Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 16:59, реферат
Субкультура – часть общественной культуры, отличающаяся от преобладающей. В более узком смысле, термин означает социальные группы людей – носителей субкультуры.
Молодежная субкультура создается самими молодыми людьми для молодых, она эзотерична, конкретные ее варианты понятны лишь знающим и посвященным.
Субкультура – часть общественной культуры, отличающаяся от преобладающей. В более узком смысле, термин означает социальные группы людей – носителей субкультуры.
Молодежная субкультура создается самими молодыми людьми для молодых, она эзотерична, конкретные ее варианты понятны лишь знающим и посвященным. Молодежная субкультура – явление элитарное, через него проходят немногие молодые люди и отклоняясь от традиционной культуры, в действительности нацелена на включение молодых людей в общество.
Историю
неформальных организаций нашей
страны можно разделить на три
своеобразных «волны». Все началось
с появления в 1950-е гг. «стиляг»
– эпатажной городской
«Вторая волна» определялась как внутренними, так и внешними условиями – молодежное движение приобретает важную оставляющую – рок-музыку. Именно в этот период (конец 60-х – начало 80-х гг.) большинство молодежных объединений начинало приобретать черты «классического неформалитета»: аполитичность, интернационализм, ориентированность на внутренние проблемы. В молодежную среду проникали наркотики. Движение семидесятников было глубже, шире и продолжительней по времени. Именно в 1970-е гг. возникает так называемая «Система» – советская хипповская субкультура, представлявшая собой целый конгломерат группировок. «Система», обновляясь через каждые два-три года, вбирала в себя и панков, и металлистов, и даже криминогенных люберов.
Началом
«третьей волны» молодежных движений
можно считать 1986 г.: существование
неформальных групп было признано официально,
тема «неформалитета» становится сенсацией.
Эти объединения можно назвать
и «альтернативными».
Субкультура хиппи – одна из старейших молодежных субкультур. Движение сформировалось в Сан-Франциско в середине 60-х гг. XX в. как протест против обывательщины. В основу хиппистской идеологии было положено философское учение, связанное с «движением Иисуса». Они придерживаются пацифистских взглядов, исповедуют идею «непротивления злу насилием», склонны к творчеству. | ||||||
Основная форма проведения досуга – тусовки с неугасающими дискуссиями, постоянной полемикой и обязательным музицированием. Тусовки сопровождаются, как правило, употреблением алкоголя и наркотиков. Хиппи нередко порывают с домом, путешествуя практически без средств к существованию. Известна любовь хиппи к цветам и к хождению босиком. Частью хипповской идеологии является «свободная любовь» со всеми вытекающими последствиями. Хипповские идеи живы до сих пор. | ||||||
Близки по многим параметрам к хиппи растаманы. Растафари (раста) – это религия всеобщего господа Джа (искаженное «Иегова»). Растаманы – убежденные пацифисты, особенно протестуют против расизма. Две особенности утвердили всемирный характер раста-движения – марихуана и регги. Растаманский быт также предусматривает здоровый образ жизни, запрет на табак и алкоголь, вегетарианство, занятия искусством. Их символы – красно-желто-зеленая шапочка «пацифик», натянутые на косицы-дредлокс («дреды»). Растаманов часто можно встретить в компании хиппи. Говоря о России, следует отметить, что молодые растаманы в большинстве своем являются просто поклонниками музыки регги (это направление музыки зародилось в 60-е гг. XX в. на Ямайке). | ||||||
Панки. Движение
панков зародилось в середине 1970-х гг.
XX вв. в Англии в период тяжелого экономического
кризиса. Главный лозунг панков – «Нет
будущего!». Философия панков – философия
«потерянного поколения», простая до предела:
в свинарнике лучше и самим быть свиньями.
Они окончательно решили, что изменить
мир к лучшему нельзя, и поэтому на жизни
и карьере в старом понимании этого слова
был поставлен крест. По политическим
пристрастиям панки считаются анархистами.
Отсюда их основной символ – стилизованная
буква «А».
Стандартной панковской прической считается «ирокез» – полоска длинных вертикально стоящих волос на стриженой голове. Панки предпочитают рваную, грязную одежду. Панки – самые заядлые тусовщики, большие «специалисты» по выпивке, наркотикам, дракам – видимо, от безделья. В СССР панковская субкультура проникла в 1979 г. Одними из первых панков были известные питерские рок-музыканты Андрей Панов («Свин») и Виктор Цой. | ||||||
Готика зародилась
в конце 70-х гг. XX в. на волне пост-панка.
