Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 01:09, контрольная работа
Цель исследования – выявить международное, внутриполитическое и экономическое положение СССР в период с 1983 года по 1991 год.
Задачи исследования: изучить период кризиса и Упразднения СССР с 1983 по 1991 год, описать реформы и изменения в системе государственного устройства, выявить экономические результаты реформ, установить причины и последствия распада СССР.
Введение стр.3
I. Предпосылки реформ и реформа политической системы
1.1. Экономические, политические и внешнеполитические реформы
стр.5
1.2. Социальные и духовные реформы стр.6
1.3. Задачи «перестройки» и идеология реформ стр.7
1.4. Демократизация и гласность, результаты демократизации стр.7
1.5. Изменения в системе государственного устройства стр.9
1.6. Проведение реформы сельского хозяйства, экономические результаты
стр.9
1.7. Церковь и проблемы духовно-нравственного воспитания стр.10
1.8. Изменения в общественном сознании стр.11
II. Заключительный этап «перестройки», распад СССР и коммунистической системы
2.1. Кризис коммунистической идеологии, проблема реформирования СССР стр.12
2.2. Августовский политический кризис 1991года стр.12
2.3. Конец коммунистической системы стр.13
2.4. Распад СССР: причины распада, последствия распада, образование СНГ стр.13
Заключение стр.15
Список использованных источников стр.17
Глоссарий стр.18
1985 год стал рубежным в духовной жизни
СССР. Провозглашённый М.С. Горбачёвым
принцип гласности создавал условия для
большей открытости в принятии решений
и для объективного переосмысления прошлого
(в этом виделась преемственность с периодом
«оттепели»). Но главной целью нового руководства
КПСС было создание условий для «обновления
социализма». Не случайно был выдвинут
лозунг «Больше гласности, больше социализма!»
и не менее красноречивый «Гласность нам
нужна, как воздух!». Гласность предполагала
большое разнообразие тем и подходов,
более живой стиль подачи материала в
средствах массовой информации. Она не
была равнозначна утверждению принципа
свободы слова и возможности беспрепятственного
и свободного выражения мнений (2.С.245).
Вступление СССР в эпоху радикальных преобразований относится к апрелю 1985г. и связано с именем нового Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачёва (избранного на этот пост на мартовском пленуме ЦК).
Предложенный Горбачёвым новый курс предполагал модернизацию советской системы, внесение структурных и организационных изменений в хозяйственные, социальные, политические и идеологические механизмы.
В новой стратегии особое значение приобретала кадровая политика, которая выражалась, с одной стороны, в борьбе с негативными явлениями в партийно-государственном аппарате (коррупцией, взяточничеством и др.), с другой – в устранении политических противников Горбачёва и его курса (в московской и ленинградской партийных организациях, в ЦК компартий союзных республик).
Первоначально (начиная с 1985 г.) в качестве стратегии ставилась задача совершенствования социализма и ускорения экономического развития. На январском 1987г. пленуме ЦК КПСС, а затем на XIX Всесоюзной партконференции (лето 1988 г.) М.С. Горбачёвым была изложена новая идеология и стратегия реформ. Впервые признавалось наличие деформаций в политической системе и ставилась задача создания новой модели социализма – «социализма с человеческим лицом».
В
идеологию «перестройки» были включены
некоторые либерально-
1.4. Демократизация
и гласность, результаты
Демократизация и гласность стали сущностными выражениями новой концепциями социализма. Демократизация коснулась политической системы, но она рассматривалась также как основа для осуществления радикальных экономических реформ.
На данном этапе «перестройки» широкое развитие получила гласность, критика «деформаций социализма» в экономике, политике, духовной сфере. Началось «переосмысление» истории: советским людям стали доступны многие произведения как теоретиков и практиков большевизма, объявленных в своё время врагами народа, так и деятелей русской эмиграции различных поколений. В августе 1990г. были приняты указы Президента СССР М.С. Горбачёва о реабилитации жертв политических репрессий 20 – 30-х гг. и о возвращении советского гражданства всем, кто был его лишён с 1966 по 1988 г.
В рамках демократизации происходило оформление политического плюрализма. В марте 1990 г. была отменена 6-я статья Конституции, закреплявшая монопольное положение КПСС в обществе, что открывало возможность для формирования легальной многопартийности в СССР. Её юридическое обоснование нашло отражение в Законе об общественных объединениях (1990).
