Контрольная работа по "Истории государства и права Беларуси"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 14:23, контрольная работа

Краткое описание

В первых столетиях нашей эры народы Восточной Европы уже имели торговые отношения не только внутри своего региона, но и с народами далеких стран. Об этом свидетельствуют старинно-римские монеты, найденные на территории Беларуси. У народов Восточной Европы в начале нашей эры существовало значительное разделение труда: существовало пашенное земледелие, ремесленное производство, торгово-экономические связи.

Оглавление

Становление государственности у восточных славян……………………..…..3
Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994г. и ее характерис-
тика………………………………………………………………………………...8
3. Список литературы………………………………………………………………12

Файлы: 1 файл

К.р.моя по ИГПБел.docx

— 29.40 Кб (Скачать)


Министерство  образования Республики Беларусь

УО «Полоцкий  государственный университет»

 

 

 

 

 

Кафедра теории и истории

государства и права

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  курсу «История государства и права Беларуси»

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка  Янковская Жанна Борисовна

Группа У-10 ПРЗ С-3

№ зач. книжки У-101591 С

№ варианта     1

 

Проверил___________________________________

 

 

 

 

 

 

 

Новополоцк, 2010

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Становление государственности у восточных славян……………………..…..3
  2. Конституция   Республики  Беларусь  от   15 марта 1994г. и ее  характерис-

     тика………………………………………………………………………………...8

3. Список литературы………………………………………………………………12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Становление государственности  у восточных славян.

 

Славянские  народы принято делить на восточных (русские, белорусы, украинцы), западных (поляки, чехи, словаки), южных (болгары, сербы, хорваты, черногорцы, боснийцы, македонцы, словенцы).

В первых столетиях  нашей эры народы Восточной Европы уже имели торговые отношения  не только внутри своего региона, но и  с народами далеких стран. Об этом свидетельствуют старинно-римские  монеты, найденные на территории Беларуси. У народов Восточной Европы в  начале нашей эры существовало значительное разделение труда: существовало пашенное земледелие, ремесленное производство, торгово-экономические связи.

Вслед за производственным переворотом в производственных отношениях произошёл революционный  переворот и в общественных отношениях, что сыграло значительную роль в  происхождении государственности  у восточных славян. Переворотом в производственных отношениях было использование железных орудий труда. Начало производства и использования железных орудий труда на территории Беларуси датируется VII-Vвв. до нашей эры. К этому времени можно отнести разделение общества на классы.

На рубеже нашей эры шел процесс становления  рабовладельческого строя. Однако этот строй на территории Беларуси не получил  своего классического развития. К  IX веку нашей эры на территории Беларуси появляются укрепленные поселения – «паселішча гарадоў – замкаў».

Таким образом, становление государственности  у восточных славян проходило  в течение длительного времени (с VII-V вв. до нашей эры до              VIII-IX вв. нашей эры) под влиянием экономических, политических                          и социальных внутренних причин, хотя и внешние причины сыграли свою роль.

До возникновения  государственности славяне жили родовым строем. Главные его характеристики:

- кровные связи играют ведущую  роль в обществе (люди объединялись  в кровнородственные общины);

-   коллективная собственность  родовой общины на землю;

-   коллективный труд членов  общины и совместное потребление;

- равенство в статусе всех  общинников, в имущественном и  социальном положении.

С развитием  земледелия, ремесла и торговли общественные отношения усложняются, меняется организация  в обществе. Родовая община постепенно перерастает в соседскую.

Основной  массив славянства на территории Беларуси составляли дреговичи, кривичи, радимичи. Поведение населения в этот период регулировалось обычным правом, правилами, предписанными языческой религией, моральными нормами.

