Конституция 1977

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 19:40, курсовая работа

Краткое описание

Развитие Российского государства подтверждает общее правило нашего времени: каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. И это закономерно. Конституция важна и необходима для современного государства прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………….3
Глава1. Понятие конституции……………………………………………………...5
1.1 Виды конституций………………………………………………………………....6
1.2 Система Конституции……………………………………………………………..9
Глава II. Этапы развития Конституции…………………………………………..11
Глава III. Конституция СССР 1977 года…………………………………………..15
3.1 Новые положения в государственном устройстве…………………………….....15
3.2 Предпосылки принятия Конституции 1977 года………………………………....20
Заключение……………………………………………………………………………..23
Список литературы……………………………………………………………………25

Файлы: 1 файл

Курсовая готова!!!.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

Как правило, каждый раздел, равно как и глава, имеет конкретное наименование. Действующая Конституция РФ состоит из двух разделов - первый содержит главы (1-9) второй - заключительные и переходные положения.

Преамбула, т.е. вводная часть, дана для уяснения содержания Конституции, её особенностей. Она имеет вспомогательное значение. Воздействие конституционной преамбулы усиливается в сочетании с конкретными нормативными предписаниями этого основного закона государства. В преамбуле Конституции России 1993 года провозглашаются основные устремления народа и его нравственные идеалы. Подчеркивается преемственность российской государственности, необходимость сохранения исторически сложившегося государственного единства, преемственность демократического строя. В преамбуле отражены нравственные ценности - гуманизм, стремление к счастью, добру, благополучию и процветанию России, гражданский мир, согласие, свободы, права человека. Преамбула провозглашается от имени народа России, осознающего себя как единое целое. Подчеркивается ценность патриотизма, любви к Отечеству, памяти предков. Преамбула - своеобразная увертюра к тексту Конституции.

На первое место в Конституции выдвигаются разделы и главы, закрепляющие основы конституционного строя, механизм народовластия. Раздел первый можно условно назвать по наименованию первой главы - “Основы конституционного строя “ и состоит из девяти глав:

1.   Основы конституционного строя.

2.   Права и свободы человека и гражданина.

3.   Федеративное устройство.

4.   Президент Российской Федерации.

5.   Федеральное Собрание.

6.   Правительство Российской Федерации.

7.   Судебная власть.

8.   Местное самоуправление.

9.   Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Второй раздел Конституции Российской Федерации 1993 года составляют заключительные и переходные положения, обеспечивающие процедуру реализации отдельных конституционных установлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Этапы развития Конституции.

