Личная жизнь Николая II

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 22:17, реферат

Краткое описание

Цели
Узнать историю семьи
Понять отношения внутри семьи
Узнать место захоронения
Охарактеризовать семью

Задачи
Изучить имеющуюся литературу
Ознакомиться с дневниковыми записями
Рассмотреть фотографии семьи

Оглавление

Введение. ______________________________________ 3 стр.
Детство и юность Николая. ________________________ 4 стр.
Биография. _____________________________________ 5 стр.
Рождение семьи._________________________________ 6 стр.
Николай II как отец и воспитатель.__________________ 7 стр.
Цесаревич Алексей – Солнечный лучик._____________ 9 стр.
Распутин и его влияние на семью. __________________ 13 стр.
8. После отречения.________________________________ 15 стр.
Расстрел бывшего императора.____________________ 17 стр.
Заключение.____________________________________ 19 стр.
Список литературы._______________________________20 стр.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.doc

— 272.00 Кб (Скачать)

             МОУ «средняя общеобразовательная школа №8 г. Волхова»                                              

 

 

                                        Реферат по истории

                      Личная жизнь Николая II

 

 

             

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             Выполнила                 учащаяся 9б класса Богданова Анастасия

                             Руководитель                    учитель Романов А. Ю.

 

                                                             Г.Волхов 2010 год

 

План

  1. Введение. ______________________________________  3 стр.
  2. Детство и юность Николая. ________________________   4 стр.                                                 
  3. Биография. _____________________________________   5 стр.
  4. Рождение семьи._________________________________ 6 стр.
  5. Николай II как отец и воспитатель.__________________    7 стр.
  6. Цесаревич  Алексей – Солнечный лучик._____________      9 стр.
  7. Распутин и его влияние на семью. __________________ 13 стр.

8.   После отречения.________________________________ 15 стр.

  1. Расстрел бывшего императора.____________________    17 стр.
  2. Заключение.____________________________________ 19 стр.
  3. Список литературы._______________________________20 стр.
  4. Приложения____________________________________21 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             Введение

 «Я имею неколебимое,  абсолютное убеждение, что судьба  России – как и судьбы меня  самого и моей семьи – в  руках господа, который поставил  меня на мое место. Что бы ни произошло со мной, я должен поклониться перед его волей с сознанием, никогда не допускавшем никакой другой мысли, кроме как о служении моей стране, которую он мне вручил» Николай II

Я выбрала тему «Личная жизнь  Николая II », потому что это последний царь Российской империи, и мне интересна его жизнь и личность. Историки признают, что Николай II был «добрым человеком». Его личное обаяние, приветливость, любовь к семье, глубокая набожность и горячее патриотическое чувство – исторический факт, опровергнуть который не возможно. Но эти ученые утверждают, будто личные качества государского деятеля не в счет, главное, по их мнению, заключается в том, что Николай II был плохим царем. С точки зрения истории великие руководители русского народа – Иван Грозный, Петр I, Ленин и Сталин – были людьми, которые с помощью насилия и террора выдвинули отсталую нацию в число передовых. Наверное, и поныне русские испытывают благоговейный трепет перед жестоким вождем, который кнутом подгоняет их вперед, Петра I, пытавшего своих врагов на дыбе, собственноручно рубившего стрельцам головы на Красной площади и предавшего мучительной смерти родного сына, называют Великим. А Николай, самый кроткий из всех русских монархов, заслужил прозвище «кровавого». Такова была история судьбы, тем более, что император знал, как его называют. Если бы Николаю II не внушали с детства, что конституция – это исчадие ада, он стал бы идеальным конституционным монархом. По своему умственному развитию он ни в чем не уступал ни тогдашним, ни нынешним европейским правителям. В Англии, где от монарха требуется одно – быть добрым, Николай II стал бы идеальным королем. Попав в ситуацию, из которой он не мог вырваться, Николай II расплатился за свои ошибки, и погиб мучительной смертью вместе с женой и пятью детьми. Однако народ всё же помнит их заслуги, которые искупили все остальное.

