Начало формирования единого Русского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:46, контрольная работа

Краткое описание

В середине ХIII в. 1263 г. на северо-западе русских земель возникло новое государство - Великое княжество Литовское. В 1243 г. на востоке от русских земель возникло другое великое государство - Золотая орда.
А Русь в это время переживала апогей феодальной раздробленности. И Литва стала очень активно присоединять русские земли. В конце ХIV в. в состав Литвы вошли территории Белоруссии, Брянская, Киевская, Черниговская, Северская, Подольская земли. Литва на 3/4 стала состоять из русских земель. Видя наступление Литвы на Русь, которая более активна осуществляла политику в отношении русских земель, стала проводить такие же действия и Золотая Орда.

Оглавление

1.Введение 2
2.Этапы образования Русского централизованного государства 3
3.Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее значение. 8
4.Монголо-татарское иго закончилось. 18
5.Список литературы 24

Файлы: 1 файл

отечественная история.doc

— 210.00 Кб (Скачать)

    21

    как измена, государственное преступление. Иван III первым принял титул "Государь всея Руси". В 1497 г. Иван III впервые  в качестве герба Московского  государства принимает неофициальный герб Византии - двуглавого орла - священный религиозный символ (К этому времени двуглавый орёл в Византии символизировал единство духовной и светской власти). При нем были приняты знаки великокняжеского достоинства: "шапка Мономаха", ставшая символом самодержавия, драгоценные оплечья - бармы и скипетр. Под влиянием Софьи при дворе Ивана III вводится пышный придворный церемониал по византийскому образцу.

    Идеология времён Ивана III и Василия III. В конце  ХУ в. в русской государственности произошёл целый ряд важнейших событий:

    в основном завершилось объединение  русских земель;

    в 1480 г. русские земли освободились от монголо-татарского ига;

    Иван III на византийский манер стал называть себя титулом "царь".

    Исторический  процесс на Руси возглавили московские князья. Московские князья возвысились стремительно. По древнему праву наследования они не имели права на первый престол на Руси. "По правде" первым престолом должны были владеть тверские князья. Московские князья, используя целый набор политических средств, "вырвали" право на общерусское первенство у тверских князей.

    И вот теперь настал такой момент, когда московским князьям нужно  было всем доказать, по какому праву  они владеют Русской землёй.

    Кроме того, Ивану III нужно было утвердиться среди западноевропейских монархов. Русское государство появилось в начале ХVI в. внезапно для Западной Европы. Крупные западноевропейские государства уже сложились,

    -

    система взаимоотношений между ними также  уже сложилась, важнейшие торговые пути были уже заняты.

    Чтобы выжить в этих условиях, огромному  Московскому государству нужны  были идеи, идеология, в которой бы нашли отражение господствующие положение на Руси московских князей, древность государства, истинность православной веры, важность, нужность существования Московии среди других государств. Такие идеи и появились в конце ХV - начале ХVI в.

    Важнейшими  стали три идеи.

    1. Идея о преемственности власти  московских князей от князей  владимирских и киевских. Появились  летописи, в которых утверждалось, что московские князья получили власть над Русской землёй от своих прародителей - владимирских и киевских князей. Ведь жил же глава Русской церкви - митрополит - сначала в Киеве, потом во Владимире (1299 - 1328 гг.) и Москве (с

    22

1328 г.). Поэтому и Русской землёй владели киевские, владимирские, потом московские князья. В этой идее подчёркивалась также мысль о том, что источником великокняжеской власти является воля самого Господа. Великий князь является наместником Господа - Бога на земле. Господь - Бог вручил великому князю Русскую землю в управлению. Поэтому русский государь нёс личную ответственность перед Господом - Богом за то, как он управлял Русской землёй. Так как вручена самим Господом - Богом, то православный государь ни с кем не должен делиться своей властью (ответственностью). Любой отказ от власти является святотатством.

    2. Идея о родстве русских князей  с римскими императорами. В это  время появляется "Сказание о  князьях владимирских". В основе "Сказания" две легенды. В  одной содержалось утверждение, что род русских князей связан с царём "всеа вселенныа" Августом. В Риме с 27 г. до н. э. правил Октавиан. Он сумел объединить под своей властью все территории обитаемого мира. После этого Римское государство стало именоваться империей, а Октавиану был присвоен титул "Августа", т.е. "божественного". В "Сказании" говорилось, что у Августа был младший брат по имени Прус. Пруса Август послал правителем на берега Вислы и Немана (Так возникла Пруссия). А у Пруса был потомок Рюрик. Этого-то Рюрика новгородцы и призвали на княжение в Новгород (Следует отметить, что почти все западноевропейские монархи пытались связать свою родословную с римскими императорами). В другой легенде рассказывалось о том, что в ХII в. наследник римских императоров византийский император Константин Мономах передал своему внуку - киевскому князю Владимиру Мономаху - символы императорской власти: крест, корону (на Руси стали называть шапка Мономаха), чашу императора Августа и другие предметы. Отсюда следовало, что русские правители (Мономашичи) имели законное право на титул "цезарь" (на Руси царь).

    3. Идея о Москве - как хранительнице  истинной христианской веры. Эта  идея больше известна под названием  "Москва - третий Рим". Эта идея  была 

    -

    сформулирована  монахом псковского Елеазарова монастыря Филофеем в его посланиях Василию III в 1510-1511 гг. Монах Филофей был уверен, что Москва призвана сыграть в истории особую роль. Ведь она - столица последнего государства, где сохранилась истинная, христианская вера в своем первоначальном, неиспорченном виде. Вначале чистоту христианской веры хранил Рим. Но вероотступники замутили чистый источник, и в наказание за это в 476 г. Рим под ударами варваров пал. На смену Риму пришёл Константинополь, но и там от истинной веры отступились, согласившись на унию (объединение) с католической церковью. К середине ХУ в. Византийская империя погибала под ударами турок - османов. Надеясь на помощь западноевропейских держав, константинопольский патриарх в 1439 г. во Флоренции подписал с римским папой унию. По условиям унии православные

    23

признавали  главенство над собой папы римского, а не православного патриарха, переходили на католические догматы при богослужении, но православные обряды сохранялись. До этого власть константинопольского патриарха имела вселенское значение. Она распространялась на Византию, Русь, Сербию, Грузию, Болгарию. Заключение унии с римским папой означало отказ греков от вселенской миссии хранителей православной традиции, которую они на себя взяли. Русская православная церковь унии не признала и разорвала отношения с константинопольским патриархом.

    Филофей писал, что за отступление от православия - истинной христианской веры - древний  Константинополь был захвачен турками. С тех пор центром мирового православия, "третьим Римом" стала  Москва - столица самого крупного православного государства. "Блюди и внемли, яко два Рима падоша, а третий (Москва) стоит, а четвёртому не быти", - писал Филофей. Поэтому роль Руси в мировой истории - быть покровительницей всех православных народов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    24 

Список  литературы 

    Борисов Н.С. Иван III. - М.: Мол. гвардия, 2000.

    Синицына  Н.В. третий Рим. Истоки и эволюция русской  средневековой концепции. /XV - XVI вв./- М.: Издательство "Индрик", 1998.

    Черепнин  Л.В. Образование Русского централизованного  государства в XIV - XV вв. очерки социально - экономической и политической истории Руси. - М., 1960.

    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://websites.pfu.edu.ru/IDO/ffec/ 
 
 
 
 

Информация о работе Начало формирования единого Русского государства