Потребность в новой конституции в любой стране возникает после каких-либо масштабных событий общественно-политического характера: революции, завоевание независимости, распада государства, образование нового государственного единства, изменение формы правления и политического режима. Каждая новая конституция обобщает конкретный опыт истории и обогащает его новым содержанием. Предыстория конституции в России берёт свое начало в начале Х1Х века. Либеральные конституционные идеи пробивали себе дорогу в борьбе с доктриной самодержавия. Русская либерально-правовая мысль исходила из того, что конституция - это учредительный закон, устанавливающий основные начала государственного устройства страны. В лекциях и публикациях либеральных профессоров государственного права Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов в конце 50-х - начале 60-х годов Х1Х (А.С Алексеева, М.М. Ковалевского, Ф.Ф. Кокошкина, С.А. Котляревского, Н.И. Лазаревского и др.) стала проводиться идея конституционной монархии. Сторонниками конституционного правления были представители наиболее прогрессивной дворянской аристократии. Они предлагали посредством конституционных реформ осуществить переход к конституционной монархии, обосновывали целесообразность ограничения власти монарха народным представительством, ратовали за установление демократической формы правления и режим законности, избавление России от произвола чиновников и полиции. К числу первых конституционных проектов в России можно отнести “План государственного преобразования” графа М.М. Сперанского (1809) и “Государственную уставную грамоту Российской империи” Н.Н. Новосильцева (1818). Сперанский в своем проекте выдвигал идею конституционной монархии, ограниченной парламентом, и постепенной отмены крепостного права. Под конституцией он понимал государственный закон “определяющий первоначальные права и отношения всех классов государственных между собой”. Интерес представляют конституционные воззрения декабристов, выраженные в “Русской правде” П.И. Пестеля и конституционном проекте Н.М. Муравьёва, а также “Манифесте к русскому народу” Северного общества (Х1Х). Согласно конституционному проекту Н.М. Муравьева, формой государства признавалась конституционная монархия. Законодательная власть передавалась Народному вече, исполнительная - наследственному монарху; судебная - Верховному судилищу. Россия становилась федерацией, Закреплялось равенство всех перед законом, свобода слова, печати, собраний, союзов, вероисповедания, отмена сословных различий. Однако прогрессивные идеи конституционных преобразований в России того времени остались нереализованными, так как не имели ни социально-экономических, ни политических предпосылок. Законы Российской империи выражали идею самодержавия, а конституция повлекла бы ограничение царской власти. Конституции, которую подготовил царь-реформатор Александр 11, даровавший в 1861 году крестьянам волю, не суждено было появиться на свет из-за его убийства. Первым шагом на пути перехода от монархии к республике в России стало оформление конституционной монархии путем принятия Манифеста от 6 августа 1905 года, который учредил Государственную Думу - первый русский парламент с совещательными функциями, и провозгласил избирательные права российских подданных. Манифест от 17 октября 1905 года “Об усовершенствовании государственного порядка” шел ещё дальше. Государственная Дума наделялась законодательными функциями. Провозглашались неотъемлемые гражданские права: неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний, союзов, избирательные права. Манифест от 19 октября 1905 года учреждал в России правительственный орган - Совет Министров. Конституционное значение имели “Учреждение Государственной Думы” от 20 февраля 1906 года; Указ “О переустройстве учреждения Государственного совета” от 20 февраля 1906 г, Основные государственные законы от 23 апреля 1906 года.

Известный русский государствовед Н.И. Лазаревский отмечал, что в силу актов 1905-1906 г.г. в России учреждался конституционный строй, который ограничивал основы самодержавия парламентом. Однако конституционный процесс, начавшийся в дооктябрьской России, был прерван Октябрьской революцией 1917 года. Послеоктябрьское конституционное развитие характеризовалось ломкой имперской государственной системы и формированием основ новой государственности. В этот период принимаются декреты 11 и 111 Всероссийских Съездов Советов: “Рабочим, солдатам и крестьянам!”(Обращение 11 Всероссийского Съезда Советов от 7 ноября (25 октября) 1917 года; “О мире”, “О земле”, “О полноте власти Советов”, “Об учреждении Совета Народных Комиссаров”, датированное 8 ноября 1917 г., Декларация прав народов России от 15 ноября (2)1917 г,. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа от 25(12) января 1918 г., Резолюция 3-его Всероссийского Съезда Советов “О федеральных учреждениях Российской Республики от 28(15) января 1918 г. и др. Этими актами провозглашалась диктатура пролетариата и закреплялось полновластие Советов. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, ставшая органической частью первой Конституции РСФСР 1918 г., выражала решимость “вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма”. Исторической задачей Советской власти провозглашалось “беспощадное подавление эксплуататоров”. Начиная от первых декретов Октября конституционное законодательство России прошло довольно длительную эволюцию: от конституций 1918, 1925, 1937,1978 годов до Конституции Российской Федерации 1993 года.

Первая Конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г. Это был Основной закон государства переходного периода от капитализма к социализму. Её сущность состояла в юридическом закреплении диктатуры пролетариата. Верховным носителем власти провозглашалось всё рабочее население страны, объединенное в городских и сельских Советах (ст.10).

   Вторая Конституция РСФСР, принятая 11 мая 1925 года, вслед за Конституцией СССР 1924 г, отразила смягчение политической и экономической обстановки в стране, происшедшее в связи с окончанием гражданской войны и образованием СССР. Эта Конституция юридически оформила новый государственно-правовой статус России как союзной республики в составе СССР. Конституционно закреплялось федеративное устройство России. Статья 2 Конституции РСФСР 1925 года гласила “Российская Республика есть социалистическое государство рабочих и крестьян, строящееся на основе федерации национальных советских республик”. Эта Конституция подробно регламентировала устройство советской власти: полномочия Всероссийского Съезда Советов, ВЦИК и СНК, закрепляла систему органов власти автономных социалистических республик, местных органов государственной власти, избирательную процедуру, бюджетные права РСФСР, государственную символику.