Цели 

  • Узнать историю семьи
  • Понять отношения внутри семьи
  • Узнать место захоронения
  • Охарактеризовать семью

 

Задачи

  • Изучить имеющуюся литературу
  • Ознакомиться с дневниковыми записями
  • Рассмотреть  фотографии семьи

 

 

 

 

                                          Детство и юность Николая                                                 

Николай родился 18 мая 1868 года, следующим  брат Георгий (1871г.), Ксения (1875г.), Михаил (1878г.) и Ольга (1882г.).Был старшим сыном императора Александра III и императрицы Марии Фёдоровны. Получил домашнее образование в рамках большого гимназического курса; в 1885—1890 годах — по специально написанной программе, соединявшей курс государственного и экономического отделений юридического факультета университета с курсом Академии Генерального штаба. Учебные занятия велись в течение 13 лет: первые восемь лет были посвящены предметам расширенного гимназического курса, где особое внимание уделялось изучению политической истории, русской литературы, английского, немецкого и французского языков (английским Николай Александрович владел как родным); последующие пять лет посвящались изучению военного дела, юридических и экономических наук, необходимых для государственного деятеля. Лекции читались учёными с мировым именем: Н.Н. Бекетовым, Н.Н. Обручевым, Ц.А. Кюи, М.И. Драгомировым, Н.Х. Бунге, К.П. Победоносцевым и другими. Протопресвитер Иоанн Янышев учил цесаревича каноническому праву в связи с историей церкви, главнейшим отделам богословия и истории религии.

Первые два года Николай служил младшим офицером в рядах Преображенского полка. Два летних сезона он проходил службу в рядах кавалерийского гусарского полка эскадронным командиром, а затем лагерный сбор в рядах артиллерии. 6 августа 1892 года был произведён в полковники. В то же время отец вводит его в курс дел по управлению страной, приглашая участвовать в заседаниях Государственного Совета и Кабинета министров. По предложению министра путей сообщения С.Ю. Витте, Николай в 1892 году для приобретения опыта в государственных делах был назначен председателем комитета по постройке Транссибирской железной дороги. К 23 годам своей жизни Наследник был человеком, получившим обширные сведения в разных областях знания.

В программу образования входили  путешествия по различным губерниям России, которые он совершал вместе с отцом. В довершение образования отец выделил в его распоряжение крейсер для путешествия на Дальний Восток. За девять месяцев он со свитой посетил Австро-Венгрию, Грецию, Египет, Индию, Китай, Японию, а позднее — сухим путем через всю Сибирь возвратился в столицу России. В Японии на Николая было совершено покушение . Рубашка с пятнами крови хранится в Эрмитаже.

 

 

 

 

 

 

 

 Биография 

Николай Александрович - русский царь, российский император, мученик, сын царя Александра III.  Годы жизни с 18 мая 1868, Царское Село — 17 июля 1918(50 лет), Екатеринбург. Мать Мария Фёдоровна. супруга Алиса Гессенская (Александра Фёдоровна). дети Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и Алексей.

Алекса́ндра Фео́доровна – императрица, Годы жизни с 6 июня 1872 Дармштадт, Германия -17 июля 1918 (46 лет) Екатеринбург. Отец  Людвиг IV мать Алиса Мод Мари Ганноверская супруг Николай II дети Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и Алексей.

Ольга Николаевна - 3 ноября 1895, Петергоф,— 17 июля 1918, Екатеринбург) — великая княжна, Ее Императорское Высочество, старшая дочь (первенец) императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны. Была расстреляна вместе с императорской семьёй в Ипатьевском  доме, в Екатеринбурге 16/17 июля 1918 года.

Татьяна Николаевна – великая княжна 29 мая 1897, Петергоф, Санкт-Петербургская губерния, Российская империя — 17 июля 1918, Екатеринбург, Пермская губерния, РСФСР) — Великая Княжна (Ее Императорское Высочество), вторая дочь Императора Николая II и Императрицы Александры Фёдоровны.

Мари́я Никола́евна -  великая княжна 14 июня 1899 Петергоф, Санкт-Петербургская губерния, Российская империя — 17 июля 1918, Екатеринбург, Пермская губерния, РСФСР) — третья дочь императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны. . Была расстреляна вместе с императорской семьёй в Ипатьевском  доме, в Екатеринбурге 16/17 июля 1918 года. После её смерти появились многочисленные самозванки.

