Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:51, контрольная работа
В исторической науке дается неоднозначная оценка существовавших в России в первой половине XIX века феодально-крепостнических хозяйственных форм. В советской историографии общепринятым было мнение, что в первой половине XIX века феодально-крепостническая система переживала кризис, упадок. Некоторые ученые считали, что экономические резервы феодализма не были полностью исчерпаны, и особенностью экономики страны в этот период было одновременное развитие и феодальных и капиталистических отношений.
Александр 1 хотел реформировать страну, имея конечной целью отмену крепостного права, введение правовой системы и конституции. Либеральные идеи не были для него пустым звуком. Однако положение абсолютного монарха объективно препятствовало систематическому проведению реформ в жизнь. Справедливо утверждение некоторых современников о значительной доле мечтательности и отвлеченности от реальной жизни Александра 1. Ограничен был и круг лиц, на которых мог опереться царь. Невежественность, социальный эгоизм дворянства, групповые интересы высшей аристократии, пассивность народных масс стояли мощным препятствием на пути реформ. Поэтому реформаторские усилия царя не завершились коренными изменениями в социально-экономическом, политическом, гражданском строе России. Самодержец оказался слабее самодержавия.
Подготовка реформ и проведение
социально-экономических
Отмена крепостного
права повлекла за собой и другие
реформы. Буржуазные реформы 1860 – 70-х
гг. – эпоха Великих реформ, когда
стал складываться союз царя, дворян и
буржуазии. Реформы должны были способствовать
развитию капитализма, использовать буржуазию
в своих интересах. С 1860-х гг. в
России начался процесс
1. Земская реформа
(1864) устанавливала в губерниях
и уездах местное
2. Городская реформа
(1870) создала городское
3. Судебная реформа
(1864) установила бессословный суд
с присяжными заседателями, гласностью
судопроизводства, состязательностью
сторон (введена адвокатура), частичной
независимостью суда от
4. Военная реформа
(1874) заменила рекрутский набор
всеобщей воинской повинностью.
5. Реформы просвещения.
В 1863 г. введен университетский
устав, утвердивший
6. Финансовая реформа
была осуществлена в 1862 – 1866
гг. Право распоряжаться всеми
финансовыми средствами страны
получал министр финансов, деятельность
которого подлежала учету со
стороны Государственного
Итоги реформ 1860 – 70-х гг.:
реформы, безусловно, отвечали главным направлениям развития ведущих мировых держав. Они значительно продвинули Россию по пути модернизации. Но политическое устройство страны не было совершенно. Россия по-прежнему оставалась самодержавной монархией. Общество не могло влиять на политику правительства;
реформы в большинстве своем носили характер компромисса. Были недовольны и радикалы, учинившие кровавый террор в обществе и устроившие настоящую охоту на царя-реформатора, и консерваторы, недовольные самим фактом каких-либо преобразований;
большинство историков
полагает, что с середины 1860-х
гг. в деятельности правительства
начинают доминировать консервативно-охранительные
тенденции, а реформаторский потенциал
оказывается практически
Основные положения законодательства о крестьянах
Реформа об освобождении
крестьянства была проведена 19 февраля
1861 г. – Александр II подписал Манифест
«О всемилостивейшем даровании крепостным
людям прав состояния свободных
сельских обывателей и об устройстве
их быта», а также «Высочайшее
утверждение его императорским
величеством положения о
Реформу об освобождении крепостных крестьян нельзя было назвать «дарованием свободы». Согласно положениям Манифеста крестьяне получали личную свободу, крепостных теперь не могли продавать, распоряжаться их временем, присваивать результаты труда. Бывшие крепостные крестьяне наделялись правами владения собственностью, могли получать образование и т. д. Подушная подать с крестьян не была снята, а рекрутская повинность по-прежнему распространялась на бывших крепостных.
Все земли помещиков оставались в собственности прежних хозяев, за исключением наделов (участков), которые помещики должны были выделить крестьянам после того, как бывшие крепостные заплатят соответствующий выкуп. Цены на землю при продаже ее крестьянам завышались, а бывшие крепостные не имели средств на выкуп земли даже по реальным ценам, дворяне или чиновники были мировыми посредниками, решавшими спорные вопросы, возникающие между крестьянами и их бывшими хозяевами.
