Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 21:05, контрольная работа
Бердяев, Николай Александрович (1874-1948) - русский философ-идеалист. В первой половине 90-х годов примыкал к марксистам, затем перешел, по его собственным словам, "от марксистской лже-соборности, от декадентско-романтического индивидуализма к соборности мистического неохристианства". Бердяев был одним из участников "Проблем идеализма" и сборника "Вехи". В 1922 г. выслан из России. Издавал в Париже журнал "Путь", именовавший себя "органом русской религиозной мысли".
Его монография «Истоки и смысл русского коммунизма» впервые была опубликована в 1937 г.
пересказ монографии. 1
РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕЯ И РУССКОЕ ГОСУДАРСТВО. 1
ГЛАВА I. ОБРАЗОВАНИЕ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ, И ЕЕ ХАРАКТЕР. 2
ГЛАВА II. РУССКИЙ СОЦИАЛИЗМ И НИГИЛИЗМ 3
ГЛАВА V. КЛАССИЧЕСКИЙ МАРКСИЗМ И МАРКСИЗМ РУССКИЙ 3
ГЛАВА VI. РУССКИЙ КОММУНИЗМ И РЕВОЛЮЦИЯ 4
ГЛАВА VII. КОММУНИЗМ И ХРИСТИАНСТВО 4
Итоги. 5
ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА
по монографии Николая Александровича Бердяева
«Истоки
и смысл русского
коммунизма»
Оглавление
пересказ монографии. 1
РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕЯ И РУССКОЕ ГОСУДАРСТВО. 1
ГЛАВА I. ОБРАЗОВАНИЕ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ, И ЕЕ ХАРАКТЕР. 2
ГЛАВА II. РУССКИЙ СОЦИАЛИЗМ И НИГИЛИЗМ 3
ГЛАВА V. КЛАССИЧЕСКИЙ МАРКСИЗМ И МАРКСИЗМ РУССКИЙ 3
ГЛАВА VI. РУССКИЙ КОММУНИЗМ И РЕВОЛЮЦИЯ 4
ГЛАВА VII. КОММУНИЗМ И ХРИСТИАНСТВО 4
Итоги. 5
I
Русский коммунизм имеет двойной характер: с одной стороны он есть явление мировое и интернациональное, с другой стороны - явление русское и национальное. Россия - христианский Восток. Противоречивость русской души определялась противоборством в русской исторической судьбе восточного и западного элемента. В типе русского человека сталкиваются первобытное, природное язычество, стихийность бесконечной русской земли и православный, из Византии полученный, аскетизм1, устремленность к потустороннему миру.
После падения Византийской империи, в русском народе пробудилось сознание, что русское, московское царство остается единственным православным царством в мире. Доктрина о Москве, как Третьем Риме, стала идеологическим базисом образования московского царства. И русская церковь становится полностью автокефальной. Греческие влияния воспринимались народным религиозным сознанием как порча, проникающая в единственное в мире православное царство.
Принадлежность к русскому царству определилась исповеданием истинной, православной веры. Точно также и принадлежность к советской России, к русскому коммунистическому царству будет определяться исповеданием ортодоксально-коммунистической веры.
Когда при патриархе Никоне начались исправления ошибок в богослужебных книгах по греческим образцам, это вызвало бурный протест народа. Произошел религиозный раскол старообрядчества. Ошибочно думать, что раскол был вызван исключительно из-за незначительных изменений в обряде. Здесь более глубокая философско-историческая тема. Вопрос шел о том, есть ли русское царство истинно православное царство, т.е. исполняет ли русский народ свое мессианское призвание.
В народе проснулось подозрение, что православное царство, Третий Рим, повредилось, произошла измена истинной веры. Народное православие разрывается с церковной иерархией и с государственной властью.
Раскол
нанес первый удар идее Москвы, как Третьего
Рима. Он означал неблагополучие русского
мессианского сознания. Второй удар был
нанесен реформой Петра Великого.
II
Приемы Петра были совершенно большевистские. Он хотел уничтожить старую Россию, вырвать с корнем те чувства, которые лежали в основе ее жизни. Он не любил старого московского благочестия и был особенно жесток в отношении к старообрядчеству и староверию. Петр создал синодальный строй и окончательно подчинил церковь государству.
Церковная реформа Петра была произведена насильнически. Можно сравнить Петра I и Ленина, переворот петровский и переворот большевистский. Та же грубость, насилие, навязанность сверху народу принципов, та же прерывность органического развития, отрицание традиций, тот же этатизм2, тот же централизм, то же желание резко и радикально изменить тип цивилизации.
Но большевистская революция путем страшных насилий освободила народные силы, призвала их к исторической активности. Переворот же Петра, усилив русское государство, толкнув Россию на путь западного и мирового просвещения, усилил раскол между народом и верхним культурным и правящим слоем.
Большая часть русского народа - крестьянство, жило в тисках крепостного права. По своим понятиям о собственности русские крестьяне всегда считали неправильным, что дворяне владеют огромными землями. Наивный аграрный социализм всегда был присущ русским крестьянам.
Для интеллигенции народ оставался как бы тайной. Интеллигенция, оторванная от народа, жила обаянием теллурической (земной) мистики народа, того, что народнические писатели 70-х годов называли "властью земли".
Для русских характерно совмещение и сочетание полярно противоположных начал. Эта противоречивость создана всей русской историей и вечным конфликтом инстинкта государственного могущества с инстинктом свободолюбия и правдолюбия народа.
