Монголо-татарское иго и его последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 22:29, контрольная работа

Краткое описание

Монголо-татарское нашествие и иго Золотой Орды, последовавшее за
нашествием, сыграло огромную роль в истории нашей страны. Ведь владычество кочевников продолжалось почти два с половиной столетия и за это время иго сумело положить существенный отпечаток на судьбу русского народа. Этот период в истории нашей страны является очень важным, поскольку он предопределил дальнейшее развитие Древней Руси.

Оглавление

1.Введение…………………………………………………………………………1
2.Татарская неволя
2.1. Татары……………………………………………………….………………3
2.2. Нашествие на Русь………………………………………….………………4
2.3. “Золотая орда”………………………………………………………...……7
3. Разгром монголо–татарского ига…………………………………………….10
4.монголо-татарское иго и его последствия…….……………………………..12
5. Вывод…………………………………………………………………………..16
Список используемой литературы……………………………………………...17

Файлы: 1 файл

Монголо.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

    Таким образом Золотая Орда прекратила свое существование.

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. монголо-татарское иго и его последствия

    Как строились отношения между Русью и Золотой Ордой, каков был их характер? На этот счет в отечественной исторической науке существуют различные мнения, но большинство ученых считают, что с 1243 г. Русь находилась под игом монголо-татар, которое было серьезно подорвано в 1380 г. в результате победы русских в битве на Куликовом поле и окончательно сброшено в 1480 г. После «стояния на Угре» войск Ивана III и хана Большой Орды Ахмата.

    Русь не была включена в состав монгольского государства, завоеватели не основали здесь новой правящей династии и не создали своей постоянной администрации. На территории Руси не действовали монгольские законы, земли и княжества жили по своим законам и правилам и управлялись русскими князьями. Монголы, пребывавшие к моменту вторжения на Русь в язычестве, а затем принявшие ислам, не стали навязывать ей свою религию, а, наоборот, предоставили церкви большие привилегии.

    Монголы отличались религиозной толерантностью, то есть тepпимостью. Этот принцип был провозглашен еще Чингисханом и отражен в его «Ясе».

    За преследование того или иного лица по религиозным соображениям в соответствии с «Ясой» полагалась смертная казнь.

    Подобная веротерпимость монголов объяснялась тем, что, будучи язычниками, они чтили всех богов, одинаково боялись их и считали необходимым задабривать. Льготы были получены церковью еще и потому, что монгольские ханы осознавали, какую огромную роль она играет на Руси, и рассчитывали в обмен на привилегии заручиться лояльностью и поддержкой духовенства.

    Таким образом, населению Руси не приходилось ежедневно соприкасаться с завоевателями. Тем не менее свое подневольное  положение русские люди ощущали постоянно.

    С установлением власти Золотой Орды вопросы престолонаследия перестали быть внутренним делом русских князей.  Чтобы занять престол великого князя, они должны были получить из рук хана Золотой Орды ярлык, предоставляющий такое право. Возведение князя на престол осуществлялось представителем ханской администрации. Претендент на княжение должен был заслужить расположение хана, проявляя лояльность и покорность, щедро одаривать правителей Орды и их приближенных. Распределяя ярлыки монголо-татары создавали систему противовесов, суть которой  стояла в том, чтобы сталкивать князей друг с другом, не допускать их объединения или чрезмерного усиления кого-то одного. Не pасполагая постоянной администрацией на Руси, монголо-татар, не менее, внимательно следили за настроениями и поведением князей, поощряли доносительство их друг на друга, наушничество. Наиболее опасных пытались подкупать, запугивать, а то и просто убивали.

    Другой формой проявления господства Золотой Орды были налоги и повинности, возложенные на Русь. Основным налогом являлась регулярно выплачиваемая дань, которая сначала взималась натурой, а затем -  серебром.

Первоначально размер дани не был фиксированным. Сбор ее предоставлялся откупщикам-бессерменам, которые, уплатив откуп государству, затем попросту грабили Русь. Возмущение, проявляемое населением русских земель, заставило монголов упорядочить сбор дани. В 1257— 1259 гг. была произведена перепись населения Руси («число»). Жителей «клали в число», то есть заносили в списки плательщиков.

    Единицей  обложения было каждое хозяйство крестьян и горожан. За сбором дани и настроениями населения наблюдали ханские баскаки. Но к концу XIII в. институт баскачества постепенно сходит на нет и функция сбора дани передается русским князьям.