Поскольку крестьяне были не в состоянии выкупить предоставленные им наделы, государство предоставило крестьянам ссуды, оплачивающие помещикам 80% стоимости земли, 20% стоимости должен был оплатить сам крестьянин. Условия предоставления ссуд были тяжелыми, так как деньги крестьянам государство давало под достаточно высокие проценты. Временно обязанные крестьяне – это крестьяне, не имевшие денег для выкупа надела. Они должны были работать на помещика до тех пор, пока не будут в состоянии выкупить надел. Это положение просуществовало до 1881 г., после чего понятие «временно обязанные крестьяне» было отменено.
Реформа по освобождению крестьян была воспринята как большой прогресс в развитии России. Массовые выступления крестьянства закончились, необразованность большинства крепостных не позволяла им полностью воспользоваться всеми правами, предоставленными им государством, в результате чего еще много лет в России господствовал помещичий произвол. Но падение крепостного права было прогрессивным шагом в развитии России, так как появление вольнонаемной силы дало возможность развиваться капиталистическому производству в стране. Полученной по реформе земли крестьянам явно не хватало и они вынуждены были арендовать часть помещичьих земель, платя за это деньгами или своим трудом, т. е. сохранялась поземельная зависимость крестьян от помещиков, что вело к сохранению прежних феодальных форм эксплуатации крестьян.
Таким образом, положение
российского крестьянина, который
должен был работать и на себя, и
на помещика, выплачивать долги и
налоги государству, по-прежнему оставалось
крайне тяжелым и тормозило развитие
сельского хозяйства. Другим тормозом
аграрного производства было сохранение
еще одного феодального пережитка
– крестьянской общины, которая
являлась собственником крестьянской
земли и сохраняла
Александр II провел целый ряд реформ, которые улучшили положение России и предотвратили назревавший социальный взрыв. Реформы немного запоздали, так как многие области государственной жизни находились в критическом состоянии, но принятие целого комплекса реформ после освобождения крепостных крестьян сделало политику Александра II популярной, обеспечив дальнейшее прогрессивное развитие России по пути капитализма.
Тест:
Установите соответствие дат с авторами реформ и их содержанием.
I. 1810 г. II. 1839г. III. 1880-е г. IV. 1890-е г.
А. Податные, налоговые реформы-3
Б. Денежная реформа введен свободный размен бумажных денег на золото.-4
В. Выпуск новых кредитных билетов, свободно обменивающихся на серебряные деньги- 2
Г. Финансовая реформа государственного бюджета и стабилизации рубля- 1
Заключение:
Реформаторские
намерения императора, как в конституционном,
так и в крестьянском вопросе
сменяются реакционным курсом. Эта
перемена обусловлена, прежде всего, оппозиционными
настроениями дворянства. Кроме того,
Александр 1 считал, что крестьянская
Россия не способна понять и принять
конституционную систему
Последние годы правления Александра 1 называют «аракчеевщиной» (1815-1825), так как управление страной при часто уезжавшем за границу царе сосредотачивается в руках всесильного временщика. Символом наступившей реакции были военные поселения – новая форма комплектования и содержания армии. Крестьяне, переводимые на положение «военных поселян» должны были соединять военную службу с земледельческим трудом. Таким образом, они и обеспечивали себя, снимая расходы с казны, и становились резервом армии. В разряд поселенцев государственные крестьяне переводились целыми уездами. Жесткая регламентация быта, палочная дисциплина, запрет на торговлю и промыслы – все это разрушало крестьянский уклад, тормозило экономическое развитие.
Последние годы царствования Александра были мрачными для страны и тягостными для императора. В 1825 году он неожиданно скончался в Таганроге, оставив открытым вопрос о престолонаследии.
Александр 1 хотел реформировать страну, имея конечной целью отмену крепостного права, введение правовой системы и конституции. Либеральные идеи не были для него пустым звуком. Однако положение абсолютного монарха объективно препятствовало систематическому проведению реформ в жизнь. Справедливо утверждение некоторых современников о значительной доле мечтательности и отвлеченности от реальной жизни Александра 1. Ограничен был и круг лиц, на которых мог опереться царь. Невежественность, социальный эгоизм дворянства, групповые интересы высшей аристократии, пассивность народных масс стояли мощным препятствием на пути реформ. Поэтому реформаторские усилия царя не завершились коренными изменениями в социально-экономическом, политическом, гражданском строе России. Самодержец оказался слабее самодержавия.
Список использованной литературы:
Информация о работе Кризис феодально - крепостнических отношений России в первой половине XIX