии
привел к развалу государства.
Забытое имя. //Военно-исторический
журнал - 1998 - №12;
5. Зубов А. Сорок дней или сорок
лет? Новый мир – 1999 - №5;
6. Ионов И.Н. Советская
экономика и НТР. //Отечественная
история – 2005 - №4;
7. Колубев А.В. Россия, век
ХХ… //Отечественная история –
2000 - №4;
8. Козлов В. Историк и
перестройка. //Страницы истории
КПСС – М: Высшая школа,2001;
9. Из архива национальной
безопасности США. Прогнозы ЦРУ
в отношении СССР 1991 г. //Новая
и новейшая история – 1999 - №2;
10. Лельчук В.С., Бейлина
Е.Э. «Промышленность и рабочий
класс в условиях НТР» - М,1998;
11. Лельчук В.С. «СССР в 70-е годы»
- М,2003;
12. Механик А.Г. Великая
революция 1917-1991 года. //Россия и современный
мир – 1999 - №1;
13. Морель С.Т. Экономическая
система и уровень жизни в
дореволюционной России и Советском
союзе. //Отечественная история - 1998
- №1;
14. Камоза Т. Принцип Буратино
(о кризисе власти в СССР). //Новое
время – 1999 - №16;
15. Нарочницкая Н. Поражение
после победы 1945-1994. //Москва –
2003 - №5;
16. Пайпс Р. «Россия при старом
Режиме» - М,2001;
17. Саква Р. Конец эпохи
революций 1989-1991 годов. //Полис – 2004 - №5;
18. Суконик А. Театр одного
актера: (записки «шестидесятника»).
//Октябрь – 2000 - №3;