Магдербургское право и его роль в развитии городов Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 00:15, реферат

Краткое описание

Магдебургское право возникло в конце XIII века в Германии и почти сразу же распространилось на территории Беларуси, которая на тот момент находилась в составе Великого Княжества Литовского. Расположение белорусских земель в центре Европы содействовало их развитию в русле мирового экономического, политического и культурного процессов. В то время Беларусь освоила многие приобретения Запада, совмещая нормы магдебургского права с традициями самоуправления.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Магдебургское право - источники, возникновение в Польше, Литве, Галиции 4

2. Возникновение и укрепление права на территории Беларуси 6

3. Права и привилеи городов, пользовавшихся Магдербургским правом 9

4. Магдебургское право в XVI – первой половине XVII веков на территории Беларуси 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19

Файлы: 1 файл

министерство образования республики беларусь3.docx

— 45.78 Кб (Скачать)

   Мещане  приобрели право на свободную  торговлю,значительную площадь земли вокруг города (например, Несвиж получил 100 валок), а так же право на «вход» в хозяйские лесные просторы и воды (для выпаса животных, пользования дерева для строительства и отопления, охоты и рыбной ловли). Они обязаны были поставлять только обоз для войска. Города получают право владеть поземельною собственностью, тогда как раньше этим правом пользовалось только шляхетство.

   Крупные города с Магдебургским правом, размещенные на важных торговых путях, строили для иностранных купцов гостиные дворы (в Полоцке, например, их было 4), получали большие привилеи:строить ратуши, фабрики, мельницы, воскобойни, открывать бани, магазины, лотки, устраивать ярмарки. Часто им давалось право безакцизного винокурения. Город самокладывавал налогами все субьекты хозяйствования, имел свою казну, где концентрировались доходы. К городу приписывались земли, сенокосы, угодья для рыбной ловли.

   Обязанности же «вольных» городов были небольшими.Фактически, они сводились до выплаты пошлин в государственную казну(магистрат распределял его по всем мещанам), в том числе и необычныеналоги на военные нужды. Исходя из этого, можно сказать, что мещане городов с Магдебургским правом являлись, в прямом смысле, тоже привилегированной социальной прослойкой населения Беларуси того времени.

   Ряд городов и местечек получили не полное Магдебургское право, а только некоторые элементы самоуправления. Например, Сураж, Ула, Вялиж и другие маленькие города имели только собственный войтовский суд.

   В админинстративно-правовом плане самоуправление благодаря Магдебургскому праву окончательно отделило город от волости. Дав мещанам юридические гарантии частной собственности, точный экономический стимул, оно создавало благоприятные условия для хозяйственного развития города. Это ускорило развитие общества и формирование социальных слоев.

   Все живущие в городах должныбыли повиноваться войту; ему же принадлежала и судебная власть, хотя он немог приговаривать без совещания с присяжными. Войт, по мнению некоторыхисследователей, стоял отдельно, ему подчинялся магистрат Другие ученые предполагают, что войт входил в магистрат. Органы городского самоуправленияявлялись также и апелляционной инстанцией на решения суда магистрата. В сравнении с нормами Магдебургского права, войты городов Великого Княжества Литовского имели более широкие полномочия. Более широкими были и их источники доходов. В грамоте на магдебургское право Пинску (1581) указывалось, что мещане должны из своей среды избирать войта. Такая административная должность, как войт, упоминается еще в княжение Марии Семеновой (1481).

   Решения войта, принятые без участия рады, считались недействительными.

   Войты не беспокоили себя выполнением наложенных на них обязанностей.

   Поэтому они назначали себе наместника-лентвойта, на которого ложилась ежедневная работа по наблюдению за деятельностью магистрата.

   Рада  должна была собираться в ратуше не менее одного раза в неделю, или  столько, сколько для этого требуют  дела. Предметом обсуждения на ее заседаниях были вопросы, которые касались общих интересов города. Так, например, рада Могилева в 1626 году в противодействие самовольству великокняжеских сборщиков налогов, добивалась права самим собирать налоги и сдавать их в казну. В некоторых случаях для обороны прав горожан рада принимала свой статут, как это было, например, в Орше в 1621 году.

   Раде  подчинялись ремесленники города, и  она определяла наказания для  нарушения цехового устройства. Для  обороны интересов ремесленников  и торговцев рады некоторых городов  запрещают деятельность тех особ, которые не подчинялись городским  властям. Особенностью Магдебургского права в городах Великого Княжества Литовского было сохранение роли схода горожан, особенно в выборе служебных особ.

   Вместе  с серьезными происшествиями (убийства, грабежи, и т.д.) в судах рассматривались  бытовые дела, так как в Магдебургском праве были детально разработаны разнообразные вопросы. Был там и один очень интересный артикул, который предусматривал лишение ремесленника права заниматься ремеслом за убийство собаки или кота.

