Конституционное право Италии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:31, реферат

Краткое описание

Итальянская Конституция была принята в 1947 г. после проведения референдума о форме правления. С 1 января 1948 г. Демократическая Конституция Италии вступила в законную силу. Итальянская Конституция представляет собой вводный раздел «Основные принципы», в этом разделе прописаны основы конституционного строя Итальянской Республики. После вводного раздела – две основные части, которые объединяют 139 статей. Характерным отличием от других конституций мира является отсутствие преамбулы. В основных частях конституции Итальянской Республики закреплены основные принципы суверенитета итальянского народа.

Оглавление

Введение 3
1. Конституция Италии. общая характеристика 4
2. Основы правового статуса личности 6
3. Правовое регулирование общественных объединений 11
4. Правовое регулирование непосредственно демократии 15
5. Законодательная власть 16
6. Исполнительная власть 18
7. Судебная власть 20
8. Итальянский федерализм 22
9. Местное самоуправление и управление 23
Заключение 24
Список используемой литературы 25

Файлы: 1 файл

реферат кпзс.docx

— 44.04 Кб (Скачать)

     В соответствии с ч. 1 ст. 123 Конституции  каждая область имеет право регулировать референдум в отношении своих  законов и административных правоположений. Референдум в областях бывает консультативный  и /или отменительный. Не допускается  референдум по налоговым и бюджетным  законам. На практике институт непосредственной демократии в областях не функционируют.

     О народной инициативе будет сказано  ниже. 

     
  1. законодательная власть
 

     Парламент. Согласно ч. 1 ст. 55 Конституции, Парламент  состоит из Палаты депутатов и  Сената.

     Двухпалатная  структура итальянского Парламента характеризуется, таким образом, сильной  верхней палатой, которая практически  равноправна с нижней. Даже в случаях, когда палаты принимают решения  совместно, тот факт, что Сенат численно вдвое меньше, чем Палата депутатов, существенного значения не имеет, ибо депутаты и сенаторы при голосовании считаются со своей принадлежностью не к палате, а к политической партии. Расхождения между палатами обычно не носят политического характера. Палаты избираются практически одинаково, и вследствие этого политический состав палат практически идентичен.

     Компетенция Парламента очерчена в Конституции  очень скупо, что говорит в  пользу ее неограниченного характера  в сфере общегосударственного ведения. Парламент принимает законы в  данной сфере, а также принимает  государственный бюджет и контролирует его исполнение, осуществляет политический контроль за деятельностью Правительства, участвует в формировании некоторых  государственных органов и выполняет  некоторые иные функции.

     Законодательная функция Парламента урегулирована  многими статьями Конституции. В  законодательной сфере, с юридической  точки зрения, несомненно преобладание Парламента над Правительством.

     Законодательный процесс в своих основных чертах урегулирован в ст. 70 - 74 Конституции, а детально - в регламентах палат.

     Законодательная функция осуществляется обеими палатами. Право законодательной инициативы принадлежит Правительству, каждому  члену палат, а также тем органам  и организациям, на которые это  возложено конституционным законом. В частности, Конституция предоставляет  такое право Национальному совету экономики и труда (ч. 3 ст. 99) и  областным советам (ч. 2 ст. 121), правда лишь по вопросам их ведения. По вопросам территориального устройства ограниченным правом законодательной инициативы обладают и коммунальные советы (об образовании новых провинций  или изменении границ существующих).

     Число законопроектов, вносимых Правительством - главным источником законодательной  инициативы, и отдельными парламентариями  примерно одинаково.

     Кроме того, Конституцией предусмотрена народная инициатива - не менее 50 тыс. избирателей  могут внести в Парламент проект, составленный в виде статей закона. В последнем случае сама палата проверяет  соблюдение подателями проекта конституционных  требований.

     Институт  народной инициативы используется в  Италии довольно слабо. Лишь после принятия Закона 1970 г., регламентирующего порядок  применения конституционной нормы, до конца 80-х годов было внесено 30 инициатив, из которых лишь немногие были приняты к рассмотрению Парламентом10.

