Конституции в истории Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:28, контрольная работа

Краткое описание

В истории Российской Федерации насчитывается 5 Конституций—соответственно 1918 г., 1925 г., 1937 г., 1978 г. и 1993 г. Сроки их действия составляли последовательно 7, 12, свыше 40 и 15 лет, что показывает в целом относительную стабильность конституций.
Принятие каждой из них знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию, определяло, как правило, качественно новый этап в истории развития государства, отражало утверждение новых концепций или углубление и развитие прежних.

Оглавление

1. Разработка и принятие конституции РСФСР 1918 года.
1.1. Основные принципы Конституции.
2. Структура органов власти и управления по Конституции.
3. Советская избирательная система.
4. Права и свободы граждан по Конституции 1918 года.

Файлы: 1 файл

В истории Российской Федерации насчитывается 5 Конституций.doc

— 118.00 Кб (Скачать)

ограничения по признакам пола, национальности, оседлости, образования и

вероисповедания. Эти группы объединялись понятием «трудящиеся». Значительная

часть населения была лишена избирательных прав: лица, использующие наемный

труд в целях извлечения прибыли; живущие на «нетрудовые доходы»; частные

торговцы и посредники; представители духовенства; служащие жандармерии,

полиции и охранного отделения. Исключение из избирательного корпуса

«социально-чуждых элементов» не позволяло рассматривать избирательное право

как всеобщее.

Конституция закрепила многоступенчатую систему выборов в советы (правило,

действовавшее еще при выборах в земства и Государственную думу). Прямыми были

выборы в сельские и городские советы, делегаты всех последующих уровней

избирались на соответствующих съездах советов на основе принципов

представительства и делегирования. Тем самым создавался организационный

фильтр, предназначенный для отсева «чуждых элементов», тем более эффективный,

так как на практике и в инструкциях о выборах был закреплен порядок открытого

голосования.

Комплекс провозглашенных конституционных прав граждан ставился в самую тесную

связь с их обязанностями и объявлялся конкретно гарантированным, а не только

провозглашенным.

    2. Структура органов власти и управления по Конституции.

В Конституции закреплены основные принципы советской федерации. Она включила

в себя целиком Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, а

следовательно, и все статьи о федерации, содержавшиеся в ней. Кроме того,

вопросы федеративного устройства нашли отражение в других частях Основного

закона.

Статья 11 Конституции[4] закрепила

то важное положение, что «Советы областей, отличающихся особым бытом и

национальным составом, могут объединяться в автономные областные союзы... Эти

автономные областные союзы входят на началах федерации в Российскую

Социалистическую Федеративную Советскую Республику»

[5].

Таким образом, Конституция вполне четко определила форму федерации для России

— государство с автономными включениями. Членами федерации являются

автономные областные союзы. Их нужно отличать от неавтономных областных

объединений, также предусмотренных ст. 11.

В ст. 49 Конституции была определена компетенция высших органов власти РСФСР.

Здесь же затрагивались взаимоотношения центральной власти с областными

союзами.

В качестве важнейшего принципа советской федерации закреплялась

добровольность объединения. Статья 2 говорит, что РСФСР «учреждается на

основе свободного союза свободных наций». Статья 8 отмечает стремление

создать «действительно свободный и добровольный... союз трудящихся классов

всех наций России». Этот принцип вытекал из национальной программы

Коммунистической партии — права наций на самоопределение вплоть до отделения.

Добровольность объединения народов в РСФСР проявилась уже в начальный период

формирования Российской Федерации. Характерной чертой процесса образования

первых автономных республик в 1918 г. было, как уже отмечалось,

провозглашение их снизу, по непосредственному волеизъявлению самих трудящихся

масс, руководимых местными органами партии и Советской власти.

Конституция закрепила национально-территориальный принцип формирования

Российской Федерации. Федерация являлась не самоцелью, а средством разрешения

национального вопроса. В. И. Ленин подчеркивал, что Маркс и Энгельс, будучи

противниками федерации в принципе, в то же время считали ее «шагом вперед» в

деле разрешения национального вопроса

[6].

Национально-территориальный принцип означает, что членство в федерации

строится на основе выделения определенной территории, компактно населенной

людьми той или иной национальности. Практика осуществления этого принципа

впоследствии привела к серьезным осложнениям в государственном строительстве.

Однако в условиях 1918 года, как уже отмечалось, не следовать ему было

невозможно.

