Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 15:43, реферат
Изучение истории мировой экономики актуально в настоящее время, так как эта наука имеет большое практическое значение - не зная прошлого, нельзя шагать правильно в будущее. Для выработки философии экономического развития (т. е. направления экономической политики) необходимо глубокое изучение прошлого, в значительной мере, хотя и недостаточно обобщенного историко-экономической наукой. Экономика - это результат трудовой деятельности людей.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Становление системы регулируемого капитализма……………………...4
2. Послевоенные годы 1918- 1923 гг…………………………………………5
3. Период стабилизации 1924- 1928 года………………………………….....7
4. Период Великого кризиса 1929- 1933 года………….…………………….9
5. Послекризисный период 1934- 1939 года………………………………..13
Заключение…….………………………………………………………………18
Список использованной литературы…………………………………………19
10
Производство сократилось почти наполовину – на 46,2%. Выпуск автомобилей уменьшился на 80%, выплавка чугуна – на 79, стали – на 76%.
Промышленный кризис переплетался с аграрным. Сбор пшеницы упал к 1934 г. на 36%, кукурузы – на 45%. Цены на сельскохозяйственные продукты снизились на 58%, а более 40% фермерских доходов шло на погашение задолженности и налоги. Для сдерживания падения цен и сокращения предложения продуктов на рынке их уничтожали – пшеницу сжигали в топках паровозов и пароходов, молоко выливали в водоемы, картофельные и хлопковые поля заливали керосином и запахивали.
За годы кризиса разорились и были подвергнуты принудительной распродаже за неуплату долгов и налогов около 1 млн. фермерских хозяйств, т.е. 18% общего числа. В результате фермеры лишались собственности на землю. Тысячи разоренных фермерских семей вынуждены были покидать родные места и пополнять ряды многочисленной армии безработных в городах. Число переселенцев только в 1930– 1931 гг. составило 3808 тыс. человек.
Обороты внешней торговли сократились в 3,1 раза, внутренней – в 2 раза. Национальный доход уменьшился приблизительно в 1,5 раза. Страна была отброшена к уровню 1911 г.
Неизбежными спутниками кризиса являлись социальные потрясения. Падение курса акций затронуло от 15 до 25 млн. человек. Охваченные паникой люди стремились обменять банкноты на золото. Заработная плата снизилась более чем вдвое.
В конце 1933 г. количество безработных в США достигло 17 млн. человек. С учетом членов семей они составили почти половину всего населения. Бедственное положение безработных усугублялось отсутствием социальной помощи.
11
Многие лишились жилья, возникли выстроенные из ящиков и строительных отходов «гуверовские городки» – поселения безработных на окраинах городов. Только в Нью-Йорке в 1931 г. от голода погибло 2 тыс. человек.
Кризис оказал огромное психологическое воздействие на миллионы американцев. Была подорвана вера во всемогущество индивидуального бизнеса, его способность обеспечивать социальные гарантии. Постепенно происходил поворот в массовом сознании. Его выражением явилось мощное социальное движение, кардинальные изменения политической ориентации основной части населения.
Страну охватили массовые выступления различных слоев населения. Был создан Национальный совет безработных. В 1930 г. состоялась общенациональная демонстрация, в которой участвовали 1,2 млн. безработных. В горной, текстильной, автомобильной, швейной отраслях развернулось стачечное движение. Оно становилось все более массовым. В 1933 г. численность стачечников превысила миллион человек. Организовывались походы голодных и безработных в Вашингтон (1931 – 1932), поход ветеранов первой мировой войны (1932). Была создана стачечная ассоциация фермеров. Фермеры Среднего Запада бойкотировали закупки сельскохозяйственной продукции, противились принудительной продаже ферм, участвовали в голодных походах. Активизация массовых социальных протестов вызвала напряжение политической обстановки. Даже представители деловых кругов осознавали несостоятельность республиканской администрации. На проходивших в 1932 г. президентских выборах убедительную победу одержала демократическая партия, возглавляемая Ф.Д. Рузвельтом. На выборах за него отдали голоса 22,8 млн. а за Г. Гувера – 15,7 млн. человек.
12
Рузвельт предложил для выхода из кризиса комплекс реформ, вошедших в историю под названием «Новый курс».
5. Послекризисный период 1934- 1939 года.
Предложенная программа не была заранее обдуманной системой нововведений. В течение первых 100 дней закладывались основы экономической политики правительства. Ее теоретической базой стало учение выдающегося английского экономиста Д.М. Кейнса, обосновавшего необходимость участия государства в регулировании хозяйственной жизни.