В 1989-1991 гг. были сформированы основные партийно-политические партии и блоки. Кризис КПСС привёл к идейному расколу партии и образованию ВКП(б) (лидер Н.А. Андреева), Российской коммунистической рабочей партии (В.А. Тюлькин), движения «Трудовая Россия» (В.И.Анпилов), Коммунистической партии РСФСР (И. Полозков, затем Г.А.Зюганов) и др. Социал-демократические партии: Социал-демократическая партия России (О.Румянцев, В. Шейнис), Социалистическая партия трудящихся (Л.С. Вартазаров), Народная партия свободной России (А.В. Руцкой) и др. Либеральный спектр политических сил был представлен движением «Демократическая Россия» (Е.Т. Гайдар), Демократической партией России (Н.И. Травкин), Республиканской партией РФ (В.Н.Лысенко) и др. Праворадикальные и консервативные: Христианско-демократическая партия России (А. Чуев), Монархическая партия, Крестьянская партия России и др. Национально-патриотические: Русский национальный собор (генерал А.Н. Стерлигов), Российский общенародный союз (С.Н. Бабурин), Либерально-демократическая партия (В.В. Жириновский) и др. Радикально-националистические: Национально-патриотический фронт «Память» (Д.Д.Васильев), Всероссийское общественное патриотическое движение «Русское национальное единство» (А.П. Баркашов), Национально-республиканская партия (Н.Н. Лысенко) и др.
Политические преобразования и неоднозначность их оценок в обществе вызвали борьбу вокруг содержания, темпов и методов реформ, сопровождавшуюся всё более острой борьбой за власть.
Демократизация, гласность и элементы плюрализма (поначалу формального) в первое время вводились «сверху» - различные социальные слои глубоко восприняли идеи демократизации и, отказавшись от политической пассивности, активно включились в общественно-политические процессы. К 1989 г. власти уже не могли контролировать стихийное движение масс, обеспечивавших поддержку различным политическим группам и личностям, высказывавшим демократические требования.
Осенью 1988 г. в лагере реформаторов выделилось радикальное крыло (лидеры А.Д. Сахаров, Б.Н. Ельцин и др.), настаивавшее на демонтаже унитарного государства. После весенних выборов 1990 г. в местные Советы и партийные комитеты к власти в Москве и Ленинграде также пришли силы, оппозиционные руководству КПСС – представители движения «Демократическая Россия» (лидер Е.Т. Гайдар). 1989 – 1990 гг. стали периодом активизации деятельности неформальных движений, организации оппозиционных партий.
М.С.
Горбачёв и его сторонники попытались
ограничить деятельность радикалов. В
1987 г. за критику темпов демократизации
и реформ Н.Б.Ельцин был отстранён
от руководства Московской парторганизацией.
Но, создав возможность для ликвидации
гегемонии КПСС, Горбачёв и его соратники
не осознавали невозможность возвращения
к старому. К началу 1991 г. центристская
политика Горбачёва всё больше совпадала
с позицией консерваторов (5.С.796).
Для
определения законодательной
В
1990 г. в СССР был введён институт
президентства. III съезд народных депутатов
СССР в марте 1990 г. избрал М.С. Горбачёва
Президентом СССР. В декабре 1991 г. прошли
выборы президентов в большинстве союзных
республик. 12 июня 1991 г. Президентом РСФСР
был избран Б.Н. Ельцин.
Изменения в сельском хозяйстве начались с реформирования совхозов и колхозов. В мае 1988 г. было заявлено о целесообразности перехода на арендный подряд на селе (по договору об аренде земли на 50 лет с правом распоряжаться полученной продукцией). К лету 1991 г. на арендных условиях (на основе закона 1989 г. об аренде и арендных отношениях) обрабатывалось лишь 2 % земель и содержалось 3% поголовья скота.
В целом в аграрной политике не удалось добиться серьёзных изменений. Одна из главных причин заключалась в характере государственной политики в области продовольственного обеспечения. Долгие годы цены на основные продукты питания поддерживались на низком уровне при низких темпах роста сельскохозяйственного производства, чему способствовали дотации и производителя (до 80%), и потребителя (1/3 российского бюджета) продовольствия. Дефицитный бюджет с такой нагрузкой справляться не мог. Не были приняты законы о передаче земли в частную собственность и увеличении приусадебных участков.