Постепенно  отдельные общины и племена стали  объединяться в более крупные  образования – союзы племен. Основной причиной объединений являлось стремление к занятию большей территории и оборона от соседей. На первый план в обществе выходят лица, связанные  с ведением военных действий. Эти  военные вожди постепенно концентрируют  в своих руках не только военные  полномочия, но и административную и судебную власть. В это время  основной военной силой являлись ополчения всех свободных мужчин-общинников. Вокруг вождей складывается прослойка  профессиональных воинов – дружина  вождя, всем обязанная его успехам  на войне. Когда военный вождь  становится во главе племени, дружина  приобретает роль его личной охраны, и, кроме того, участвует в управлении. На основе власти вождя формируются  первые государственные институты. К VII в.  на  территории, населенной  славянскими племенами, было  образовано  14 племенных  союзов, возникших  как  военное  объединение. В  качестве  главной  военной  силы  и  одновременно  правящей  социальной  группы  во  главе  таких  союзов  становились  князья  и  княжеская  дружина.

Причины возникновения  государственности у восточных  славян:

1) экономические: 

- производство и использование  железных орудий труда;

- отделение земледелия от животноводства;

- развитие торговли, расширение  внутреннего и внешнего рынка.

2) социальные:

- появление в обществе людей  богатых и бедных, состоятельных   и малоимущих, свободных и рабов;

-  появление и выделение родовой  знати;

- появление иностранцев.

3) политические:

- возникновение противоречий между  различными социальными группами;

- защита территории и населения  от внешнего вмешательства;

- необходимость ведения захватнических  войн.

Кроме внутреннего  фактора, на становление государственности  у восточных славян повлиял внешний  фактор. «Норманнская» теория объясняет  роль варягов (они же викинги, норманны) в этом процессе так:

- пришлые  из Скандинавии профессиональные  воины-варяги составили правящий  слой в Древнерусском государстве;

- династия  киевских великих князей происходит  от одного из варяжских вождей;

- от варягов  пошло само наименование «Русь» (по одной из версий).

Племенные  союзы  в  военно-политических  целях  объединяются  еще  более  крупные  формирования — “союзы союзов”. Варяжские князья (Аскольд и Дир, Рюрик) образовали собственные государственные структуры. В источниках  упоминается три крупных политических центра, которые могут считаться протогосударственными объединениями: Куяба (южная группа славянских племен с центром в Киеве), Славия (Северная группа, Новгород), Артания (юго-восточная  группа, Рязань).

В 882 г. предводитель варягов Олег из Новгорода захватил Киев и объединил восточных славян в единый государственный организм, образовав  Древнерусское государство. Эта дата считается началом Киевской Руси.

Киевская  Русь не была единым централизованным государством, она представляла собой  что-то вроде «федерации» племен и местных княжеств (Полоцкое, Новгородское и др.), по  своей  форме  это  было  раннефеодальная  монархия. Местные князья в большей или меньшей степени признавали верховенство великого князя в Киеве. 

Территория  Киевского государства сосредоточилась  вокруг нескольких политических центров, некогда бывших племенными. Во второй половине XI – начале XII в. в пределах Киевской Руси стали образовываться достаточно устойчивые княжества – полугосударства: Киевская, Черниговская, Переяславская земли.

В IX-XI вв. в формировании древнерусской государственности определенную роль играл “варяжский элемент”, вокруг которого в исторической литературе велась длительная полемика между сторонниками и противниками “норманнской теории” происхождения древнерусского государства. В этом процессе, несомненно, сказывались влияния выходцев из Скандинавии и Балтии, составляющих значительную часть нового правящего слоя Киевского государства. Однако в руках киевских князей они служили лишь орудием и фактором влияния, признанными сохранить отношения данничества между Киевом и Новгородом, где влияние варягов было более раннего происхождения и, видимо, более значительным.

Новгород  был древним племенным центром, позже превратившимся в опору  нового государственного образования, на периферии которого стали возникать  опорные центры – погосты. Экспансию Новгород осуществлял, распространяя дань и суд на новые территории (Ладогу, Полоцк и т.д.), но ее быстрый темп привел к большой раздробленности феодальных владений. В борьбе с Новгородом киевский князь Ярослав уступил ему Ладогу и Псков. Только с XI в. новгородская экспансия приостанавливается встречным движением из Полоцка и Смоленска.