В осуществлении нового курса выделяют два этапа: первый – 1933-1935 гг., второй - 1935-1938 гг.
Прежде всего были проведены банковская и финансовая реформы. Они начались с закрытия банков (до 9 марта). На этот день была созвана чрезвычайная сессия Конгресса, которому предложили чрезвычайный закон о банках. К концу марта 1933 г. было вновь открыто 4/5 банков – членов Федеральной резервной системы. Для увеличения финансовых ресурсов государства и расширения его регулирующих функций США отказались от золотого стандарта, изъяли золото из обращения и провели девальвацию доллара. В январе 1934 г. золотое содержание снизилось на 41%.
После успешной реализации «Чрезвычайного закона о банках» президент, окрыленный успехом, начал заваливать Конгресс законопроектами. Он рекомендовал резко снизить заработную плату федеральным служащим, членам Конгресса и пенсии ветеранам войны. Несмотря на сильное сопротивление Сената, закон был принят 20 марта. В конце 1933 г. было разрешено употребление спиртных напитков и введен налог на их продажу.
13
Заслуживает внимание примененный правительством Рузвельта метод девальвации доллара. США осуществили крупномасштабные закупки золота по ценам, превышающим курс доллара по отношению к золоту. До конца 1933 г. золота было закуплено на 187,8 млн долл. Это искусственно снизило курс доллара.
В начале 1934 г. был принят закон о золотом резерве, устанавливающий новую цену на золото, которая действовала до 1971 г.
Центральное место в «Новом курсе» отводилось проблеме восстановления промышленности. В июне 1933 г. был принят закон «О восстановлении национальной промышленности». Закон вводил систему государственного регулирования промышленности и включал три раздела.
Первый предусматривал меры, способствовавшие оживлению экономики и выводу ее из бедственной ситуации. Основной упор делался на кодексы «честной конкуренции», в которых устанавливались правила относительно объема производства, применения однотипных технологических процессов, техники безопасности, конкуренции, занятости и найма. Во втором и третьем разделах закона определялись формы налогообложения с указанием порядка использования средств фонда общественных работ. Для оказания помощи безработным Конгресс создал Администрацию общественных работ, которой выделялась невиданная по тем временам сумма – 3,3 млрд долл.
В числе других мер борьбы с безработицей было создание трудовых лагерей для безработной молодежи в возрасте 18–25 лет. Для этого Рузвельт учредил Гражданский корпус сохранения ресурсов. Он предложил Конгрессу направить безработных молодых людей в лесные районы. Тем самым, считал президент, удастся улучшить ресурсы страны, укрепить здоровье молодежи, а главное, о чем умолчал президент, убрать из городов горючий материал.
14
Также важным законом стал закон о регулировании сельского хозяйства, принятый Конгрессом США в начале 1933 г. в канун объявленной фермерами всеобщей забастовки. Для его проведения была учреждена Администрация регулирования сельского хозяйства. В целях преодоления аграрного кризиса закон предусматривал повышение цен на сельскохозяйственную продукцию до уровня 1909–1914 гг. Во-первых, предполагалось сокращение посевных площадей и поголовья скота. За каждый незасеянный гектар фермеры получали компенсацию и премию. Во-вторых, предполагалось финансирование государством фермерской задолженности, которая к началу 1933 г. достигла 12 млрд. долл. В-третьих, правительство получило право девальвировать доллар, ремонетизировать серебро, выпустить на 3 млрд. долл. казначейских билетов и государственных облигаций. В результате фермеры за 1933–1935 гг. получили кредиты на сумму более 2 млрд. долл. Продажа разорившихся ферм с аукционов прекратилась.
Крупной инициативой правительства в области внешней политики явилось принятие закона о торговле 2 марта 1934 г., предусматривавшего при подписании торговых договоров взаимное снижение тарифов на 50% по усмотрению президента «в интересах американской промышленности и сельского хозяйства». Цель закона – увеличить экспорт, открыть для США иностранные рынки. Закон был радикальной мерой в самой протекционистской стране и дал через несколько лет ощутимые выгоды для США.
После первых «ста дней» Ф.Д. Рузвельта экономика страны заметно оживилась. По закону о социальном обеспечении (август 1935 г.) была введена система пенсий по старости и пособий по безработице. Она оказалась очень сложной.
15
В различных штатах выплаты производились по-разному, но единый принцип – забота государства о гражданах, хотя и ограниченная, – был установлен.