Экономические результаты показали противоречивость проводимых реформ. Оставшись в рамках социалистической экономической системы (всеобщего планирования, распределения ресурсов, государственной собственности на средства производства и т.д.), народное хозяйство страны лишилось административно-командных рычагов принуждения со стороны партии. При этом рыночных механизмов создано не было.
После некоторых первых успехов, связанных с энтузиазмом обновления, начался экономический спад. С 1988г. происходило общее сокращение производства в сельском хозяйстве. В результате население столкнулось с дефицитом продовольственных товаров, даже в Москве было введено их нормированное распределение. С 1990г. началось общее сокращение производства в промышленности.
Программа «500 дней». Летом 1990г. взамен политики ускорения был провозглашён курс на переход к рыночной экономике, намеченный на 1991г., т.е. к концу 12-й пятилетки (1985-1990). Однако в противовес планам официального руководства на поэтапное (в течение нескольких лет) введение рынка был разработан план (известный как программа «500 дней»), нацеленный на «быстрый прорыв» в рыночных отношениях, поддержанный оппозиционно настроенным к Горбачёву Председателем Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельциным.
Авторами проекта выступила группа учёных-экономистов – академик С.С. Шаталин, Г.А. Явлинский, Б.Г. Фёдоров и др. В течение первой половины срока намечались перевод предприятий на принудительную аренду, широкомасштабная приватизация и децентрализация экономики, введение антимонопольного законодательства. В течение второй половины предполагалось снятие, в основном, государственного контроля за ценами, допущение спада в базовых отраслях экономики, регулируемой безработицы и инфляции в целях резкой структурной перестройки экономики.
Данный
проект создавал реальную основу для экономического
союза республик, но содержал значительные
элементы утопизма и мог привести к непредсказуемым
социальным последствиям. Под давлением
консерваторов Горбачёв отказался от
поддержки этой программы.
1986
– 1987 гг. считаются поворотным
моментом в положении религии
и верующих в СССР. Стал исчезать
страх посещения богослужений. Началось
восстановление и возвращение
верующим церквей, получили
Вместе
с перестройкой началось пробуждение
общественного сознания. Люди получили
возможность открыто
Однако
к концу «перестройки» пришло
разочарование, многие надежды не сбылись.
Кроме того, в сознании людей возникло
идеологическое противостояние, которое
раскалывало общество и готовило переход
к новому этапу реформ.
Кризис коммунистической
идеологии, проблема реформирования СССР
Начало дезинтеграционного процесса на территории СССР: Национальное направление этого движения было представлено Народными фронтами союзных республик (Эстонии, Латвии, Литвы, Армении, Грузии). В течение 1989 – 1990 гг. прибалтийские, а за ними и другие республики СССР, включая Россию, приняли декларации о национальном суверенитете.
Кризис коммунистической идеологии начался одновременно с ростом оппозиции союзным структурам власти, за этим последовал процесс распада КПСС, потерявшей функции механизма, скреплявшего «союз нерушимый республик свободных». В течение 1989 – 1990 гг. из состава КПСС вышли компартии прибалтийских республик. В 1990 г. была создана КП РСФСР.
В условиях нестабильного положения и усиления центробежных сил одной из важнейших задач М.С. Горбачёва стала проблема реформирования СССР и заключения нового договора между республиками. До этого предпринимались попытки сохранить федеральную власть с помощью силы (в апреле 1989г. в Тбилиси, в январе 1990г. в Баку, в январе 1991г. в Вильнюсе и Риге).
В
1988 – 1990гг. были приняты партийные
резолюции «О межнациональных отношениях»,
«Об основах экономических
Подписание нового союзного договора было намечено на 20 августа. Накануне, 19 августа, с целью сорвать заключение соглашения и восстановить власть центра и КПСС консервативное крыло из руководства СССР – Г.И. Янаев (вице-президент), В.С. Павлов (премьер-министр), маршал Д.Т. Язов (министр обороны СССР), В.А. Крючков (председатель КГБ СССР), Б.К. Пуго (министр внутренних дел) и другие объявили о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП) и попытались устранить Горбачёва от власти путём заговора (19 – 21 августа 1991г.).
