Кризис США

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 16:42, контрольная работа

Краткое описание

В первой четверти XX в. США было в числе ведущих государств мира и наиболее благополучной в экономическом отношении страной. С переходом промышленного капитализма к монополистическому центр мирового экономического развития переместился из Европы в Северную Америку. США развивались быстрее всех и производили больше всех. Их доля в мировом производстве постоянно увеличивалась. Еще сильнее позиции США укрепились после первой мировой войны, в частности за счет значительных прибылей от поставок странам Антанты вооружения и боеприпасов. Быстро росло промышленное производство, интенсивно расширялся основной капитал, увеличивался экспорт. Экономические успехи послужили рождению теории «просперити» — вечного процветания этого государства. Однако она оказалась «великой иллюзией».

Файлы: 1 файл

готовая работа.docx

— 49.27 Кб (Скачать)

  2.3 Влияние кризиса на сельское  хозяйство

  Кризис вызвал резкое падение товарных цен, особенно на продукты сельского хозяйства. Цены на важнейшие  продукты земледелия и скотоводства упали в 1932г. в 2-3 раза по сравнению с 1929г. Соответственно денежные доходы фермеров сократились за эти годы с 11312 млн. долл. До 4748 млн. долл., или на 58%.

  Положение фермеров осложнялось тем, что цены на товары промышленности снизились  в годы кризиса значительно меньше, чем на продукцию сельского хозяйства.

  Даже  в наиболее благоприятные годы стабилизации широкие массы трудящегося фермерства оставались за бортом «просперити». Теперь же, с наступлением промышленного  кризиса и новым, еще более  сильным обострением кризиса  перепроизводства в сельском хозяйстве, большинство из них оказалось  на грани полного разорения.

  В этих условиях для большинства фермеров стала крайне затруднительна регулярная уплата фиксированных издержек производства: земельной ренты, процентов по задолженности  и налогов (в 1932 г. они поглощали  до 40% валового фермерского дохода). Всё это привело к повальному разорению фермеров. В США появились  посёлки фермеров, которые перешли  на местный натуральный обмен  и не пользовались деньгами в течение  двух лет.

  Разорившийся  фермер волновался, протестовал. В сельскохозяйственных районах образовались комитеты действия для борьбы с продажей ферм с молотка  за неуплату долгов. К весне 1933г. на всём центральном западе – от штата  Небраска до границ Канады – участились вооружённые столкновения между  фермерами и полицией, в которые  неоднократно вмешивались регулярные войска.

  Активную  роль в этой борьбе играла Лига объединенных фермеров, руководимая коммунистами. На Юге с 1931 г. действовал Союз кропперов-издольщиков (арендаторов земли в США, главным образом в южных штатах, в то время среди них было много бывших рабов).

  Борьба  фермеров принимала различные формы. Летом 1932 г. начались так называемые «фермерские забастовки». Фермерская забастовка означает прекращение продажи сельскохозяйственных продуктов торговым компаниям, поставляющим в города молоко, масло, сыр и другие продукты. Она является протестом против грабежа, производимого спекулянтами и перекупщиками, против низких цен на продукты сельскохозяйственного производства и высоких цен на промышленные товары. Забастовки часто приводили к вооружённым столкновениям с полицией и войсками.

  2.4. Социальные последствия

  Широчайшие размеры  приобрели в годы кризиса разорение  и банкротство промышленных, торговых и финансовых предприятий и фирм. По официальным данным, в 1929 – 1933 г. произошло около 130 тыс. коммерческих банкротств.

  Кризис  с огромной силой ударил и по банковской системе страны. За 4 года кризиса  прекратили существование 5760 банков, т.е. пятая часть всех банков США, с  общей суммой депозитов в 3,5 млрд. долл.

  Невероятно  тяжелы были социальные последствия  кризиса. Национальный доход страны, составлявший в 1929 г. 86,7 млрд. долл., упал в 1933 г. до 40,3 млрд. долл., т. е. более чем  в два раза.

  По  подсчетам организации американских экономистов – Ассоциации по исследованию проблем труда, число безработных  в США к началу 1933 г. составила 16,9 млн. Это означало, что в период наибольшего обострения экономического кризиса каждый третий рабочий был  лишен занятости. Очень широкое  распространение получила частичная  безработица. По данным Американской Федерации  труда (АФТ, образованная в 1886 г.), в 1932 г. полностью занятыми оставались только 10 % рабочих.

