Контрабанда в 10-16 веках

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 06:49, реферат

Краткое описание

Оперативно-розыскная составляющая российских таможенных органов имеет свои исторические корни. Она зарождалась и развивалась вместе с отечественной историей борьбы с контрабандой и не является для российского таможенного дела чем-то абсолютно новым, ранее неизвестным.
Таможенное дело в России ведет свое начало со времен Древней Руси. Порядок взимания распространенной в тот период торговой пошлины - "мыта", которую можно считать предшественницей таможенной пошлины, был четко закреплен в Русской Правде Ярослава Мудрого.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..….3
1 Нормативное регулирование борьбы с контрабандой в X-XVI веках………4
2 Контрабанда как правонарушение в историческом аспекте…………………6
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованных источников………………

Файлы: 1 файл

контрабанда в 10-16 веках.doc

— 76.00 Кб (Скачать)

Следующий этап в истории развития законодательства, посвященного вопросам таможенной деятельности и организации борьбы с контрабандой относится на начало XVIII века. Развитие внешней торговли, сопровождаемое усилением контрабанды, требовало изменений в организации таможенного дела. В 1715 году Петром I учреждается Коммерц-коллегия, на которую возлагается руководство таможенным делом. В целях воспрепятствования беспошлинному провозу товаров в 1723 году был издан указ. Согласно ему на польской границе были выставлены форпостные команды, состоящие из числа военных формирований, в задачу которых входило не только охранять саму границу, но и препятствовать проникновению контрабанды.

Надо отметить, что для 20-х годов XVIII столетия характерен значительный рост контрабанды, чему во многом способствовало принятие протекционистского тарифа 1724 года, в соответствии с которым пошлины на многие ввозимые товары резко возросли. Одновременно с тарифом 1724 года продолжала существовать откупная система, восстановленная в 1712 году.

В 1724 году был принят Морской Торговый регламент, который регулировал процедуру контроля пребывающих из-за границы судов. На все грузы направлялись досмотрщики, которые осматривали не только грузы, но и вещи лиц, следовавших через границу. До завершения таможенного досмотра никому не разрешалось сходить с корабля, запрещалась его разгрузка. Устав определил и составы правонарушений в сфере таможенного дела, а также ответственность за эти правонарушения. В пользу государства изымались «утаенные» (то есть сокрытые от таможенного контроля) товары, не «явленные» и «заповедные» (запрещенные) к ввозу или вывозу частными лицами, конфискация применялась и когда при декларировании «добрые» товары выдавались за «худые». За менее серьезные проступки предусматривались штрафные санкции. Сдерживавший развитие внешней торговли и вызывающий рост контрабанды тариф 1724 года в 1731 году был заменен на новый, более умеренный тариф. К середине XVIII века таможенное дело становится централизованным, чему во многом способствовала проведенная в 1752-1757 годах таможенная реформа, в ходе которой были ликвидированы внутренние таможни, был учрежден институт таможенных объездчиков, на которых возлагалось обязанность поимки контрабандистов в пограничной полосе. Принимается Таможенный Устав 1755 года, в котором уделялось особое внимание борьбе с контрабандой.

Устанавливалось строгое требование ко всем лицам, пересекающим границы Российской империи, не провозить товары помимо таможенных учреждений и с сокрытием от таможенного контроля. Уставом поощрялось доносительство о контрабанде. Если донос подтверждался, то доноситель получал половину конфискованных товаров, за вычетом причитавшихся с них таможенных платежей, другая половина передавалась казне.

Во второй половине XVIII столетия был проведен ряд мероприятий, призванных остановить контрабандный ввоз товаров, который вновь усилился. В качестве причин этого можно назвать: повышение пошлин, связанное с принятием тарифа 1757 года, злоупотребления в самих таможнях, слабая организация охраны границ. К мерам, которые были приняты, относятся: передача части таможен на откуп, усиление охраны границ, предпринятое в 1782 году, когда указом Екатерины II была учреждена пограничная таможенная стража. На стражу, находящуюся в каждой пограничной губернии, возлагалась обязанность контролировать участки границы, препятствуя проникновению контрабандистов. Так как рост контрабандного ввоза товаров был во многом обусловлен высокими тарифными ставками, это также было учтено. И по сравнению с ранее принятыми, тарифы 1766 и 1782 годов были значительно понижены.

Дальнейшие изменения в таможенной сфере России приходятся на XIX век. В 1802 году принимается Высочайший манифест об учреждении министерств. Таможенные учреждения были подчинены Министерству коммерции. С 1811 года управление таможенным делом переходит к Департаменту внешней торговли, было образовано 11 таможенных округов, в каждый из которых входило несколько таможен. Таможенный округ управлялся начальником, имевшим в своем ведении все таможни и заставы, составлявшие округ. Для предотвращения тайного привоза товаров по всей морской и сухопутной границе действовали команды таможенной стражи.

