Коронация царей и инаугурация президентов в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 20:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей проектной работы стало не только изучение происхождения церемонии со странным, трудно запоминаемым названием «инаугурация», но и подробное знакомство с церемониями коронации и инаугурации, порядком их проведения, изучение истоков их происхождения, их общих и отличительных черт, а также представление церемоний на примере самых ярких из них.

Оглавление

1. Введение

2. Сравнение коронации и инаугурации в России

2.1. Происхождение и регламентация

2.2. Основные события церемоний

3. Примеры коронаций и инаугураций

3.1 Коронация Александра II
3.2. Инаугурация В.В.Путина

4. Заключение

5. Глоссарий

6. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Сравнение коронации и инаугурации1.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

Проектно-исследовательская работа

 

 

«Коронация  царей и инаугурация президентов в России»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила:

ученица 10 «Б» класса

Ракитина Анна

 

 

 

 

 

Москва, 2012 г.

Содержание

 

1. Введение

 

2. Сравнение коронации и инаугурации в России

 

2.1. Происхождение и регламентация

 

2.2. Основные события церемоний

 

3. Примеры коронаций  и инаугураций

 

3.1 Коронация Александра II

3.2. Инаугурация В.В.Путина

 

4. Заключение

 

5. Глоссарий

 

6. Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На уроках истории, изучая темы, связанные со вступлением на престол того или иного русского царя, мы говорили о коронации. Увидев в этом году трансляцию инаугурации Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, я решила узнать, что объединяет эти церемонии: только сам процесс вступления в права главы государства или есть другие точки соприкосновения.

Целью моей проектной  работы стало не только изучение происхождения  церемонии со странным, трудно запоминаемым названием «инаугурация», но и подробное знакомство с церемониями коронации и инаугурации, порядком их проведения, изучение истоков их происхождения, их общих и отличительных черт, а также представление церемоний на примере самых ярких из них.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнение коронации и инаугурации

 

Происхождение и регламентация

 

Коронация и инаугурация  имеют схожие истоки, но сильно различаются  по своей регламентации.

Корона́ция — формальная процедура, символизирующая принятие монархом власти и её атрибутов (трона, короны, скипетра и т. п.). В европейской христианской культуре коронация — религиозная церемония, сопровождаемая обрядом помазания на царство (ветхозаветного происхождения). Таким образом, ритуал носит особый смысл благословения Богом на царство, мистического венчания с государством и т. п.

Церемонии коронации  в России предшествовал обряд  венчания на царство. Он был принесен на Русь из Византии (в свою очередь  продолжившей древнеримскую традицию) царевной Софьей Палеолог. Впервые  в России венчание на царство (а не интронизация — «настолование») имело место в 1497 году, когда ее муж, Иван III, венчал своего внука Дмитрия Ивановича как наследника.

Впервые как глава  государства короновался (и с  того времени систематически использовал титул царь) Иван IV Грозный в 1547 году. Тогда была заложена строгая традиция, соблюдаемая и поныне, – никто не должен пересекать красную ковровую дорожку, по которой царь или президент идет произносить тронную или инаугурационную речь. Первая императорская коронация прошла в 1724 году, когда Петр I Великий возложил корону на свою жену Екатерину I.

Инаугурация (от латинского inauguro — «посвящаю») – посвящение в должность главы государства (или учреждения) – заимствована с античных времен, когда государственных деятелей Древнего Рима вводили в должность жрецы (авгуры), исполняя, таким образом, волю богов. Слово «президент» тоже имеет латинское происхождение.

В России это понятие было взято из США, где инаугурация – политическая традиция, возникшая одновременно с институтом президентства. Впервые термин "инаугурация" появился в России не в Москве, а в Казани, где президентом Татарстана в 1990г. стал Минтимер Шаймиев. Тогда никаких традиций инаугурации в стране еще не было. Первые инаугурации отечественного образца — сначала Михаила Горбачева в качестве президента СССР в 1990 году, потом Бориса Ельцина как президента России в 1991 году— были чрезвычайно скромными и больше походили на весьма аскетичные французские церемонии, чем на аналогичные американские торжества и уж тем более пышные коронации российских государей.

Верность новой России дореволюционной традиции впервые  обозначило присутствие патриарха  Алексия II на первой инаугурации Ельцина в 1991 году, осенившего нового президента крестным знамением. Разработчики церемониала вступления в должность следующих российских президентов ориентировались на коронацию Александра II.