Конституция РСФСР закрепила сложившуюся систему органов власти и управления.

Высшими органами власти и общего управления являются Всероссийский съезд

Советов, ВЦИК и Совнарком. Конституция упоминает также (ст. 45) о Президиуме

ВЦИК, но сколько-нибудь полно его правовое положение не раскрывает. Органами

отраслевого управления согласно Конституции являются народные комиссариаты,

которых теперь стало восемнадцать.

Была зафиксирована и структура местных органов власти и управления. Органы

Советской власти всех степеней были выборными.

     3. Советская избирательная система.

Основной закон закрепил принцип всеобщего для трудящихся избирательного

права. Статья 64 подчеркивает отсутствие для трудящихся таких цензов как

вероисповедание, национальность, оседлость и т. п. Устанавливается для них

лишь один, естественный ценз — возрастной, притом очень низкий, 18 лет.

Больше того, закон разрешает понижать и эту возрастную норму. Очень широко

трактуется и отсутствие национального ценза. В развитие ст. 20 специально

подчеркивается, что избирательными правами пользуются не только граждане

РСФСР, но и трудящиеся иностранцы.

Конституция конкретизирует понятие «трудящийся», давая точный перечень

граждан, которые обладают избирательными правами. К ним относятся рабочие и

служащие всех видов и категорий, крестьяне, не пользующиеся наемным трудом с

целью извлечения прибыли, военнослужащие, трудящиеся, потерявшие

трудоспособность. Статья 65 специально посвящена перечислению категорий

граждан, лишенных избирательных прав. Это нетрудовые элементы: лица,

прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли, лица, живущие на

нетрудовой доход (проценты с капитала доходы с предприятий, поступления с

имущества и т.п. ) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники,

духовенство. Кроме того лишается избирательных прав категория граждан не по

их нынешней социальной принадлежности, а в связи с дореволюционной

неблаговидной деятельностью — служащие полиции, жандармерии и охранки, члены

царской фамилии. Наконец, упоминаются обычные для всех государств лишенцы —

умалишенные и преступники.

В. И. Ленин отмечал, что лишение эксплуататоров избирательных прав специфично

для России, но оно не обязательно для других социалистических государств, где

может сложиться другая обстановка классовой борьбы.

Принцип неравенства избирательных прав для городского и сельского населения

был зафиксирован в Конституции, правда, не в общей форме, а применительно к

выборам отдельных звеньев государственного механизма. Закон применяет разные

единицы измерения: в городах счет идет по избирателям, на селе — по жителям,

более широкому понятию. Поэтому на практике преимущество рабочих перед

крестьянами выражалось примерно в соотношении 3:1. До Конституции такое

преимущество было даже больше.

Конституция закрепила принцип многостепенности выборов. Прямые выборы

производятся только в органы власти населенных пунктов — городов и селений.

Уже в волостных органах непосредственное представительство граждан

исключается. Волостные съезды Советов составляются из представителей всех

сельских Советов волости из расчета I депутат на каждые 10 членов Совета (ст.

35). Здесь, таким образом, выборы двухстепенные.

Уездные и районные съезды Советов формируются также сельскими Советами, т. е.

здесь выборы тоже двухстепенные, но норма представительства исчисляется уже

не по числу членов Совета, а по количеству жителей на территории сельсовета.

В уездных съездах Советов могут участвовать и представители Советов небольших

городов.

Двухстепенными были выборы и на губернские съезды Советов, но здесь допустима

третья ступень: если уездный съезд Советов собирается непосредственно перед

губернским, то выборы на последний производятся на уездном съезде. Не менее

трех ступеней нужно пройти на выборах областных съездов Советов. Они

составляются, как правило, из представителей городских Советов и уездных

съездов Советов, но если непосредственно перед областным съездом происходит

губернский, то делегаты избираются на нем.

Аналогично производятся выборы и на Всероссийский съезд Советов: от городов и

губерний, но с допущением представительства непосредственно от уездов или

наоборот, от областей (ст. 25), т. е. здесь для сельского населения выборы не

менее чем четырех степенные. Для городских избирателей выборы на все съезды

Советов двухстепенные.

Система многостепенных выборов имела своим историческим предшественником и

образцом систему выборов в партийные органы. В условиях революции она была

наиболее простой и доступной для трудящихся даже с технологической стороны,

не требуя громоздкого избирательного аппарата, неизбежного при прямых

выборах. В послереволюционные годы многостепенные выборы выполняли и одну

специфическую задачу — они служили своеобразным фильтром, препятствующим

проникновению чуждых элементов в высшие органы государства.