К русской интеллигенции могли принадлежать люди, вообще не занимающиеся интеллектуальным трудом. И многие русские ученые и писатели совсем не могли быть причислены к интеллигенции в точном смысле слова. Интеллигенция скорее напоминала монашеский орден или религиозную секту со своей особой моралью, со своим обязательным миросозерцанием. Интеллигенция была группировкой, образовавшейся из разных социальных классов, сначала из культурной части дворянства, позже из сыновей священников и диаконов, из мелких чиновников, из мещан и, после освобождения, из крестьян. Русская интеллигенция была объединена не по профессиональному или экономическому принципу, а исключительно идеями и притом идеями социального характера.
Тут поставлена проблема оправдания страдания, которая есть основная русская проблема и источник русского атеизма, проблема цены прогресса, которая будет играть большую роль в социальной мысли 80-х годов XIX в.
Истоком русского атеизма было сострадание к людям, невозможность примириться с идеей Бога в виду непомерного зла и страданий жизни. Бунт против общего во имя личности переходит в борьбу за новое общее, за человечество, за его социальную организацию.
Это есть роковая диалектика в развитии революционно-социалистической и атеистической мысли. Русский атеизм, который оказался связанным с социализмом, есть религиозный феномен.
Нигилизм есть явление широкое, его можно найти в подпочве русских социальных движений, хотя нигилизм сам по себе не был социальным движением.
Русский нигилизм отрицал Бога, дух, душу, нормы и высшие ценности. Тем не менее, нигилизм нужно признать религиозным феноменом. В основе русского нигилизма, взятого в чистоте и глубине, лежит православное мироотрицание, ощущение мира лежащим во зле, признание греховности всякого богатства и роскоши жизни, всякого творческого избытка в искусстве.
Русский нигилизм был уходом из мира, лежащего во зле, разрывом с семьей и со всяким установившимся бытом.
Русские люди, получившие нигилистическую формацию, легко шли на жертвы, на каторгу и на виселицу. Они были устремлены к будущему, но для себя лично они не имели никаких надежд и в высшей степени были способны на жертвы и отречение.
Русский народ – народ государственный, он покорно согласен быть материалом для создания великого мирового государства, и он же склонен к бунту, к вольнице, к анархии.
Первоначально марксизм на русской почве был крайней формой русского западничества. Первые поколения русских марксистов, прежде всего, боролись со старыми направлениями революционной интеллигенции, с народничеством.
Капиталистическая индустрия должна привести к образованию и развитию рабочего класса. Марксисты, в отличие от народников, которые искали опору в крестьянстве, нашли опору в пролетариате.
Революция была религией и философией, а не только борьбой, связанной с социальной и политической стороной жизни. Не революционному народничеству, а именно тоталитарному марксизму удалось совершить революцию. Поднялась рабоче-крестьянская, советская Россия, в ней народ- крестьянство соединился с народом-пролетариатом.
Большевизм оказался наименее утопическим и наиболее реалистическим, и верным некоторым исконным русским традициям.
Русская революция универсальна по своим принципам, как и всякая большая революция, она совершалась под символикой интернационализма, но она же и глубоко национальна.
Бесспорно, в русской революции есть родовая черта всякой революции. Но есть также единичная, однажды совершившаяся, оригинальная революция, она порождена своеобразием русского исторического процесса и единственностью русской интеллигенции. Нигде больше такой революции не будет.
Народные массы были дисциплинированы и организованы через коммунистическую идею. В этом бесспорная заслуга коммунизма.
Коммунистическая экономика – это коммунистическая религия, а не экономика, враждебна христианству, духу, свободе.
Такой переходной стадией является то, что называют связанным, регулированным, государственным капитализмом. Это тяжелый процесс, сопровождающийся абсолютизацией государства.
Процесс цивилизирования совершается через замену для масс символики религиозно-христианской, символикой марксистски-коммунистической.
Болезненным является то, что приобщение масс к цивилизации происходит при совершенном разгроме старой русской интеллигенции. Революция, о которой интеллигенция всегда мечтала, оказалась для нее концом.
Русский коммунизм, если взглянуть на него глубже, в свете русской исторической судьбы, есть деформация русской идеи, русского мессианизма и универсализма, русского искания царства правды, русской идеи, принявшей в атмосфере войны и разложения уродливые формы. Но русский коммунизм более связан с русскими традициями, чем это обычно о нем думают, традициями не только хорошими, но и очень плохими.
Религиозные верования отражают человеческое рабство, рабство у стихийных сил природы и иррациональных сил общества, они существуют лишь до тех пор, пока человек, социальный человек, не овладел окончательно стихийными и иррациональными силами, окружившими его таинственностью. Ненависть русских марксистов к христианству заключает в себе противоречие, которого не в состоянии заметить те, чье сознание подавлено коммунистической доктриной. Лучший тип коммуниста, т.е. человека целиком захваченного служением идее, способного на огромные жертвы и на бескорыстный энтузиазм, возможен только вследствие христианского воспитания человеческих душ.
Результаты этого христианского влияния на человеческие души, чисто незримого и надземного, остаются и тогда, когда в своем сознании люди отказались от христианства и даже стали его врагами.
Бердяев, Николай Александрович (1874-1948) - русский философ-идеалист. В первой половине 90-х годов примыкал к марксистам, затем перешел, по его собственным словам, "от марксистской лже-соборности, от декадентско-романтического индивидуализма к соборности мистического неохристианства". Бердяев был одним из участников "Проблем идеализма" и сборника "Вехи". В 1922 г. выслан из России. Издавал в Париже журнал "Путь", именовавший себя "органом русской религиозной мысли".
Его монография «Истоки и смысл русского коммунизма» впервые была опубликована в 1937 г.
Истоки и смысл русского коммунизма Н.А.Бердяев видит в:
Русский коммунизм, есть деформация русской идеи, русского мессианизма и универсализма, русского искания царства правды, русской идеи.
Информация о работе Монография Николая Александровича Бердяева «Истоки и смысл русского коммунизма»