  Почти вдвое выросла эмиграция. Нью-йоркское отделение Амторга, известившее  о наборе квалифицированных специалистов для работы в Советском Союзе, буквально осаждалось желающими  отправиться за океан. Положение  людей, сохранивших работу, было не лучшим. К постоянному гнетущему  чувству неуверенности в завтрашнем дне и боязни потерять работу, примешивалось то, что им постоянно понижали зарплату. Это имело место во всех отраслях промышленности. Даже по данным официальной статистики, среднегодовой заработок рабочего сократился в 1933 г. по сравнению с 1929 г. на 30%, жалование служащим – 40 %, а выплаченные сократились в общей сумме всего на 3,4 %. Например, среднегодовой заработок рабочего обрабатывающей промышленности сократился с 1551 долл. в год в 1929г. до 1086 долл. в 1933г. Таким образом, сокращался общий фонд заработной платы американских рабочих, который за годы кризиса сократился реально примерно на 60%. Это означало, что процесс обнищания вновь возобновился с наступлением кризиса.

  Еще более интенсивно развивалось в  этот период движение безработных. В  июле 1930 г. прошел первый общеамериканский съезд безработных. Съезд создал Национальный совет безработных, который  объединил деятельность советов  безработных на местах. Летом же 1930 г. Коммунистическая партия предложила законопроект о социальном страховании, получивший название «рабочего билля». Он предусматривал выплату пособий  по безработице, старости или болезни  в размере средней заработной платы промышленного рабочего. Эти  требования нашли отклик у людей, т.к. выражали желания большинства.

  Рабочие заявляли о себе путем стачек. Всего  за 1930 – 1932 гг. в стране бастовало  около 850 тыс. рабочих. После некоторого спада стачечное движение возобновило  свою деятельность со второй половины 1933 г.

  В 1931 г. происходили кровавые бои в  основных угольных районах. Отдельные  стачки против массовых увольнений рабочих, в которых участвовало от 5 до 20 тыс. шахтёров, тянулись с середины 1930 г. Летом 1931 г. число бастующих  доходило до 50 тыс. человек.

  В декабре 1931 г. состоялся первый национальный поход голодных на Вашингтон, в нём  приняли участие 1500 делегатов от безработных. 7 декабря, в день открытия очередной сессии Конгресса, большая  группа участников похода прошла по улицам столицы, требуя от Конгресса и президента принятия закона о введении федеральной системы социального страхования.

  В декабре 1932 г. представителями безработных  был организован второй национальный поход голодных в столицу США  с требованиями к Конгрессу принять  чрезвычайные меры помощи рабочим и  фермерам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
  1. «Новый  курс» президенте Ф. Рузвельта как  система мер по выводу экономики  США из экономического кризиса

  Начало  выхода из кризиса было положено уже  в январе 1932 года, когда Конгресс США создал Финансовую корпорацию реконструкции (RFC). Эта организация была призвана оказывать финансовую помощь железным дорогам, финансовым институтам и бизнес-корпорациям. В июле её роль была расширена для  оказания помощи сельскому хозяйству  и финансирования государственных  и местных общественных работ.

  Был принят закон о Федеральном жилищном банке, который должен предоставлять  кредиты организациям, занимающимся ипотечным кредитованием (прообраз будущей Fannie Mae). Был принят первый из двух законов, носящих имя Гласа—Стигала, направленный на либерализацию ФРС  и разрешающий, в частности, ей кредитовать  банки-члены. Было признано необходимым  активизировать бюджетное перераспределение  доходов от богатых к бедным, чтобы  стимулировать потребление. Максимальная ставка подоходного налога была повышена с 25 до 63 %.

  Однако  общественность считала, что меры, предпринимаемые  администрацией Гувера, тридцать первого  президента США с 1929 по 1933, от Республиканской  партии, недостаточны и слишком запоздали. Франклин Рузвельт легко победил  Гувера на президентских выборах  осенью 1932 года, одновременно демократы  смогли завоевать контроль над Конгрессом.

  Для выхода из кризиса в 1933 г. президент Рузвельт выдвинул ряд мер названный «Новым курсом Рузвельта». Основной идеей плана Рузвельта служило вмешательство государства во все сферы жизни общества. Государство регулировало производство, отношения между предпринимателями. Целью было восстановление покупательской способности населения. В первую очередь правительство восстанавливало банковскую систему.

