Контрольная работа по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 18:22, контрольная работа

Краткое описание

Местное управление в Великобритании. Государственная служба. Неоконсерватизм М.Тэтчер.

Файлы: 1 файл

Работа по Опыту зарубежного управления.doc

— 86.50 Кб (Скачать)

В состав высшей группы служащих входят ведущие политические и административные руководители: постоянные секретари министерств, их заместители и помощники заместителей. Первая, «общая», категория включает группы: административную (старшие исполнители, ученики-администраторы, секретари-помощники, клерки, и т. д.); экономистов; статистиков; сотрудников служб информации и др. Вторая категория – научные работники. Третья – технические специалисты (инженеры, архитекторы и т. д.). Имеется также категория юристов. В низшую категорию входит вспомогательно-технический персонал: машинистки, стенографистки, делопроизводители, уборщики, посыльные.

Система набора гражданских служащих предполагает проведение письменных экзаменов и  обязательного собеседования по программам ведущих британских университетов. При наборе на высшие должности предпочтение отдается устным собеседованиям. Назначения высших должностных лиц проводятся министром гражданской службы, т.е. премьер-министром. Назначения на другие должности – руководителями соответствующих министерств, осуществляющих набор самостоятельно, но под контролем комиссии гражданской службы.

Гражданские служащие имеют ряд существенных льгот, гарантируемых  государством. Прежде всего, гарантируется  пожизненная занятость служащего, преждевременные увольнения возможны только в случае грубейших нарушений трудовой дисциплины. Кроме этого, служащие освобождены от платы взносов в пенсионный фонд, а право на пенсию в размере одной трети заработной платы возникает у них при стаже работы в 10 лет и достижении минимального возраста ухода в отставку.

В правах гражданских  служащих существует, однако, и некоторые  ограничения. Высшим должностным лицам  запрещено заниматься политикой  на общенациональном уровне. Для участия  в местной политической деятельности всем служащим необходимо разрешение руководства соответствующего ведомства, выдаваемое не во всех случаях и при обязательном условии лояльности к учреждениям, которые они представляют. Ограничения касаются участия в финансовых операциях и тех сделках с акциями и земельными участками, которые могут привести к столкновению частных и служебных интересов. Специальное разрешение на политическую деятельность требуется и после выхода в отставку.

С конца 40-х годов  снят запрет на профсоюзную деятельность гражданских служащих, а в последние годы профсоюзы получили право и на проведение забастовок. С начала 80-х в результате реформ, проведенных правительствами Тэтчер-Мейджора, гражданская служба Великобритании претерпела ряд существенных изменений.

Последовательно осуществлялось сокращение числа государственных служащих. К моменту прихода к власти М. Тэтчер (1979 г.) в Великобритании было 732 000 гражданских служащих, когда она ушла в отставку (1990 г.) – 565 000, а в 1995 г. – уже 554 000. Это число и дальше уменьшается. Система мероприятий по реформированию государственной службы была предложена в программе под названием: «Улучшение управления в правительстве: следующие шаги», опубликованной в феврале 1988 г. В ней говорилось, что главная цель изменений должна заключаться в том, чтобы установить совершенно новый способ управления. Центральная ветвь гражданской службы должна состоять из относительно небольшой группы менеджеров, занимающейся обслуживанием министров и управлением министерствами, которые становятся «спонсорами» разработанных правительством программ и вновь создаваемых служб. Подотчетными этим министерствам станут агентства, имеющие свой собственный персонал, который может обладать или не обладать статусом государственных служащих. Они будут заниматься предоставлением соответствующих услуг с четко обозначенной ответственностью между министром и постоянным секретарем министерства (заместителем министра), с одной стороны, и председателем или главным управляющим агентства,  с другой. Как министерства, так и их агентства должны иметь упрощенную и более открытую структуру. Новые агентства были в основном включены в аппарат государственной службы, на министров возлагалась ответственность за их работу. Кроме того, они находятся в компетенции комитетов парламента, национального ревизионного ведомства и члена парламента, ответственного за администрацию (омбудсман).

К июню 1993 г. 339 000 чиновников (более 60% их общего числа) уже работали в агентствах или службах, приравненных к ним. Самое большое из 84 агентств (социального обеспечения) насчитывало более 60 000 служащих, в некоторых маленьких агентствах работало менее 100 служащих. При таком большом различии в размерах (и функциях) для агентств не существует одних и тех же правил. После 1993 г. Еще двадцать служб (более 28 000 чиновников) были выставлены на конкурс для получения статуса агентства, самое большое – судебной службы с 10 000 чиновников – приобрело этот статус в апреле 1995 г.