   Обращает  на себя внимание и тот факт, что  в судебных разбирательствах обе  стороны пользовались услугами адвокатов. Например, при решении Полоцкой ратушей (1638) дела о неспособности Яна  Каськевича к семейному сожительству, ее слушание было отложено на четыре недели пока Ян Каськевич не найдет себе адвоката. Для сравнения отметим, что в

   России  адвокатство было создано только в 1864 году. (Отсюда видно, что наша страна опережала в некоторых важных вопросах Россию более чем на 200 лет!!!) К тому же городское сословие России никогда не имело прав на самоуправление по типу магдебургского.

   Рада  первоначально состояла из бурмистров и коллегии радцев, избираемая войтом из представленных ему общиной кандидатов. Основной обязанностью бурмистра было ведение заседания магистрата в качестве старшины. В его компетенции были также вопросы контроля за деятельностью коммунальных служб, расходы городской казны, наблюдение за общественным порядком и т.д. Как войт, так и бурмистры, обязаны были принимать решения только после согласия всех радцев. Но войт и бурмистры часто нарушали нормы городского самоуправления, о чем говорят многочисленные жалобы горожан Великому Князю, а затем и королю «на свавольства мужоу, якiя крыуды i уцiскi мяшчанам чыняць».

   В соответствии с нормами Магдебургского права члены магистрата, войт и бурмистры охранялись от посягательств на их жизнь, честь и достоинство. Уставы городов предусматривали самые суровые наказания за их нарушение. Членами рады могли быть выбраны только законнорожденные, зажиточные мещане, которые были «при состоянии» не менее 3-5 лет.

   Рада  заботилась об увеличении общественного  добра, смотрела, чтобы не было дороговизны  на пищевые продукты. Рада наказывала перекупщиков, если бы они, вопреки  распоряжениям рады, начинали продажу  ранее определенного срока. Рада так же следила за тем, чтобы меры и весы были в надлежащем состоянии. Она обязана была не допускать  раздоров в городе, оборонять вдов, сирот, не позволять распространения  азартных игр. Постановленное в ратуше, с ведома и позволения старших из поспольства, все горожане обязаны были исполнять под страхом наказания.

   Радцы ежегодно обязаны были отдавать отчет во всех городских суммах перед старшими из поспольства. Когда городское общество приобретало войтовство, всеми выгодами этого пользовалась рада. К ней переходило право представителя - бурмистров (прежде они назначались из радцев старостою и войтом. Число бурмистров было 4,6 и более; правили они по очереди). В конце концов рада совершенно уничтожило выбор бурмистров и установило представительство своих членов по очереди. Рада установила себе право выбирать своих сочленов на место выбывающих, а так же лавников (городская община потеряла даже право представлять кандидатов, чем она пользовалась при войтах). Рада издает городские постановления - вилькеры, которые имели такую же обязательную силу, как и государственные законы.

   «Во всех городах Речи Посполитой, - по словам проф. М.Ф. Владимирского-Буданого - рада поставляет общественную самодеятельность корыстно сосредотачивая власть и богатство городское в руках своих членов, и в большей части городов Литвы и Руси стремится к подавлению русской национальности и православной веры».

   На  тер. Беларуси Магдебургское право было отменено по приказу Екатерины II в Могилевской губернии в ноябре 1775 года, в Минской - в мае 1795, в Западной губернии Беларуси - в декабре 1795 года.

 

4. Магдебургское право в XVI – первой половине XVII веков на территории Беларуси

 

   XVI - первая половина XVII века в истории Беларуси и ее городов явилось

временем  развитого феодализма, существования  относительно единого государства с общим законодательством, ростом внутреннего рынка, заметного сдвига в уровне производительных сил, торговле. Вместе с тем это период усиления крепостничества, расширения «вредных привилегий» (К. Маркс) дворянства в виде права беспошлинной торговли изделиями своих поместий и ввоза иноземных промышленных товаров, права на исключительное положение в городах в качестве владельцев городских земельных участков, домов, лавок (юрисдика) и носителей собственной судебно-административной власти над горожанами, проживающими в их городских владениях (юрисдикция).

   Это время усиления в стране феодальной анархии и ослабления авторитета верховной власти, роста налогов, обострения внешнеполитического положения  Великого Княжества Литовского и  затем Речи Посполитой, что привело к войнам, сопровождавшимся разорением целых районов страны. Столь сложная обстановка, несомненно тормозила развитие городов. Но она не могла остановить происходивших в них процессов экономического прогресса.

