Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 11:35, реферат
Предпосылки преобразования государственного строя. Изменения в государственном управлении в 1905—1906 гг. Государственная дума и самодержавие — два центра управления. Кризис государственной власти и начало конца дворянской управленческой элиты
Назреванию
кризиса самодержавной власти способствовала
мировая война, кровавый воз которой
Россия тянула с августа 1914 г. К 1917 г.
было убито, искалечено и находилось в
плену 6 млн. человек; началось дезертирство
(в 1916 г. дезертировало 1,5 млн. человек).
Было истреблено огромное количество
представителей командного состава армии.
До 1 марта 1917 г. царь не думал уступать
революции, он согласился на отречение
лишь в тот день, когда его покинули генералы.
Начальник штаба верховного главнокомандующего
генерал Алексеев направил телеграмму
председателю Государственной думы М.В.
Родзянко с требованием отречения царя.
Такое требование он направил и всем командующим
фронтами и флотами. Все они поддержали
отречение. Это дало повод монархистам
называть генералов Алексеева, Рузского,
Колчака и других генералами-предателями.
Война, таким образом, вызвала озлобление
в армии, разложила этот важнейший атрибут
государственной власти.
Поражения
на фронте расшатали весь старый правительственный
механизм. В работе механизма власти
и системы управления страной
начались перебои. Ведомственная разобщенность
и трения, отсутствие однородного кабинета
были старыми недугами царизма. С 1914 г.
они усилились нарушением прежних сфер
компетенции ведомств и созданием межведомственных
органов с нечетко определенными функциями.
Проявилась несогласованность действий
военного и гражданского управления, обострились
политические разногласия в правящих
кругах. В течение 1916 г. одни некомпетентные
министры заменялись на других. За год
сменилось 5 министров внутренних дел,
4 министра сельского хозяйства, 3 военных
министра. Министерская чехарда дополнилась
губернской — только за 1916 г. были заменены
43 высших представителя власти в губерниях.
В январе 1917 г. были удалены 16 членов Государственного
совета, их заменили крайне правые, что
явилось вызовом общественному мнению
[14]. Самодержавие потеряло способность
управлять страной и вести войну.
Раздражение
у народа вызывала и царская охранка,
система политического сыска, доведенная
до таких масштабов, что превращалась
в свою противоположность. Не будет
сильным преувеличением сказать, что
под подозрение были взяты все государственно
мыслящие люди. 11 января 1917 г. земским собраниям
и городским думам было запрещено обсуждение
политических вопросов. Даже царская семья
роптала против охранки, сделавшей ее
главным объектом наблюдений. Охранное
отделение, ставшее наиболее одиозной
составляющей царской власти и дискредитировавшее
себя в глазах населения, было первым из
атрибутов государственной власти, разбитым
революционным народом.
В стране
назревал голод. Продовольственный
крах последовал из-за сокращения урожая
и саботажа помещиков, выступивших против
твердых цен, введенных в сентябре 1916 г.
Министр земледелия Риттих ввел продразверстку
на хлеб, но самодержавие оказалось неспособным
ее осуществить. В январе — феврале 1917
г. продовольственное положение промышленных
центров стало катастрофическим. Петроград
и Москва получили 25% положенных поставок
продуктов, что создало предпосылки для
массовых выступлений рабочих.
Определенный
вклад в расшатывание государственной
власти внесла и российская буржуазия,
ее прогрессивный блок в Государственной
думе (лидер П.Н. Милюков), а также фракция
трудовиков (лидер А.Ф. Керенский), социал-демократов
меньшевиков (лидер Н.С. Чхеидзе). За отказ
поддержать войну были осуждены 5 социал-демократов
большевиков — депутатов Государственной
думы.
Дисбалансировка
действий властей объективно вела к
политической дестабилизации в стране.
Депутаты Государственной думы требовали
замены царского правительства правительством
народного доверия страны. Но 25 февраля
1917 г. (10 марта) указом царя заседания Государственной
думы были прерваны. Неожиданный революционный
обвал большой силы в феврале — марте
1917 г. подвел черту под историей конфронтации
парламента и царской власти, начавшейся
еще в 1906 г. Это противоборство двух центров
управления завершилось гибелью обеих
конфликтующих сторон.
Таким
образом, в условиях мировой войны
усложнились отношения и
Министры
царского правительства и другие
высшие царские сановники, всего
около трех десятков человек, были арестованы
и с марта 1917 г. находились в Трубецком
бастионе Петропавловской крепости.
27 февраля
1917 г. на заседании Думы был
создан Временный комитет
27 февраля
состоялись выборы в
2 марта
1917 г. Николай II подписал Манифест
об отречении от престола в пользу своего
брата Михаила, который не осмелился принять
российскую императорскую корону. С самодержавием
в России было покончено.
IV Государственная
дума фактически прекратила
* * *
В конце
XIX — начале XX вв. Россия стала на
путь модернизации и одновременно преодолевала
традиционализм. Однако она не превратилась
в страну либерального типа, а «застряла»
между основными суперцивилизациями:
традиционной и либеральной. Именно в
этом промежуточном состоянии общества,
достигшего цивилизационной значимости,
и состоит специфика ситуации, сложившейся
в России, сердцевину которой составил
раскол [15].
Самодержавная
власть стремилась создать антикризисное
управление: она сформировала в 1915 г.
особые совещания по обороне и
др.; в Думе был образован «Прогрессивный
блок», разработавший программу смягчения
политического кризиса; в 1916 г. была введена
продразверстка и др. Однако это были малоэффективные
меры, антикризисного управления создать
не удалось. Недовольство народа неправильным
распределением земли, революционность
рабочего класса, мировая война, а также
несостоятельность попыток царизма приспособиться
к развивающимся капиталистическим отношениям
— все это важные причины кризиса государственного
управления и гибели административно-управленческой
дворянской элиты.
Приспособление к буржуазному развитию в начале XX в. требовало от «исторической власти» достижения по крайней мере двух целей:
Создания
прочного союза поместного
Решения
«очередной национальной задачи» —
аграрного вопроса.
Однако
в связи с обострившейся
Сосуществуя
с Государственной думой, царизм
с самого начала стремился предельно
ограничить компетенцию этого общенационального
представительства, придать ему только
законосовещательный характер, сохранить
в неприкосновенности как систему и методы
управления в центре и на местах, так и
«юридическое основание» всевластия бюрократии
— Положение об усиленной охране 1881 г.
Неспособность самодержавия мирно конституироваться
в парламентскую монархию стала одной
из причин крушения царского режима.
Повторяемость кризисных ситуаций отечественной государственности от Смутного времени 1598—1613 гг. до кризиса конца XX — начала XXI вв. свидетельствует о том, что России присущ свой кризисный ритм. Это ставит перед нашими современниками и их потомками важный вопрос о выявлении закономерностей таких кризисов. Основные их черты, как представляется, заключаются в следующем:
Раскол
в обществе (язычники и христиане,
люди старой и новой веры, славянофилы
и западники, царь и народ,
Государственная дума и
Падение престижа власти. Взаимное непонимание и отчуждение между властью и обществом.
Угроза
гражданской войны или ее
Наличие нескольких вариантов разрешения социально-экономических и политических проблем.
Высокая
степень эксплуатации масс, несправедливость
существующего в стране
Информация о работе Кризис государственной власти и управления 1900—1917 годов