Анастасия Николаевна –великая княжна 5 июня 1901 Петергоф — в ночь с 16 на 17 июля 1918, Екатеринбург). Четвёртая дочь императора Николая II и Александры Фёдоровны. Расстреляна вместе с семьёй в доме Ипатьева. После смерти около 30 самозванок.

Алексей Николаевич Романов - Его Императорское Высочество Государь Наследник Цесаревич и Великий Князь Алексей Николаевич (Романов) 12 августа 1904, Петергоф — 17 июля 1918, Екатеринбург — Его Императорское Высочество Государь Наследник Цесаревич и Великий Князь, пятый ребёнок и единственный сын Николая II и Александры Фёдоровны. Канонизирован как страстотерпец (Мученик Царевич Алексий).

 

 

 

 

 

 

                                                  Рождение семьи

Наследник имел симпатии к принцессе Аликс Гессен- Дармштадской. «Я мечтаю когда-нибудь жениться на Аликс, я люблю ее давно, но особенно и сильно с 1889г., когда она провела 6 недель в Санкт-Петербурге. Все это долгое время я не верил своему чувству, не верил, что моя заветная мечта может сбыться». Когда Николай II сделал эту запись в своем дневнике в 1892г., Он был расстроен отнюдь не блестящими перспективами своего чувства к принцессе Аликс. Высшее общество не одобряло пылкости Николая к этой золотовласой немецкой девушке. Впервые Аликс приехала в С-Петербург в возрасте 12 лет. На свадьбу своей сестры Эллы с великим князем Сергеем, младшим братом Александра III. Здесь она познакомилась с Николаем. 16-летний цесаревич украдкой посматривал на Аликс, встретились второй раз через 5 лет в 1889 году, когда она гостила у Эллы в С-Петербурге. Когда Аликс готовилась к отъезду, Николай уговорил своих родителей устроить в ее честь специальный чай с танцами. Аликс была влюблена в цесаревича, но она даже не хотела думать, что выйдет когда-нибудь замуж за Николая II, из-за того, что не хотела менять протестантство на православие. Николай, очень долго просил у отца дать разрешение сделать предложение Аликс. Теплым апрельским вечером, сопровождаемый тремя дядями, великими князьями Сергеем, Владимиром и Павлом, Николай поездом отбыл из С-Петербурга. После полутора суток пути он прибыл на вокзал в кобуре в полной парадной форме, и Аликс встречала его на вокзале. На следующее утро Николай, не выдержав долгого ожидания, поехал прямо к Аликс и сделал ей предложение. В дневнике и в письме к матери он описал как это произошло. « Что сегодня за день! – писал он в дневнике. После кофе, в 10 часов, я пошел с тетей Эллион и Аликс. Она замечательно похорошела, но выглядела чрезвычайно грустно. Нас оставили вдвоем, и тогда между нами начался тот разговор, которого я давно и сильно желал и, вместе, очень боялся. Говорили до 12-ти часов, но безуспешно, она все противится перемене религии. Она, бедная, много плакала. Расстались более спокойно». Николай получил неожиданную поддержку в своем сватовстве. На следующий день после свадьбы брата Аликс дала согласие Николаю II. Матери Николай писал: «Мы остались одни, и ее первыми словами было то , что она согласна… я заплакал, как ребенок, и она тоже, но затем ее выражение изменилось: ее лицо засветилось спокойным удовлетворением. Весь мир изменился для меня: природа, человечество и все прочее, все показалось мне добрым и милым… Она полностью изменилась, стала веселой и занимательной, разговорчивой и нежной». Следующая их встреча была в Англии летом. Почувствовав, что приближается смерть Александра III, Николай попросил Аликс приехать в Ливандию. Невеста в тот час примчалась. Бракосочетание состоялось 26 ноября, через неделю после похорон Александра III. Перед брачной ночью Александра записала в дневнике мужа: «Наконец-то мы соединены, связаны узами на всю жизнь, и когда эта жизнь кончиться, мы снова встретимся в мире ином и останемся навсегда вместе. Твоя, твой». На следующее утро она написала, «Никогда не думала, что на свете бывает такое счастье, такое чувство единения двух земных существ. Я люблю тебя, в этих трех словах вся моя жизнь».

 

 

 

 

 

                                            Николай II как отец и воспитатель.

