Контрольная работа по "Истории государства и права России"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 22:22, контрольная работа

Краткое описание

Порядок выборов в первую Думу определял Указ от 11 декабря 1905 года «Об изменении Положения о выборах в Государственную Думу и изданных в дополнение к нему узаконений».

В соответствии с данным законом Государственная дума избиралась на пятилетний срок, до истечения которого могла быть распущена императором, назначавшим одновременно новые выборы и время созыва. Это право применялось императором Николаем II для роспуска Государственной думы 1-го и 2-го созывов.

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 38.50 Кб (Скачать)
  1. Порядок выборов  в Государственную Думу (I-IV).

          Порядок выборов в первую Думу определял Указ от 11 декабря 1905 года «Об изменении Положения о выборах в Государственную Думу и изданных в дополнение к нему узаконений».

     В соответствии с данным законом Государственная дума избиралась на пятилетний срок, до истечения которого могла быть распущена императором, назначавшим одновременно новые выборы и время созыва. Это право применялось императором Николаем II для роспуска Государственной думы 1-го и 2-го созывов.

     В основание избирательной системы  были положены цензовое и отчасти  сословное начало. Согласно закону учреждались четыре избирательные  курии: землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая. По рабочей  курии к выборам допускались  лишь те пролетарии, которые были заняты на предприятиях, где работало не менее пятидесяти человек. В результате этого решения избирательного права лишались два миллиона рабочих.

     Сами  выборы не были всеобщими, равными и  прямыми: исключались женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, ряд национальных меньшинств. Норма представительства составляла: один выборщик на 2 тысячи населения в землевладельческой курии, на 4 тысячи - в городской, на 30 тысяч - в крестьянской, на 90 тысяч - в рабочей.

     Для участия в выборах по землевладельческой курии устанавливался земельный ценз - владение от 100 до 650 десятин земли в зависимости от местности, и имущественный ценз - наличие недвижимой собственности стоимостью не менее 15 тыс. рублей.

     Городские избиратели в столицах и 24 крупных указанных в законе городах составляли один разряд (избирательная курия), пользующийся правом двухстепенной подачи голосов, то есть избиратели выбирали выборщиков, а последние в одном собрании - членов Думы.

     Избиратели  в уездах и всех других городах  образовывали два разряда: 1) крупные землевладельцы и 2) владельцы 1/10 ценза и священнослужители; первые выбирали двухстепенными выборами, а вторые - трехстепенными, то есть на предварительных съездах избирали уполномоченных, которые на уездных съездах вместе с крупными землевладельцами избирали выборщиков для губернского избирательного собрания.

     Для крестьян и рабочих предусматривалась  сложная многоступенчатая система  выборов. Сельские и хуторские крестьянские сходы выбирали десятидворников, те на волостных сходах - уполномоченных, последние на уездных сходах - выборщиков от волостей.

     По  рабочей курии каждый завод, фабрика, предприятие горно-заводской промышленности, железнодорожная мастерская с числом рабочих мужского пола от 50 до 1000 человек  избирали одного уполномоченного. Наиболее крупные предприятия избирали уполномоченного от каждой тысячи рабочих. Уполномоченные всей губернии собирались на губернское собрание уполномоченных от рабочих. На нем избирались выборщики для участия в губернском избирательном собрании.

     Выборщики губернии от всех курий (от уездов, городских  избирателей и крестьян) избирали установленное законом количество членов Государственной думы на губернском избирательном собрании.

     Выборы  в третью и четвертую Государственные  думы проходили на основании высочайшего манифеста от 03 июня 1907 года «О роспуске Государственной думы и об изменении порядка выборов в Государственную думу", а также нового избирательного закона.

     Число выборщиков было коренным образом перераспределено в пользу помещиков и крупной буржуазии.

     При этом городская курия делилась на курии 1-го разряда (крупная буржуазия) и 2-го разряда (мелкая буржуазия и  городская интеллигенция).

     Теперь  в курии землевладельцев один выборщик приходился на 230 избирателей, в 1-м разряде городской курии - на 1000 избирателей, во 2-м разряде - на 15 тысяч, в крестьянской курии - на 60 тысяч, в рабочей - на 125 тысяч.

     Таким образом, землевладельческая курия  и крупная буржуазия избирали 2/3 всех выборщиков, а на долю крестьян и рабочих приходилось около четверти выборщиков. Сильно сокращалось представительство от национальных окраин.

     Казачьему населению было предоставлено право  отдельно избирать своих уполномоченных и выборщиков.

     Совершенно лишены избирательных прав военнослужащие на действительной службе, учащиеся в учебных заведениях, лица до 25-летнего возраста и женщины. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КАЗУС №1. 

      При рассмотрении данного дела боярином Семеном Легневым была нарушена ст.38 Судебника, поскольку спор был разрешен в отсутствие дворского, старосты и зажиточных («лучших») людей. Данная статья указывает на обязательное присутствие указанных лиц при рассмотрении дел – «…А бояром или детем боярским, за которыми кормления с судом с боярским, имуть судити, а на суде у них быти дворьскому, и старосте и лутчимь людем.».

      Размер  пошлины за рассмотрение дела местным судом в соответствии с указанной статьей Судебника определялся по уставным грамотам наместничьего управления. Между тем в данной статье указано, что «... А не доищется ищея своего, а будет виноват ищея, и ему имати на ищеи с рубля по два алтына, а тиуну его с рубля по осми денег. А будет дело выше рубля или ниже, ино имати на ищеи по тому ж расчету…». Поскольку цена иска составляла 2 рубля, то боярин должен был взыскать с истца судебную пошлину в размере 4 алтын.

     Согласно  ст.19 Судебника рассмотрение дела с  нарушением установленных правил судебного  разбирательства влечет недействительность судебного решения по данному  делу. При этом должностные лица освобождаются от ответственности, «… а боярину и диаку в том пени нет…». Нормы данной статьи обязывают «… взятое от дати назад..» и предоставляют истцу право повторного рассмотрения дела.

     Установление  факта лжесвидетельства при пересмотре дела влечет для лиц, давших ложные показания, обязанность по возмещению потерпевшему (в данном случае истцу) понесенного им ущерба и убытков, связанных с ведением дела. Ст.67 Судебника предусматривала, что «…А послушествует послух лживо не видев, а обыщется то опосле, ино на том послухе гибель исцева вся и с убыткы.». 
 

КАЗУС №2.

      В данном случае отказ в приеме иска стрельца Василия Шорина неправомерен, поскольку ст.190 главы X Соборного Уложения 1649 года предусматривала возможность для служилых людей, находящихся в полках, не оформлять договор поклажи в письменной форме. Отсутствие документа не лишало стрельца права иска о поклаже «…суд давати и бес писма для того, что служилые всяких чинов люди бывают на государевых службах в городех, и запасы свои и служилую и всякую рухлядь кладут на дворех у тех людей, у кого они стоят, и бывают ратным людем на государевых службах посылки скорые и они в те поры всякую свою рухлядь и запасы оставливают после себя у тех людей, где он стоят…».

      Дело  должно разбираться в сыскном порядке. «…А будет сыскати нечем, и в том исцу с ответчиком учинити вера, крестное целование.».

Информация о работе Контрольная работа по "Истории государства и права России"