    Помимо уплаты основной, регулярной дани, населению Руси приходилось удовлетворять экстренные «запросы» Орды, платить ряд других налогов, а также нести разнообразные повинности: ямскую гоньбу, то есть почтовую службу (ям — почтовая стация на дороге), содержание ханских послов, баскаков, численников и т.д., поставлять воинов, лошадей и подводы для ордынского войска.

    От  уплаты налогов и от повинностей была освобождена лишь церковь.

    Само  нашествие кочевников 1237—1240 гг. повлекло за собой резкое сокращение численности населения Руси, поскольку в ходе него нередко уничтожалось население целых городов и тысячи людей угонялись в рабство.

    Монголо-татары разорили 49 из 74 русских городов. В дальнейшем 14 из них совсем не возродились, а 15 превратились в села, но понять, какой колоссальный урон был нанесен разрушением городов, являвшихся средоточием ремесла, торговли, материальных и культурных ценностей. В упадок приходили и те города, которые уцелели во время Батыева погрома, так как завоеватели увели из них талантливых мастеров, искусных ремесленников. Поскольку секреты ремесла, традиции мастерства передавались непосредственно от отцов к сыновьям, от мастеров к подмастерьям, утрата главного культурного потенциала - людей - привела  к деградации, а в некоторых случаях и полному исчезновению ряда художественных ремесел: перегородчатой эмали, скани, черни и других ремесел.

    Утрачено было искусство резьбы по камню. Было разрушено, сгорело в огне пожаров огромное количество культурных ценностей. Результатом стало замедление развития культуры Руси на довольно длительный срок. Во время нашествия пострадали не только художественные ремесла, но и многие другие. Период их упадка продолжался от 50 до 100 лет.

    Разорение городов повлекло за собой резкое сокращение внутренней торговли. Внешняя торговля также переживала тяжелый период. Окончательно закрылся торговый путь «из варяг в греки». Ряд других внешнеторговых путей проходил через территорию Золотой Орды, и по мере осложнения внутренней обстановки в ней пользоваться этими трактами становилось все сложнее. Таким oбразом, Русь все больше попадала в изоляцию от остального мира. Отрицательно сказывалась на экономике русских земель необходимость выплаты дани и других налогов, а также периодические набеги монголо-татар, грабивших и разорявших возрождавшиеся после нашествия Батыя княжества.

    Таким образом, монголо-татарское нашествие отрицательно сказалось на социально-экономической и культурной сферах жизни Руси, затормозило их развитие. Тяжелым был моральный гнет, под которым находилось общество.

    Чувство унижения и бессилия, страх перед насилием и позором, которому можно было подвергнуться в любой момент, тяготили русских людей не меньше, чем материальные лишения и физические страдания. Тем не менее, даже находясь под пятой завоевателей; Русь в течение нескольких десятилетий сумела оправиться от многих последствий татарского погрома, начала возрождаться и наконец накопила достаточно сил, чтобы освободиться от ига.

Однако 240-летнее господство Золотой Орды не могло не сказаться на ее дальнейшем историческом развитии.

    Во многом изменился менталитет общества. Это прояви ни в снижении ценности человеческой жизни, в пренебрежении к личности и ее достоинством. Нравы огрубели, жестокость по отношению к личности стала естественным и повседневным явлением. Это отразилось и на законодательстве Руси, которое в послемонгольский период ввело смертную казнь, а также наказания в виде физического увечья: отсечение конечностей, урезание языка, носа и т. д.

    В верхах общества, которые теснее соприкасались с завоеватели, все больше утверждался дух раболепия, поклонения сильному, предательства. Многие князья покорно воспринимали абсолютную власть правителя Орды.   

    Изменению менталитета верхов способствовало и то обстоятельство, что завоевателями были физически уничтожены многие представители политической элиты, сохранявшие дух свободолюбия и равенства, царивший в ней в домонгольский период.

    Прежнюю аристократию заменили выходцы из младшей дружины князей, то есть слуги, обладавшие и соответствующим менталитетом.

    За время господства монголо-татар усилилась тенденция к единовластию князей, которые воспроизводили на Руси порядки, существавшие в монгольском государстве.