Однако
решительное неприятие путчистов широкими
кругами общественности и твёрдая позиция
руководства России во главе с Б.Н.Ельциным
вынудили участников заговора отступить.
Позицию осуждения или непризнания заняли
также руководители большинства союзных
республик, благодаря чему центробежные
тенденции в дальнейшем значительно ускорились.
Основная часть руководства армии, МВД
и КГБ также не оказала поддержки ГКЧП.
23
августа 1991г., после подавления
путча в Москве, М.С. Горбачёв
отказался от поста Генерального
секретаря ЦК и объявил о роспуске КПСС.
Был распущен также союзный Кабинет министров,
а в сентябре – Съезд народных депутатов
СССР и Верховный Совет СССР. В ноябре
1991г. был введён запрет Компартии Советского
Союза на территории РСФСР.
Крушение коммунистического режима вызвало процесс сепаратистских тенденций на территории СССР. Сразу после подавления августовского путча о своём выходе из состава Союза заявили три республики Прибалтики. Другие республики также приняли законы, провозгласившие суверенитет, который делал их фактически независимыми от Москвы. Реальная власть в республиках концентрировалась в руках национальных президентов.
Причины распада СССР: Исторически СССР повторил судьбу многонациональных империй, которые закономерным образом приходили к своему краху. Распад СССР явился также результатом воздействия объективных и субъективных причин.
Среди первой группы предпосылок:
-
накапливавшиеся национальные
- неудачи экономических реформ, осуществлявшихся в период Горбачёва;
-
кризис коммунистической
- движение за национальное самоопределение республик, начавшееся в ходе «перестройки».
Определённую роль в разрушении СССР сыграл субъективный фактор: ошибки М.С. Горбачёва (его непоследовательность в проведении реформ, отсутствие разработанной национальной политики); политический выбор лидеров трёх славянских республик. Представители местных политических элит, лидеры национальных движений также ставили в качестве одной из главных задачу обретения республиканской независимости и реального суверенитета.
Последствия распада СССР имели тяжёлый характер для народов всех бывших союзных республик.
Нарушились политические и экономические связи между республиками, имевшие многовековые исторические и культурные традиции. Большую часть трудностей следует отнести за счёт разрыва кооперационных связей.
Ещё одним следствием распада многонационального государства стало обострение межнациональных отношений на территории постсоветских республик, что привело к возникновению территориальных конфликтов во многих регионах бывшего СССР (между Азербайджаном и Арменией; Грузией и Южной Осетией, позднее Абхазией, Ингушетией и Северной Осетией и т.д.). В гражданскую войну перерос этнический конфликт в Таджикистане. Появилась проблема беженцев.
Новой острой проблемой стало положение русскоязычного населения (почти 25 млн человек) в ставших независимыми национальных республиках (5.С.802).
Беловежские
соглашения. Образование СНГ: 8 декабря
1991г. на белорусской встрече
Заключение
Подводя итоги исследования можно сделать выводы, что в период «перестройки» (1985 – 1991 гг.) в советском обществе была окончательно разрушена советская коммунистическая система. Общество стало открытым внешнему миру.
В работе были выявлены негативные факторы плановой экономики государства, кризисных явлений в жизни советского общества. Показаны изменения в международном, внутриполитическом и экономическом положении СССР в период с 1983 года по 1991 год. Также изучен период кризиса и упразднения СССР, описаны реформы и изменения в системе государственного устройства, выявлены экономические результаты реформ, установлены причины и последствия распада СССР.
Основные выводы по изученной проблеме: в исследовании показано, что на волне демократизации в СССР оформились политический плюрализм, многопартийность, начало зарождаться гражданское общество и осуществляться принцип разделения властей. Можно отметить, что расширение и углубление преобразований поначалу не предполагались реформаторами у власти. Но, начавшись «сверху», «перестройка» была подхвачена и развита «снизу», что и явилось гарантией сохранения и расширения политического курса на реформы, принявшие в некоторой степени неуправляемый характер.
Также отметим, что политика гласности, направленная на раскрепощение сознания десятков миллионов людей в СССР, во многом определила необратимый характер перемен в обществе и в конечном итоге привела к поражению консервативных сил в августе 1991 г. Однако опыт преобразований показал, что социалистическая социально-экономическая система не может существовать вне административно-командной формы и контроля со стороны коммунистической партии, несовместимых с новыми политическими реалиями. Поэтому половинчатые, но ускоренные экономические реформы эпохи М.С. Горбачёва провалились, а к концу 80-х гг. коммунистические реформаторы окончательно исчерпали свой творческий потенциал.
