Либерализм

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 19:23, реферат

Краткое описание

Исторически первой сформулированной политической идеологией была идеология либерализма, возникшая в XVIII веке. К этому времени в европейских городах созрел класс свободных собственников, не принадлежавших к дворянству и духовенству, так называемое третье сословие или буржуазия. Это была активная часть общества, не удовлетворявшаяся собственным материальным положением и видевшая свой путь в политическом влиянии.

Базовая ценность либерализма, как следует уже из названия этой идеологии, состоит в свободе личности. Духовная св

Оглавление

1. Введение.
2. История развития либерализма.
3. Становление, сущность и основные принципы.
4. Основные формы.
5. Либерализм в различных сферах общественной жизни.
6. Влияние либерализма на политические процессы в РБ.
7. Заключение.
8. Список литературы.

Файлы: 1 файл

Реферат Либерализм.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

Заключение 

     Либерализм  отличается рядом особенностей в  рамках разных национальных традиций. Отдельные аспекты его теории (экономические, политические, этические) иногда противопоставляются друг другу. Таким образом, есть определенный смысл в заключении, что либерализма как чего-то единого никогда не было, была лишь семья либерализмов. Существует множество, объединенных некими общими принципами, приверженность которым отличает либерализм от других идеологий. Причём принципы эти допускают разные интерпретации, могут комбинироваться весьма причудливым образом, являются основанием для самых неожиданных, подчас опровергающих друг друга аргументов.

     К числу этих принципов относится, во-первых, индивидуализм, приоритет  интересов индивидов перед интересами общества или группы. Этот принцип  получал разное обоснование: от онтологических концепций, в которых отдельный  человек с его естественными правами предшествует обществу, до этического понимания индивидуальности как высшей ценности. Он воплощался в разных интерпретациях взаимоотношений личности и общества: от представления об обществе как о механической сумме индивидов, реализующих собственные интересы, до более комплексного подхода, в рамках которого человек рассматривается как существо социальное, нуждающееся одновременно и в сотрудничестве с другими людьми, и в автономии. Однако идея прав индивида, из которой вытекают основные требования к общественному устройству, несомненно, лежит в основе всех либеральных теорий, отличая их от нелиберальных подходов.

     Во-вторых, для либерализма характерна приверженность идее прав человека и ценности свободы  личности. Хотя содержание прав, как и интерпретация свободы в ходе долгой истории либеральных идей претерпели существенные изменения, приоритет свободы как главной для либералов ценности остался неизменным. Сторонники “классического” либерализма трактуют свободу негативно, как отсутствие принуждения и видят её естественные ограничения в равных правах других людей. Равенство формальных прав они считают единственным видом равенства, совместимым со свободой в качестве приоритетной ценности. Права индивидов сводятся ими к сумме “основных прав”, в число которых входят политические свободы, свобода мысли и свобода совести, а также права, касающиеся независимости личности, подкрепленные гарантиями частной собственности.

     “Новые  либералы” предлагают позитивное понимание  свободы, дополняющее свободу равенством возможностей в качестве гарантии осуществления прав. Свобода в их понимании - это реальная возможность выбора, не предопределяемого ни другими людьми, ни обстоятельствами жизни самого индивида.

     Но  так или иначе, главной посылкой либерализма является представление о том, что у каждого человека есть свое представление о жизни, и он имеет право реализовывать это представление в меру своих способностей, поэтому общество должно проявлять терпимость к его мыслям и поступкам, если последние не затрагивают права других людей.

     В-третьих, важным принципом, характерным для  либерального подхода, является рационализм, вера в возможность постепенного целенаправленного усовершенствования общества реформистскими, но не революционными мерами. Либеральная доктрина предъявляет определенные требования к характеру проводимых преобразований. На практике либералам не раз случалось отступать от принципов, вытекающих из либеральной теории, поскольку социальные преобразования - это всегда “нарушение привычных жизненных форм”, однако императивом либеральных реформ является принцип минимального нарушения имеющихся индивидуальных прав. С этим связана и другая черта либеральных методов - их “антиконструктивизм”: либералы обычно поддерживают “социальную инженерию” лишь в той мере, в какой она устраняет преграды развитию уже сложившихся институтов и отношений. Их целью не является изобретение конкретных проектов “хорошего общества” и проведение в жизнь неких произвольно сконструированных моделей.

     Сегодня либерализм, как социально-политическое течение является мощным интеллектуальным движением, черпающим вдохновение в философии справедливости Джона Роулса, концепции прав человека Ноберто Боббио, «новом либерализме» во Франции и других философских учениях. Как отмечает Б. Парекх, ''либерализм стал доминантным голосом сегодня не только в том смысле, что он относительно подчинил себе консервативные, марксистские, религиозные и другие голоса и что большинство политических философов имеют либеральные убеждения, но, что более важно, либерализм достиг беспримерной философской гегемонии''.

 

Список  использованной литературы: 

  1. Бердяев. Н, Философия неравенства, 1990 год.
  2. Валлерстайн И., После либерализма, М., 2003 год.
  3. Гаджиев К.С., Политическая наука, М., 1994 год.
  4. Горелов А.А., Политология, М., 2006 год.
  5. Макаренка В.П., Главные идеологии современности, Ростов-на-Дону: Феникс, 2000 год.
  6. Людвиг фон Мизес. Либерализм. Издательство:Социум-2007год
  7. Соргин В.В., Либерализм в России: перипетии и перспективы, 1997 год.

Информация о работе Либерализм