Контрольная работа по дисциплине "История"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 11:31, контрольная работа

Краткое описание

Исследование приемов выявления исторических источников, их критики, выделения их видов, систематизации и классификации их есть предмет изучения специальной науки – источниковедения. Среди отечественных специалистов одно из удачных определений понятия «исторический источник» принадлежит Леонарду Дербову: «…под историческим источником в современной науке понимаются все остатки прошлого, в которых отложились исторические свидетельства, отражающие реальные явления общественной жизни и закономерности развития человеческого общества.

Файлы: 1 файл

контрольная работа.doc

— 97.50 Кб (Скачать)


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Всероссийский заочный финансово-экономический институт»

(ВЗФЭИ)

 

 

 

 

Кафедра истории экономики

 

 

Контрольная работа

по дисциплине история

Вариант 15

 

 

 

 

Выполнила: ученица 10

экономического класса

Крючкова Ю. С.

Проверил: Гришин А. В.

 

 

 

 

Брянск 2012 г.
Вариант 15.

Задание 1. Охарактеризуйте основные типы исторических источников.

Задание 2. Перечислите важнейшие культурные достижения античных государств.

Задание 3. Назовите основные факторы развития человечества в Новое время. Какие из них представляются Вам наиболее важными? Обоснуйте свою точку зрения и приведите конкретные примеры.

Задание 4. Перечислите базовые процессы и явления в развитии российского общества на современном этапе. Выделите наиболее существенные из них, обоснуйте свой выбор.

Задание 5. Тест:

Установите соответствие:

1. Первобытная эпоха

1. возникновение буддизма

2. Древний мир

2. зарождение магии и анимизма

3. Средневековье

3. число последователей христианства составляет 1 млрд. 200 тыс. человек

4. Новое время

4. возникновение ислама

5. Новейшее время

5. Реформация и возникновение протестантства

 

 


Задание 1. Охарактеризуйте основные типы исторических источников.

Исследование приемов выявления исторических источников, их критики, выделения их видов, систематизации и классификации их есть предмет изучения специальной науки – источниковедения. Среди отечественных специалистов одно из удачных определений понятия «исторический источник» принадлежит Леонарду Дербову: «…под историческим источником в современной науке понимаются все остатки прошлого, в которых отложились исторические свидетельства, отражающие реальные явления общественной жизни и закономерности развития человеческого общества.

Исторические источники – весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлекших за собой те или иные исторические события.

Существует несколько способов классификации исторических источников.

По типу фиксации информации можно выделить следующие типы исторических источников: письменные, вещественные, этнографические, устные, лингвистические, кино-фотодокументы, фоно документы, изобразительные. Сюда же можно отнести новейший тип исторических источников – цифровые.

Типы исторических источников подразделяются на виды в зависимости от цели создания. Например, письменные источники делятся на следующие виды: законодательные акты, актовый материал, материалы делопроизводства, политические сочинения и проекты, публицистика, периодика, источники личного происхождения, документы политических партий и общественных организаций, статистические материалы, научные и учебные труды, литературные произведения, экономико-географические описания, сочинения иностранцев, справочные издания. Также выделяются роды источников, каждый из которых представляет собой локально-исторический комплекс объектов определенного типа и назначения. Например, летописи, конце XIX в. была также распространена классификация источников на остатки и предания.

Исторические источники также делят на намеренные и ненамеренные. Марк Блок, в качестве примера намеренного источника приводит «Историю» Геродота, а в качестве примера ненамеренного источника – древнеегипетский погребальный папирус [1]. Таким образом намеренные источники – это те источники, которые создавались с расчётом на то, что их будут изучать потомки. Примеры намеренных источников – хроники, мемуары. Ненамеренные источники не предназначались для потомков. Примеры ненамеренных источников – деловая переписка, служебные документы. С точки зрения историка оба типа источников имеют свои преимущества и недостатки.

