Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 23:22, реферат
1. Предпосылки крестьянской войны XVII века в России
Начало «Смутного время» обычно сводится с пресечением правящей династии Рюриковичей: в 1598 г. умер последний царь этой династии бездетный сын Ивана Грозного Фёдор и на русский престол был избран Борис Годунов (избран был Земским собором). «Смутное время» время обычно заканчивают освобождением Москвы и избранием Михаила Романова Земским Собором в 1613 г. царем, хотя фактически Смута продолжалась ещё несколько лет .
В качестве основной причины «смуты» отмечалось насильственное «пресечение старой династии» и заточение связанных с этой династией бояр Романовых. Вина за все это возлагалась на Бориса Годунова. Одним из факторов, обусловивших Смуту начала XVII в., было пресечение династии Рюриковичей и появление на российском престоле избранных, «ненастоящих» царей .
Завершением Смуты они считали избрание на престол Михаила Романова. Историки XVIII в. полагали, что Смута – эта «безумная распря шляхетских родов» – была следствием издания крепостнических законов. В историографии конца XIX – начала XX в. сложился взгляд на Смуту как на глубокий общественный кризис в стране. Историки выделяли три ее этапа – «династический», «социальный» и «национальный», в ходе которых в Смуту последовательно втягивались разные слои общества: вначале – боярство, затем – дворянство и, наконец, – народные низы. В результате Смуты проиграли «верхи» и «низы» русского общества, победили «средние слои», что позволило восстановить российскую государственность.
Советские историки пересмотрели концепцию Смутного времени, выдвинув на первый план классовую борьбу. В России имел место мощный взрыв классовой борьбы, иначе говоря, крестьянская революция, а появление самозванцев было вызвано внутренними причинами, а не только польской интервенцией. Именно закрепощение крестьян в XVI в. подготовило почву для восстания начала XVII в. И восстание И.И. Болотникова было первой крестьянской войной в России .
Введение 3
1. Предпосылки крестьянской войны XVII века в России 4
2. Крестьянские войны под предводительством И.И. Болотникова, С.Т. Разина и Е.И. Пугачева 8
3. Крестьянская война как форма гражданской войны 18
Заключение 22
Список использованных источников 24
Содержание
Противоборство одних подданных бывшей Российской империи с другими в начале XX в. сами участники кровавой резни обозначили как гражданскую войну. России начала XVII в. такая терминология была незнакома, современники нашли иное емкое слово – Смута и крестьянские войны.
Крестьянские войны в России - утвердившееся в советской исторической литературе название наиболее массовых народных социальных движений XVII—XVIII вв.; массовые стихийные вооруженные выступления крестьян, холопов, городской бедноты, казаков, служилых людей против крепостнических порядков, за землю и волю. В истории России было принято выделять три крестьянских войны:
1 - крестьянская война начала XVII в. (восстание Хлопка в 1603-1604 гг.; Болотникова восстание 1606-1607 гг., восстания крестьян и казацкие выступления 1608-1618 гг.);
2 - крестьянская война под предводительством Степана Разина 1670-1671 гг. (см. Степана Разина восстание);
3 - крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева 1773-1775 гг.
Ряд историков считали возможным отнести к числу крестьянских войн восстание 1707—1709 гг. под предводительством К. А. Булавина.
Цель данного реферата состоит в том, чтобы определить, есть ли основания причислять крестьянские войны к гражданским войнам.
Задачи реферативной работы:
- рассмотреть предпосылки
возникновения крестьянской
- проанализировать крестьянские войны под предводительством И.И. Болотникова, С.Т. Разина и Е.И. Пугачева;
Начало «Смутного время» обычно сводится с пресечением правящей династии Рюриковичей: в 1598 г. умер последний царь этой династии бездетный сын Ивана Грозного Фёдор и на русский престол был избран Борис Годунов (избран был Земским собором). «Смутное время» время обычно заканчивают освобождением Москвы и избранием Михаила Романова Земским Собором в 1613 г. царем, хотя фактически Смута продолжалась ещё несколько лет1.