Конституция не фиксирует строго порядок выборов и голосования, оставляя его

на усмотрение местных Советов и ВЦИК (ст. 70). Однако некоторые общие

положения отражены в тексте Основного закона. Закон исходит из

производственно-территориального принципа, сложившегося на практике.

Такая система, очень простая по организации и очень дешевая, позволяла вместе

с тем избирать депутата, хорошо известного избирателям, часто выдвигаемого из

своей среды. Выборы проводились в дни, устанавливаемые местными Советами (ст.

66). Единого для всей страны, даже губернии, а порой — и уезда, дня выборов

не устанавливалось, по сути дела, никакой избирательной кампании не

проводилось.

Голосование могло быть как тайным, так и открытым. На практике и после

принятия Конституции применялись оба порядка голосования.

Конституция закрепила и право отзыва депутатов Советов. Ленин называл право

отзыва демократическим правом, позволяющим народу наиболее полно осуществить

свою волю. Оно также родилось еще до Октября. Уже в «Проекте Наказа при выборах

делегатов в Совет рабочих и солдатских депутатов»

[7], опубликованном в газете «Правда» 7 мая 1917 г., говорилось о праве

отзыва. Оно фактически и использовалось для изгнания из Советов соглашателей и

замены их большевиками. Именно так поступили рабочие Сестрорецкого оружейного

завода, завода Барановского, фабрики «Скороход».

восприняты позднее Конституциями других советских республик, а также и

некоторыми зарубежными странами.

     4. Права и свободы граждан по Конституции 1918 года.

Статья 10 Основного закона гласила: «Российская республика есть свободное

социалистическое общество всех трудящихся России. Вся власть в пределах

Российской Социалистической Федеративной Советской Республики принадлежит

всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских

Советах».

Конституция допускала лишение эксплуататоров любых прав, если эти права

используются в ущерб трудящимся. Прямо предусматривалось и два конкретных

случаях такого лишения прав. Статья 65 лишала избирательных прав лиц,

прибегающих к наемному труду с целью извлечения прибыли, живущих на

нетрудовые доходы, частных торговцев, торговых и коммерческих посредников,

некоторые другие категории населения. Статья 19 ограничивала их в праве

военной службы, говоря, что право защищать революцию с оружием в руках

предоставляется только трудящимся; на нетрудовые же элементы возлагалось

отправление иных военных обязанностей.

Характерной чертой советской демократии являлся ее интернационализм.

Демократия существует не для одного избранного народа, а для всех граждан

независимо от их национальной принадлежности. Этот принцип в наиболее общей

форме был закреплен в ст. 22 Конституции: «Российская Социалистическая

Федеративная Советская Республика, признавая равные права за гражданами

независимо от их расовой и национальной принадлежности, объявляет

противоречащим основным законам Республики установление или допущение каких-

либо привилегий или преимуществ на этом основании, а равно какое бы то ни

было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия».

Этой общей норме соответствовали две специальные статьи Конституции. Статья

21 предусматривала предоставление убежища иностранцам, преследуемым за

политические и религиозные преступления, а на основании ст. 20 все трудящиеся

иностранцы могли получить по решению местных Советов «без всяких

затруднительных формальностей» права российского гражданства.

Конституция исходила также из принципа равноправия полов, равноправия женщины

с мужчиной. Несмотря на то, что особой статьи об этом в тексте нет, принцип

равноправия последовательно проводится по всему Основному закону. Специально

равноправие женщины с мужчиной подчеркивается в избирательном праве, где оно

имеет особое значение.

Конституция предоставила гражданам широкий для своего времени круг

демократических свобод: свободу совести (ст. 13), свободу слова и печати (ст.

14), свободу собраний (ст. 15), свободу объединения во всякого рода союзы

(ст. 16). При этом в законе каких-либо оговорок или ограничений, кроме уже

упоминавшихся — классовых, нет: все свободы предоставляются только

трудящимся.

Мы помним, что такие свободы существовали и до Октября. Они были установлены

явочным порядком сразу после Февральской революции, и большевики в меру

возможности пользовались ими, что помогло, в частности, партийной пропаганде и

организации. Теперь эти свободы закреплялись в конституционном порядке. В этой

Информация о работе Конституции в истории Российской Федерации