Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2011 в 20:03, контрольная работа
Цель данной работы показать личность Петра Великого как со стороны правителя, обычного человека, так и со стороны реформатора.
Для выполнения цели работы были поставлены следующие задачи:
1. раскрыть личность Петра Великого;
2. рассмотреть преобразование и реформа Петра Великого.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….…………3
Глава I Личность Петра Великого……………………...…………………….4
Глава II Преобразование и реформы Петра Великого………..……………11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Однако и эта реформа не дала желаемого эффекта, Северная война затянулась, и разместить в губерниях приписанные к ним полки не удалось. Денег по-прежнему не хватало, что создало благодатную почву для различных махинаций.
Эти две реформы вызвали полное расстройство государственного управления. В результате губернской реформы была уничтожена система приказов, в начале XVIII в. Россия фактически осталась без столицы, так как Москва перестала ею быть, а Санкт-Петербург еще не стал.
Вся власть оказалась по-прежнему сосредоточенной в руках "команды", которая называлась то "ближней канцелярией", то "консилией министров".
Поворотным
моментом стал Указ от 2 марта 1711 г.,
провозгласивший создание нового
органа государственной власти - Сената.
Формальной причиной послужил отъезд
Петра на войну с Турцией.
Реформа в области культуры и быта.
В 1687 г. была открыта Славяно-греко-латинская академия - первое высшее учебное заведение в России. И все же деятельность Петра была революционной.
Важнейшим этапом в проведении реформ стало посещение Петром в составе Великого посольства ряда европейских стран. По возвращении Петр направляет много молодых дворян в Европу для изучения различных специальностей, главным образом для овладения морскими науками. Царь заботился и о развитии образования в России. В 1701 г. в Москве, в Сухаревой башне открывается Школа математических и навигацких наук. В 1711 г. в Москве появляется инженерная школа.
Петр стремился к тому, чтобы как можно скорее преодолеть возникшую еще со времен татаро-монгольского ига разобщенность России и Европы. Одним из ее проявлений было разное летосчисление, и в 1700 г. Петр переводит Россию на новый календарь - 7208 год становится 1700-м, а празднование Нового года переносится с 1 сентября на 1 января.
В 1703 г. в Москве выходит первый номер газеты "Ведомости" - первой русской газеты.
Однако нельзя забывать о том, что все
эти преобразования исходили исключительно
сверху, а потому были достаточно
болезненны как для высших, так
и для низших слоев общества. Насильственный
характер некоторых из этих преобразований
внушал отвращение к ним и вел к резкому
неприятию остальных, пусть даже самых
прогрессивных, начинаний. Петр стремился
сделать Россию европейской страной во
всех смыслах этого слова и придавал
большое значение даже самым мелким деталям
процесса.
Церковная реформа.
Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа Петра. Во второй половине XVII в. позиции Русской православной церкви были весьма прочными, она сохраняла административную, финансовую и судебную автономию по отношению к царской власти.
Церковная политика Петра, как и его политика в других сферах государственной жизни, была направлена, прежде всего, на как можно более эффективное использование церкви для нужд государства, а если конкретнее - на выжимание из церкви денег на государственные программы, прежде всего на строительство флота.
После путешествия Петра в составе Великого посольства его занимает еще и проблема полного подчинения церкви своей власти.
Поворот к новой политике произошел после смерти патриарха Адриана. Петр распоряжается провести ревизию для переписи имущества Патриаршего дома. Воспользовавшись информацией о выявленных злоупотреблениях, Петр отменяет выборы нового патриарха, поручая в то же самое время митрополиту Рязанскому Стефану Яворскому пост "местоблюстителя патриаршего престола". В 1701 г. образуется Монастырский приказ - светское учреждение - для управления делами церкви. Церковь начинает терять свою независимость от государства, право распоряжаться своей собственностью.
В 1701 г. царский указ ограничивает число монахов: за разрешением на постриг теперь нужно было обращаться в Монастырский приказ. Сложившиеся отношения между церковью и властью требовали нового юридического оформления. В 1721 г. видный деятель Петровской эпохи Феофан Прокопович составляет Духовный регламент, который предусматривал уничтожение института патриаршества и образование нового органа - Духовной коллегии, которая вскоре была переименована в "Святейший правительственный Синод", официально уравненный в правах с Сенатом. Создание Синода явилось началом абсолютистского периода русской истории, так как теперь вся власть, в том числе и церковная, была сосредоточена в руках Петра. Принятие Духовного регламента фактически превратило русских священнослужителей в государственных чиновников, тем более что для надзора за Синодом было поставлено светское лицо - обер-прокурор.
Реформа церкви осуществлялась параллельно с податной реформой, проводились учет и классификация священников, а низшие их слои были переведены в подушный оклад. В результате церковной реформы церковь потеряла огромную часть своего влияния и превратилась в часть государственного аппарата, строго контролируемую и управляемую светской властью.
Для установления жесткого контроля над управлением Петр в 1711 г. создает систему фискалов, которые подчинялись обер-фискалу. В обязанности им вменялось доносить Сенату и царю обо всех злоупотреблениях и неблаговидных поступках должностных лиц. Однако на этом Петр не остановился - в 1722 г. вводится должность генерал-прокурора для руководства фискалами. Главная его роль заключалась в надзоре за Сенатом, теперь только он мог предлагать Сенату вопросы для обсуждения. Таким образом, роль Сената как органа государственной власти была резко снижена.
Многие историки считают административные преобразования наиболее слабым местом Петровских реформ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
деятельности Петра невозможно выделить
однозначно положительные или отрицательные
стороны, ибо то, что одни считают величайшим
благом, другие считают непоправимым злом.
Вряд - ли в настоящее время можно говорить
о категорическом преобладании какого
- либо взгляда. В спорах о петровских
деяниях на первый план выходит глубина
исторического анализа, объективность
ученого - историка.
Положительными сторонами правления Петра Великого являются:
Но так же существуют и отрицательные стороны:
На
данный момент нет единого мнения о правления
Петра Первого, значимости его реформ.
Это и является свидетельством о его
величия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
пособие. Под ред А.А. Радугина - М., 1997.