По воспоминаниям  П. Жильяра  «бывшего наставника наследника Цесаревича Алексея Николаевича» Можно судить , что Николай второй как воспитатель был очень посредственен. В основном воспитанием детей занималась мать. До рождения наследника она была очень близка с дочерьми, однако позже как не старалась, не могла себе такого уже позволить. Всё - таки в этой семье в отличие от других императорских семей. Детям уделялось много внимания, они были хорошо воспитаны, образованы, вежливы, а также были очень верующими. Больше всего Николай любил заниматься с сыном , они ходили в походы в горы, ездили в ставку. После того как заканчивалась официальная часть, награждения солдат, Николай любил поговорить с простыми солдатами, и Алексей старался не отставать от отца и очень часто беседовал с простыми военнослужащими. «чтобы не происходило в душе Государя, он никогда не менялся в своих отношениях к окружающим его лицам. Мне приходилось близко его видеть в минуту страшной тревоги за жизнь единственного сына, в котором сосредотачивалась вся его нежность, и кроме некоторой молчаливости , и ещё большей сдержанности . в нём не в чём не сказывались пережитые им страдания». По воспоминаниям С. Сазонова. Франценсбадъ,23 августа 1921г.Один раз по воспоминаниям Жильяра произошёл такой случай: « давая Ольги Николаевне книгу на французском я зыке для домашнего чтения я отмечал главы которые следует читать , и один раз из-за собственной невнимательности я пропустил главу. каков же был мой ужас когда я увидел слово создавшее славу героя, командовавшего армией! Чтоб избежать щекотливого объяснения я вычеркнул злосчастное слово. Ольга Николаевна воскликнула: -“Каково! Вы вычеркнули слово смысл которого я вчера спрашивала у папа!”                                                                                                 - “как вы…” .Чуть позже встретив государя я стал оправдываться на что он ответил-“ бросьте, не смущайтесь, я отлично понял всё, что , произошло, и сказал моей дочери , что это страница славы французской армии” этот случай доказывает что дети  могли обратиться к отцу со своими вопросами, и что он по мере сил пытался участвовать в их образовании. Отношения детей с государем были прелестны. Он был для них одновременно Царём, отцом и товарищем. Он был для них тем , перед кем преклонялись министры, высшие церковные иерархи , великие князья и сама их мать, то отцом, сердце которого сердце которого с такой добротой раскрывалось навстречу их  заботам и огорчениям, то наконец тем ,кто вдали от нескромных глаз умел пи случае так весело присоединится к их молодым забавам.   Отец мальчика,  Император  Николай  II,  особенно  любил  находиться  с сыном. Это показывает, например, запись в дневнике Императора, сделанная  во время разлуки с цесаревичем: „Пусто показалось в доме без Алексея“ Когда Николай Александрович был назначен  главнокомандующим  армии,  он должен был достаточно часто ездить в Ставку, в город Могилев. И в первую  же поездку Император берет с собой Алексея. Вот что вспоминает об этом  Георгий Шавельский, протопресвитер  русской  армии  и  флота:  „В  Ставке  Наследник поместился во дворце с отцом. Спальня у них была общая — небольшая  комната, совершенно простая,  без  всяких  признаков  царской  обстановки…  Завтракал [Алексей] всегда за общим столом, сидя по левую руку Государя.  При хорошей погоде он  участвовал  в  прогулке  и  обязательно  сопровождал  Государя  в церковь на богослужение“ . Т.е. Николай Александрович старался проводить с сыном как можно больше времени. Во время ареста  Император сам взял  на  себя  преподавание  царевичу истории и географии , хотя была возможность пригласить  для этого учителя. Причём Николай Александрович  каждый  раз  отмечает  уроки  в своём дневнике например, 17.04.1917. „С 12 час.  до  завтрака  дал  Алексею урок географии“, 19.04. „От 12 час. до завтрака сидел с  Алексеем  на  уроке из  русской истории”,  20.04.  „…давал урок  географии Алексею“,   23.04. „…занимался с ним [Алексеем] русской историей“ и т.д. Всего за  апрель  1917 года 8 аналогичных заметок.                                                                                     На любовь отца мальчик отвечал взаимностью. „Летом у Наследника  было… развлеченье, которое обнаруживало… его нежную привязанность к  своему  отцу. Утром перед выходом Государя к утреннему чаю Алексей  Николаевич  становился с ружьем „на часах” у входа в палатку, отдавал по-военному честь  входившему Государю и оставался на часах, пока Государь пил чай. При выходе  последнего из палатки  Алексей  Николаевич  снова  отдавал  честь  и  уже  после  этого снимался с „часов“ . Царская семья отличалась атмосферой любви и взаимопонимания. Записи  в  дневнике  Николая  Александровича,  например,  свидетельствуют  о  том,  что                                          Император и Императрица, „Пап(“ и „Мам(“, очень любили  проводить  время  со                                          своими детьми (записи за 7.02.1917: „Вечер провели вместе“ ,  10.03.  „Вечер                                          провели  вместе“  ,  18.03.  „Вечер  провели  семейно“   ).   Так,   Николай                               Александрович почти каждый день гулял с ними,  причем  эти  прогулки  бывали                                                достаточно продолжительными  записи  за  2.01.1917:  „Обошел  весь  парк  с                                дочерьми“,  5.01.:  „…погулял  с  Татьяной  и  Марией“,  6.01.:  „Погулял  с                                              Татьяной и Марией“,  13.01.:  „Днём  сделал  хорошую  прогулку  с  Ольгой  и                                                Марией“, 16.01. „Гулял полтора часа с О[льгой], М[арией], и А[настасией]“ и                                                                          т.д.. Всего  за  январь 1917 года 18 аналогичных записей.                                                                                                       По вечерам родители  часто читали  детям вслух (1.01.17.:  „Вечером  читал вслух“, 3.01.: „Читал вслух“, 4.01.: „Вечером почитал вслух“,  6.01.:„Вечером читал вслух…“ и т.д., всего за  январь  1917  года  9  аналогичных записей). Иногда Император собирал  с  детьми  puzzle  30.01.1917.:  „После вечерних  бумаг делали  puzzle“ 31.01.  „Вечером  делали  puzzle“,  3.02.: Сидели и собирали вместе puzzle“. Кроме того   часто устраивались  семейные  спектакли.  Причем  в них участвовали не  только   дети,   но   и   сам   Император.   Подготовка   к представлениям,  репетиции   начинались   заранее.   Николай   Александрович переписывал все роли, а потом разучивал  их  с  участниками  (  23.11.1917.: „Переписывал из книги свою роль для  будущего нашего  представления франц. пьесы Les deux timides. К вечеру окончил эту работу  — пришлось  полторы тетради, сшитые из двух“ . ,28.11.: „После чая перечитали каждый свою  роль из Les deux timides ... “14.01.1918.: „ Перед обедом сыграли свою  пьесу  [Les deux timides ] по-настоящему. “ ,т.е. пьеса была сыграна только через  2 месяца после начала подготовки. Всего с  первого  января  по  первое  апреля 1918 года было сыграно 8 спектаклей, причем 2 из них дважды повторялись.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        