К середине XII в. все территории “полугосударств”, составлявших Киевское государство, сливаются воедино. Название “Русская земля”, прежде относящееся только к южной Руси, распространяется на всю территорию государства, объединившего более 20 народов и племен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994  года и ее характеристика.

 

В статье 2 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» дано определение Основного закона. Конституция Республики Беларусь – Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений.

В настоящее  время сущность конституции заключается  в том, что она отражает баланс социальных интересов. В результате этого достигается устойчивость общества как сложной системы.

Еще одной  характеристикой сущности конституции  можно назвать то, что Конституция  уже не является сугубо политико-юридическим  документом, как было характерно для  буржуазных конституций XIX – начала XX веков, когда основной закон рассматривался как документ, обращённый к государству, системе государственных органов.

Конституция должна рассматриваться и как  элемент национальной культуры, духовного  прогресса. Конституция наполнена  сверхъюридическим содержанием. Каждая конституция тяготеет к собственной  идеологии, отражающей этнические и  духовно-нравственные закономерности развития народа.

Конституция должна иметь свою социальную, культурную, идеологическую, духовную основу, учитывать  исторические традиции, культурную, социально-экономическую, правовую специфику развития страны.

На территории современной Республики Беларусь существовало несколько правовых документов, отвечающих сущности конституций. В частности, в 1588 г. действовал Статут Великого княжества  Литовского. На основе Статута была составлена Конституция Речи Посполитой 1791 г.

За всю  историю развития Беларуси было принято  пять Конституций:               1919 г., 1927 г., 1937 г., 1978 г. и 1994 г.

22 июня 1990 г.  Верховный Совет Республики Беларусь  принял решение об образовании  Конституционной комиссии. На протяжении  четырех лет Конституционной  комиссией разрабатывался проект  Конституции. 

Конституция Республики Беларусь была принята квалифицированным  большинством депутатов Верховного Совета 15 марта 1994 года и вступила в  силу 30 марта 1994 г.  (со дня опубликования). В настоящее время в Республике Беларусь действует Конституция 1994 г. с изменениями и  дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г.

Необходимость принятия Конституции Республики Беларусь 15 марта 1994 года вызвали исторические, политические, социально-экономические  и идейно-теоретические причины, которые привели к распаду  СССР и образованию самостоятельного независимого государства – Республики Беларусь.

Конституция Республики Беларусь по своей сущности – общедемократическая.

Основными принципами Конституции Республики Беларусь являются:

- демократизм  и народовластие; 

- верховенство  права; 

- приоритет  прав и свобод человека;

- независимость  и полноправие правосудия;

- суверенитет  Республики Беларусь;

- разделение  властей; 

- экономическая  свобода; 

- равенство  всех форм собственности; 

- преемственность  и стабильность. Конституция выполняет юридическую, политическую и идеологическую функции. Все функции Конституции находятся в единстве, сочетаются и дополняют друг друга.

Существенные  изменения в Конституцию Республики Беларусь от 15 марта 1994 года были внесены  в ходе республиканского референдума 24 ноября 1996 года. Конституция состоит  из преамбулы, 9 разделов, 8 глав и 146 статей.

Согласно  с Основным Законом (ст.79) руководителем  государства, гарантом Конституции  Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина является Президент.

Высшим  представительным и законодательным  органом Республики Беларусь является парламент – Национальное собрание. Парламент состоит из двух палат  – Палаты Представителей и Совета Республики (ст.90).

Полномочия  и компетенция палат парламента определены статьями 97 и 98 Конституции  Республики Беларусь.

Право законодательной  инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, правительству, а так  же гражданам, которые владеют избирательным  правом, в количестве не менее 50 тысяч  человек и реализуется в Палате Представителей.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории государства и права Беларуси"