Третья Конституция РСФСР была принята 21 января 1937 года, вслед за Конституцией СССР 1936 года. Она провозгласила завершение строительства основ социализма. В этой Конституции закреплялись основы общественного и государственного строя; права и обязанности граждан; избирательная система; система и компетенция высших и местных органов государственной власти, управления, суда и прокуратуры. Конституция подтвердила добровольное объединение с другими равноправными республиками в составе СССР; суверенный характер прав РСФСР вне пределов союзной компетенции. Однако Конституция 1937 года была декларативной и не смогла стать заслоном от массового беззакония и внесудебных расправ 1937 года.

Четвертая Конституция - Конституция (Основной Закон) РСФСР от 12 апреля 1978 года, разрабатывалась в соответствии с Конституцией СССР 1977 года. Она воплощала теоретически несостоятельную концепцию построения развитого социализма и общенародного социалистического государства. Провозглашалась социальная однородность и укрепление морально-политического единства социальных групп и слоев общества, формирование новой исторической общности людей - советского народа; закреплялась общественная собственность на средства производства; руководящая роль КПСС в политической системе. Господствующей идеологией признавался научный коммунизм; конечной целью общественного развития - построение бесклассового коммунистического общества. Частная собственность не допускалась. Закреплялось плановое ведение хозяйства на основе жесткой централизации. В основу организации государственной власти был традиционно положен принцип верховенства Советов. Внешнеполитические цели и задачи РСФСР связывались с противостоянием двух мировых систем - капитализма и социализма, соотношением классовых сил на мировой арене, созданием новых международных отношений, где превалирует марксистская идеология и социалистические идеи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Конституция СССР 1977 года.

 

3.1 Новые положения в государственном устройстве

 

                Конституция 1977 года, как основной закон готовился очень долго. Впервые о необходимости разработки новой Конституции было сказано на XXII съезде КПСС в октябре 1961 г. В  апреле 1962  г.  Верховный  совет СССР  создал Конституционную  комиссию  во  главе  с Н.С. Хрущевым. Ее  задача  состояла  в  отказе  от  сталинской модели  социализма. Однако обстановка  в Политбюро  все  время накалялась. В октябре 1964  г. инициатор изменения

Конституции – Н.С. Хрущев – был снят со всех постов, после чего комиссия фактически прекратила свою работу.  Основной причиной новой длительной остановки стало отсутствие ясности в отношении  к  ближайшему  прошлому.  Новое  руководство  страны  оказалось  более  молодым, репрессии второй половины 30-х гг. этих людей не коснулись. В то же время, все они в начале своей карьеры были частью сталинского партийно-государственного механизма, срослись с ним мировоззренчески и не собирались его осуждать. Поэтому они не видели необходимости  в принципиальных изменениях  в обществе, и,  следовательно,  в Конституции. К идее её изменения вернулись лишь в середине 70-х гг. 

По сравнению с Конституцией 1936 г., Конституция 1977 г. представляет собой более высокую ступень советского законодательства. Конституция  состояла  из  преамбулы, 9  разделов, 21  главы  и 174  статей.  Разделы располагались в следующем порядке:

1. Основы общественного строя и политики СССР;

2.  Государство и  личность;

3. Национально-государственное  устройство ССС;

4. Советы народных депутатов и порядок их избрания;

5. Высшие органы государственной власти и управления  СССР;

6. Основы  построения  государственной  власти  и  управления  в  рес-

публиках;

7. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор;

8. Герб, флаг, гимн и столица СССР;

9. Действие Конституции СССР и порядок ее изменения.

В Преамбуле определялась сущность общества развитого социализма. 