 

Цесаревич  Алексей – Солнечный лучик

Лето 1904 года царская семья проводила  в своей летней резиденции на нижней даче в Петергофе. На календаре было 30 июля (12 августа по новому стилю), погода, как и подобает петербургской  середине лета, выдалась солнечной и жаркой. Однако этот день обещал быть непохожим на другие уже с самого утра: придворные врачи отметили признаки скорых родов у императрицы Александры Федоровны. Будущий малыш не заставил себя ждать – во время завтрака у императрицы начались схватки, и она с трудом добралась до спальни. Там-то и произошло одно из величайших событий в истории XX века – родился престолонаследник. Весть о рождении мгновенно облетела все уголки света. В Петропавловской крепости Петербурга и военной гавани Петергофа прогремел салют, по всей стране зазвонили колокола, Петербург и Петергоф были празднично иллюминованы, на улицах начались гуляния, пели царский гимн и молились за царевича. В Петергоф посыпались поздравительные телеграммы.

                                                                                                                           "Его величеству” 
Слезы радости отвечают на ваше трогательное предложение. Словами не сумею выразить моих чувств. Храни Господь вас и дорогого маленького Алексея. Нежнейшим образом обнимаю вас и моего будущего крестника.

Ольга"

«Бесконечно счастлив представившейся  возможности принести Вашему Императорскому Величеству и Ее Императорскому Высочеству свои верноподданнические поздравления с величайшей радостью рождения Его  Императорского Высочества государя престолонаследника Цесаревича.

принц Чакрабон Сиамский»

«Сердце разрывается на части от радости, поздравляя Вас, мой Повелитель! Пусть благословит Аллах новорожденного.

                                                                                                                                                       Чингисхан»

