Лжедмитрий I - беглый монах Григорий Отрепьев

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 11:50, доклад

Краткое описание

Происхождение этого лица, равно как история его появления и принятия на себя имени царевича Димитрия, сына Иоанна Грозного, остаются до сих пор весьма темными и вряд ли даже могут быть вполне разъяснены при настоящем состоянии источников.
Лжедмитрий I появился в 1601-1602 годах в Польше, где выдавал себя за «чудесно спасшегося» сына Ивана IV Грозного. Был поддержан польскими магнатами и католическим духовенством. В 1603-1604 годах была развернута подготовка его возведения на русский трон.

Файлы: 1 файл

Эссе_Лжедмитрий 1.doc

— 42.00 Кб (Скачать)

Введение

Начало 17 в. – смутное время было тяжелейшим периодом в истории России, тяжкие удары сыпались на нее со всех сторон: боярские распри и интриги, польская интервенция, неблагоприятные климатические условия едва не положили конец истории Русского государства. До сих пор не существует однозначной оценки персонажей того времени и их действий. Множество художников, поэтов, музыкантов создавали шедевры на тему смутного времени.

Лжедмитрий I, официально именовавший себя царевич (затем царь) Дмитрий Иоаннович, в сношениях с иностранными государствами – Император Димитрий (лат. Demetreus Imperator) (ум. 17 мая 1606) – царь России с 1 июня 1605 по 17 (27) мая 1606, по устоявшемуся в историографии мнению – самозванец, выдававший себя за чудом спасшегося младшего сына Ивана IV Грозного – царевича Дмитрия. Первый из трех самозванцев, именовавших себя сыном Ивана Грозного, притязавших на российский престол.

Происхождение этого лица, равно  как история его появления  и принятия на себя имени царевича Димитрия, сына Иоанна Грозного, остаются до сих пор весьма темными и вряд ли даже могут быть вполне разъяснены при настоящем состоянии источников.

Лжедмитрий I появился в 1601-1602 годах в Польше, где выдавал  себя за «чудесно спасшегося» сына Ивана IV Грозного. Был поддержан польскими магнатами и католическим духовенством. В 1603-1604 годах была развернута подготовка его возведения на русский трон.

По официальной  версии, Лжедмитрий – это беглый монах Григорий Отрепьев.

 

Эссе

Успех или неудача любого самозванца, претендующего на высшую роль в монархическом государстве, основывается на нескольких факторах. Это – готовность высшего класса принять его (например, противопоставив скомпрометировавшему себя правителю), вера угнетённых в «доброго царя», «избавителя», по неким причинам связанная с претендентом, и способность собрать и подчинить себе вооруженную силу, готовую поддержать высказанные притязания. У Лжедмитрия I – по крайней мере, на первом этапе его деятельности – все эти факторы, несомненно, присутствовали.

Борьба за власть в кремлёвских верхах начинается с момента восшествия на престол слабого телом и духом царя Фёдора. Уважения к нему не испытывали ни бояре, ни народ – об этом существует, среди прочего, свидетельство шведского короля – по его словам «русские на своём языке называют его «durak». Известно, что победителем в этой борьбе оказался Борис Годунов, ставший фактическим правителем государства. Это повлекло за собой умаление власти Боярской Думы, и, соответственно, затаённую враждебность по отношению к «выскочке».

Гибель Дмитрия  в Угличе и последовавшая за этим смерть бездетного царя Фёдора привели  к династическому кризису.

Тяжёлый экономический кризис, разразившийся  в России в 60-70-е годы XVI века, сменился временным оживлением в начале 90-х. Столкновение интересов феодального государства и дворянства, с одной стороны, закрепощённых крестьян, тяглых посадских людей, холопов и других групп зависимых людей – с другой, явилось источником социального кризиса, породившего Смуту. Страшный голод 1601-1603 гг., поразивший всю страну за исключением южных её областей, вызванный тремя неурожайными годами подряд, привёл к гибели сотен тысяч людей; цены на зерно поднялись в десятки раз. В народном сознании и это воспринималось как «божья кара» по грехам царя. В подобных условиях не могли не оживиться слухи о «добром царевиче», убитом или, может быть, скрывшемся от посланных Борисом палачей. Почва для появления самозванца была готова.

Сила Дмитрия состояла не столько  в его армии, сколько в авторитете его имени. Люди в районах, куда он входил, приходили в замешательство: некоторые верили в то, что он настоящий царевич, другие присоединялись к нему, чтобы противостоять Борису. Однако не смятение в пограничных районах, а недружелюбное или откровенно враждебное отношение к Борису со стороны столь многих бояр и воевод подрывало дело царя.

Дмитрий занимал московский трон меньше года. Судя по сохранившимся портретам и описаниям современников, претендент был низок ростом, достаточно неуклюж, лицо имел круглое и некрасивое (особенно уродовали его две крупные бородавки на лбу и на щеке), рыжие волосы и тёмно-голубые глаза.

При небольшом росте  он был непропорционально широк  в плечах, имел короткую «бычью»  шею, руки разной длины. Вопреки русскому обычаю носить бороду и усы, не имел ни того ни другого.

По характеру бывал  мрачен и задумчив, достаточно неловок, хотя отличался недюжинной физической силой, к примеру, легко мог согнуть подкову.

