Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 01:18, реферат
Китай – страна одной из древнейших цивилизаций мира, возникших за несколько тысячелетий до нашей эры. Непрерывность развития китайского очага культуры, его этнических и политических традиций – одна из важнейших особенностей истории Китая. Не смотря на обособленное положение Китая, на протяжении своего формирования и развития китайское общество не только оказало влияние на соседние народы, но и воспринимало от них многие культурные достижения, впитывало разнородные этнические компоненты.
1. Становление ранней культуры Китая
2. Китай в эпоху Лего и Чжаньго
3. Китай в эпоху империй Цинь и Хань
4. Северный и Южный Китай
5. Китай в период Сунской империи
6. Китай в период династии Мин
7. Китай в годы борьбы против чужеземных захватчиков
Литература
7. Китай в годы борьбы
против чужеземных захватчиков.
В 20 – 30-х годах XVII в. экономическое и политическое
положение Китая значительно ухудшились
разгул; феодальной реакции, стихийные
бедствия, массовый голод, разорение тружеников
города и деревни ослабили страну.
История китайского общества в XVI – XVII
вв. была отмечена значительным культурным
подъемом. Технические усовершенствования,
возникновение мануфактур, обширные внешние
связи, путешествия в дальние края вызвали
интерес к развитию научных знаний.
Появлялись сочинения, имевшие практическое
назначение. Это были обстоятельные пособия
для разных отраслей сельского хозяйства
или ремесленного производства.
Было сделано подробное описание всех
известных растений с указанием их фармакологических
свойств. Специальные труды посвящались
медицине, в частности лечению инфекционных
болезней.
Средневековые географы составили подробное
описание Китая и всех его провинций, рисовали
детальные карты, но без градусной сети,
которая не была им известна.
Некоторые ученые обратились к областям
науки, получившим значительное развитие
на Западе. Ученый Сунь Юань-хуа приступил
к изучению трудов по математике, написанных
в Европе. Другой ученый, Ван Чжэн, изучил
латынь, перевел на китайский язык термины
по механике, обучал молодых людей математическим
знаниям.
Официальной историографии противостояли
исторические труды частных лиц. По собственной
инициативе они издавали записки и мемуары,
составляли сборники, подбирали документы.
Язык и идеологическая направленность
таких сочинений отличались от официальных
изданий.
В художественной литературе подвергалось
критике и осмеянию феодальное общество
и застарелые каноны. Писатели сочиняли
произведения, в которых высмеивали государственные
и социальные порядки, старый быт, тупость
и взятничество чиновников.
В изобразительном искусстве наметились
направления, противостоявшие стандартным
нормам. В живописи возник новый жанр –
иллюстрация художественных произведений.
Нападкам со стороны передовых мыслителей
подвергалось чжусианское конфуцианство,
буддийские и даосские каноны.
Интерес к естественным и математическим
знаниям сопровождался резкой критикой
суеверий, предсказаний и гаданий.
Развитие издательского дела и книготорговли
открыло новые возможности для распространения
оппозиционных правительству сочинений.
Имена некоторых издателей, например,
Фэн Мэн-луна, приобрели широкую известность.
Годы вооруженной борьбы китайского народа
против чужеземцев отмечены высоким подъемом
патриотизма. Выдающиеся ученые, посвящая
свои труды проблемам философии, экономики,
истории, прямо или косвенно призывали
к борьбе против завоевателей.
Особой известностью пользовалось имя
Хуан Цзун-си (1610 – 1696). Его философские
взгляды имели материалистическую основу.
В своей экономической теории он признавал
важность развития ремесла и торговли.
Враг конфуцианской схоластики и буддийской
религиозной мистики, Ван Чуань-шань развил
мысль о единстве тела и движения.
В то время появилось много трудов, посвященных
истории антиманжурской войны, сопротивлению
городов и борьбе крестьянских организаций.
Группа ученых приступила к составлению
истории Китая под властью минской династии.
В столице и в отдаленных районах тайно
трудились образованные люди, создавая
сочинения, которые свидетельствовали
об их патриотических или реформаторских
взглядах.
Видные писатели, философы, историки создали
в условиях патриотического подъема блестящие
произведения, которые два века спустя
вновь зазвучали призывом к борьбе.
В XVIII в. манжурские правители достигли
наивысшего пика в преследовании китайских
авторов. Китайским ученым и писателям
предназначалось заниматься компиляцией,
переписыванием и перетолковыванием старых
сочинений, составлением сборников и словарей.
В результате китайская письменность,
наука, любая область знаний оставались
все на том же средневековом уровне.
В художественной литературе преобладали
незначительные произведения и официальное
стихосложение.
В пьесах и операх часто звучали патриотические
мотивы, изображались подвиги национальных
героев, высмеивались предатели, чиновники-взяточники
и притеснители народа.
Театр – чаще всего были бродячие труппы,
- сохранив старые формы и старые китайские
костюмы, сберег и свой национальный характер.
Только столичный придворный театр изменил
этим традициям.
В китайской живописи продолжалось совершенствование
изображения растений, птиц, красавиц.
Рисунок все усложнялся, но перспектива
по-прежнему отсутствовала.
Резьба по кости, мрамору, лаку, отделка
предметов обихода в домах феодалов и
чиновников являли собой причудливые
хитросплетения тончайших узоров.
Дорогие шелка ткали со сложными, затейливыми
узорами.
В строительном искусстве, в художественном
литье, во всех видах многообразного художественного
ремесла культивировалась еще большая
вычурность линий и усложненность деталей.
Вместо поисков новых форм художники и
ремесленники прибегали к чрезвычайному
усложнению отделки.
Китайские корабли по прежнему ходили
под прямыми парусами, ремесленники не
умели делать механических часов.
Открытия, достигнутые человечеством,
не проникали в Китай. Художественная
и научная мысль, ограниченная древними
канонами, изолированная от всего мира,
остановилась на уровне глубокого средневековья.
Литература.
1. Культуралогия. История мировой культуры.
Под редакцией Марковой А.Н. – Москва:
Изд-во «Культура и спорт», 1995.
2. История Китая с древнейших времен до
наших дней. Под редакцией Симоновской
Л.В. – Москва: Изд-во «Наука», 1974.
3. Никифоров В.Н. Восток и всемирная история.
– Москва: Из-во «Наука», 1977.
Информация о работе Культура Китая с древности до средневековья