Ранние готы достаточно много взяли у
панков, они выглядели также как панки,
с тем лишь отличием что доминирующим
цветом одежды и волос был черный (с вставками
белого, красного или пурпурного) и серебряными
украшениями. Вначале готами называли
исключительно поклонников музыкальных
готических групп. Постепенно готы приобрели
собственный стиль жизни, ценностную иерархию
и менталитет.
Современный готический имидж довольно сложен и разнообразен, он включает в себя одежду, обувь, украшения, аксессуары, make-up, прическу. Готическая эстетика крайне эклектична по набору символов, используя как египетскую, так и христианскую и кельтскую. Достаточно широко представлена оккультная символика – пентаграммы, восьмиконечные звезды (символы хаоса), символы смерти. | ||||||
У готов сформировался
свой оригинальный стиль грима и
маникюра. С помощью грима или
пудры лицу придается мертвенно-бледный
оттенок, делается черная подводка для
глаз, также в черный цвет могут
быть подкрашены губы, ногти. Черный цвет
доминирует, но допустимы и другие цвета.
| ||||||
Эмо –
сокращение от «эмоциональный» – термин,
обозначающий особый вид хардкор-музыки,
основанный на сокрушительных сильных
эмоциях в голосе вокалиста и мелодичной,
но иногда хаотичной музыкальной составляющей.
Визг, плач, стоны, шепот, срывающийся на
крик – отличительные особенности этого
стиля.
Сегодня этот стиль музыки подразделяется на: эмокор, эмо-рок, кибер-эмо, панк-эмо, эмо-вайоленс, скримо, френч-эмокор хардкор-сан-диего и др. Поклонники эмо-музыки, выделяемые в особую субкультуру, называются эмокидами. Понятие эмо очень распространено среди современной молодежи. Кроме яркого прикида, прически и макияжа у этих ребят есть другие способы выразить себя. Через музыку и обостренные эмоции по поводу всего, что происходит в их жизни. | ||||||
Мажоры –
советская золотая молодёжь периода «развито́го
социализма». В социальном отношении близки
к яппи и когяру. Появились в конце 1970-х
гг. Мажор не интересуется обычными бытовыми
проблемами, поскольку все такие проблемы
для него решены родителями. Он не испытывает
недостатка в карманных деньгах. Он носит
дефицитную одежду и обувь, может ездить
на собственном (обычно принадлежащем
кому-то из родителей) автомобиле, владеет
аудио- и видеоаппаратурой заграничного
производства. Он может проводить время
на служебной даче родителей, если таковая
полагается им по чину. Некоторые имеют
возможность выезжать за границу, в том
числе в капиталистические государства,
и жить там с родителями.
В среде мажоров котируется положение родителей в обществе и связанные с ним перспективы собственной жизни и карьеры. Однако, ценится и высокий уровень успеваемости в школе и ВУЗе. Отношение к сверстникам из «простых» семей – покровительственное, снисходительное или презрительное, хотя чаще – равнодушное. Будущее
мажора безоблачно и не вызывает никаких
тревог. | ||||||
Яппи –
молодёжная субкультура, представители
которой ведут активный деловой образ
жизни городского профессионала. Яппи
имеют высокооплачиваемую работу, в одежде
предпочитают деловой стиль, следят за
модой, посещают фитнес-центры. Основной
критерий принадлежности к «яппи» – успешность.
Уважающий себя яппи носит строгий костюм
(предпочтительно тройку), шерстяной и
очень дорогой, не унизывает пальцы перстнями
и не закалывает галстук булавкой с рубином
– это дурной вкус. Максимум, что он может
себе позволить, – это запонки с бриллиантовой
пылью или антикварный хронометр «с репетицией».
Но даже это не рекомендуется.
О
жизни яппи лучше всего узнавать
из журналов, которые яппи сами для себя
издают. Тиражи этих изданий крошечные,
и распространяются они, в основном, среди
своих. | ||||||
Хакеры –
компьютерные пользователи, программисты,
придерживающиеся активной, наступательной
линии поведения в сетевом пространстве.
Объектами атаки хакеров являются чужие
сайты и серверы, которые они взламывают,
выводят из строя. В 1988 г. мир впервые испытал
на себе мощь одного из самых эффективных
хакерских орудий – компьютерного вируса.