     Чтобы стать законом, законопроект должен быть одобрен обеими палатами. Принятый палатами закон поступает к Президенту республики, который должен промульгировать  его в течение месяца со дня  одобрения. Если же палаты абсолютным большинством своего состава объявили закон срочным, промульгация должна состояться в указанный ими срок.

     Законы  публикуются в официальном органе государства "газета Уфичиале делла  Република Итальяна" ("Gazzetta Ufficiale della Republica Italiana" - "Официальная газета Итальянской Республики") немедленно после промульгации и вступают в  силу на 15-й день после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок. 

     
  1. исполнительная власть
 

     Совет министров (Правительство). В Конституции  подраздел "Совет министров" раздела "Правительство" состоит всего  из пяти статей (ст. 92 - 96).

     Правительство на центральном уровне осуществляет любые исполнительные полномочия, которые  не отнесены Конституцией к компетенции  других органов.

     По  ст. 76 и 77 Конституции, Правительству  может быть делегировано осуществление  законодательной функции, если при  этом будут определены принципы и руководящие критерии делегирования, ограничено его время и установлены предметы. Без делегирования со стороны палат Парламента Правительство не может издавать декреты, имеющие силу обычного закона.

     Формирование  правительства: Президент назначает  Председателя Совета министров и  по его предложению - министров. Председатель и министры образуют Совет министров, т. е. Правительство. До вступления в  должность они приводятся Президентом  к присяге. Затем Правительство  должно получить доверие обеих палат  Парламента.

     В Италии центральные и периферийные органы управления в качества своей  основы имеют министерства. Министерства могут быть сгруппированы по основным направлениям государственной политики11.

     В первую группу входят министерства, функции  которых направлены на сохранение и  защиту государства преимущественно  средствами внутреннего и международного права, - министерства внутренних дел, иностранных дел, юстиции, обороны. Вторая группа ведомств включает те, чьи  функции связаны с финансовыми  ресурсами, необходимыми для функционирования государства: министерство финансов, казначейство, ведомство экономического программирования. Третья группа включает министерства, деятельность которых связана с  каким-либо одним сектором народного  хозяйства - министерства сельского  хозяйства и лесов, промышленности и торговли, внешней торговли, туризма. Четвертая группа включает ведомства, функции которых связаны с  территорией государства, ее инфраструктурой  и обслуживанием - министерства публичных работ, транспорта и гражданской авиации, торгового флота, почт и телекоммуникаций. Наконец, пятая группа включает министерства с преобладанием функций социального характера - министерства образования, труда и социального обеспечения, гигиены и здравоохранения, культуры и окружающей среды. 

 

     
  1. судебная власть
 

     Судебная  система. Судебная система Италии состоит  из следующих подсистем: судов общей  юрисдикции, разрешающих гражданские  и уголовные дела, в том числе  мировых судей, судов по делам  несовершеннолетних, трибуналов по делам  публичного водопользования и судов  ассизов; административных судов; военных  трибуналов.

     Суды  действуют в 23 судебных округах, которые, как правило, не совпадают с политико-административными  единицами.

     Суды  общей юрисдикции. В низовом звене  судебной системы действуют консилиаторы (мировые судьи; буквально - советчики), которые рассматривают малозначительные гражданские дела. Далее следует  претура - суд претора. Претор рассматривает  апелляции на решения консилиаторов  и разрешает гражданские дела с относительно небольшой ценой  иска, дела о трудовых конфликтах и  спорах по вопросам социального обеспечения. Он также рассматривает уголовные  дела, по которым грозит наказание  в виде не более трех лет лишения  свободы и штрафа.

     Апелляции на решения преторов рассматриваются  в трибуналах, которые, кроме того, суть суды первой инстанции по широкому кругу гражданских дел, а также  уголовных дел, не подсудных преторам и судам ассизов.

     Апелляционной инстанцией для трибуналов и высшей судебной инстанцией в округе являются апелляционные суды. Они имеют  отделения по гражданским, уголовным, трудовым делам, следственное отделение; туда входят суды по делам несовершеннолетних и трибуналы по делам публичного водопользования.