Пенсии выплачивались с 65 лет; оказывалась помощь больным и инвалидам. Пенсионные фонды формировались из взносов трудящихся и предприятий. Нормы пенсионного обеспечения были едиными по всей стране. Круг получателей пенсий, размеры и сроки выплат определялись законодательством штатов. Однако закон распространялся лишь на рабочих крупных промышленных предприятий и не охватывал рабочих и служащих торговли, сферы обслуживания. Тем не менее рабочее законодательство 30-х годов было серьезным успехом американских рабочих.
В июне 1935 г. был принят закон о справедливой регламентации труда, установивший минимальную заработную плату в 25 центов в час с повышением в последующие семь лет до 40 центов и максимальную рабочую неделю в 44 часа с сокращением в следующие три года до 40 часов. Закон касался только рабочих на предприятиях «межштатной торговли», т.е. национального значения. За его исполнением было трудно уследить, ибо предприниматели зачастую включали в заработную плату и другие платежи. Но в целом он был крупным шагом вперед в области рабочего законодательства.
Постоянно расширялись масштабы общественных работ. Если на первом этапе на них выделялось 3,3 млрд. долл., то в 1935 г. -4,9 млрд., в 1938 г. – 5 млрд. долл.
Наконец, в апреле 1938 г. Рузвельт направил Конгрессу предложения «О стимулировании дальнейшего восстановления». Законодатели сразу приняли их на фоне массовой безработицы и требований расширить ассигнования на общественные работы.
16
На этом этапе правительство оказывало помощь не только крупному фермерству, но и низкодоходным хозяйствам. Рабочие-эмигранты могли проживать в лагерях, арендаторы для покупки ферм получали займы, могли объединяться в кооперативы. Несмотря на то что продолжалось сокращение посевных площадей, началась компания по восстановлению плодородия почв, нарушенного вследствие ряда засух и пыльных бурь, наблюдавшихся в 30-е годы.
«Новый курс» соответствовал исторической эпохе становления экономической системы регулируемого капитализма. Благодаря вмешательству государства в экономику и социальные отношения страна смогла выбраться из кризиса.
Политическая активность рабочих, фермеров, городской мелкой буржуазии, негритянского населения вынудили правительство при проведении реформ проявлять гибкость, маневрирование, учитывать интересы различных слоев населения, делать им уступки.
В то же время «Новый курс» нельзя расценивать как угрозу устоям капиталистического общества, поскольку частная собственность оставалась незыблемой, не было национализировано ни одного предприятия или банка.
В «Новом курсе» Рузвельта воплотились черты либерально-реформистского варианта регулируемого капитализма. Важнейшим инструментом правительственных мероприятий стал государственный бюджет, за счет средств которого осуществлялось финансирование расширенного воспроизводства и социальных программ. В 1935 г. Рузвельт открыто заявил, что «бюджет будет оставаться несбалансированным до тех пор, пока существует армия нуждающихся».
Меры, проведенные в ходе «Нового курса», несмотря ни на что, сделали его одной из самых прогрессивных страниц истории США.
Заключение
Мировая экономика - это система национальных хозяйств, то есть определенным образом упорядоченное множество различных национальных хозяйств находящихся в той или иной взаимосвязи и на этой основе образующих определенное целостное единство. Структура мировой экономики - это некое упорядоченное множество элементов мировой экономической системы.
Основные элементы структуры:
- национальные хозяйства, их сектора, отрасли, предприятия и иные экономические субъекты;
- международные экономические отношения;
- национальные и международные рынки, мировой рынок;
- торгово-экономические союзы государств.
В этой контрольной работе, я постаралась выделить основные моменты и этапы в мировой экономике. Делая вывод о всех годах с 1914 по 1939 года, можно сказать, что в самом общем виде мировую экономику можно определить как совокупность национальных экономик в их постоянной динамике и развитии, находящихся во взаимосвязи и взаимовлиянии. В современной ситуации, когда западная финансовая система находится в состоянии кризиса, всё большее влияние приобретают активно развивающиеся страны. Очень хочется, чтобы и наша страна шла впереди всех. Чтобы именно она вела за собой экономику, а не шла за ней. К сожаленью, сейчас именно наша страна идет за экономикой..
18
Список использованной литературы
1. Ломакин В.К. Мировая экономика. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 672 с.
2. Мировая экономика: прогноз до 2020 года. Под редакцией академика А. А. Дынкина М.: Магистр, 2007.—429 с.
3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М: Издательство НОРМА, 2002. – 572 с.
4. Селищев А.С. Макроэкономика. – СПб.: Питер, 2002. – 448 с.
19