Он был одаренным, умным и  энергичным, однако легкомысленным, влюбчивым  и сладострастным человеком. Будучи очарованным Мариной, он не мог противостоять искушению овладеть Ксенией Годуновой. На какое-то время он даже увлекся ею. Слухи об этом дошли до Марины, и она написала Дмитрию гневное письмо. Ксению постригли в монахини под именем Ольги. Страсть Дмитрия к Марине разгорелась снова и в конце концов погубила его. Разумеется, его положение было ненадежным с самого начала его правления и по другим, более серьезным причинам.

Дмитрий попал в ловушку несовместимости  интересов политических, религиозных  и социальных сил – национальных и международных – поддержавших его предприятие. Он щедро раздавал обещания всем, кто помогал ему захватить престол, и теперь, когда он его имел, от него ждали выполнения многих противоречащих друг другу обязательств. Однако он не желал становиться орудием кого бы то ни было. Вместо этого он пытался установить собственный политический курс, для чего ему приходилось маневрировать между конфликтующими сторонами со всем доступным ему искусством. Но бесконечно это длиться не могло.

Во внутренней политике Дмитрий продолжил политическую линию Бориса, чья власть основывалась на поддержке средних классов русского общества, дворянства и посадских. Он вынужден был считаться с боярами и править при помощи Боярской Думы (которую он переименовал в Сенат на польский манер), однако он начал свое царствование с чистки боярского класса и депортации Годуновых и связанных с ними семей. С другой стороны, он вызвал из ссылки всех бояр выступавших против царя Бориса, включая собственных мнимых родственников Нагих, Романовых и Богдана Вольского.

Богдан Бельский и Петр Басманов стали главными русскими советниками  Дмитрия. Не меньшее влияние имели  два его польских секретаря, братья Ян и Станислав Бучинские. Для  Дмитрия было важно иметь доброжелателя  на патриаршем престоле (Иова сместили еще до приезда Дмитрия в Москву). Человека достаточно сговорчивого нашли в лице архиепископа рязанского Игнатия, грека с Кипра. Его поспешно возвели в сан патриарха. Монаха Филарета (Федора Никитича Романова) назначили тогда митрополитом рязанским.

Но Лжедмитрий недолго продержался  на престоле. Первые же его мероприятия разрушили надежды крестьянства на «доброго и  справедливого царя». Бояре, инициировавшие появление самозванца, больше не нуждались  в нем. Широкие слои русских феодалов были недовольны  привилегированным положением польских и литовских шляхтичей,  которые окружали  трон, получали огромные награды (деньги для этого изымались самозванцем даже из монастырской казны). Православная Церковь с беспокойством следила за попытками распространить в России  католичество. Лжедмитрий хотел выступить с войной против татар и турок. Служилые люди  с  неодобрением встретили начавшуюся подготовку к войне  с  Турцией,  которая  была  не нужна России.

Недовольны были  «царем Дмитрием» и в  Речи Посполитой.  Он  не решился, как обещал ранее, передать Польше и Литве западнорусские   города. Настойчивые просьбы Сигизмунда III ускорить вступление в войну с Турцией не имели результата.

К тому же Григорий установил  связи  с оппозицией  Сигизмунду  111  (Сигизмунд всё настойчивее  напоминал ему об обещании отдать часть русских земель Речи Посполитой, и  свержение  Сигизмунда было для самозванца как нельзя более выгодным).

В результате возник новый заговор, в котором участвовали лица, пользующиеся полным доверием Лжедмитрия: Василий Голицын, Мария Нагая, Михаил Татищев и другие думные люди. Заговорщики установили контакт с Сигизмундом 111. Через надёжных людей они распускали убийственную для самозванца молву, организовали на него целую серию покушений. Отрепьев почувствовал, что его положение, бывшее и без того шатким, колеблется прямо-таки с угрожающей амплитудой. Он был вынужден вновь искать поддержки в Польше, и вспомнил о своём бывшем «главнокомандующем» Юрии Мнишеке и своей невесте Марине. Кроме того, существует версия, что  Григорий действительно любил Марину и у них существовала по этому   поводу договорённость.

2 мая 1606 года царская невеста  со свитой прибыла в  Москву. С  ней прибыли польские войска под командованием Юрия  Мнишека. 8 мая  была сыграна свадьба. Католичка была увенчана царской короной  православного   государства. Вдобавок к этому насилия и грабежи разгулявшихся шляхтичей, съехавшихся  на  свадьбу, волновали население. Москва забурлила.

В ночь с 16-го на 17-е мая, заговорщики ударили в набат и объявили сбежавшемуся народу, что ляхи бьют царя. Направив толпы на поляков, сами заговорщики прорвались в Кремль.

Народ, собравшийся  на Красной площади, требовал царя. Басманов попытался спасти положение и образумить народ, но был зарезан Михаилом Татищевым. Убийство Басманова послужило сигналом к штурму дворца.

Отрепьев попытался  бежать, но при попытке спрыгнуть со второго этажа сломал обе ноги. Там, под окном Каменных палат, он был настигнут и убит.

С 18 по 25 мая в Москве стояли холода. Эти причуды природы приписали самозванцу. Его тело  сожгли и, смешав пепел с порохом, выстрелили из пушки в ту сторону, откуда самозванец пришел а Москву. Так, бесславно закончилось правление Лжедмитрия I – первого русского самозванца, который был и единственным, кому удалось достичь престола.


Информация о работе Лжедмитрий I - беглый монах Григорий Отрепьев