В результате вслед за очищением социализма от «деформаций» последовал крах самой социалистической системы.
«Перестройка» завершилась распадом СССР и крушением коммунистической системы.
За годы «перестройки» и реализации концепции «нового политического мышления» произошло ослабление международной напряжённости, и в первую очередь противостояния СССР и США. Инициатива прекращения «холодной войны» принадлежала Советскому Союзу.
Задуманные М.С. Горбачёвым радикальные реформы невозможно было осуществить без резкого сокращения военно-промышленного комплекса, который подчинил себе всю хозяйственную деятельность. С этой точки зрения столь важное значение имели последствия демилитаризации всей общественной жизни: разрушение психологии «осаждённой крепости», отказ от упора на силу, перевод творческого потенциала народа в русло созидательной деятельности.
Наметились реальные перспективы более тесной интеграции СССР и стран Восточной Европы в мировое хозяйство и международные политические структуры.
Однако внешнеполитический курс М.С. Горбачёва не был прямым и лёгким. Ухудшение экономического положения заставляло руководство СССР идти на уступки Западу в надежде получить финансовую помощь и политическую поддержку. Очевидным стало ослабление международных позиций СССР, утратившего в конце 80-х гг. положение сверхдержавы. Ряд политических деятелей на Западе заявили о том, что Советский Союз потерпел поражение в «холодной войне».
Подобная
политика встречала усиленное
8
декабря 1991г. на белорусской
встрече руководителей трёх
Список
использованных источников
ГЛОССАРИЙ
ГЛАСНОСТЬ – открытость, доступность информации для общественного ознакомления.
ДВОЕВЛАСТИЕ – состояние политической системы, при котором налицо две противоборствующие силы; они находятся у власти одновременно, и ни одна из них не имеет полного контроля над обществом.
ДЕМОКРАТИЯ – народовластие, или «правление народа, для народа и посредством самого народа» (А.Линкольн). Чтобы избежать напрасных споров о том, насколько та или иная власть народна и служит народу, в науке используют определение демократии через процедуру получения власти. Демократией называют такой порядок, когда индивиды получают власть для принятия решений путём конкурентной борьбы за голоса избирателей. Власть при демократии меняется в результате выборов.
КОЛХОЗЫ
(КОЛЛЕКТИВНЫЕ ХОЗЯЙСТВА) – одна из
форм организации
КООПЕРАЦИЯ – форма организации труда, обеспечивающая согласованность действий работников в процессе производства.
СОВХОЗЫ (СОВЕТСКИЕ ХОЗЯЙСТВА) – государственное сельскохозяйственное предприятие. В отличие от колхозов, где земля и средства производства принадлежали трудовому коллективу, в совхозах была государственная собственность как на землю, так и на сельскохозяйственный инвентарь и технику. Государственные органы определяли и систему оплаты труда.
СТАГНАЦИЯ – застой в производстве, торговле и т.п.
СУБЪЕКТИВИЗМ – личное, пристрастное отношение к чему-либо.
СУВЕРЕНИТЕТ – верховенство государства в пределах собственных границ и его самостоятельность в международных делах. Следует различать номинальный и реальный суверенитет. Большинство стран в современном мире суверенны лишь номинально; они делегировали часть своего суверенитета международным структурам или другим государствам. Реальным суверенитетом, означающим способность на деле, а не декларативно быть самостоятельным в международных делах, обладает сравнительно небольшое число стран.
СУВЕРЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ – демократическое государство, обладающее реальным суверенитетом. Суверенная демократия в России означает, что власти, их органы и действия выбираются, формируются и направляются исключительно российской нацией.
ТОВАРНЫЙ ГОЛОД – отсутствие в достаточном количестве товаров первой необходимости на потребительском рынке.
ФЕРМЕРЫ – хозяева индивидуального сельскохозяйственного предприятия, находящегося на собственной или арендованной земле и связанного, как правило, с поселением хуторского типа.
Информация о работе Кризис и упразднение СССР (1983-1991 гг.)