Кризис государственной власти и управления 1900—1917 годов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 11:35, реферат

Краткое описание

Предпосылки преобразования государственного строя. Изменения в государственном управлении в 1905—1906 гг. Государственная дума и самодержавие — два центра управления. Кризис государственной власти и начало конца дворянской управленческой элиты

Файлы: 1 файл

история.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

Назреванию  кризиса самодержавной власти способствовала мировая война, кровавый воз которой  Россия тянула с августа 1914 г. К 1917 г. было убито, искалечено и находилось в плену 6 млн. человек; началось дезертирство (в 1916 г. дезертировало 1,5 млн. человек). Было истреблено огромное количество представителей командного состава армии. До 1 марта 1917 г. царь не думал уступать революции, он согласился на отречение лишь в тот день, когда его покинули генералы. Начальник штаба верховного главнокомандующего генерал Алексеев направил телеграмму председателю Государственной думы М.В. Родзянко с требованием отречения царя. Такое требование он направил и всем командующим фронтами и флотами. Все они поддержали отречение. Это дало повод монархистам называть генералов Алексеева, Рузского, Колчака и других генералами-предателями. Война, таким образом, вызвала озлобление в армии, разложила этот важнейший атрибут государственной власти.  

Поражения на фронте расшатали весь старый правительственный  механизм. В работе механизма власти и системы управления страной  начались перебои. Ведомственная разобщенность  и трения, отсутствие однородного кабинета были старыми недугами царизма. С 1914 г. они усилились нарушением прежних сфер компетенции ведомств и созданием межведомственных органов с нечетко определенными функциями. Проявилась несогласованность действий военного и гражданского управления, обострились политические разногласия в правящих кругах. В течение 1916 г. одни некомпетентные министры заменялись на других. За год сменилось 5 министров внутренних дел, 4 министра сельского хозяйства, 3 военных министра. Министерская чехарда дополнилась губернской — только за 1916 г. были заменены 43 высших представителя власти в губерниях. В январе 1917 г. были удалены 16 членов Государственного совета, их заменили крайне правые, что явилось вызовом общественному мнению [14]. Самодержавие потеряло способность управлять страной и вести войну.  

Раздражение у народа вызывала и царская охранка, система политического сыска, доведенная до таких масштабов, что превращалась в свою противоположность. Не будет  сильным преувеличением сказать, что  под подозрение были взяты все государственно мыслящие люди. 11 января 1917 г. земским собраниям и городским думам было запрещено обсуждение политических вопросов. Даже царская семья роптала против охранки, сделавшей ее главным объектом наблюдений. Охранное отделение, ставшее наиболее одиозной составляющей царской власти и дискредитировавшее себя в глазах населения, было первым из атрибутов государственной власти, разбитым революционным народом.  

В стране назревал голод. Продовольственный  крах последовал из-за сокращения урожая и саботажа помещиков, выступивших против твердых цен, введенных в сентябре 1916 г. Министр земледелия Риттих ввел продразверстку на хлеб, но самодержавие оказалось неспособным ее осуществить. В январе — феврале 1917 г. продовольственное положение промышленных центров стало катастрофическим. Петроград и Москва получили 25% положенных поставок продуктов, что создало предпосылки для массовых выступлений рабочих.  

Определенный  вклад в расшатывание государственной  власти внесла и российская буржуазия, ее прогрессивный блок в Государственной думе (лидер П.Н. Милюков), а также фракция трудовиков (лидер А.Ф. Керенский), социал-демократов меньшевиков (лидер Н.С. Чхеидзе). За отказ поддержать войну были осуждены 5 социал-демократов большевиков — депутатов Государственной думы.  

Дисбалансировка действий властей объективно вела к  политической дестабилизации в стране. Депутаты Государственной думы требовали  замены царского правительства правительством народного доверия страны. Но 25 февраля 1917 г. (10 марта) указом царя заседания Государственной думы были прерваны. Неожиданный революционный обвал большой силы в феврале — марте 1917 г. подвел черту под историей конфронтации парламента и царской власти, начавшейся еще в 1906 г. Это противоборство двух центров управления завершилось гибелью обеих конфликтующих сторон.  

Таким образом, в условиях мировой войны  усложнились отношения и обострились  противоречия между главными составляющими  государственной самодержавной  власти. Началось разложение верховной  власти, официального правительства, поместного дворянства, армии, полиции и чиновничьего аппарата, ставшее характерной особенностью российского общенационального кризиса 1915—1917 гг.  

