Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 09:19, доклад
Пока татары дробились на мелкие орды, они могли тревожить своих соседей только незначительными набегами. Орды татар часто воевали между собой. Постоянные усобицы ослабляли их, поэтому они не были особенно опасны для соседних народов. Но в конце XII века многое изменилось. Среди татарских ханов появился необыкновенный человек – Темучин (Темуджин).
Золотая Орда была одним из самых крупных государств своего времени. В начале XIV столетия она могла выставить трехсоттысячное войско. Расцвет государства приходится на правление хана Узбека (1312-1342). В эту эпоху (1312 год), как уже было отмечено, государственной религией Золотой Орды стал ислам. Затем, так же как и другие средневековые государства, Орда переживала период раздробленности. Уже в XIV веке отделились среднеазиатские владения Золотой Орды, а в XV веке выделились Казанское (1443 год), Астраханское (середина XV века) и Сибирское (конец XV века) ханства.
В 1257 году в Русскую Землю приехали монгольские чиновники, целью которых было переписать все население Руси и обложить народ тяжелой данью. Единственная категория людей, которая не была переписана – это церковники. Эта перепись и означала установление на Руси монголо-татарского ига. Князья сами помогали переписывать население своих земель. В тех районах, где княжеская власть была сильна, перепись прошла без эксцессов.
Началось тяжелое двухсотлетнее иго.
Монголо-татарское нашествие нанесло значительный ущерб всем отраслям экономики и культуры Руси, привело в запустение и без того не слишком заселенные территории. Погибли или были угнаны в рабство наиболее квалифицированные ремесленники, почти полностью был выбит дружинный слой. Наибольший урон при этом понесла городская культура, многие города так и не оправились после этого удара. Отсюда вполне понятно, почему в отличие от сельского хозяйства, сумевшего сравнительно быстро начать восстановление, города стали оправляться лишь с началом XIV в
Упадок городской культуры, ремесла, целых слоев населения, как правило, наиболее образованных, не могли не привести к деградации уровня общественных отношений, изменению (в основном, упрощению) сложившихся политических и общественных структур.
С образованием Золотой Орды началась постоянная политическая зависимость Руси от татар. Будучи кочевниками, татары не остались жить в русских областях, богатых лесами. Они ушли на юг, в открытые степи, а на Руси оставили для наблюдения своих наместников, баскаков, с военными отрядами. Особые татарские чиновники, численники или писцы, изочли и переписали все население Руси, кроме церковных людей, и наложили на него дань, получившую название «выхода». Сбором этой дани и вообще управлением татарским на Руси заведовали в Орде особые чиновники, даруги, или дороги, посылавшие на Русь данщиков для дани или и послов для других поручений. Пока Золотая Орда сохраняла свою зависимость от великих ханов в Монголии, русские князья должны были ездить в далекую Монголию на поклон великим ханам.
Татарские порядки были очень тяжки для Руси. Баскаки с вооруженной свитой сильно обижали народ; татарская дань была тяжела и унизительна. Во многих городах (Новгороде, Ростове, Суздале, Владимире, и др.) народ не выдерживал, поднимался против татар и избивал численников и данщиков. Князьям стоило немало труда и унижений отводить от себя и своих людей ханскую грозу и склонять народ к повиновению и уплате выхода.
Первое время татарской власти на Руси всем казалось очень мрачным и постыдным. Легче стало только тогда, когда князьям удалось добиться у татар позволения самим собирать дань для орды и самим же доставлять ее ордынским «дорогам». Этот порядок избавлял население от прямых сношений с татарами, а стало быть, и от частых татарских обид и насилий.
Необходимо отметить, что в первое время татарского ига церковные и политические порядки на Руси оставались в прежнем виде. Татары назвали Русь своим «улусом», то есть своей волостью, но оставили в этом улусе его старое устройство. К русской вере и русскому духовенству они относились терпимо, как относились терпимо вообще ко всем иным религиям с их духовенством или жречеством. Русский митрополит с церковными людьми был освобожден от татарского «выхода» и прочих платежей и повинностей в пользу татар. Русская церковь получала от ханов особые льготные грамоты, ярлыки, которыми обеспечивались права духовенства. Такие же ярлыки получали от ханов и русские князья на их княжение. Первым ярлык на княжение получил Ярослав Всеволодович, князь владимирский. Татары оставили на Руси прежний порядок княжеского владения и обычно только утверждали во власти князей-Рюриковичей на великом княжении или на уделах.
