Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 14:23, контрольная работа
В первых столетиях нашей эры народы Восточной Европы уже имели торговые отношения не только внутри своего региона, но и с народами далеких стран. Об этом свидетельствуют старинно-римские монеты, найденные на территории Беларуси. У народов Восточной Европы в начале нашей эры существовало значительное разделение труда: существовало пашенное земледелие, ремесленное производство, торгово-экономические связи.
Становление государственности у восточных славян……………………..…..3
Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994г. и ее характерис-
тика………………………………………………………………………………...8
3. Список литературы………………………………………………………………12
Министерство образования Республики Беларусь
УО «Полоцкий государственный университет»
Кафедра теории и истории
государства и права
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу «История государства и права Беларуси»
Выполнила студентка Янковская Жанна Борисовна
Группа У-10 ПРЗ С-3
№ зач. книжки У-101591 С
№ варианта 1
Проверил______________________
Новополоцк, 2010
СОДЕРЖАНИЕ:
тика……………………………………………………………………
3. Список литературы…………………………………
1. Становление государственности у восточных славян.
Славянские народы принято делить на восточных (русские, белорусы, украинцы), западных (поляки, чехи, словаки), южных (болгары, сербы, хорваты, черногорцы, боснийцы, македонцы, словенцы).
В первых столетиях
нашей эры народы Восточной Европы
уже имели торговые отношения
не только внутри своего региона, но и
с народами далеких стран. Об этом
свидетельствуют старинно-
Вслед за производственным
переворотом в производственных
отношениях произошёл революционный
переворот и в общественных отношениях,
что сыграло значительную роль в
происхождении
На рубеже
нашей эры шел процесс
Таким образом,
становление государственности
у восточных славян проходило
в течение длительного времени
(с VII-V вв. до нашей эры до
VIII-IX вв. нашей эры) под влиянием экономических,
политических
До возникновения государственности славяне жили родовым строем. Главные его характеристики:
- кровные связи играют ведущую роль в обществе (люди объединялись в кровнородственные общины);
- коллективная собственность родовой общины на землю;
- коллективный труд членов
общины и совместное
- равенство в статусе всех общинников, в имущественном и социальном положении.
С развитием земледелия, ремесла и торговли общественные отношения усложняются, меняется организация в обществе. Родовая община постепенно перерастает в соседскую.
Основной
массив славянства на территории Беларуси
составляли дреговичи, кривичи, радимичи.
Поведение населения в этот период
регулировалось обычным правом, правилами,
предписанными языческой
Постепенно отдельные общины и племена стали объединяться в более крупные образования – союзы племен. Основной причиной объединений являлось стремление к занятию большей территории и оборона от соседей. На первый план в обществе выходят лица, связанные с ведением военных действий. Эти военные вожди постепенно концентрируют в своих руках не только военные полномочия, но и административную и судебную власть. В это время основной военной силой являлись ополчения всех свободных мужчин-общинников. Вокруг вождей складывается прослойка профессиональных воинов – дружина вождя, всем обязанная его успехам на войне. Когда военный вождь становится во главе племени, дружина приобретает роль его личной охраны, и, кроме того, участвует в управлении. На основе власти вождя формируются первые государственные институты. К VII в. на территории, населенной славянскими племенами, было образовано 14 племенных союзов, возникших как военное объединение. В качестве главной военной силы и одновременно правящей социальной группы во главе таких союзов становились князья и княжеская дружина.
Причины возникновения государственности у восточных славян:
1) экономические:
- производство и использование железных орудий труда;
- отделение земледелия от
- развитие торговли, расширение внутреннего и внешнего рынка.
2) социальные:
- появление в обществе людей богатых и бедных, состоятельных и малоимущих, свободных и рабов;
- появление и выделение родовой знати;
- появление иностранцев.
3) политические:
- возникновение противоречий
- защита территории и населения от внешнего вмешательства;
- необходимость ведения
Кроме внутреннего фактора, на становление государственности у восточных славян повлиял внешний фактор. «Норманнская» теория объясняет роль варягов (они же викинги, норманны) в этом процессе так:
- пришлые
из Скандинавии
- династия
киевских великих князей
- от варягов пошло само наименование «Русь» (по одной из версий).
Племенные союзы в военно-политических целях объединяются еще более крупные формирования — “союзы союзов”. Варяжские князья (Аскольд и Дир, Рюрик) образовали собственные государственные структуры. В источниках упоминается три крупных политических центра, которые могут считаться протогосударственными объединениями: Куяба (южная группа славянских племен с центром в Киеве), Славия (Северная группа, Новгород), Артания (юго-восточная группа, Рязань).