Алексей родился в 1.15 после полудня. Вес 4660 г, рост 58 см, окружность головы – 38 см, груди 39 см. Сразу же после  рождения он получил целый ряд  титулов и званий: командир Финского гвардейского полк, 51-го Литовского пехотного полка, 12-го Восточно-Сибирского стрелкового полка. Кроме этого он был внесен в списки всех гвардейских полков и войсковых частей, состоящих под командованием царя, а также полков конногвардейцев, гвардии кирасир Ее величества царицы-матери, уланских гвардейских полков Ее Величества Царицы Александры Федоровны и 13-го Ереванского пехотного полка царя. Также Алексей стал атаманом всего казачьего войска. В честь знаменательного события было объявлено об амнистии и льготах. Все русские солдаты, сражавшиеся в далекой Маньчжурии, стали почетными крестными отцами мальчика. Командующему армией генералу Куропаткину Николай II направил телеграмму: «Сегодня Господь даровал Ее Величеству и мне сына Алексея. Спешу сообщить Вам об этой милости Божией России и Нам... Да сохранится у Него на всю жизнь особая духовная связь со всеми теми дорогими для Нас и для всей России от высших начальников до солдата и матроса, которые свою горячую любовь к Родине и Государю выразили самоотверженным подвигом, полным лишений, страданий и смертельных опасностей».Радость рождения спустя два месяца омрачила новость о том что у наследника Гемофилия(т.е. не свёртываемость крови).Эту болезнь передавалась в семье королевы виктории по наследству. Так как Алексей, как и все дети, любил  двигаться,  он  часто  падал  или  ударялся обо что-нибудь и это иногда приводило к осложнениям. Поэтому  в  то недолгое время, когда царевич  был  здоров,  родители  старались  как  можно меньше делать ему замечания. И Наследник никогда  не  был  подчинён  строгой дисциплине  и  часто  баловался.  Например,  Георгий  Шавельский   в   своих воспоминаниях пишет следующее: „Сидя  за  столом,  мальчик  часто  бросал  в генералов комками хлеба; взяв с блюдца, на палец сливочного  масла мазал им шею соседу, так было с великим князем  Георгием  Михайловичем.  Однажды,  за завтраком Наследник три раза мазал ему шею маслом… А однажды выкинул совсем из ряда вон выходящий номер. Шел обед с большим числом приглашённых,  —  был какой-то праздник… Наследник несколько раз вбегал в столовую  и  выбегал  из неё. Но вот он  ещё  раз  вбежал,  держа  позади  руки,  и  стал  за  стулом [великого  князя]  Сергея  Михайловича.   Последний   продолжал,   есть,   не подозревая о грозящей ему опасности. Вдруг Наследник поднял руки, в  которых оказалась половина арбуза без мякоти, и  этот  сосуд  быстро  нахлобучил  на голову великого князя.  По  лицу  последнего  потекла  оставшаяся  в  арбузе жидкость, а стенки её так плотно пристали к  голове,  что  великий  князь  с трудом освободился от непрошенной шапки“ .  Несмотря  на  этот, казалось бы, непростительный поступок,  Государь  не  сказал  Наследнику  ни слова.                                                    Так как любая случайность могла привести к новым приступам  болезни,  при царевиче всё время находились боцман Деревенко и его помощник Нагорный.  Они должны были следить за ним и ограждать его от всякой опасности. Но „то,  что выигрывалось [за счет этого] в смысле  безопасности,  ребёнок  проигрывал  в смысле действительной дисциплины… Было невозможно всё предусмотреть,  и  чем надзор становился строже, тем более он казался стеснительным и  унизительным ребёнку и рисковал развить  в  нём  искусство  его  избегать,  скрытность  и лукавство“ — таким было мнение Жильяра, наставника  цесаревича. Он рассказал о своих мыслях Императору  и  Императрице.  Они  разделили  его мнение, и с тех пор безопасность мальчика всецело зависела от  него  самого. Конечно, это способствовало развитию у  Алексея  самостоятельности,  воли  и умения владеть собой .  