      Совместными усилиями завоевателей и русских князей постепенно сходит на нет такой политический институт, как городское вече. Опираясь на поддержку и военную помощь ордынских правителей, князья могли успешнее противостоять своевольному боярству, вынуждать его смириться и подчиниться княжеской власти. В результате господства Орды отношения вассалитета, господствовавшие на Руси прежде, сменяются подданством, а фактически холопством всех членов общества по отношению к властителю.    

    Под действием Орды формировалась и модель государства, складывавшегося на Руси, в соответствии с которой сильный центр сосредотачивает у себя всю власть, диктуя свою волю бесправной периферии, где отсутствует местное самоуправление.

В исторической науке существуют различные точки зрения относительно того, насколько серьезно сказалось монголо-татарское иго на исторической судьбе России. Такие знаменитые отечественные историки, как Н. М. Карамзин, Н. И. Костомаров и некоторые другие, считали влияние ига определяющим для дальнейшего развития страны, оно принесло много зла и горя русскому народу, но это худо было не без добра. По мнению этих ученых, именно борьба с Ордой объединила распавшиеся ранее русские земли, способствовала крушению удельной системы и созданию единого централизованного государства. Позитивными следствиями господства монголо-татар на Руси данные историки считали также утверждение самодержавия, благосклонно принятого народом, возвышение и укрепление православной церкви благодаря льготам, предоставленным завоевателями.                                                                      

    Таким образом, иго способствовало формированию и укреплению тех устоев, на которых основывалось общество и государство в последующий период.

    Другая группа историков — С.М. Соловьев, В.О. Ключевский,

С.Ф. Платонов — придерживалась иной позиции.

    С их точки зрения, иго не вызвало глубоких изменений в жизни общества и государства, не породило тех тенденций развития о которых писали

Н.М. Карамзин и Н.И. Костомаров. Эти тенденции зародились еще в домонгольский период, и господство монголо-татар лишь усилило их и ускорило их победу.                            | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Вывод

    Таким образом, в конце 30-х — начале 40-х гг. XIII в. Русь оказалась под перекрестным огнем противников с запада и с востока. В 1237—1240 гг. она переживает нашествие монголо-татарских орд под предводительством хана Батыя. Paзобщенные русские земли, погрязшие в княжеских усобицах, не смогли объединить свои силы для отпора многочисленному, сильному и прекрасно организованному врагу. Результатом стал их разгром и опустошение во время нашествия 240-летнее иго Золотой Орды. Господство монголо-татар резко ограничило связи Руси с окружающим миром, затормозило ее социально-экономическое и культурное развитие. Оно способствовало изменению менталитета общества, снижению его демократичности, усилению власти князей, и в дальнейшем послужило основой для формирования самодержавной власти русских царей. Под влиянием Золотой Орды на Руси формируется полувосточное централизованное государство. Вместе с тем благодаря льготам и привилегиям, полученным от завоевателей, за время монголо-татарского владычества усилилась Русская православная церковь, хранившая культурные традиции, сформировавшиеся в домонгольский период. Православие связующей нитью соединяло Русь с остальным христианским миром и не позволяло ей предать забвению присущую ему систему ценностей и полностью перейти на восточный путь развития.

    Русь своей самоотверженной борьбой, колоссальными жертвами и кровью спасла Европу от порабощения кочевников. В «благодарность» за этот подвиг Запад ответил ей агрессией шведов и немецких рыцарей-крестоносцев против ее северо-западных земель. Однако русским войскам но главе с новгородским князем Александром Ярославичем удалось одержать над обоими противниками блестящую победу. Тем самым была остановлена немецко-шведская военная экспансия и расстроены планы папской курии по религиозно-духовному подчинению Руси. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы 
 

  1. История России: Учебное пособие для абитуриентов вузов / А.Ю. Полунов,  Н.Л. Головкина,  Т.В. Сдобнина и др.; Под ред. Л.И. Семенниковой – 2-е изд., испр.-М.: КДУ, 2005 – 656 с.
  2. История России: весь курс для выпусников и абитуриентов: учебное пособие /И.И Бабленкова, В.В. Акимов, Е.А. Сурова. – М.: Эксмо, 2007. – 256 с.
  3. История России (Россия в мировой цивилизации): Курс лекций / Сост. и отв. редактор А.А. Радугин. – М.: Центр, 2001. – 352с. 

Информация о работе Монголо-татарское иго и его последствия