Министры  царского правительства и другие высшие царские сановники, всего  около трех десятков человек, были арестованы и с марта 1917 г. находились в Трубецком бастионе Петропавловской крепости.  

27 февраля  1917 г. на заседании Думы был  создан Временный комитет Государственной  думы «для восстановления порядка  и для сношений с лицами  и учреждениями». 1 марта было образовано Временное правительство, которое должно было до созыва Учредительного собрания осуществлять исполнительно-распорядительные функции. Так как полномочия Временного правительства не были определены, оно фактически стало и законодательным органом страны.  

27 февраля  состоялись выборы в Петроградский  совет, который вскоре объединился  с Советом солдатских депутатов.  Под давлением широких масс  Советы действовали как революционная  власть. Таким образом, в Петрограде  установилось двоевластие в лице Временного правительства, у которого вначале не было власти, и Совета рабочих и солдатских депутатов, обладавшего реальной властью, но не имевшего четкой программы действий.  

2 марта  1917 г. Николай II подписал Манифест  об отречении от престола в пользу своего брата Михаила, который не осмелился принять российскую императорскую корону. С самодержавием в России было покончено.  

IV Государственная  дума фактически прекратила свое  существование, более 200 ее членов, известных своими связями с монархией, порвали с Думой, притихли и выжидали. 60—70 членов Думы собирались на ее частных совещаниях. Однако это не давало Думе никакого права претендовать на роль представительного органа России. Прекратили свою деятельность и монархически настроенные партии: «Союз русского народа», «Союз 17 октября» и др. Была парализована активность помещиков — основы административно-управленческой элиты.

* * *  

В конце XIX — начале XX вв. Россия стала на путь модернизации и одновременно преодолевала традиционализм. Однако она не превратилась в страну либерального типа, а «застряла» между основными суперцивилизациями: традиционной и либеральной. Именно в этом промежуточном состоянии общества, достигшего цивилизационной значимости, и состоит специфика ситуации, сложившейся в России, сердцевину которой составил раскол [15].  

Самодержавная власть стремилась создать антикризисное  управление: она сформировала в 1915 г. особые совещания по обороне и  др.; в Думе был образован «Прогрессивный блок», разработавший программу смягчения политического кризиса; в 1916 г. была введена продразверстка и др. Однако это были малоэффективные меры, антикризисного управления создать не удалось. Недовольство народа неправильным распределением земли, революционность рабочего класса, мировая война, а также несостоятельность попыток царизма приспособиться к развивающимся капиталистическим отношениям — все это важные причины кризиса государственного управления и гибели административно-управленческой дворянской элиты.  

Приспособление  к буржуазному развитию в начале XX в. требовало от «исторической власти» достижения по крайней мере двух целей:

 Создания  прочного союза поместного дворянства  и буржуазии в рамках представительных  учреждений общенационального масштаба.

 Решения  «очередной национальной задачи» — аграрного вопроса.  

Однако  в связи с обострившейся внутри- и внешнеполитической ситуацией  самодержавие уже не располагало  свободой маневра.  

Сосуществуя с Государственной думой, царизм с самого начала стремился предельно  ограничить компетенцию этого общенационального представительства, придать ему только законосовещательный характер, сохранить в неприкосновенности как систему и методы управления в центре и на местах, так и «юридическое основание» всевластия бюрократии — Положение об усиленной охране 1881 г. Неспособность самодержавия мирно конституироваться в парламентскую монархию стала одной из причин крушения царского режима.  

Повторяемость кризисных ситуаций отечественной  государственности от Смутного времени 1598—1613 гг. до кризиса конца XX — начала XXI вв. свидетельствует о том, что России присущ свой кризисный ритм. Это ставит перед нашими современниками и их потомками важный вопрос о выявлении закономерностей таких кризисов. Основные их черты, как представляется, заключаются в следующем:

 Раскол  в обществе (язычники и христиане,  люди старой и новой веры, славянофилы  и западники, царь и народ,  Государственная дума и самодержавие, Временное правительство и Петросовет  и, наконец, противостояние начала XXI в. — традиционалисты и сторонники модернизации). «Верхи» и «низы» общества, город и деревня, центр и окраины трудно находят общий язык.

 Падение  престижа власти. Взаимное непонимание  и отчуждение между властью  и обществом. 

 Угроза  гражданской войны или ее возникновение. 

 Наличие  нескольких вариантов разрешения социально-экономических и политических проблем.

 Высокая  степень эксплуатации масс, несправедливость  существующего в стране общественно-политического  порядка, пренебрежительное отношение  к правам человека.

Информация о работе Кризис государственной власти и управления 1900—1917 годов