Светлым пятном на протяжении всего ига было правление Ивана Даниловича Калиты. Этот московский князь в 1328 году добился великого княжения, которое с той поры уже не выходило из рук московской династии. Сел он на великом княжении и, как говорит летописец, «бысть оттоле тишина велика по всей Русской земле на сорок лет и престаша татарове воевати Русскую землю». Именно этому князю приписывается та важная заслуга, что он исхлопотал себе разрешение доставлять «выход» в орду своими средствами без участия татарских сборщиков дани. Таким образом был уничтожен главный повод для въезда татар в русские земли и было достигнуто внутреннее спокойствие и безопасность на Руси. По преданию, Иван Калита очистил свою землю и от «татей», то есть внутренних разбойников и воров. Тишина и порядок во владениях Калиты привлекали туда население. Самым главным успехом было привлечение в Москву Русского митрополита. Постепенно, благодаря сосредоточению и политической, и церковной власти в городе, прежде малый город Москва стал центром «всея Руси». Опираясь на свою силу и богатство, имея поддержку в орде, московские князья явились действительной властью, способной поддержать порядок и тишину не только в своем уделе, но и во всей Владимиро-Суздальской области. Это было очень важно и так желанно для измученного татарами и внутренними неурядицами народа. Вообще Московское княжество отличалось внутренним спокойствием еще и потому, что было заслонено от пограничных нападений окраинными княжествами (Рязанским, Нижегородским, Смоленским и др.); оно было в дружбе с ордой. Этого было достаточно, чтобы внушить желание поселиться поближе к Москве, под ее защиту. Так множилось население в московских волостях, а вместе с тем вырастали силы и средства у московских князей.
Сыновья Ивана Калиты умирали в молодые годы, не оставляя за собой детей. Таким образом, семья московских князей не умножалась и московские удельные земли не дробились, как это бывало в других уделах. Сила Московского княжества не ослабела. Через некоторое время после смерти Калиты началось княжение его сына, Дмитрия Ивановича Донского. При нем Русь впервые отважилась на открытую борьбу с татарами. Это стало возможным лишь тогда, когда в орде началась «замятня многа», иначе говоря, длительное междоусобье. Один хан убивал другого, с необыкновенной быстротой сменялись властители, кровь лилась постоянно, и, наконец, орда разделилась надвое и терзалась постоянной враждой. Мало того, явилась нужда взяться за оружие против отдельных татарских шаек. Во время междоусобий из орды на север выбегали татарские изгнанники и неудачники, которым в орде грозила гибель. Они сбивались большими военными отрядами и жили грабежами русских и мордовских поселений в области рек Оки и Суры. Сопротивление Руси озлобляло татар и заставляло их собирать против нашей страны все большие и большие силы. Они собрались под начальством царевича Арапши в 1377 году и нанесли русским войскам сильное поражение на реке Пьяне, разорили Рязань и Нижний Новгород. За это москвичи и нижегородцы разорили мордовские места на реке Суре, в которых держались татары. Борьба становилась открытой и ожесточенной. Тогда овладевший Ордой и затем провозгласивший себя ханом князь Мамай отправил на Русь свое войско для наказания строптивых князей. Нижний Новгород был сожжен, пострадала Рязань. Но Дмитрий Иванович Московский не пустил татар в свои земли и разбил их в Рязанской области на реке Воже. После Вожской битвы московский князь не мог надеяться, что Мамай ограничится местью в Рязанской области, которая имело место быть в сентябре того же года, когда татары взяли города Дубок и Переяславль Рязанский.
Битва на вожже убедила русских в возможности побеждать татар. Но отношения должны были измениться, когда Мамай, правивший до сих пор именем хана Абдула и потом Магомеда, избавился, наконец, от последнего и провозгласил себя ханом. Теперь он имел возможность двинуть всю орду для наказания московского князя, которого нельзя было смирить одним отрядом. Получается, чтобы снова поработить Русь, ему нужно было повторить Батыево нашествие.
С ним в союз вступил Ягайло литовский, который имел много причин не доброжелательно относиться к московскому князю. Соединиться они решили 1 сентября 1380 года. Узнав об этом, Дмитрий стал немедленно собирать войска. Ему на подмогу не пришел только князь Олег рязанский, так как был запуган совсем недавними набегами татар. А так как Рязань – пограничный орде город, первый удар пришелся бы именно на нее. Поэтому Олег предпочел соединиться с Мамаем и Ягайло.