Некоторые специалисты предрекают возникновение веб-мафии, которая займется кибершпионажем и кибертерроризмом. Вместе с тем хакеры как таковые выступают против корпоративности, они превыше всего ценят свободу и своеволие. Хакерами
в основном являются студенты вузов,
старшеклассники школ с физико-математическим
уклоном. Установить точно численность
хакеров затруднительно, потому что общаются
они преимущественно посредством компьютерных
сетей. Кроме того, не все хакеры осознают
себя некоей общностью со своими ценностями,
нормами, специфическим стилем. |
Экстремалы –
те, кто любят жизнь как никто другой, но
готовы рисковать снова и снова ради незабываемого
чувства свободы.
Некоторые современные виды спорта, которые стали продвигаться в мире с 50-х гг. XX в., постепенно стало принято называть экстремальными. К таким видам спорта относятся скейтбординг, сноубординг, парашютизм, скалолазание и т. д. Экстремальные виды спорта появляются на свет каждый день. Их характеризует высокая степень опасности для жизни и здоровья спортсмена, большое количество акробатических трюков, высокий уровень адреналина, который выделяется у спортсмена во время занятия спортом. | ||||
Паркур – это экстремальный вид спорта, основанный на выполнении опасных трюков без всякой страховки. Это и лазание по зданиям, и прыжки с большой высоты. Но сами трейсеры считают своё занятие не столько спортом, сколько стилем жизни и философией. Название parkour пришло из конного спорта и переводится с французского как «полоса препятствий». А слово «трейсинг» произошло от французского traceur – человек, прокладывающий новые пути. Лозунг паркура: «Нет границ, есть только препятствия». Основатель паркура – Давид Белль. | ||||
| ||||
Роллерами называют
любителей роликовых коньков. Они предпочитают
спортивную одежду ярких расцветок; также
их можно идентифицировать по разноцветным
нашлепкам на коленях. На роликах не просто
катаются, но кувыркаются, описывают немыслимые
пируэты и сальто. Роллеры любят соревноваться.
В России роллеры-одиночки появились в
начале 90-х гг. | ||||
Байкеры. Первых
байкеров называли «харлеистами» – по
известной марке мотоцикла «Harley-Davidson».
Подлинное признание эти мотоциклы получили
в 30-х гг. ХХ в. в США. В 40-х гг. ряды байкеров
пополнились за счет ветеранов второй
мировой войны.
Отечественная субкультура байкеров, как и хиппи, пережила по крайней мере два подъема: один в конце 70-х – начале 80-х гг., другой – уже в 90-е гг. Российские байкеры, насколько можно судить, законопослушны и конформны в большей степени, чем американские «Ангелы ада». Любимый напиток байкера – пиво. Одеваются они, как и положено любителям рока, в джинсы, черные футболки, кожаный жилет или куртку. Часто байкеры сплошь покрыты татуировками. Байкеров в большом количестве можно встретить на ежегодном байк-шоу, а на улицах – только ночью, когда есть «свобода передвижения». Отсюда и название тусовок – «Ангелы ночи», «Ночные волки». | ||||
Ролевики. Ролевые
игры – заметное явление в современной
молодежной субкультуре. Не имея особых
возможностей повлиять на быстро меняющийся
реальный мир, многие молодые люди хотят
сконструировать мир вымышленный – и
поверить в него.
Ролевики – неформальная общность людей, играющих в различные ролевые игры, в первую очередь ролевые игры живого действия. Родственными ролевому являются движения исторических реконструкторов, толкиенистов, а также хардболистов и страйкболистов. Ролевое движение выделяют как субкультуру, для которой характерен свой жаргон, своя музыка, своя литература и другие характерные элементы единой культуры. | ||||
Ролевое движение в России
и СССР возникло в 80-е гг. на базе Клубов
Любителей Фантастики. Кроме ролевых игр,
ролевики собираются на Ролевые Конвенты
– кратковременные собрания, посвящённые
информированию игроков об играх будущего
сезона, обсуждению прошедших игр, неформальному
общению. На конвентах проходят турниры
по историческому фехтованию, фото и художественные
выставки, концерты авторов-исполнителей
игровой песни, театральные постановки,
видеопоказы. | ||||
Ролевые
игры особенно тесно ассоциированы
с толкиенистами. В молодежной культуре
90-х гг. появились толкиенистское движение
и связанная с ним, порожденная им толкиенистская
субкультура. Известный английский филолог
и писатель Джон Рональд Руэл Толкиен
(на сленге толкиенистов – Профессор)
– автор «Властелина колец», «Сильмариллиона»
и других произведений, относящихся к
жанру «фэнтези» – сказочной фантастики.