Важные нововведения имели место при назначении главных  управляющих агентств. Они назначались по контракту на три или пять лет, большинство – в результате открытого конкурса, и не имели в прошлом отношения к государственной службе.

В 1991 г. Была принята  Гражданская хартия, в которой  правительство пообещало улучшить работу общественных служб и ориентацию их на потребителя. После этого были созданы графики достижения более высоких результатов, особенно в таких областях, как здравоохранение и образование.

Последним шагом  в разработке аппарата централизованного  менеджмента стало создание в мае 1993 г. ведомства общественных служб и науки. Оно возглавляется министром правительства, и в нем работает более 1200 чиновников. В ведомство входит ряд отделов, включая управление по эффективности, управление Гражданской хартией, а также три агентства и колледж государственной службы.

Внедрение в  государственную службу посредством  создания агентств, которые должны проходить «тестирование рынком», элементов приватизации и коммерциализации, вызывает в Великобритании споры  и критику со стороны оппозиционных партий. Вместе с тем на практике механизм парламентского контроля над агентствами, как считается, достаточно эффективен. Служащие местных советов рекрутируются главным образом из представителей различных профессий, которые набираются на контрактной основе и в большинстве случаев работают в течение всей трудовой жизни. Профессионалы занимают в основном наиболее ответственные должности.

Работа всего  штата «служащих» должна подвергаться ежегодной оценке со стороны руководства. Одним из важных ее итогов является определение необходимости обучения в каждом отдельном случае в зависимости от требований служебного положения.

 

Неоконсерватизм Маргарет Тэтчер

Неоконсерватизм (новый  консерватизм), идейно-политическое течение, преобладавшее во многих странах  Запада в конце 1970-х – начале 1980-х гг.

Сложился в условиях, когда государство благоденствия  начало демонстрировать экономическую  неэффективность. Неоконсерваторы  выступали за возрождение авторитета семьи, школы и Церкви; требовали  от граждан уважения законов, дисциплинированности и проявления патриотизма. Не отрицали, что государство должно вести борьбу с бедностью, гарантировать равноправие граждан и рост их благосостояния.

В отличие от социал-демократов и либералов, неоконсерваторы считали  ошибочными национализацию и повышение налогов на предпринимательскую деятельность. Оценивали государство всеобщего благоденствия как бюрократического монстра, опекающего граждан и ограничивающего их свободу. С их точки зрения, высокая степень социальной защищенности развращает человека, порождает иждивенческие настроения, вытесняет дух предпринимательства и предприимчивости, ставит человека в полную зависимость от чиновников и их решений.

Неоконсерваторы призывали  людей рассчитывать на собственные  силы, проявлять солидарность. Считали, что человек реализует свою свободу, занимаясь бизнесом, участвуя в деятельности неправительственных организаций, отражающих его интересы, - политических, религиозных, этнических, профессиональных и др.

Экономическая теория неоконсерватизма опиралась на идеи американского учёного, неолиберала М. Фридмена: государству надо поддерживать не потребителя, а производителя, сокращая налоги на прибыль; рост производства приведёт к удешевлению продукции и повышению уровня жизни населения. Следует уделять внимание не перераспределению произведенного ВВП, а обеспечению его роста.

Идеи неоконсерваторов поддержали многие широкие слои населения: предприниматели, средний класс (заинтересованный в снижении налогов), малоимущие (считали  социальные программы государства недостаточно эффективными), интеллектуалы (встревоженные вытеснением духовности прагматизмом). Эти идеи в Великобритании взяла на вооружение лидер Консервативной партии Маргарет Тэтчер, в США – президент-республиканец Рональд Рейган.

Поворотным событием в экономической и политической жизни Англии стали выборы в мае 1979 года, на которых победили консерваторы во главе с Маргарет Тэтчер. Это правительство придерживалось совершенно новой стратегии развития, вошедшей в историю под названием неоконсерватизма

К началу 1979 года экономическое  положение Англии значительно ухудшилось. Инфляция, которая было, снизилась  с 20 до 7.5 %, вновь превысила 10-ти % отметку. Уровень жизни Англичан падал, заработная плата была ниже среднеевропейского уровня. Некогда могущественная, промышленная развитая Англия по уровню дохода на душу населения занимала место лишь во втором десятке. Снижались также производительность труда и качество производимого в стране промышленного оборудования. Падение жизненного уровня  вызвало мощную волну забастовок, в результате которых многие отрасли английской промышленности были практически парализованы. В Англии нарастал правительственный кризис. Находящихся у власти лейбористов, не имевших парламентского большинства до этого времени поддерживали либералы и ряд других партий. Однако либералы стали отходить от лейбористов. Недовольство правительством высказали также парламентарии из Уэльса и Шотландии.