   По  далеко не полным данным, городское  население Беларуси составляло 0,16 всего  числа жителей страны - удельный вес, обычный для большинства  феодальных стран Европы. Правда, по числу городов Беларусь уступала многим странам. Общественные и внутриполитические условия помешали так же возникновению  крупных городов. И тем не менее белорусские города XVI - первая половина XVII века обнаруживают все признаки прогресса.

   Это обстоятельство нашло свое отражение  в идеологической борьбе того времени. Экономическая жизнь городов  и рожденные ею имущественные  и социальные контрасты питали общественные взгляды белорусских гуманистов и представителей реформационного  движения. Несомненно, такое влияние  экономических явлений городской  жизни на область идеологии и  культуры оказалось возможным прежде всего потому, что они достигли высокого для того времени уровня и формировали, так сказать, жгучие вопросы социальной действительности.

   В городах увеличилось количество частных юрисдик, и росла частная юрисдикция, которая теснила городскую общину, ухудшала ее положение и ослабляла ее роль в городе. Однако процесс экономического развития городов как центров ремесла и торговли сколько-нибудь существенно не менялся.

   Город отгородился от деревни, мещане отделились от шляхты и от крестьянства, группируясь  в особый социальный класс, особое положение.

   Торговцы  разбивались на гильдии или на сотни, ремесленники на цехи. С появлением цехов улучшается качество производимых ремесленниками товаров, и благодаря  этому расширению торговли. Начинается расцвет экономики нашей страны. Однако заметная роль товарного производства, сложившаяся имущественная дифференциация среди мастеров, деятельность скупщика-посредника привели к тому, что цехи Белоруссии не знали тех классических форм регламентации  производства и сбыта, которые отличали цеховой строй в городах Западной Европы в пору его расцвета. Они  не устранили вне цехового производства и не добились полной монополии на местном рынке.

   Основным  препятствием на пути социально-экономической  политики цехов в этих областях явились, с одной стороны, превращение  ремесла в товарное производство, с другой - частновладельческие юрисдики в городах. Многие из живших на них ремесленников не входили в цехи и работали, не соблюдая цеховых норм и регламентаций. Очевидно, цехи в белорусских городах не были выражением органической потребности самого производства. Не случайно среди имущей верхушки мастеров проявлялось особенно заметное в первой половине 17 века стремление избавиться от цехов. Однако ремесла, работавшие на заказ, прочно держались цеховой организации, да и основная масса мастеров - членов городской общины - видело еще в цехе средство обеспечения сбыта своих изделий и сдерживания конкуренции частновладельческих ремесленников. Проявилась и тормозящая роль цехов.

   Параллельно и в связи с развитием ремесла  белорусские города превращались в  центры торговли. Внутренняя торговля связала постоянным обменом города и местечки, втянула в процесс  обмена феодальное поместье и в известной мере крестьянское хозяйство. Город, таким образом, сформировал внутренний рынок и способствовал его дальнейшему развитию.

   Экономическое развитие городов как центров  товарного производства и обмена нарушило былую натуральную замкнутость  поместья и способствовало возникновению  фольварочно-барщинного хозяйства, одним из внутренних стимулов которого являлись интересы продажи продуктов поместья на рынке.

   Города  Беларуси 16 -первой половины 17 века вели широкую торговлю с городами Польши, России, Литвы, Украины, Румынии, сохраняли  древние связи Киевской Руси с  Констанинополем. Среди белорусских купцов сложилась определенная специализация по видам товаров, которыми они торговали, и по странам, в которых они совершали свои торговые операции. Такая специализация не могла возникнуть только вследствие транзитного характера торговли. Она сложилась прежде всего под влиянием интересов внутреннего производства и обмена, созданного в ходе развития белорусских городов.

   Однако  экономическое развитие городов  Беларуси в целом проходило крайне медленно. За 1,5 столетия возник и превратился  в крупный центр ремесла и  торговли только один город - Могилев, все остальные крупные и средние  города возникли еще в период Древнерусского государства. Те городские поселения, которые появились в 16 - первой половине 17 века (Логишин, Чаусы, Зельва, Друя и  другие) не вышли за пределы крупных  местечек или городов с населением до 3 тыс. жителей. Причины такого развития коренились в самих условиях феодального  общества и государства с его  привилегиями господствующего класса, феодальной анархией, налоговым гнетом, разорительными войнами, примитивным  уровнем сельскохозяйсвенного производства, частыми неурожаями и эпидемиями. Но во всем этом проявляется не специфика условий Беларуси, а феодального строя в Европе в целом. Они тормозили и развитие городов Германии, Чехии, Польши, России и других феодальных стран. Это были ограничения, присущие самой эпохе, а не отдельной стране.

Информация о работе Магдербургское право и его роль в развитии городов Беларуси