Ведется работа и над правовой базой, обеспечивающей организацию таможенной деятельности. Значительным фактом в этом направлении стало принятие Таможенного Устава в 1819 году. С принятием данного акта, как отметил Б.М.Угаров, «В России появляется систематизированное законодательство о контрабанде». Устав определил, что таможенные учреждения являются государственными органами, установил порядок охраны границы (охрана возлагалась сначала на таможенную, а затем на пограничную стражу). Товары, перемещаемые через границы, разрешалось перевозить только через таможни.

В Уставе содержится определение понятия контрабанды. Под ней понимались не только товары, проносимые или провозимые через границу мимо таможен, но также и товары, привезенные из-за границы и не указанные в предъявленных в таможню документах. Нормы карательного характера, содержащиеся в Уставе, были перенесены в Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года. Под контрабандой стали подразумевать перемещение товаров и предметов мимо таможни или хотя через таможню, но с сокрытием от таможенного контроля. С течением времени эта формулировка то расширялась, то наполнялась иным содержанием, но и по ныне действующему Уголовному кодексу смысл уголовно наказуемой контрабанды заключается именно в незаконном перемещении товаров и предметов через таможенную границу России помимо таможни или через таможню, но с использованием таких приемов, которые направлены на избежание таможенного контроля.

Следующим шагом в развитии законодательства о борьбе с контрабандой стало принятие в новой редакции Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1885 года и Таможенного Устава 1892 года. Глава 7 Уложения посвящалась ответственности лиц, виновных в нарушении постановлений таможенных уставов, в том числе в контрабанде.

В связи с этим, следует обратить внимание на некоторые особенности применения мер ответственности к лицам, виновным в контрабанде. Так, для провозителя контрабандных товаров наказание назначалось независимо от его умысла на совершение контрабанды, знал он или не знал о контрабандном происхождении товаров (ст.7547). Ставился вопрос об ответственности должностных лиц. Таможенные чины, способствовавшие тайному провозу товаров, исключались со службы (ст.809). Устанавливалась ответственность соучастников, если «изобличены в тайном провозе многие лица, то взыскания налагаются не порознь с каждого лица, но со всех изобличенных в провозе или в участии в оном» , лиц, содействовавших и причастных к контрабанде. Таможенный Устав 1892 г. не внес изменений в определение контрабанды. Согласно Уставу – тайный ввоз и вывоз товаров карался конфискацией товара с наложением денежного штрафа. Основными субъектами, несшими ответственность, были хозяин контрабандных товаров и провозитель товаров. Лица, укрывающие тайно привезенный товар, подлежали обложению штрафом в размере двойной стоимости обнаруженного товара. Устав предусматривал ответственность за «квалифицированную» контрабанду. К ней относилась водворение контрабандных товаров «скопищем» (группой лиц), вооруженными людьми и с сопротивлением задержателям. Такие действия влекли наказание в виде лишения всех прав состояния, тюремного заключения или пребывания в исправительном доме. Наиболее жесткое наказание – ссылка на каторжные работы на срок от 4 до 6 лет налагалась на лиц, неоднократно судимых за контрабанду, задержанных в пограничной полосе. К концу XIX века в России уже сложилась единая система таможенных органов. Непосредственное руководство таможенным делом в стране осуществлялось Департаментом таможенных сборов Министерства финансов. Нижестоящим звеном таможенной системы были таможенные округа, в состав которых входило определенное количество таможен, таможенных застав и переходных пунктов.


Заключение

 

Таким образом, контрабанда как правонарушение возникла в период развития товарно-денежных отношений и как бы ее ни контролировали, она продолжает существовать уже на протяжении многих веков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1.Габричидзе Б.Н., Зобов В.Е. Таможенная служба Российской Федерации. М., 1993;

2. Кисловский Ю.Г. Контрабанда: история и современность. М., 1996; 3. Аграшенков А.В. Развитие правовой базы отечественной таможенной системы в царствование Елизаветы Петровны // Ученые записки Санкт-Петербургского им. В.Б.Бобкова филиала Российской таможенной академии. 1996. 3 2. С. 31-40.

4.  Юридическая энциклопедия / Под общ. ред. М.Ю. Тихомирова. М., 1997. С. 211.

5.  Угаров Б.М. Международная борьба с контрабандой. М., 1981; Володько Н.В. Ответственность за контрабанду  по советскому праву: Учебное пособие. Киев, 1978; Контрабанда и борьба с ней : Сборник /Под общ. ред. А.Потяева. М., 1925.

6.  Памятники русского права. М., 1953. Т.1. С. 65-70.

7. Рогатых Л.Ф. Квалификация контрабанды: Учебное пособие. СПб., 1999. С. 6.

8  Кисловский Ю.Г. Контрабанда. История и современность. М., 1996. С.20.

9  Марков Л.Н. Очерки по истории таможенной службы. Иркутск, 1987. С. 38.

10. Таможенное дело в России X – начало XX веков. СПб.: Изд-во Пик, 1995. С. 19.

11  Угаров Б.М. Международная борьба с контрабандой. М., 1981. С. 21.

 

 

 

 

3

 



Информация о работе Контрабанда в 10-16 веках