Любимый святой народа русского

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 20:25, творческая работа

Краткое описание

Нравственной болезнью, по моему мнению, можно назвать состояние, в котором находится наше общество. Утрата нравственных ориентиров напрямую угрожает безопасности государства. И сейчас главная цель для всех – национальное духовно-нравственное возрождение. Мы должны стать лучше в нравственном смысле, укреплять духовно-нравственную основу, быть ответственными перед страной, а не просто жить в ней, проявлять гражданскую солидарность, воспринимать нашу историю, как неразрывный процесс, опереться на богатство российской культуры.

Оглавление

Введение 4
Прославление великого князя Александра Невского 7
Житие и подвиги благоверного князя 10
Великий чудотворец 12
Духовный наставник великого князя 14
Храмы в честь святого князя Александра Ярославовича 16
Перенесение мощей святого благоверного князя Александра Невского 18
Заключение 20
Послесловие 22

Файлы: 1 файл

Конкурсная работа.doc

— 1.61 Мб (Скачать)

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная  школа № 5

 

 

 

Исследовательский проект:

«Любимый святой народа русского»

 

 

 

Выполнила:

Ученица 10А класса МАОУ СОШ №5

Бочкарева Светлана

 

Руководители проекта:

Сметанина Любовь Ивановна

Сметанин Игорь  Иванович

 

 

 

 

Карпинск

2013 год

 

Содержание:

 

 

Введение

В



условиях современного общественного кризиса России, который определяется, прежде всего, кризисом духовных и нравственных ценностей и поэтому сопровождается такими разрушительными явлениями, как рост детской беспризорности, детской и подростковой преступности, наркомании, сектантства, особое значение имеет возвращение к традиционной для нашего Отечества системе нравственных ценностей. Сегодня настало время изменить в себе отношение к русской культуре, свое отношение ко всему происходящему в обществе. Президент Российской Федерации В.В.Путин предложил приоритетные направления в воспитании этих ценностей:

«От того, как мы воспитываем молодежь, зависит, сможет ли Россия сберечь и приумножить себя саму. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но, в то же время, сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке.

Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент — это патриотизм. Как бы долго мы ни обсуждали, что может быть фундаментом и прочным моральным основанием для нашей страны — ничего другого все равно не придумаем.

Строить будущее страны надо на прочном фундаменте, коим является патриотизм:  это уважение к своей истории и традициям, к духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и ее будущее.

Нравственной болезнью, по моему мнению, можно назвать состояние, в котором находится наше общество. Утрата нравственных ориентиров напрямую угрожает безопасности государства. И сейчас главная цель для всех – национальное духовно-нравственное возрождение. Мы должны стать лучше в нравственном смысле, укреплять духовно-нравственную основу, быть ответственными перед страной, а не просто жить в ней, проявлять гражданскую солидарность, воспринимать нашу историю, как неразрывный процесс, опереться на богатство российской культуры.

Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп – милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи, – дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились…»

Начинать нужно с изучения прошлого, со знания истории нашей страны, нашего народа. Только хорошо зная историю можно определить свое отношение к своей Родине, любить её.

Герой русской истории, Александр Невский, привлёк меня своим сильным характером, своим развитым стремлением к самопожертвованию для высшей цели, которую он поставил во главе своего существования: сохранить русский народ от уничтожения, жить во благо его.

Александр Невский – это человек, который является ключевой фигурой в истории Руси. Героический символ этого князя блещет из прошлого, освещая нам дорогу в будущее, являясь примером идеала русского духа.

Что он сделал для страны?

Почему он причислен к лику святых?

Почему так почитаем  православными людьми?

Как его имя связано с нашим городом?

Какие уроки может дать он сегодня нашему поколению?

Именно на эти вопросы я попыталась дать ответ в своей работе.

Цель нашей работы – сформировать уважение к историческому прошлому России, по средствам изучения личности Александра Невского.

Гипотеза исследования: может ли личность Александра Невского стать «духовным срепом» российского народа, примирить и объединить его.

 

 

Не в силе Бог, а в правде.

 

Господь, меня готовя к бою,

Вложил мне  в сердце много сил,

Но непреклонным и суровым

Господь меня не сотворил...

