Мифологическое мышление в психологии: идеи и характеристики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 16:05, контрольная работа

Краткое описание

Рассмотрение эволюции представлений о мифе приводит нас к мысли, что миф нельзя сводить только к слову, к наррации, он выявляется во всем своем многообразии нерасторжимого единства сознания и практики в человеке.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 38.41 Кб (Скачать)

Мобилизационная. Создает  яркие образы на базе общих коллективных ощущений народа, заряжая людей невероятной  уверенностью и энтузиазмом в  коллективной деятельности, требует  подтверждения этой абсолютной веры и полного самопожертвования  человека. Возникая на эмоционально - деятельностной основе миф принимается как единственная надежда, наполняющая смыслом коллективное действие. В таком акте веры человек отбрасывает все личные и интеллектуальные соображения и полностью отдается власти мифа, поэтому крушение мифов связывается с кризисом человеческого существования и её мотивацией. Миф задает зачастую неадекватную мобилизацию всех сил человека, в первую очередь сверхчувственных, мистических ради преодоления опасностей и преград. Мобилизация в мифе носит энергетический характер (теория эгрегоров, цигун, иога) и направлена на телесно-социальное прочувствование его в исторической обстановке. Как легко молодежь мобилизуется по данному типу видно из вовлеченности её во всякого рода секты, группы, движения, построенные по мифоэмоциональному принципу заражения.

Медитативная. Мифологическое сознание наиболее подходящая основа для создания особых (магических, лечебных, спонтанных) практик "измененных состояний  сознания". Более того "чистая" форма мифосознания, неразличающая образы воображения и реальность, совмещающая их только и живет в таком измененном состоянии сознания. Такая форма нужна для оправдания и несения "интуитивного знания" жизни (А. Бергсон), для заключения некой тайны жизни в мистифицированных представлениях.

Социально-компенсаторная. Важнейшая функция в сфере  психически - чувственного развития личности, снимающая через мифы в воображении, накопившиеся через многочисленные стрессы и опасности - эмоциональные  переживания, создающие отрицательный  фон при их накоплении. Человек как бы символически освобождается от накопившихся проблем и трудностей, груза забот и проблем. Все ритуалы древности были направлены на такое эмоциональное очищение (катарсис) и примирение с существующим миром, несущем отрицание в себе человеку в виде страдания и смерти. Это функция утешения и надежды, ухода от реальности в воображение, облегчения при мыслеобразном освоении мира, его очеловечении и оправданности положения человека в нем. Освобождая человека от ответственности, миф освобождает и от чувства вины, от голоса совести, заглушая индивидуальное сопереживание ради безличной сопричастности к коллективу, отождествленному в мифе со всем космосом и природой. В силу неразвитости культурных форм отдыха, социально - компенсаторная функция мифа замещает их, удовлетворяя потребность в иллюзиях и игре, в магическом состоянии покоя и освобожденности человеческого существа от всех и вся, вплоть до полного свертывания человеческого сознания в медитационных приемах.  
 
 
 

Литература:

1. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности М., 1978г. С.227.

2. Пивоев В.М. Мифологическое сознание как способ освоения мира. Петразаводск,1991г. С.18.

3. Аверинцев С.С.  Мифы.// Краткая литературная энциклопедия. М.,1967г. С.876.

4. Кессиди Ф.Х.  От мифа к логосу. М., 1972г. С.41.

5. Алпеева Т.М. Социальный миф: сущность, структура, Минск, 1992. С.41.

6. Копалов В.И.  Общественное сознание. Критический  анализ фетишистских форм. Томск, 1985. С.145.

7. Найдыш В. М. жур. "Человек", ©1 1996г. С.17.

8. Хюбнер К. Истина мифа, М., Республика, 1996г. С. 220-222.

9. Мудрагей Н.С. Рациональное и иррациональное М., 1985. С.30-31.

10. Спиркин А.Г. "Истина" //Философский энциклопед. Словарь, М. "Сов.энц.",1989г. С.230.

11. Ибрагимова В.Г.  Современная политическая мифология  дисс. кан. фил.наук. Москва, 1993г. С.6.

12. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика.-М.: Прогресс, 1989. С. 63.

13. Лотман Ю.М. Мозг-имя-культура.//Избранные  статьи. В 3 т., Т.1., Таллин, "Александра", 1992г. С.58.

14. Гуревич П.С. Философская антропология М., Вестник, 1997г. С.402.

15. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа.- М.:Наука,1976. С.169.


Информация о работе Мифологическое мышление в психологии: идеи и характеристики