Конституция закрепляла некоторые новые положения, например, появился новый раздел «Государство и личность». В наиболее важной – сфере государственного устройства – преобразования свелись к следующему:

−  в отличие от Конституции 1936 г., определявшей СССР как государство рабочих и крестьян, новая Конституция объявляла его общенародным государством. При этом делалась оговорка, что ведущую роль в определении политической линии, играет рабочий класс;

−  закреплялась власть КПСС (статья 6);

−  Советы депутатов трудящихся переименовывались в Советы народных депутатов;

−  расширялись  права  и  обязанности  граждан (на  жилье,  медицинское  обслуживание, участие в общественной жизни и т.д.);

−  уточнены полномочия центральных и местных органов власти: например, по Конституции 1936 г. срок полномочий Верховного совета составлял 4 года, а по Конституции 1977 г. – 5 лет.

Однако  власть (в лице Политбюро) не  собиралась что-либо менять  в  своем положении. Ничего и не изменилось. В результате и эта Конституция оказалась фиктивной. Хозяйственное право. В  этой  сфере правительство пыталось определить  степень хозяйственной свободы руководителей отдельных предприятий и отраслей. Так, в октябре 1965 г. ЦК КПСС и Совет министров приняли постановление «О совершенствовании планирования и усилении  экономического  стимулирования промышленного производства». Но  развитие  хозяйственной  инициативы  руководителей  предприятий  сдерживалось  политическими  причинами:  советская  экономика  была  в  максимальной  степени централизованной, что соответствовало концентрации власти в руках высшего партийногосударственного руководства.

Административное право. В октябре 1980г. Верховный совет СССР впервые в истории  страны  принял «Основы  законодательства  Союза  СССР  об  административных правонарушениях». В их определялось понятие «правонарушение», давалась их классификация, определялась мера ответственности. Ответственность за административные правонарушения устанавливалась с 16 лет.

Трудовое право. В 1966–1967 гг. была введена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями. В 1970г. приняты «Основы законодательства Союза СССР и союзных республик о труде», а затем в союзных республиках были приняты «Кодексы законов о труде».

В 1974  г.  Президиум  Верховного  совета  СССР  уточнил  гарантии  справедливого решения вопросов по спорам об увольнении и переводе рабочих и служащих на другую работу.

В 1980 г. были повышены пенсии за непрерывный стаж работы на одном предприятии. 

Семейное право. В июне 1968 г. Верховный совет СССР принял «Основы  законодательства Союза СССР и союзных республик о браке и семей». В них развивалось то, что было принято ранее. В числе наиболее значимых изменений были: 

−  возможность установления отцовства в судебном или ином порядке,

−  ликвидация прочерка в свидетельстве о рождении детей, родившихся вне брака,

−  введение внесудебного порядка расторжения брака,

−  установление порядка признания брака недействительным,

−  разрешение на вступление в брак с иностранцами.

В октябре 1979 г. Президиум Верховного совета СССР внес в «Основы» некоторые уточнения:

−  мужчина и женщина получали равные права в личных и имущественных отношениях,

−  ряд  положений  касался  иностранцев  и  лиц  без  гражданства.  В  сфере  семейного права они приобретали теми же права, что и советские граждане. 

Уголовное право. Для этой отрасли права были характерны две тенденции. Первая состояла в усилении правовых гарантий при определении виновности преступника.

Вторая – в смягчении наказания лицам, совершившим преступления, не представлявшие большой  общественной  опасности.  Так,  перестали  рассматриваться  как  преступления нарушение правил  торговли, прогул, порубка  леса  в некрупных размерах и некоторые другие действия. В  то же  время,  была  усилена  ответственность  за  преступления,  представляющие

большую общественную опасность. Так, в 1973 г. за угон самолета, если это действие повлекло  гибель  людей  или  причинение  тяжких  телесных  последствий,  была  введена смертная казнь. 

Исправительно-трудовое право. Длительное  время  эта  отрасль  права  регулировалась  ведомственными  актами  органов  внутренних дел. Эти документы не публиковались. В июне 1969  г. Верховным  советом СССР  были приняты «Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик». Затем в союзных республиках появились соответствующие республиканские кодексы. 

Информация о работе Конституция 1977