Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:31, реферат
Итальянская Конституция была принята в 1947 г. после проведения референдума о форме правления. С 1 января 1948 г. Демократическая Конституция Италии вступила в законную силу. Итальянская Конституция представляет собой вводный раздел «Основные принципы», в этом разделе прописаны основы конституционного строя Итальянской Республики. После вводного раздела – две основные части, которые объединяют 139 статей. Характерным отличием от других конституций мира является отсутствие преамбулы. В основных частях конституции Итальянской Республики закреплены основные принципы суверенитета итальянского народа.
Введение 3
1. Конституция Италии. общая характеристика 4
2. Основы правового статуса личности 6
3. Правовое регулирование общественных объединений 11
4. Правовое регулирование непосредственно демократии 15
5. Законодательная власть 16
6. Исполнительная власть 18
7. Судебная власть 20
8. Итальянский федерализм 22
9. Местное самоуправление и управление 23
Заключение 24
Список используемой литературы 25
В
соответствии с ч. 1 ст. 123 Конституции
каждая область имеет право
О
народной инициативе будет сказано
ниже.
Парламент. Согласно ч. 1 ст. 55 Конституции, Парламент состоит из Палаты депутатов и Сената.
Двухпалатная структура итальянского Парламента характеризуется, таким образом, сильной верхней палатой, которая практически равноправна с нижней. Даже в случаях, когда палаты принимают решения совместно, тот факт, что Сенат численно вдвое меньше, чем Палата депутатов, существенного значения не имеет, ибо депутаты и сенаторы при голосовании считаются со своей принадлежностью не к палате, а к политической партии. Расхождения между палатами обычно не носят политического характера. Палаты избираются практически одинаково, и вследствие этого политический состав палат практически идентичен.
Компетенция
Парламента очерчена в Конституции
очень скупо, что говорит в
пользу ее неограниченного характера
в сфере общегосударственного ведения.
Парламент принимает законы в
данной сфере, а также принимает
государственный бюджет и контролирует
его исполнение, осуществляет политический
контроль за деятельностью Правительства,
участвует в формировании некоторых
государственных органов и
Законодательная функция Парламента урегулирована многими статьями Конституции. В законодательной сфере, с юридической точки зрения, несомненно преобладание Парламента над Правительством.
Законодательный процесс в своих основных чертах урегулирован в ст. 70 - 74 Конституции, а детально - в регламентах палат.
Законодательная
функция осуществляется обеими палатами.
Право законодательной
Число законопроектов, вносимых Правительством - главным источником законодательной инициативы, и отдельными парламентариями примерно одинаково.
Кроме того, Конституцией предусмотрена народная инициатива - не менее 50 тыс. избирателей могут внести в Парламент проект, составленный в виде статей закона. В последнем случае сама палата проверяет соблюдение подателями проекта конституционных требований.
Институт народной инициативы используется в Италии довольно слабо. Лишь после принятия Закона 1970 г., регламентирующего порядок применения конституционной нормы, до конца 80-х годов было внесено 30 инициатив, из которых лишь немногие были приняты к рассмотрению Парламентом10.
Чтобы стать законом, законопроект должен быть одобрен обеими палатами. Принятый палатами закон поступает к Президенту республики, который должен промульгировать его в течение месяца со дня одобрения. Если же палаты абсолютным большинством своего состава объявили закон срочным, промульгация должна состояться в указанный ими срок.
Законы
публикуются в официальном
Совет министров (Правительство). В Конституции подраздел "Совет министров" раздела "Правительство" состоит всего из пяти статей (ст. 92 - 96).
Правительство на центральном уровне осуществляет любые исполнительные полномочия, которые не отнесены Конституцией к компетенции других органов.
По ст. 76 и 77 Конституции, Правительству может быть делегировано осуществление законодательной функции, если при этом будут определены принципы и руководящие критерии делегирования, ограничено его время и установлены предметы. Без делегирования со стороны палат Парламента Правительство не может издавать декреты, имеющие силу обычного закона.
Формирование правительства: Президент назначает Председателя Совета министров и по его предложению - министров. Председатель и министры образуют Совет министров, т. е. Правительство. До вступления в должность они приводятся Президентом к присяге. Затем Правительство должно получить доверие обеих палат Парламента.
В Италии центральные и периферийные органы управления в качества своей основы имеют министерства. Министерства могут быть сгруппированы по основным направлениям государственной политики11.
В
первую группу входят министерства, функции
которых направлены на сохранение и
защиту государства преимущественно
средствами внутреннего и международного
права, - министерства внутренних дел,
иностранных дел, юстиции, обороны.
Вторая группа ведомств включает те, чьи
функции связаны с финансовыми
ресурсами, необходимыми для функционирования
государства: министерство финансов, казначейство,
ведомство экономического программирования.
Третья группа включает министерства,
деятельность которых связана с
каким-либо одним сектором народного
хозяйства - министерства сельского
хозяйства и лесов, промышленности
и торговли, внешней торговли, туризма.