 

Эти слова можно  приложить к одному из самых светлых  людей русского прошлого – святому благоверному князю Александру Ярославичу Невскому.

Посылая людям  тяжкие испытания, Господь даёт им силы для перенесения этих испытаний  и посылает им таких утешителей, с которыми легче переносится  всякое трудное горе, всякая, казалось бы, невыносимая страда. Господь послал России утешителя в лице Александра Невского.

 

Прославление великого князя Александра Невского

Ц



ерковное прославление (канонизация) – это зримое прославление и установление почитания уже прославленных Богом угодников, внесение в церковные святцы тех, кто своей жизнью внесён Богом в святцы небесные. В каждом прославлении есть глубочайшая поучительность, потому что святой оставляет живущим свои благодатные заветы.

В 1547 году Александр  Невский был официально канонизирован как благоверный князь. К этому лику святых причисляются православные правители, сумевшие в своём государственном служении и в различных политических разногласиях остаться верными Христу. Благоверный князь- это правитель, руководствовавшийся в своей жизни прежде всего высшими христианскими добродетелями, в том числе милосердием и человеколюбием. Завет святого Александра говорит, что защита родины и труд для неё есть исполнение Божьей воли, что только самоотвержение и жертвенный подвиг отдачи себя своему служению могут принести подлинные плоды.

Почему Александр Невский  был причислен к лику святых?

Благоверный князь велик не только тем, что разгромил шведов на Неве и тевтонов на Чудском озере. 22-летний князь Александр имел выдающийся политический талант и сумел сдержать орды монголов - спас Новгород и Псков, а фактически и всю русскую цивилизацию.

Ему приписывают  изречение «Не в силе Бог, а  в правде». По крайней мере, слова  эти можно считать девизом  его жизни. Когда силы были, он обрушивался  на врага всей своей мощью. Когда их не было, он проявлял терпение, выдержку, смирял гордыню и ехал к врагу на поклон, чтобы тот не уничтожил Русь, притом что у него не было никаких гарантий собственной безопасности, говоря современным языком. За подвиг терпения и выдержки он и был причислен к лику святых.

К сожалению, до сих пор  не установлена точная дата рождения Александра, потому что далеко не все  летописцы сочли достойным внимания такой незначительный факт, как появление на свет второго сына князя Ярослава Всеволодовича. По обычаю того времени младенец был наречён в честь святого, его «небесным покровителем» стал святой мученик Александр.

О детских годах Александра мы не знаем практически ничего, но есть научные доказательства того, что над ним, как и над отцом  был совершен древний княжеский обряд  - «постриг». Маленького княжича впервые сажали на боевого коня и в знак первого шага на пути возмужания ребёнку отрезали прядь волос, что и дало название всему обряду.

Давно известно: всё познаётся  в сравнении. Подвиги Александра Невского обретают реальный масштаб в сравнении с деяниями не только его деда, Мстислава Удалого, но и его отца — переяславского князя Ярослава Всеволодовича. Существование такого сравнения обусловлено тем, что в ту эпоху высшим авторитетом были традиция, «старина». Люди постоянно оглядывались назад и сопоставляли свои достижения с трудами своих предков.

Отец Александра часто думал о своих сыновьях. В них видел князь продолжение себя: «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева. Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые».

Ярослав и вправду  «наполнил колчан свой»: семь сыновей-наследников  должны были получить согласно его завещанию самостоятельные уделы в Северо-Восточной Руси. Но более всего думал он о своём старшем сыне, Александре.

Просматривая биографию  Александра Невского и Ярослава Всеволодовича, я поняла, как они были удивительно схожи друг с другом. Александр не был первопроходцем; он шёл буквально «след в след» за отцом, однако его победы выглядят несравненно ярче не только из-за перемены исторического фона — они словно вспышки во мраке всеобщего отчаяния! - но и благодаря его молодости, блеску личного мужества, какой-то особой дерзости.

По свидетельству древнегреческого историка Плутарха, Александр Македонский, подбадривая одного молодого воина, которого тоже звали Александром, сказал ему: «Твоё имя обязывает тебя быть мужественным». Первый из русских князей, носивший имя Александр, уже в юности в полной мере оправдал своё громкое имя.