В 882 г. предводитель варягов Олег из Новгорода захватил Киев и объединил восточных славян в единый государственный организм, образовав Древнерусское государство. Эта дата считается началом Киевской Руси.
Киевская Русь не была единым централизованным государством, она представляла собой что-то вроде «федерации» племен и местных княжеств (Полоцкое, Новгородское и др.), по своей форме это было раннефеодальная монархия. Местные князья в большей или меньшей степени признавали верховенство великого князя в Киеве.
Территория
Киевского государства
В IX-XI вв. в формировании древнерусской государственности определенную роль играл “варяжский элемент”, вокруг которого в исторической литературе велась длительная полемика между сторонниками и противниками “норманнской теории” происхождения древнерусского государства. В этом процессе, несомненно, сказывались влияния выходцев из Скандинавии и Балтии, составляющих значительную часть нового правящего слоя Киевского государства. Однако в руках киевских князей они служили лишь орудием и фактором влияния, признанными сохранить отношения данничества между Киевом и Новгородом, где влияние варягов было более раннего происхождения и, видимо, более значительным.
Новгород был древним племенным центром, позже превратившимся в опору нового государственного образования, на периферии которого стали возникать опорные центры – погосты. Экспансию Новгород осуществлял, распространяя дань и суд на новые территории (Ладогу, Полоцк и т.д.), но ее быстрый темп привел к большой раздробленности феодальных владений. В борьбе с Новгородом киевский князь Ярослав уступил ему Ладогу и Псков. Только с XI в. новгородская экспансия приостанавливается встречным движением из Полоцка и Смоленска.
К середине XII в. все территории “полугосударств”, составлявших Киевское государство, сливаются воедино. Название “Русская земля”, прежде относящееся только к южной Руси, распространяется на всю территорию государства, объединившего более 20 народов и племен.
В статье 2 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» дано определение Основного закона. Конституция Республики Беларусь – Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений.
В настоящее время сущность конституции заключается в том, что она отражает баланс социальных интересов. В результате этого достигается устойчивость общества как сложной системы.
Еще одной характеристикой сущности конституции можно назвать то, что Конституция уже не является сугубо политико-юридическим документом, как было характерно для буржуазных конституций XIX – начала XX веков, когда основной закон рассматривался как документ, обращённый к государству, системе государственных органов.
Конституция должна рассматриваться и как элемент национальной культуры, духовного прогресса. Конституция наполнена сверхъюридическим содержанием. Каждая конституция тяготеет к собственной идеологии, отражающей этнические и духовно-нравственные закономерности развития народа.
Конституция должна иметь свою социальную, культурную, идеологическую, духовную основу, учитывать исторические традиции, культурную, социально-экономическую, правовую специфику развития страны.
На территории современной Республики Беларусь существовало несколько правовых документов, отвечающих сущности конституций. В частности, в 1588 г. действовал Статут Великого княжества Литовского. На основе Статута была составлена Конституция Речи Посполитой 1791 г.
За всю историю развития Беларуси было принято пять Конституций: 1919 г., 1927 г., 1937 г., 1978 г. и 1994 г.
22 июня 1990 г.
Верховный Совет Республики
Конституция Республики Беларусь была принята квалифицированным большинством депутатов Верховного Совета 15 марта 1994 года и вступила в силу 30 марта 1994 г. (со дня опубликования). В настоящее время в Республике Беларусь действует Конституция 1994 г. с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г.
Необходимость
принятия Конституции Республики Беларусь
15 марта 1994 года вызвали исторические,
политические, социально-экономические
и идейно-теоретические
Конституция Республики Беларусь по своей сущности – общедемократическая.
Основными принципами Конституции Республики Беларусь являются:
- демократизм и народовластие;
- верховенство права;
- приоритет прав и свобод человека;
- независимость и полноправие правосудия;
- суверенитет Республики Беларусь;
- разделение властей;
- экономическая свобода;
- равенство всех форм собственности;
- преемственность и стабильность. Конституция выполняет юридическую, политическую и идеологическую функции. Все функции Конституции находятся в единстве, сочетаются и дополняют друг друга.
Существенные
изменения в Конституцию
Согласно с Основным Законом (ст.79) руководителем государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина является Президент.
Высшим представительным и законодательным органом Республики Беларусь является парламент – Национальное собрание. Парламент состоит из двух палат – Палаты Представителей и Совета Республики (ст.90).
Полномочия и компетенция палат парламента определены статьями 97 и 98 Конституции Республики Беларусь.
Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, правительству, а так же гражданам, которые владеют избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек и реализуется в Палате Представителей.
Информация о работе Контрольная работа по "Истории государства и права Беларуси"