Четвертая группа включает ведомства,
функции которых связаны с
территорией государства, ее инфраструктурой
и обслуживанием - министерства публичных
работ, транспорта и гражданской авиации,
торгового флота, почт и телекоммуникаций.
Наконец, пятая группа включает министерства
с преобладанием функций социального
характера - министерства образования,
труда и социального обеспечения, гигиены
и здравоохранения, культуры и окружающей
среды.
Судебная система. Судебная система Италии состоит из следующих подсистем: судов общей юрисдикции, разрешающих гражданские и уголовные дела, в том числе мировых судей, судов по делам несовершеннолетних, трибуналов по делам публичного водопользования и судов ассизов; административных судов; военных трибуналов.
Суды
действуют в 23 судебных округах, которые,
как правило, не совпадают с политико-
Суды
общей юрисдикции. В низовом звене
судебной системы действуют консилиаторы
(мировые судьи; буквально - советчики),
которые рассматривают
Апелляции на решения преторов рассматриваются в трибуналах, которые, кроме того, суть суды первой инстанции по широкому кругу гражданских дел, а также уголовных дел, не подсудных преторам и судам ассизов.
Апелляционной инстанцией для трибуналов и высшей судебной инстанцией в округе являются апелляционные суды. Они имеют отделения по гражданским, уголовным, трудовым делам, следственное отделение; туда входят суды по делам несовершеннолетних и трибуналы по делам публичного водопользования.
Суды по делам несовершеннолетних, учрежденные в 1934 г., действуют при апелляционных судах и рассматривают дела лиц, не достигших возраста 18-ти лет.
В судебном округе создаются один или несколько судов ассизов и апелляционных судов ассизов. Суды ассизов рассматривают дела о совершении тяжких преступлений, специально указанных в законе. Всего в Италии 100 судов ассизов по первой и 36 - по апелляционной инстанции.
Возглавляет систему судов общей юрисдикции Кассационный суд, включающий около 300 магистратов. Он обеспечивает единство судебной практики и разрешает споры о компетенции между судами (пререкания о подсудности) и т. д.
Административная
юстиция. Статус этой ветви судебной
власти определяется свободным собранием
законов о Государственном
Высшая инстанция административной юстиции - Государственный совет. Эту функцию выполняют три его отделения с судебными полномочиями. Общее собрание Совета может формулировать правовые принципы для деятельности административных трибуналов.
Военная юстиция. Юрисдикция военных трибуналов в мирное время распространяется только на военные преступления, совершающие лицами, входящими в состав Вооруженных сил, а во время войны она расширяется в соответствии с законом.
Прокуратура (ministero pubblico) обязана осуществлять уголовное преследование.
Конституционный суд. Компетенция. Конституционному суду подсудны: споры о конституционности законов и имеющих силу закона актов государства и областей; конфликты полномочий между властями государства, между властями государства и областей и между властями областей; обвинения против Президента Республики, выдвинутые в соответствии с нормами Конституции; решения о допустимости требований проведения референдумов об отмене законов.
Фактически
Конституционный суд Италии выступает
как созаконодатель и даже как
законодатель, когда законы страдают
пробельностью и
Счетный
суд. Согласно ч. 2 ст. 100 Конституции, этот
орган осуществляет предварительный
контроль законности актов Правительства,
а также последующий контроль
исполнения бюджета государства. В
соответствии с ч. 2 ст. 103 Счетный
суд осуществляет юрисдикцию по вопросам
публичной бухгалтерской
Конституция
(ст. 5) гласит, что республика едина
и неделима, но признает и поощряет
местную автономию, вводит в подчиненных
государству службах самую
Подробно территориальное устройство страны регулируется в разд. V Конституции (ст. 114 - 133) и конституционным и иным, включая областное, законодательством, в частности, Законом об устройстве местной автономии 1990 г. (не распространяется на области со специальным статусом) и Законом о компетенции коммун и провинций 1934 г.
Республика делится на области, провинции и коммуны. Последние включают города или их подразделения и сельские населенные пункты или их группы. Все эти политико-административные единицы в той или иной мере обладают автономией. В начале 90-х гг. в Италии насчитывались 20 областей (из них пять со специальным статусом: Трентино-Альто Адидже, Валь д`Аоста, Фриули-Венеция Джулия, Сицилия и Сардиния), 103 провинции и 8101 коммуна. Конституция определила 17 позиций, составляющих сферу законодательной компетенции областей (местная полиция, медицинское обслуживание, местные музеи и библиотеки, градостроительство, транспорт областного значения, сельское хозяйство и леса, ремесла и др.). В настоящее время насчитывается около 100 провинций и около 8 тыс. коммун.
Закон урегулировал правовое положение больших агломераций, т. е. сильно урбанизированных зон проживания, которые до этого не имели какого-либо особого статуса. В законе они стали называться метрополитеновскими зонами. Метрополитенская зона включает два уровня местного самоуправления - метрополитенский город и коммуны.
В
горных зонах существуют горные общества,
местные коллективы в этих частях
Италии пользуются правами ассоциативных
коммун.