Намеренные источники, как правило, передают хронологию исторических событий и их связь. В то же время эти источники часто ангажированы. Ненамеренные источники часто фрагментарны, но они дают историку те сведения, которые отсутствуют в намеренных источниках (например, по причине того, что современники не считали эти сведения достаточно значимыми для передачи потомкам).

В качестве исторических источников, как правило, выступают первоисточники, на основании которых создаются вторичные источники, однако иногда и вторичный источник может выступать в качестве первичного, поэтому некоторые исследователи затрудняются сформулировать точное определение первичного и вторичного источника.

 


Задание 3. Назовите основные факторы развития человечества в Новое время. Какие из них представляются Вам наиболее важными? Обоснуйте свою точку зрения и приведите конкретные примеры.

Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus – древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. – гибели римской империи под ударами варваров.

Общими для античных государств были пути социального развития и особая форма собственности – античное рабовладение, а также основанная на ней форма производства. Общей была их цивилизация с общим историко-культурным комплексом. Это не отрицает, конечно, наличия в жизни античных обществ бесспорных особенностей и различий. Главными, стержневыми в античной культуре били религия и мифология. Мифология была для древних греков содержанием и формой их мировоззрения, их мировосприятия, она была неотделима от жизни этого общества. Затем – античное рабовладение. Оно было не только основой экономики и общественной жизни, оно было и основой мировоззрения людей того времени. Далее следует выделить в качестве стержневых явления в античной культуре науку и художественную культуру. При изучении культуры древних Греции и Рима необходимо прежде всего сконцентрироваться на этих доминантах античной культуры.

Античная (или древняя) Греция была колыбелью европейской цивилизации и культуры. Именно здесь были заложены те материальные, духовные, эстетические ценности, которые в той или иной мере нашли своё развитие

почти у всех европейских народов.

 

Важнейшие достижения античного мира

Сфера

ГРЕЦИЯ

РИМ

Философия

Греция считается родоначальником философии. Античная философия-царица всех наук. Специфическое свойство древнегреческой философии – космологизм. Философские школы – свободные объединения вокруг учителей – Фалеса, Гераклита, Аристотеля. Высший этап развития философской культуры связан с деятельностью Сократа, Платона и Аристотеля.

Римская философия не достигла такого размаха До завоевания Греции не имели собственной философской школы. А после в основном постигали и комментировали греческих ученых. Главное – идея морального совершенствования и мистические настроения. Наиболее известные философы – Цицерон, Лукреций Кар, Сенека.

Литература

Является одним из самых значительных явлений древнегреческой культуры. К особо важным достижениям относятся: создание большинства литературных жанров, создание художественных произведений и образов, ставших классическими для последующей европейской литературы. Величайшие греческие трагики Эсхил, Софокл, Еврипид, поэты Гомер, Сафо, Баснописец Эзоп.

Римская литература была подражанием эллинской. В жанре поэзии блестяще проявили себя Вергилий, Овидий, Гораций. К литературным заслугам римлян относят создание эпистолярного жанра и биографического жанров – письма Цицерона, Сенеки, биографии Светония, Варрона

Скульптура

Скульптура занимала самый высокий статус в культуре. Скульптура прежде всего показывала красоту и гармонию человеческого тела, практически обожествляя его. Ваялись в основном статуи героев, спортсменов, богов и богинь. Высшие достижения эллинской художественной культуры связаны с именами Фидия, Мирона, Скопаса, Лисиппа.

Уделялось главное внимание индивидуальным качествам личности. Главное изображать не идеальную красоту человеческого тела или лица, а индивидуальные характеристики. Таким образом, главное развитие получил римский реалистический портрет. Значительные произведения римского скульптурного творчества – бюст Брута, статуи Августа, Марка Аврелия.