     Суды  по делам несовершеннолетних, учрежденные  в 1934 г., действуют при апелляционных  судах и рассматривают дела лиц, не достигших возраста 18-ти лет.

     В судебном округе создаются один или  несколько судов ассизов и  апелляционных судов ассизов. Суды ассизов рассматривают дела о  совершении тяжких преступлений, специально указанных в законе. Всего в  Италии 100 судов ассизов по первой и 36 - по апелляционной инстанции.

     Возглавляет систему судов общей юрисдикции Кассационный суд, включающий около 300 магистратов. Он обеспечивает единство судебной практики и разрешает споры  о компетенции между судами (пререкания о подсудности) и т. д.

     Административная  юстиция. Статус этой ветви судебной власти определяется свободным собранием  законов о Государственном совете (Закон 1924 г.) и законом об образовании  областных административных трибуналов 1974 г. указание на областные органы административной юстиции содержится в ч. 2 ст. 125 Конституции.

     Высшая  инстанция административной юстиции - Государственный совет. Эту функцию  выполняют три его отделения  с судебными полномочиями. Общее  собрание Совета может формулировать  правовые принципы для деятельности административных трибуналов.

     Военная юстиция. Юрисдикция военных трибуналов в мирное время распространяется только на военные преступления, совершающие  лицами, входящими в состав Вооруженных  сил, а во время войны она расширяется  в соответствии с законом.

     Прокуратура (ministero pubblico) обязана осуществлять уголовное  преследование.

     Конституционный суд. Компетенция. Конституционному суду подсудны: споры о конституционности  законов и имеющих силу закона актов государства и областей; конфликты полномочий между властями государства, между властями государства  и областей и между властями областей; обвинения против Президента Республики, выдвинутые в соответствии с нормами  Конституции; решения о допустимости требований проведения референдумов об отмене законов.

     Фактически  Конституционный суд Италии выступает  как созаконодатель и даже как  законодатель, когда законы страдают пробельностью и конституционному суду приходится включать в них "дополнительные" или "заменяющие" положения.

     Счетный суд. Согласно ч. 2 ст. 100 Конституции, этот орган осуществляет предварительный  контроль законности актов Правительства, а также последующий контроль исполнения бюджета государства. В  соответствии с ч. 2 ст. 103 Счетный  суд осуществляет юрисдикцию по вопросам публичной бухгалтерской отчетности и по некоторым другим вопросам. 

     
  1. Итальянский федерализм
 

     Конституция (ст. 5) гласит, что республика едина  и неделима, но признает и поощряет местную автономию, вводит в подчиненных  государству службах самую широкую  административную децентрализацию.

     Подробно  территориальное устройство страны регулируется в разд. V Конституции (ст. 114 - 133) и конституционным и  иным, включая областное, законодательством, в частности, Законом об устройстве местной автономии 1990 г. (не распространяется на области со специальным статусом) и Законом о компетенции коммун и провинций 1934 г.

     Республика  делится на области, провинции и  коммуны. Последние включают города или их подразделения и сельские населенные пункты или их группы. Все  эти политико-административные единицы  в той или иной мере обладают автономией. В начале 90-х гг. в Италии насчитывались 20 областей (из них пять со специальным  статусом: Трентино-Альто Адидже, Валь д`Аоста, Фриули-Венеция Джулия, Сицилия  и Сардиния), 103 провинции и 8101 коммуна. Конституция определила 17 позиций, составляющих сферу законодательной  компетенции областей (местная полиция, медицинское обслуживание, местные  музеи и библиотеки, градостроительство, транспорт областного значения, сельское хозяйство и леса, ремесла и др.). В настоящее время насчитывается около 100 провинций и около 8 тыс. коммун.

     Закон урегулировал правовое положение больших  агломераций, т. е. сильно урбанизированных зон проживания, которые до этого  не имели какого-либо особого статуса. В законе они стали называться метрополитеновскими зонами. Метрополитенская зона включает два уровня местного самоуправления - метрополитенский город  и коммуны.

     В горных зонах существуют горные общества, местные коллективы в этих частях Италии пользуются правами ассоциативных  коммун. 

Информация о работе Конституционное право Италии