В качестве основной причины «смуты» отмечалось насильственное «пресечение старой династии» и заточение связанных с этой династией бояр Романовых. Вина за все это возлагалась на Бориса Годунова. Одним из факторов, обусловивших Смуту начала XVII в., было пресечение династии Рюриковичей и появление на российском престоле избранных, «ненастоящих» царей2.
Завершением Смуты они считали избрание на престол Михаила Романова. Историки XVIII в. полагали, что Смута – эта «безумная распря шляхетских родов» – была следствием издания крепостнических законов. В историографии конца XIX – начала XX в. сложился взгляд на Смуту как на глубокий общественный кризис в стране. Историки выделяли три ее этапа – «династический», «социальный» и «национальный», в ходе которых в Смуту последовательно втягивались разные слои общества: вначале – боярство, затем – дворянство и, наконец, – народные низы. В результате Смуты проиграли «верхи» и «низы» русского общества, победили «средние слои», что позволило восстановить российскую государственность.
Советские историки пересмотрели концепцию Смутного времени, выдвинув на первый план классовую борьбу. В России имел место мощный взрыв классовой борьбы, иначе говоря, крестьянская революция, а появление самозванцев было вызвано внутренними причинами, а не только польской интервенцией. Именно закрепощение крестьян в XVI в. подготовило почву для восстания начала XVII в. И восстание И.И. Болотникова было первой крестьянской войной в России3.
В современной отечественной историографии начался пересмотр этих представлений. В исследованиях последних лет показана неправомерность характеристики этих событий в качестве крестьянской войны. По мнению некоторых историков, «Смута представляла собой первую в истории России гражданскую войну, происходившую в условиях иностранной интервенции. Смута, полагают они, являлась результатом глубокого кризиса в России, охватившего страну к концу XVI в., а по мере развертывания иноземного вмешательства социально- политическая борьба переросла в национально-освободительную»4.
Основными причинами крестьянской войны можно назвать последствие реформы опричнины (направлена была на укрепление самодержавия, а реально лишь расшатала его основы), и сложившийся позже кризис государственности.
В экономической сфере: в связи со стихийными бедствиями (голод, эпидемия чумы), неудачных войн(Ливонская война, война с Речью Посполитой) экономическое состояние страны было катастрофическим происходили голодные бунты, но это случалось и раньше в истории Руси (голод, эпидемия чумы и т.д.) – поэтому в этой сфере прямой связи с возникновением «Смутного времени нет», но это послужило толчком для развития причин в других сферах (в частности в духовной, не веря в Годунова из-за Божественного происхождения царского рода)
В социальной сфере. Есть мнение, что Смута представляла собой первую в истории гражданскую войну, происходившую в условиях иностранной интервенции. Сначала была социально-политическая борьба (борьба между сословиями, Крестьянская война), а по мере усиления иноземного вмешательства она переросла в национально-освободительную. Историки выделяли три ее этапа – «династический», «социальный» и «национальный», в ходе которых в Смуту последовательно втягивались разные слои общества: вначале – боярство, затем – дворянство и, наконец, – народные низы (С. Платонов). В результате Смуты проиграли «верхи» и «низы» русского общества, победили «средние слои», что позволило восстановить российскую государственность.
В политической сфере: в 1598 г. умер последний царь этой династии Рюриковичей бездетный сын Ивана Грозного Фёдор. Т.е. случился династический кризис, в свою очередь он усилился после смерти младшего сына Ивана Грозного Дмитрия (были мнения, что его убили, официальную версию объявили, что он играл в игру с ножами и случайно заколол себя).
В духовной сфере. Кризис национально-государственной идеи. Эта идея базировалась на принципах «служения государю». Большую роль в обосновании «самодержавства» в России играла легенда о «Мономаховом венце», оформленная в первой четверти 16 века в «Сказании о князьях владимирских». В нем повествуется о происхождении русских князей от римского императора Августа, «наместника бога на земле» и получения из Византии регалий русских государей – в первую очередь «венца», «шапки».