Дмитрий Донской вступил в поход в августе 1380 года. Дмитрий собрал огромную рать, какой прежде не видывали на Руси – 150 000 человек. (Хотя некоторые источники сообщают, что их было всего несколько тысяч.) Когда весть о сильном вооружении дошла до Мамая, он попытался закончить дело миром, но Донской отклонил это предложение.
8 сентября в третьем часу утра, когда утренний туман немного рассеялся, русские полки строились за Доном, при устье Непрявды. Часу в двенадцатом начали показываться татары: они спускались с холма на широкое Куликово поле. Русские также сошли с холма, и сторожевые полки начали битву, какой еще прежде на Руси не бывало. Говорят, кровь лилась как вода на пространстве десяти верст, лошади не могли ступать по трупам, ратники гибли под конскими копытами, задыхались от тесноты. Пешая русская рать уже лежала как скошенное сено, и татары начали одолевать. Но в засаде в лесу стояли еще свежие русские полки под начальством князей Владимира Андреевича и Дмитрия Михайловича Волынского-Боброка. Когда ветер переменился и перестал дуть русским прямо в лицо, засадное ополчение бросилось на татар. Это появление свежих сил на стороне русских решило участь битвы. Мамай, стоявший на холме и наблюдавший оттуда за сражением, увидел, что победа склонилась на сторону Русских, и обратился в бегство. Русские гнали татар до реки Мечи и овладели всем их станом.
Куликовская битва имела огромное значение для Северной Руси и для Москвы. Современники считали ее величайшим событием и победителю татар, великому князю Дмитрию дали прозвище «Донского» за победу на Дону. Военное значение Куликовской победы заключалось в том, что она уничтожила прежнее убеждение непобедимости орды и показала, что Русь окрепла для борьбы за независимость.
Потери от Куликовской битвы были нескончаемо велики. (Здесь есть одна неясность: на том месте, где предполагаемо происходила битва и полегла не одна тысяча людей, археологи не нашли останков погибших!) Это стало причиной того, что в 1382 году татары под предводительством хана Тохтамыша сумели одолеть Русь и снова обложили данью русские земли. Таким образом, свержение монголо-татарского ига было отложено еще на сто лет.
До княжения Ивана III Русь продолжала периодически страдать от татарских набегов. В 1462 году, после смерти Василия Темного княжить стал его старший сын Иван Васильевич. Выросши в тяжелое время междоусобий и смут, Иван рано приобрел житейский опыт и привычку к делам. Он блестяще повел свои дела и, можно сказать, закончил собирание великорусских земель под властью Москвы, образовав из своих владений единое Великорусское государство. И конечно, одним из самых знаменательных событий его правления стало освобождение России от гнета монголо-татарского ига.
Что касается Золотой Орды, Иван III прекратил всякие зависимые к ней отношения: не давал дани, не ехал в орду, не оказывал почтения хану. Рассказывали, что однажды Иван III даже бросил на землю и топтал ногой ханскую «басму», то есть тот знак (вероятно, золотую пластинку с надписью), который хан вручил своим послам к Ивану, как знак их полномочий и власти. Слабый золотоордынский хан Ахмат пытался действовать против Москвы в союзе с Литвой, но так как Литва не давала ему верной помощи, он ограничивался набегами на московские границы. В 1472 году он пришел к берегам Оки и, пограбив, ушел назад, не смея идти на Москву. В 1480 году он повторил свой набег. Оставив вправо от себя верховья Оки, Ахмат пришел на реку Угру, в пограничные между Москвой и Литвой места. Но и здесь он не получил помощи от союзника, так как в это самое время на Литву напал крымский хан, союзник московского князя. Москва встретила Ахмата сильной ратью. На Угре стояли друг против друга Ахмат и Иван III, оба в нерешимости начать прямой бой. Поведение Ивана III многие считали трусостью. Однако, простояв на Угре с лета до ноября месяца, дождавшись снегов и морозов, Ахмат вынужден был уйти домой. Сам он скоро был убит в усобице, а его сыновья погибли в борьбе с Крымской ордой. Золотая Орда окончательно распалась в 1502 году. Так окончилось для Москвы татарское иго, спадавшее постепенно и в последнюю свою пору бывшее номинальным. Но еще около трех столетий русским людям пришлось бороться с постоянным татарским разбоем, исходившим от оставшихся мелких кочевых татарских орд.