После   каждого   приступа   болезни,   Алексей    Николаевич    медленно выздоравливал, ещё долгое время был очень слаб, и ему часто  была  запрещена всякая напряжённая работа, в том  числе  и  учёба.  Во  время  таких  долгих передышек мальчик  отвыкал  от  занятий.  Поэтому  он  не  имел  привычки  к последовательной сосредоточенной работе. „Алексей не  без  способностей,  но привычку к усидчивой работе ему не  привили.  У  него  наблюдается  какая-то порывистость, нервность в занятиях“, — так говорила о  царевиче Клавдия Михайловна Битнер, учительница, обучавшая Алексея  во  время  ареста царской семьи в Тобольске. Во время каждого приступа болезни царевич Алексей страдал  от  сильнейших болей. И страдания заставляли его быть необычайно  отзывчивым  к  страданиям других. Со всей ясностью это  подтверждает  следующий  случай,  описанный  в воспоминаниях  Георгия  Шавельского.  В  алтаре  церкви,   которую   посещал Наследник, прислуживал один скромный и воспитанный мальчик. Он  приглянулся цесаревичу, и Алексей захотел узнать, кто  он  такой.  Шавельский  рассказал Наследнику, что у этого мальчика  больная  мать.  Потом  Алексею  предложили назначить час  для  встречи  с  мальчиком,  Наследник  нерешительно  сказал: „Хорошо“, а „потом, помолчав минутку, прибавил — „а, может быть,  ему нужно быть около больной матери?” Он, конечно, теперь  мысленно  представлял  себе несчастную больную мать и горе её сына. „У него была большая живость ума и суждение  и много вдумчивости. Он поражал иногда вопросами выше своего возраста, которые  свидетельствовали  о деликатной и чуткой душе . Так вспоминает  об  Алексее Николаевиче его наставник Пьер Жильяр. Кроме того Алексей Николаевич обладал  чувством  юмора  и  мог  в  нужных случаях быстро найти подходящую шутку для ответа собеседнику. „— Это что  такое?  —  спрашивает  его  Государь,  указывая  пальцами  на пролитый им на стол суп из ложки. — Суп, ваше  императорское  величество!  —совершенно серьезно отвечает он. — Не суп, а свинство! — замечает Государь. Генерал Риккель всегда сидел, против Наследника по другую сторону стола и между ними постоянно происходила пикировка.  Риккель  начинал  гладить  свой большой  живот,  показывая  глазами  Наследнику:   у   тебя,   мол,   такого «благоутробия» нет. Наследник  тоже  начинал  разглаживать  свой  животишко. «Non, non, non», улыбаясь, отвечает  Риккель.  Алексей  Николаевич  начинает крутить пальцами около носа, где должны бы быть  усы.  «Non,  non,  non!»  — опять слышится  тихая  октава  Риккеля.  Наследник  побежден,  но  не  хочет сдаться. Посидев минуты две спокойно, он начинает крутить у себя  надо  лбом волосы и, предвкушая победу, упорно смотрит на  Риккеля.  Последний  пробует копировать Наследника, но ничего не выходит, так как череп генерала  Риккеля голый, без волос. Риккель побежден… И Наследник кричит: «Non, non, non!»  “. Несмотря на то, что Алексей был  Наследником  престола,  вкусы  его  были очень  скромны  и  он  очень  смущался  когда  ему  оказывали  почести   как Наследнику. Так, однажды крестьяне  одной  из  центральных  губерний  России пришли  поднести  подарки  Наследнику  Цесаревичу  и  по   приказу   боцмана Деревенко опустились перед Алексеем Николаевичем на  колени,  чтобы  вручить ему  свои  подношения.  Мальчик  багрово  покраснел.  