В поисках аутентичности выбора на самом деле не было — его диктовал дух места. В буквальном смысле: русские цари даже после переноса столицы в Санкт-Петербург венчались на царство в древнем Московском Кремле, который после революции вновь обрел статус главной государственной резиденции.

Церемония коронации  была жестко регламентирована, ее определяла вековая традиция, берущая начало со времен Ивана IV Грозного и его  преемника царя Федора Иоанновича.

Законодательного регламента президентской инаугурации в  Российской Федерации нет. Статья 82-я  Конституции содержит лишь текст  присяги, состоящий из 33 слов.

Непосредственное вступление на престол российских императоров, как правило, не совпадало с ритуалом коронования и сопутствующими торжествами. Этот временной интервал был различным и зависел от многих обстоятельств, в первую очередь от воли нового императора. Обычно коронации приурочивались к весенне-летнему сезону, поскольку торжества сопровождались по традиции народными гуляниями.

Процедура инаугурации, согласно закону "О выборах президента Российской Федерации", проводится на 30-й день после оглашения Центральной  избирательной комиссией официальных  результатов голосования.

Торжества, посвященные коронации императора, могли продолжаться несколько недель. Сам обряд продолжался несколько часов. Так, церемония коронации последнего русского императора Николая II длилась больше четырех часов. Большую часть времени занимала торжественная литургия и миропомазание.

Очевидно, что перенести  в современную Россию многодневный церемониал царской коронации было невозможно. Сама церемония инаугурации Президента РФ, в общей сложности, укладывается в пределы часа. Могут быть отклонения по времени, но они незначительны. Такой короткой церемония получается потому, что это – мероприятие светское, и во время него литургия не проходит.

Венчание на царство  со времен первого русского царя Ивана  Грозного происходило на Соборной площади Московского Кремля. Детали обряда могли отличаться: одних царей, подобно Павлу I, помазывали в Успенском соборе, другие, как Александр II, его сын Александр III и внук Николай II, принимали венец и другие регалии на импровизированном помосте у нижней ступени Красного крыльца Грановитой палаты.

Там же, на Соборной площади, предполагалось проводить церемонию  вступления в должность и всенародно избранных глав новой России. Однако после долгих дискуссий от этой идеи решили отказаться. Соборную площадь  для проведения инаугурационных  мероприятий сочли «слишком архаичной» и перенесли церемонию в Андреевский зал Большого Кремлевского дворца, который в царские времена играл роль тронного: именно туда относили царские регалии сразу после помазания. Однако на Соборной площади президент принимает парад Президентского полка.

У глав российского государства  в разное время были разные символы  власти.

Царские регалии –  это царский венец, скипетр и держава.

Царский венец являлся  основным признаком власти, определяющим титул императора. Скипетр принадлежит к древнейшим символам власти. Первообразом для него послужил пастушеский посох. Он существовал уже у греков. Римские цари переняли скипетр от этрусков; впоследствии его употребляли в Риме полководцы во время триумфа и императоры; верхний конец его украшен был орлом. Римляне нередко посылали скипетр союзным иностранным государям в знак дружбы. Усвоенный в христианской церкви, посох стал употребляться и европейскими государями, которые заменили его укороченными жезлами-скипетрами. В средние века наклонение скипетра служило знаком королевской милости, целование скипетра — знаком подданства. Держава, имея форму шара, увенчанного крестом, представляет собой символ владычества над землей.

У нынешних глав российского государства тоже есть три символа власти: собственный штандарт, специально изготовленный для них экземпляр Конституции РФ в переплете из красной кожи варана, и так называемый знак президента. Если свой штандарт есть у многих глав государств, а Конституция служит для того, чтобы, положа на нее руку, принести присягу, то специальный президентский знак — российское новшество, нечто среднее между высшей государственной наградой и царской короной.

Это символическая копия креста ордена «За заслуги перед Отечеством», цепь которого, изготовленная из золота, серебра и эмали, состоит из 17 звеньев. На оборотной стороне звеньев цепи выгравированы имя, фамилия и отчество каждого из президентов России, а также год его вступления в должность. Ни Владимир Путин, ни Дмитрий Медведев так и не надели полагающийся им президентский знак, словно последовав примеру Николая I, который также во время коронации так и не взял в руки ни скипетр, ни державу.