Тем самым подчеркивалась божественная природа власти, утверждалось высокое происхождение русских князей. Это легенда служила основной «самооправдания» самодержавной власти в России. Т.е. тем самым выработалась схема, царь служит Богу, а подданные служат царю. В начале 17 века это схема служения Богу была нарушена, поскольку к власти пришли не Богом избранные Годунов (Шуйский, Самозванцы), а в это время 3 года были не урожаи и люди это свели на религию и начались беспорядки5.
Таким образом, причиной Русской смуты XVI-XVII вв. была неудачная попытка реформирования страны по европейскому образцу, т. е. начиная с демократических преобразований в политике. Хронологическими рамками этого процесса могут быть названы две даты. Первая из них - это 1549 г., т.е. начало демократических реформ Избранной рады во время правления Ивана Грозного, а вторая - это принятие Судебника 1649 г., установившего крепостное право в России при Алексее Михайловиче Романове, что свидетельствовало об окончательном отказе от попыток модернизации страны по европейскому образцу. В то же время отрицательный результат реформирования страны в ХVІ-ХУІІ вв. подготовил почву для успешной модернизации России Петром I в ХVІІІ в. 6.
После свержения Лжедмитрия I и прихода к власти Василия Шуйского не произошло нормализации обстановки в стране. Сохранились волнения в крестьянской среде, выступления против крепостнического гнета.
Избранием на царство Шуйского были так же недовольны и некоторые феодалы, особенно те, которые поддерживали политические связи с самозванцем Лжедмитрием. Основные противники Шуйского сосредоточились на юго-западной окраине государства, где самозванец два года назад встретил активную поддержку. В этих областях на воеводствах были активные сторонники Лжедмитрия – князья Григорий Шаховской и Андрей Андреевич Телятевский.
Недовольство, как крестьянства, так и дворянства юго-западных областей усиливалось тем обстоятельством, что Лжедмитрий освободил данные территории на 10 лет от уплаты налогов, а Василий Шуйский возобновил обложение. Ходила молва, что «царь Дмитрий Иванович» «спасся», теперь в Москве и вновь возглавит борьбу против Шуйского7.
1 – Крестьянская война под предводительством И.И. Болотникова. Ход событий войны (1606-1607):
1. Летом 1606 г. у народных масс появился предводитель – Иван Исаевич Болотников. Он был холопом князя А.А. Телятевского, скорее всего, военным холопом, выходцем из разорившейся дворянской семьи, получившим от своих господ небольшое по размеру поместье с крестьянами. Как и другие военные холопы в мирное время, он выполнял административные обязанности в боярских вотчинах, а во время войны – участвовал вместе со своими господами в походах. В одном из источников Болотникова называют «опытным воином». Собравшийся в войске Болотникова народ представлял собой очень сложный конгломерат различных сил. Это были крестьяне и казаки, холопы и посадские, служилые люди, мелкие и средние феодалы, а также князья Шаховской и Телятевский, которые преследовали в этой войне свои честолюбивые цели.
2. В июле 1606 г. войска Болотникова вышли из Путивля в поход на Москву. Опорой их движения стала Комарицкая волость.
3. Август 1606 г. Состоялась битва под Кромами, был взят Елец. Затем болотниковцы направились к Туле. Они объединились с отрядами рязанских дворян Прокопия Ляпунова и Григория Сумбулова и веневских – Истомы Пашкова. После взятия Калуги и Каширы, после кровопролитных боев повстанцы пришли к Москве и раскинули лагерь в селе Коломенском.
4. Волнения охватили всю страну: Поволжье с 1605 г. (здесь действовали казачьи отряды во главе с холопом Илейкой Муромцем, который называл себя «царевичем Петром»), народные волнения наблюдались на Севере, Урале, в Пскове.
5. Генеральное сражение произошло 2 декабря 1607 г. после почти двухмесячной осады Москвы болотниковцами. За это время произошло изменение в социальном составе восставших. Рязанские дворяне во главе с Сумбуловым и Ляпуновым перешли на сторону Василия Шуйского, так как были напуганы народным характером движения. Во время генерального сражения Пашков и несколько сот дворян также изменили восставшим.