Оставшись  наедине   с наставником, он сказал, что ему  было  очень  неприятно  видеть  этих  людей перед собою на коленях. И когда Пьер Жильяр „переговорил по этому  поводу  с боцманом, ребёнок был в восторге, что его освободили от того, что  было  для него настоящей неприятностью” . Также, Жильяр  вспоминает,  что, когда он сообщил Алексею Николаевичу об  отречении  Императора,  мальчик  ни слова не сказал о своих правах на престол . „Сколько раз мне приходилось слышать, как Николай II  отзывался  в  самых резких выражениях про  тех  лиц,  которые  не  сумели  сдержать  данного  им обещания и разболтали  какой-нибудь  вверенный  им  секрет“ . Наверняка, если отец мальчика так относился к излишней откровенности,  такое же отношение было привито и Алексею Николаевичу. Алексей хорошо знал этикет  даже  будучи  совсем  ещё ребенком,  и,  как Наследник    престола,    всегда    умел    достойно     разговаривать     с высокопоставленными  людьми.  Но  он  также  умел  запросто  общаться  и   с крестьянами, и с обыкновенными русскими людьми среднего достатка.  Это  было отчасти оттого, что Жильяр устраивал с наследником автомобильные поездки  по окрестностям, чтобы „хотя бы на несколько часов в  день  выводить  [Алексея] из его обычной обстановки и ставить  в  непосредственное  соприкосновение  с жизнью“  .  Во  время  этих  поездок  Алексей  имел  возможность разговаривать с крестьянами, наблюдать за их работой. И крестьяне  „отвечали ему со свойственными, русскому мужику добродушием и простотой, совершенно  не подозревая, с кем они разговаривали“ .  А наследник очень живо интересовался всем, что касалось жизни крестьян, настоящей, живой  жизни,  а не той затворнической , которая велась при дворе. Алексей очень любил всё, что было связано с военными действиями. Он часто играл  в  игры,  изображавшие  сражения,  причём  он  производил  со  своими „войсками“  различные  военные  манёвры,  называл  эти  манёвры  и  объяснял присутствующим их назначения,  что показывало  его хорошее знание военной тактики. Для военных игр он также имел свою „роту“,  которая  была  составлена  из местных гимназистов возраста наследника. „Всего участвовало в этой  игре  до 25 человек. В назначенный час они выстраивались в саду  и,  когда приходил Наследник, встречали его по военному,  а  затем  маршировали  перед  ним“. Из-за  любви мальчика  ко всему военному, самым  любимым  временем  для него были поездки с отцом на смотры  войск,  в  Ставку.  Вот  как  описывает Жильяр одну из таких поездок. „После смотра Государь подошёл  к  солдатам  и вступил в простой разговор с некоторыми из них, расспрашивая их  о  жестоких боях, в которых они участвовали. Алексей Николаевич шаг  за  шагом  следовал за отцом,  слушая  со  страстным  интересом  рассказы  этих  людей,  которые столько раз видели близость смерти. Его  обычно  выразительное  и  подвижное лицо было полно напряжения от усилия, которое он делал, чтобы не  пропустить ни одного слова из того, что они рассказывали“ .  Также Жильяр  вспоминает, что „…больше всего их [солдат] поразило,  что  Цесаревич  был  в простой солдатской форме, ничем  не  отличавшейся  от  той,  которую  носила команда солдатских детей“ , что опять же говорит о скромности  и простоте вкусов и самого наследника и его родителей. Что  касается  музыкальных  способностей,  Алексей   Николаевич   имел прекрасный слух,  но  в  отличие  от  сестёр,  игравших  на  рояле,  мальчик предпочитал балалайку, очень хорошо на ней  играл  и  доставлял  этим  массу удовольствия матери .известно что в последние дни  Алексей читал книгу пособие по игре на балалайке. Как  видно,  цесаревича  Алексея  Николаевича  можно  охарактеризовать следующими словами: „будучи горячим патриотом  (считал  хорошим  только  всё русское), он  был  умён,  благороден,  добр,  отзывчив,  постоянен в своих симпатиях и чувствах. При полном отсутствии гордости его существо  наполняла мысль о том, что он — будущий  царь:  вследствие  этого  он  держал  себя  с громадным достоинством.  Благодаря  болезни,  знакомый  со  страданиями,  он проявлял большую чуткость к несчастным и обездоленным и не допускал  случая, когда мог сделать что-нибудь приятное окружавшим его“ .

Информация о работе Личная жизнь Николая II