Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 09:30, контрольная работа
Русская культура стала выделяться в особый тип в рамках христианской цивилизации в IX—XI вв. в ходе образования государства у восточных славян и при¬общения их к православию. Православие задавало общий для Руси нормативно-ценностный порядок; оно захватило все слои общества, но не всего человека: этим можно объяснить поверхностный уровень христианизации «безмолвствующего» большинства, его невежественность в элементарных религиозных вопросах и наивное социально-утилитарное толкование основ вероучения, столь удивлявшее европейцев. Опора государства на новую религию, прежде всего как на социально-нормативный институт регулирования общественной жизни и сформи¬ровала тот особый тип русского массового православия — фор-мального, синтезированного с языческой мистикой и практикой.
Введение 3
Глава 1. Причины принятия христианства на Руси 5
Глава 2. Принятие христианства на Руси 8
2.1. Зарождение христианства 8
2.2. Владимир – христианин 9
2.3. Крещение киевлян 11
Глава 3. Итоги крещения Руси 13
Заключение 16
Список используемой литературы 18
По приезде в Киев Владимир, прежде всего, крестил своих сыновей, ближайших родственников, бояр и слуг. Затем стал посылать священников и знающих людей, из обращенных уже ко Христу, по ближайшим городам и селам с целью обращения в христианство. В Киеве же он сам ходил между народом, разъяснял ему нелепость и ложность язычества и склонял киевлян к принятию христианства, а чтобы еще сильнее подействовать на народ, велел рубить и истреблять идолов, самим же им поставленных на холмах и площадях киевских.
2.3. Крещение киевлян
Когда же прибыл в Киев епископ Михаил и Владимир увидел, что народ уже достаточно подготовлен к принятию крещения, тогда в назначенный день велел народу собраться на берег Днепра (при устье реки Почайны) для крещения. Его вестники ходили по городу и объявляли от имени князя: "Если кто завтра не придет на реку, богатый или убогий, нищий или рабочий, тот будет считаться моим противником". И стал собираться народ на указанном месте, не обнаруживая никакого сопротивления или возражения княжескому приказу и не стараясь уклониться от исполнения, а напротив, как говорит летописец Нестор, "спешил с радостью ко крещению как бы издавна убежденный в необходимости его". Те же немногие, которые еще не понимали важности предстоящего действия, с покорностью говорили "если бы это недобро было, то ни князь ни бояре не приняли бы сего" (т.е. крещения). Утром князь со священниками царицы и с прибывшими из Корсуни пришли на берег реки. Народ группами разместился по берегу: мужчины отдельно, женщины отдельно; одни вошли в воду по грудь, другие по пояс; некоторые же стояли у самого берега; родители держали младенцев на руках. Принявшие крещение прежде ходили между народом, чтобы показывать крещащимся, что и как делать. Священники стояли на берегу и читали молитвы и давали крещаемым имена по группам.
Два важнейших события в жизни Владимира и в истории русского народа: крещение самого Владимира и крещение киевлян, по свидетельству летописи, совершились в 988 г.; причем летописец не показывает точно, в каком месяце произошло это событие; но приняв во внимание, что Владимир перед своим крещением предпринял поход на Корсунь, отправившись к нему на лодках по Днепру и Черному морю, чего он не мог сделать раньше июня или даже июля месяца, можно считать, что он выступил в поход еще в 987- году, и простоял под стенами Корсуня всю осень и зиму 987 г., и с весною, 988 г., когда по морю открылось судоходство, отправил в Цареград посольство с требованием невесты и священников для крещения. В начале апреля, пред Пасхою (бывшею в 988 г. 8 апр.), как думают некоторые, Владимир был крещен и к лету возвратился в Киев, где и крестил народ, может быть, 15 июля, или как полагает Степенная книга, 1 августа того же 988 года.
Глава 3. Итоги крещения Руси
Крещение Руси – важнейший переломный момент в российской истории, в развитии русской культуры. Для восточнославянского мира это был культурный переворот, положивший начало глубоким изменениям во всех сферах жизни – от мировоззрения до быта и длившийся достаточно долго (до XVI века).
Историческое значение этого времени заключалось в следующем:
1) Приобщение славяно-финского
2)Создание условий для
3)Русь была признана как
Русская церковь, развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала силой объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность.
Перенесение на русскую
почву традиций монастырской жизни
придало своеобразие славянской
колонизации северных и восточных
славян Киевского государства. Миссионерская
деятельность на землях, населенных финоязычными
и тюркскими племенами, не только вовлекла
эти племена в орбиту христианской цивилизации,
но и несколько смягчала болезненные процессы
становления многонационального государства.
Приобщение к тысячелетней христианской
истории ставило перед русским
Заимствование становилось основой для
Для русского народа, сравнительно поздно вступившего на путь исторического развития, принятие христианства означало приобщение к многовековой и высокой культуре Византии, но необходимо четко отделять культуру (сложившуюся еще в языческий период) от религиозной идеологии.