Лидер оппозиции Маргарет Тэтчер сразу же воспользовалась  сложившейся ситуацией и внесла вотум недоверия правительству.

Атмосфера в парламенте в день голосования по вопросу  о доверии правительству была напряженной. До последнего момента  не было ясно, выстоит ли лейбористское  правительство. Что бы остаться у  руля, лейбористскому кабинету не хватило одного  голоса – 310 парламентеров проголосовали за правительство, 311 – за вотум недоверия. Таким образом, премьер и возглавляемое им правительство были вынуждены уйти в отставку, чего не случалось в Англии на протяжении полстолетия. Новые выборы были назначены на 3 мая 1979 года.

Конечно, Тэтчер хотела привести свою партию к власти. Манифест партии, который, по утверждению современников, она написала сама, был, по сути, программой возрождения страны. Первое, что  обещала Тэтчер, - это снижение инфляции. Она не просто заявила о том, что рост цен замедлится, она предполагала добиться этого путем сокращения расходов на госаппарат. При этом отмечалось, что планы сокращений государственных ассигнований не коснутся сферы здравоохранения. Предвыборная платформа консерваторов, которую озвучивала Маргарет Тэтчер, предполагала также восстановления стимулов для развития предпринимательства. В частности предполагалось снижение верхней границы налогов. Было заявлено также об уменьшении налогообложения низкооплачиваемых слоев населения. Основной тезис, всегда звучавший в предвыборных речах Маргарет Тэтчер, - свети до минимума вмешательство государства в экономическое развитие страны в целом и в деятельность каждой компании и каждого человека в отдельности. На этом строилась вся экономическая политика консерваторов.

Развивая идею экономической  свободы личности, Маргарет Тэтчер выступала также за возможность  человека стать собственником акций  приватизированных предприятий, собственником  жилья. Поэтому в ее предвыборной программе  было уделено внимание, как к приватизации национализированных отраслей промышленности, так и  к расширению частного землевладения. Маргарет Тэтчер говорила также о планах расширения аренды домов на более льготных условиях и предоставлении жилья молодым семьям. Эти обещания особо волновали англичан, уделяющих семье и домашнему уюту большое внимание.

Несмотря на убедительные предвыборные обещания консерваторов, их победа на этих выборах до самого последнего момента не была очевидной. Сама же Маргарет Тэтчер провела день на кануне выборов в своем избирательном округе в Финчли. Третьего мая она получила большинство голосов избирателей, хотя с меньшим отрывом, чем раньше, от других кандидатов. Окончательные результаты выборов были впечатляющими – за консерваторов проголосовало 13 млн. 697 тыс. человек, за лейбористов – 11 млн. 532 тыс. а либералам отдали свои голоса 4 млн. избирателей. В итоге благодаря мажоритарной системе представительства консерваторам досталось 339 из 635 мест в парламенте. Такое парламентское большинство позволяло Тэтчер надеяться на претворение в жизнь своей политической программы.

Итак, Тэтчер заняла резиденцию премьер-министра на Даунинг-стрит. Тогда еще трудно было предсказать всю глубину социально-политических изменений, которые повлекло за собой это событие. Понятие «тэтчеризм» и  «тэтчеровская революция» появятся позже. Но многие в Англии уже тогда догадывались, что произошла не просто смена правительства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

 

  1. Василенко, И. А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия: учебное пособие/ И. А. Василенко. – М.: Логос, 2005. – 168 с.
  2. Вульф, В. Я. Маргарет Тэтчер. Железная леди/ В. Я. Вульф, С. А. Чеботарь // Женщины-легенды: они покорили мир/ В. Я. Вульф, С. А. Чеботарь. – М.: Эксмо, 2011. – С. 272-285.
  3. Консерватизм// Европейская политическая мысль XIX века/ Российская академия наук, Институт философии. – М.: Наука, 2008. – С. 382-467.
  4. Неоконсерватизм// История экономических учений: учебник для вузов/ В. С. Авадзе и др.; под ред. А. Н. Марковой, Ю. К. Федулова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – с. 302-317.
  5. Пивоваров, С. Э. Международный менеджмент: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент»/ С. Э. Пивоваров, Л. С. Тарасевич, А. И. Майзель. – 3-е изд. – Санкт-Петербург: Питер, 2006. – 647 с.
  6. Чиркин, В. Е. Опыт зарубежного управления (государственное и муниципальное управление): учебное пособие/ В. Е. Чиркин. – М.: Юристъ, 2006 – 183 с.

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Истории"