Ролевая игра близка к импровизированной театральной постановке. Готовится реквизит (безопасное оружие, одежда, соответствующая толкиеновскому условному средневековью). Мастера – режиссеры игры – распределяют роли, игроки проходят нечто вроде экзамена на знание фантастического мира Толкиена и предыстории своего персонажа, намечается сюжетная линия. | ||||
В начале 80-х гг. толкиенисты
появляются в СССР, прежде всего
в Москве и Ленинграде. Они проводят
«полёвки», конвенты, ролевые игры, посвящённые
вселенной Толкиена. С 1990-х гг. проводятся
всероссийские игры и несколько региональных
– очень популярны ежегодные «Хоббитские
игры».
Самый известный в России конвент ролевиков – Зиланткон (от татарского Зилант – мифический дракон, изображённый на гербе города Казани), проводящийся ежегодно в ноябре в Казани. У
российских толкинистов богатый
разнообразный фольклор, который
регулярно пополняется Обычно толкиенисты выделяются из толпы экзотическими нарядами. Многие ходят в плащах, некоторые – в средневековых нарядах. Весьма популярны хайратники (ленты вокруг головы, прихватывающие волосы). Диапазон – от простых до плетеных из ниток с бисером. Почти обязательный атрибут – меч – деревянный или текстолитовый – не пустое украшение. Толкиенисты
часто встречаются на концертах.
Концерты устраивают толкиенистские певцы
– менестрели. Как правило, они исполняют
собственные песни, аккомпанируя себе
на гитарах. Иногда попадаются студийные
записи. Темы песен, как и интересы исполнителей,
разнообразны. Одни из них связаны с литературными
произведениями, другие – с историческими
событиями, третьи затрагивают насущные
темы. | ||||
Историческая
реконструкция – довольно молодой вид
молодёжного досуга. В России он появился
в начале 90-х гг. и сразу получил распространение
в кругу людей, увлекающихся историей,
романтическим духом средневековья и
искусством. В исторической реконструкции
есть множество направлений, в том числе
и спортивное. В нашей стране существует
несколько федераций исторического фехтования.
Регулярно проводятся спортивные турниры. Фестивали и массовые постановки сражений проводятся, в основном, клубами исторического фехтования и реконструкции при поддержке администрации областей и городов, где проводится мероприятие. Также существуют мероприятия государственного значения (например, реконструкция Куликовского сражения или Бородинской битвы в России или реконструкция Грюнвальдской битвы заграницей). Историческая реконструкция – это движение, ставящее перед собой научные цели и использующее метод ролевой игры и научного эксперимента для решения проблем и более глубокого изучения исследуемого вопроса. Восстановление
внешнего вида и конструкции объекта,
теоретическое или | ||||
Граффити. Слово граффити – итальянское, и переводится на русский язык как «нацарапанный». Под это определение подходит почти все, что угодно, начиная с наскальных рисунков, но под этим термином принято обозначать рисунки на стенах домов, в метро – при помощи баллончиков с краской, изредка – маркеров, в основном выдержанное в одном и том же стиле. Так называемых уличных художников зовут райтеры, граффиттеры или графферы. | ||||
Граффити впервые появилось
в Америке в конце шестидесятых годов,
как часть уличной культуры. Все это началось
с обыкновенных тэгов. Tag – дословно переводится
как «отметка». В Нью-Йоркском метро, оставляли
вот эти тэги для того чтобы обозначить
свое присутствие здесь. На сегодняшний
день то же самое происходит в Московском
метрополитене, но настоящие граффиттеры
это всячески осуждают.
Из Америки вид этого искусства начал распространяться повсюду. Таким образом культура вышла из-под земли на улицы. Теперь тэги, строки песен, политические лозунги, слоганы и другие надписи стали в огромном количестве появляться на улицах больших городов... Райтеры старались развивать свое мастерство, объединялись в различные группировки. Так же появились и стали развиваться разные стили, появилась целая прослойка общества со своими неписаными правилами, законами, боевыми отрядами. Можно сказать, что так образовалась субкультура. Так
же как и у любого искусства
у графферов есть свои личные стили
«письма». Еще райтеры рисуют разных
персонажей – как своих, как и из мультфильмов
и комиксов. | ||||
Кузнецова Е. В.,
гл.
библиограф Интернет-зала