Архитектура

Греки создали классическую архитектуру, привнеся множество новаций: создание архитектурных ордеров (ионический, дорический, коринфский), формирование архитектурных стилей (простил, амфипростиль, диптер, периптер). К шедеврам древнегреческой культуры относят Парфенон (архитекторы Иктин и Калликрат), Александрийский маяк (арх. Сострат), храм Артемиды.

Практичность и утилитарность сказывались в архитектуре. Строили прежде всего дороги, акведуки, термы, амфитеатры. Стремление к пышности и грандиозности породили такие громады как Колизей и Пантеон.

Театр

Греческая драма и театр возникли из сельских празднеств В честь бога Диониса. Первая театральная постановка состоялась 27 мая 534 г. до н.э. в Афинах, ее осуществил афинский трагик Феспид. Театральные действия имели большой размах, проводились целый день и представляли собой состязание авторов трагиков и комедиографов.

Римский театр был более прозаичен. Создаваемые нбыли лишены величия, монументальности, психологизма. На передний план выступала чисто событийная сторона, живость действий, остроумные шутки. Отсутствие состязательности между авторами и актерами снижало стимулы к совершенствуа сцене образы.

Праздники и зрелища

Народные торжества в честь Диониса и Деметры. Олимпийские игры, соревнования, философские споры, т.е. праздники более или менее спокойные и гармоничные.

Грандиозные празднования триумфа победителя, когда весь город встречал героя-захватчика. Особенной популярностью пользовались жестокие зрелища –гладиаторские бои.

 

 


Задание 3. Назовите основные факторы развития человечества в Новое время. Какие из них представляются Вам наиболее важными? Обоснуйте свою точку зрения и приведите конкретные примеры.

Новая история, или новое время в истории человечества, – это эпоха капитализма. Она охватывает период от Английской буржуазной революции XVII в. до Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г. Новую историю делят на два периода: от Английской буржуазной революции середины XVII в. (1640) до Парижской коммуны (1871) и от Парижской коммуны до Великой Октябрьской социалистической революции.

Буржуазное общество нового времени унаследовало от средневековья давно сложившиеся классы дворян-землевладельцев, крестьян, ремесленников, мелких торговцев и др. Но основными являются два класса-антагониста, сложившиеся в эпоху капитализма, – буржуазия и пролетариат.

Буржуазные ученые говорят, что рабочий «свободен как птица», поскольку закон не обязывает его работать у того или иного капиталиста. Но это не так, хотя наемные рабочие при капитализме лично свободны. Дело в том, что пролетарии не имеют своих средств производства и своего хозяйства. Фабрики, заводы, шахты, железные дороги принадлежат буржуазии. Поэтому пролетарий вынужден продавать свою рабочую силу предпринимателю: наниматься на мануфактуру, фабрику, завод, иначе он и его семья умрут с голоду.

Капиталистическое производство начало возникать еще в эпоху феодализма – в средние века. В XVI–XVII вв., после Великих географических открытий, которые проложили морской путь в Азию, Америку, Австралию и Океанию, началось закабаление и ограбление европейскими колонизаторами народов вновь открытых стран. Европейские пришельцы беспощадно грабили захваченные страны.

В Англии, Голландии, Испании и других европейских государствах, которые захватили колонии, скапливались огромные богатства, добытые «рыцарями колониальной наживы». Если в Испании и Португалии эти средства непроизводительно тратились паразитическим дворянством и расточительным королевским двором, то в Голландии и в особенности в Англии они дали новый толчок дальнейшему промышленному развитию.

Англия была первой страной, где не только накопились крупные капиталы у буржуазии, но и была масса свободных рабочих рук: крестьяне, согнанные крупными землевладельцами с земли, вынуждены были искать работу на мануфактурах, а позднее на фабриках. В середине XVII в. в Англии произошла буржуазная революция, утвердился новый, капиталистический строй. Английскую революцию считают началом нового времени, хотя в других странах Европы и Азии еще продолжали существовать феодальные порядки, а на значительной части территории Африки, Америки и Австралии сохранялся первобытнообщинный строй.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "История"