  Некоторые из них, по современным представлениям, помогли устранить причины Великой  депрессии, некоторые носили социальную направленность, помогая наиболее пострадавшим выжить, другие меры усугубили положение.

  Почти сразу же после вступления в должность, в марте 1933 года, Рузвельту пришлось столкнуться с третьей волной банковской паники, на которую новый  президент отреагировал закрытием  банков на неделю и подготовкой за это время программы гарантирования вкладов.

  Первые 100 дней президентства Рузвельта  были отмечены интенсивной законодательной  деятельностью. Конгресс разрешил создать  Федеральную корпорацию страхования  вкладов и Федеральную администрацию  чрезвычайной помощи (ФАЧП), создание которой  предписывалось Законом о восстановлении национальной экономики от 16 июля 1933 года. В задачи ФАЧП входило:

  ·  строительство, ремонт и улучшение шоссе и магистралей, общественных зданий и любых других государственных предприятий и коммунальных удобств;

  ·  сохранение естественных богатств и развитие их добычи, включая сюда контроль, использование и очищение вод, предотвращение почвенной и береговой эрозии, развитие водной энергетики, передачу электрической энергии, строительство различных речных и портовых сооружений и предотвращение наводнений.

  Безработные активно привлекались к общественным работам. В общей сложности в 1933—1939 гг. на общественных работах под  эгидой Администрации общественных работ и администрации гражданских работ (это строительство каналов, дорог, мостов зачастую в необжитых и болотистых малярийных районах) численность занятых на общественных работах достигала 4 миллиона человек.

  Через Конгресс были проведены также несколько  законопроектов, регулирующих финансовую сферу:

  -   чрезвычайный банковский закон;

  -   закон Гласса-Стиголла (1933 года) о разграничении инвестиционных и коммерческих банков;

  -   закон о кредитовании сельского хозяйства;

  -   закон о комиссии по ценным бумагам.

  В сфере сельского хозяйства принятый 12 мая 1933 года закон о регулировании  реструктурировал двенадцатимиллиардный  фермерский долг, сократил проценты по ипотечной задолженности и удлинил  срок погашения всех долгов. Правительство  получило возможность предоставить фермерам заем, и в течение последующих  четырёх лет аграрные банки выдали полумиллиону земельных владельцев ссуды на общую сумму 2,2 млрд. долларов на очень удобных условиях. Для поднятия цен на сельхозпродукцию законом от 12 мая фермерам рекомендовалось уменьшить производство, урезать посевные площади, снизить поголовье скота, а для компенсации возможных убытков создавался специальный фонд.

  Итоги первого года президентства Рузвельта  были неоднозначны: падение ВВП значительно  замедлилось и составило лишь 2,1 % в 1933 году, но безработица выросла  до 24,9 %. После выкупа государством всего  золота по твёрдой цене, опираясь на закон о золотом резерве, принятый в январе 1934 года, Рузвельт издал 31 января 1934 года прокламацию, которая сокращала  золотое содержание доллара и  устанавливала официальную цену золота на уровне 35 долларов за унцию. Иными словами, доллар был девальвирован  на 41 %.

  Было  составлено 557 основных и 189 дополнительных так называемых «кодексов честной  конкуренции» в различных отраслях. Стороны гарантировали минимум  зарплаты, а также единую зарплату для всех рабочих одной категории. Эти кодексы охватили 95 % всех промышленных рабочих. Такие кодексы сильно ограничивали конкуренцию.

  Методы  Рузвельта, резко повышавшие роль правительства, рассматривались как покушение  на Конституцию США. В 1935 году Верховный  Суд США постановил, что Национальная администрация восстановления и вводящий её закон неконституционны. Причина была в фактической отмене в этом акте многих антимонопольных законов и закреплении за профсоюзами монополии на наем работников.

  Государство решительно вторглось в сферу  образования, здравоохранения, гарантировало  прожиточный минимум, взяло на себя обязательство по обеспечению престарелых, инвалидов, неимущих. Расходы федерального правительства в 1932—1940 годах выросли  более чем вдвое. Однако Рузвельт опасался несбалансированного бюджета  и расходы на 1937 год, когда, казалось бы, экономика набрала уже достаточные  обороты, были сокращены. Это снова  погрузило страну в рецессию 1937—1938 годов.

Информация о работе Кризис США