6. В битве под Москвой войска Болотникова потерпели поражение и отступили к Калуге. В мае 1607 г. повстанцы отступили к Туле.
7. 30 июня 1607 г. началась осада города царскими войсками, которая продолжалась больше трех месяцев. Болотников был казнен. Подавление восстания Болотникова не означало прекращения крестьянской войны, но после этого она уже шла на спад8.
Это была первая крестьянская война в истории России. Нечеткость классовых требований, незрелость крестьянского движения совершенно естественны для первой в истории России крестьянской войны, хотя это движение охватило самые широкие, как никогда раньше, народные массы.
2 - Восстание Степана Тимофеевича Разина 1670-1671 гг.. Движение С.Т. Разина зародилось в станицах донского казачества. Донская вольница всегда привлекала беглых из южных и центральных областей Российского государства. Здесь они были защищены действием неписаного закона «с Дона выдачи нет». Правительство, нуждаясь в услугах казаков для обороны южных границ, платило им жалованье и мирилось с существовавшим там самоуправлением9.
Степан Тимофеевич Разин (около 1630-1671) - предводитель Крестьянской войны 1670-1671, вождь крупного протестного движения крестьян, холопов, казаков и городских низов 17в. Уроженец станицы Зимовейской, принадлежал к домовитому казачеству - пользовался большим авторитетом. В 1667г. он возглавил отряд в тысячу человек, который отправлялся в поход «за зипунами» (на Волгу, а затем на р. Яик, где с боем занял Яицкий городок).
Летом 1668г. уже почти 20-тысячное разинское войско успешно действовало во владениях Персии (Ирана) на Каспийском побережье. Захваченные ценности разинцы обменивали на русских пленных, пополнявших их ряды. На следующий 1669г., летом казаки разгромили у Свиного острова (южнее Баку) флот, снаряженный против них персидским шахом. Это сильно осложнило русско-иранские отношения и обострило позицию правительства к казакам.
В октябре 1669г. Разин через Астрахань вернулся на Дон, где был встречен с триумфом. Окрыленный удачей, он занялся подготовкой нового похода, на этот раз «за доброго царя» против «изменников бояр». Очередной поход казаков по Волге на север превратился в крестьянскую смуту. Военным ядром оставались казаки, а с притоком в состав отряда огромного количества беглых крестьян, народов Поволжья - мордвы, татар, чувашей - социальная направленность движения резко изменилась.
В мае 1670 г. 7-тысячный отряд С. Т. Разина овладел городом Царицыном, в то же время были разгромлены посланные из Москвы и Астрахани отряды стрельцов. Утвердив в Астрахани казачье управление, Разин двинулся на север - Саратов и Самара добровольно перешли на его сторону. С. Разин обратился к населению Поволжья с «прелестными» (от слова: прельщать, призывать) письмами в которых, призывал примкнуть к восстанию и изводить изменников, т. е. бояр, дворян, воевод, приказных людей. Восстание охватило огромную территорию, на которой действовали многочисленные отряды во главе с атаманами М. Осиповым, М. Харитоновым, В. Федоровым, монахиней Алёной и др.
В сентябре войско Разина подступило к Симбирску, и месяц упорно осаждало его. Напуганное правительство объявило мобилизацию - в августе 1679 г. 60-тысячное войско направилось в Среднее Поволжье. В начале октября правительственный отряд под началом Ю. Барятинского нанес поражение основным силам Разина и присоединился к Симбирскому гарнизону под началом воеводы И. Милославского. Разин с небольшим отрядом ушел на Дон, где надеялся набрать новое войско, но был предан верхушкой казачества и выдан правительству. 4 июня 1671г. он был доставлен в Москву и два дня спустя казнен на Красной площади. В ноябре 1671г. пала Астрахань - последний оплот восставших. Участники восстания подверглись жестоким репрессиям10.