На церемонии коронации  императора присутствовали тысячи людей: знать и сановники, министры, члены  Государственного Совета и Сената, высшее духовенство, солдаты, офицеры, горожане и гости. Императрица являлась равноправным участником коронации. На коронации Николая II находился «весь Петербург», делегации из всех мест, по которым проехал Николай от Владивостока до Царского Села, делегаты из Средней Азии и с Кавказа, а также многочисленные представители из-за границы. На коронацию приехали королева Греции Ольга, три великих герцога, два владетельных князя, двенадцать наследных принцев, шестнадцать принцев и принцесс. Три православных патриарха – Антиохийский, Иерусалимский и Александрийский, а также папа Римский и архиепископ Кентерберийский послали своих епископов. Китайскую делегацию возглавлял старый знакомый Николая – генерал-губернатор Кантона, один из крупнейших политических деятелей страны Ли-хан Чжан. На торжествах коронации было аккредитовано рекордное для того времени число русских и иностранных репортеров – более двухсот. И здесь же впервые в истории России появились операторы-кинематографисты, присланные изобретателями кино французскими братьями Люмьер для того, чтобы снять документальный фильм о предстоящем событии.

Список присутствующих на инаугурации определяется службой протокола президента. Среднее число гостей порядка трех тысяч человек. Обязательно присутствие членов правительства, депутатов Думы и Совета Федерации, судей Конституционного суда. Своим участием на мероприятии, они укрепляют положение главы государства. В качестве представителей президента неизменно фигурируют руководители администрации, представители избирательного штаба, доверенные лица, присутствует супруга президента. Другие кандидаты в президенты, участвовавшие в выборах, также входят в список гостей. Уходящий с этого поста президент, присутствует на мероприятии, он считается исполняющим обязанности до принятия присяги у нового главы государства. Представители духовенства, главы дипломатических миссий, общественные деятели, ученые, представители искусства собираются, чтобы засвидетельствовать присягу избранного президента и его торжественное вступление в должность.

Поскольку, вообще говоря, церемония коронации была по изначальному смыслу религиозной, символическую роль в ней играли священнослужители — сначала патриархи, а после упразднения патриаршества Петром I московские митрополиты. Именно они от лица церкви благословляли государя на царство, тем самым подчеркивая его роль помазанника божьего и наместника бога на земле. Последнего российского императора Николая II на царство венчал Петербургский митрополит Палладий.

Присутствие патриарха на инаугурации является хоть и обязательной, но больше политической, чем символической, частью инаугурации — как доказательство поддержки власти со стороны традиционного и популярного в народе общественного института.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

  • инаугурация Президента РФ во многом переняла традиции коронации российских императоров, но не стала полным ее повторением, заимствовав само понятие и главную идею из Западной культуры;
  • инаугурация, в отличие от коронации, не имеет строгих рамок;
  • дата инаугурации определяется законом и, в отличие от воли царя, от воли президента не зависит;
  • длительность церемоний отличается из-за их основной идеи, благодаря которой религиозная коронация продолжается несколько часов из-за службы, которая в светскую инаугурацию не входит;
  • место проведения церемоний отличается, но незначительно;
  • у глав российского государства всегда были собственные признаки власти, однако в разное время они отличались и имели разное значение;
  • состав присутствующих на церемониях и их количество были примерно одинаковы. Однако на коронации, в отличие от инаугурации, присутствовали не только приглашенные гости, но и обычные горожане, а императрица была равноправным участником церемонии;
  • представители духовенства присутствуют на обеих церемониях, но выполняют на них различные функции.

 

 

 

 

 

2.2. Основные события церемоний

 

Согласно монархической  идее, император получал власть не от сограждан, а от Бога. Центральным событием инаугурации является присяга на верность народу и конституции, коронации – миропомазание, когда освященным елеем – оливковым маслом – на лбу помазанника рисуется крест.

Обряд миропомазания  должен был совершаться в алтаре, куда следовало пройти через Царские врата. Во время коронации император произносил со скипетром и державой в руках коронационную молитву. Единственными "демократическими" элементами церемонии были традиционный троекратный поклон только что помазанного царя народу с крыльца Успенского собора и присутствие на коронации потомков Ивана Сусанина в крестьянских одеждах.

Информация о работе Коронация царей и инаугурация президентов в России