Византия не тем превосходила древних славян, что была христианской страной, а тем, что являлась наследницей античной Греции, сохраняя значительную часть ее культурного богатства. В этом смысле христианство нельзя противопоставлять язычеству, так как это только две формы, два различных по внешности проявления одной и той же идеологии. Формально Русь стала христианской. Погасли погребальные костры, угасли огни Перуна, требовавшего себе жертв, но долго еще насыпали языческие курганы, тайно молились Перуну и огню - Сварожичу, справляли буйные праздники родной старины. Автор начальной летописи вынужден сознаться, что люди только "словом нарицающиеся христиане", а на деле - "поганьске живуще", на игрищах людей "многое множество", а в церкви во время службы их обретается мало. В конце XI в. киевский митрополит Иоан жаловался, что церковный обряд венчания соблюдается только боярами и князьями, а простые люди заключают браки по прежнему обычаю - "поимают жены своя с плясанием и гудением и плесканием" и некоторые "без срама" имеют две жены. Не будучи в силах достичь действительного и быстрого превращения новообращенных в христиан, греческие священники пошли на уступки прежней вере: они признали реальность существования всех славянских богов, приравняв их к бесам, признали святость традиционных мест и сроков старого культа, выстраивая храмы на местах прежних кумиров и капищ и назначая христианские праздники приблизительно на те же дни, к которым приурочивались ранее языческие.
Язычество сливалось с христианством.
Новая русская церковь стала новым и обильным источником доходов для ее духовной матери - константинопольской церкви и новым орудием эксплуатации в руках верхов киевского общества. За эти материальные выгоды можно было заплатить приспособлением христианской идеологии к язычеству славян.
Русская церковь играла сложную и многогранную роль в истории Руси.
Несомненна ее польза как организации, помогавшей молодой русской государственности в эпоху бурного развития феодализма. Несомненна и ее роль в развитии русской культуры, в приобщении к культурным богатствам Византии, в распространении посвящения и создании крупных литературно-художественных ценностей.
Героическая эпоха Владимира (княжил 980-1015 гг.) была воспета и церковным летописцем и народом потому, что в главных своих событиях она сливала воедино феодальное начало с народным, политика князя объективно совпадала с общенародными интересами.
Заключение
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что принятие христианства Киевской Русью являлось реализацией исторической закономерности. Весь ход общественного развития Древнерусского государства диктовал необходимость замены родоплеменного политеизма новой религией, соответствующей духовным потребностям формирующейся феодальной системы.
Древнерусское государство крещением упрочило свои экономические, политические и культурные связи, расширило дипломатические контакты, сформировало новую социальную систему, являвшуюся большим шагом вперед по сравнению с предшествующим этапом общественного развития.
Итогами принятия христианства на Руси были такие факторы как:
1.Расцвет материальной культуры. Иконопись, фреска, мозаика, приемы кладки кирпичных стен, возведения куполов, камнерезное дело - все это пришло на Русь из Византии благодаря распространению христианства. Через Византию Русь познакомилась с наследием античного мира.
2.Пришла письменность на славянском языке, созданная болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием, стали создаваться рукописные книги, при монастырях возникали школы, распространилась грамотность.
3.Изменились нравы и мораль. Церковь запрещала жертвоприношения, боролась с работорговлей, стремилась ограничить рабство. Общество впервые познакомилось с понятием греха, отсутствующим в языческом мировоззрении.
4.Укрепилась
княжеская власть. Церковь внушала
подданным необходимость
5.Русь перестала быть для европейцев варварской страной. Она стала равной среди равных европейских держав. Укрепление ее международного положения выразилось в многочисленных династических браках.
6.Принятие христианства способствовало сплочению восточнославянских племен в единую древнерусскую народность. На смену сознанию племенной общности пришло осознание общности всех русских вообще.
Вовлечение в христианство продолжалось, как минимум, еще три века, с того времени, как в 990г. Владимир привез христианство в Киев. Новая религия была принята только княжеско-боярской верхушкой, поскольку, принципы, на которых она зиждется, служили ее целям. Причинами нежелания быть посвященными в новую религию у низших слоев населения Руси заключались в том, что они не получали от новой религии ничего, что отвечало бы их социальным и духовным потребностям. Язычество было религией их предков, оно было тесно связано с их внутренним миром, бытом и хозяйствованием.
Список используемой литературы
1.Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. – М.: Политиздат, 1984. 384с.
2.Введение христианства на Руси. – М.: Мысль, 1987.
3.Гордиенко Н. С. «Крещение Руси»: факты против легенд и мифов. Полемические заметки. Л., 1984.
4. Рыбаков Б.А. Из истории культуры древней Руси: Исследования и заметки. М., 1984.
5.Рыбаков Б.А. Первые века русской истории. М., 1964.
6.Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981.
7.Седов В.В. Восточные славяне в VI—XIII вв. М., 1982.
8.Сказкин С.Д. Избранные труды по истории. М., 1973.
9.Сказкин С.Д. Из истории социально-политической и духовной жизни западной Европы в средние века.
10.Черепнин Л.В. Вопросы методологии исторического исследования: Теоретические проблемы истории феодализма. Сб. статей. М., 1981.