 

Житие и подвиги благоверного князя

 

Ж



итиям святых всегда присуща великая умиротворённость, от них веет тишиной пустыни или келий, постоянным богообщением. Иное житие святого Александра. В нём постоянный и утомляющий шум сражений, зарево пожаров, набат вечевого колокола, усобицы, вторжение врагов через все рубежи. В его жизни нет покоя. Он то на коне, то в палатах, он отражает врагов, умилостивляет ханов, строит церкви и города. Его жизнеописание столько же житие, сколько и страница русской истории.

Среди многих путей  выбрал благоверный князь и путь внешнего охранения веры, правды, защиты всех русских христиан и их святынь. Перед ним всегда стояло его служение: польза вверенной ему земли, и никакая честь или слава не затмевали его ясного и честного взгляда и смирения перед силой жизни с её подчас непреодолимыми препятствиями. Его любовь к народу можно назвать действенной.

Подлинное служение всегда связано с подвигом самоотречения. В жизни Александра нет личного  честолюбия. Он не совершил ни одного похода для славы и не начал ни одной  битвы для личной выгоды. С одинаковой твёрдостью он шёл на войну, покрывавшую его славой, и на унижение в ханской ставке. Его жизнь – это непрестанная молитва делами, его путь, орошённый кровью и омрачённый смутами, стал жизнью подвижника.

Наряду с его мужественностью и решительностью, умением карать врагов проявляется в Александре ещё одна, чисто русская черта – милосердие и жалостливость. Рассказывая, как он отпустил пленных, летопись говорит, как бы даже упрекая князя за излишнее милосердие: «Бе бо милостив паче меры».

В условиях страшных испытаний, обрушившихся на русские земли, Александр  Невский сумел найти силы для  противостояния западным завоевателям, снискав славу великого русского полководца, а также заложил основы взаимоотношений с Золотой Ордой. В условиях разорения Руси монголо-татарами он умелой политикой ослабил тяготы ига, спас Русь от полного уничтожения.

Последний раз из Орды Александр  возвращался больным. Крепкое его  здоровье было надорвано постоянными  тревогами и трудами. С трудом, еле перемогаясь, продолжал он свой путь. Доехал он до Городца. Здесь окончательно слег. Когда почувствовал он приближение смерти, принял схиму. Ночью 14 ноября 1263 года его не стало. Святое тело его понесли к Владимиру, девять дней длился путь, и тело оставалось нетленным. 23 ноября, при погребении его в Рождественском монастыре во Владимире, было явлено Богом "чудо дивно и памяти достойно". Когда положено было тело святого Александра в раку, эконом Севастиан и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита. «И объял их ужас, и едва отступили от гробницы его. Кто не удивится тому, если был он мертв и тело было привезено издалека в зимнее время». Так прославил Бог своего угодника - святого воина-князя Александра Невского. Общецерковное прославление святого Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. Канон святому составлен тогда же владимирским иноком Михаилом.

 

Великий чудотворец

С



вятой Александр Невский, при жизни своей проявлявший горячую любовь к людям, и по смерти явился не только небесным заступником своего отечества в трудных обстоятельствах, но и не оставлял своей небесной помощью тех, кто с верою и теплой молитвою прибегал к нему, «невидимо Христовы люди посещая и исцеления подавая богатно», и воистину «великий чудотворец явился Российския земли».

Прежде других сделалось известным исцеление  двух слепых женщин, получивших прозрение после того, как они, с верой и сокрушенным сердцем раскаявшись в грехах, просили святого князя перед Богом.

Некто по имени  Леонтий, расслабленный руками и  ногами, был окроплен святою водою  от нетленных мощей святого князя и при молитве священника о нём получил исцеление.

Из Пскова, где  особенно жива была память о подвигах святого, привезен был во Владимир к мощам угодника боярский сын Симеон Забелин и по молитве получил исцеление.

Слепец из города Владимира Давид Иосифов однажды  в день воскресный, во время чтения Евангелия, вдруг увидел свет и, взволнованный до глубины души блеснувшей надеждой на исцеление, с теплой верой прибег к небесной помощи. Окропленный святой водой близ реки святого князя, он совершенно прозрел.

Информация о работе Любимый святой народа русского