Консерватизм: политическая идеология и практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 23:03, реферат

Краткое описание

Основой русского консервативного сознания является неразрывная связь русского народа с "русской землей". Но, между тем, русские, находящиеся за пределами России, но продолжающие считать себя русскими, также принадлежат Русской цивилизации, сохраняя свою связь с "русской землей" и русским народом. Служение Русской цивилизации, духовное соучастие в ее судьбе обеспечивает интеграцию в нее даже тех людей, кто по своему происхождению не принадлежит к русским как этносу.

Оглавление

Введение

1. Сущность консерватизма и его генезис
2. Неоконсерватизм и его практическое воплощение в политике (голлизм, тетчеризм, рейгономика и др.)
3. Консерватизм в истории политической мысли и политических движений и партий в Беларуси
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Консерватизм.docx

— 29.87 Кб (Скачать)

Консерватизм: политическая идеология и практика

 

Содержание

 

 

Введение 

 

1. Сущность консерватизма  и его генезис 

2. Неоконсерватизм и его  практическое воплощение в политике (голлизм, тетчеризм, рейгономика и др.)

3. Консерватизм в истории  политической мысли и политических  движений и партий в Беларуси 

Заключение 

Список литературы

 

 

Введение

 

Консерватизм есть идеология, нацеленная на сознательное удержание  идентичности, сохранение живой непрерывности  эволюционного развития.

Основные черты русского консерватизма обусловливаются  фундаментальными характеристиками религиозного сознания русского народа. Поэтому  русский консерватизм не может не отличаться радикальным образом  от консерватизма англосаксонского с его приверженностью индивидуализму и установкой на защиту частной собственности  от посягательств на нее со стороны  государства. Столь же велико его  отличие и от современной европейской  версии консерватизма, так называемой идеологии "новых правых", с  ее отчетливым тяготением к дохристианской языческой традиции.

Основой русского консервативного  сознания является неразрывная связь  русского народа с "русской землей". Но, между тем, русские, находящиеся  за пределами России, но продолжающие считать себя русскими, также принадлежат  Русской цивилизации, сохраняя свою связь с "русской землей" и  русским народом. Служение Русской  цивилизации, духовное соучастие в  ее судьбе обеспечивает интеграцию в  нее даже тех людей, кто по своему происхождению не принадлежит к  русским как этносу.

Долгие годы понятию консерватизма  придавалась заведомо негативная, чуть ли не ругательная окраска. Это слово  являлось синонимом таких определений, как: "реакционер", "ретроград", "мракобес" и т.п. Считалось, что "консервативного творчества", как такового быть не может, поскольку основной идеей консерватизма является "приверженность к старому, отжившему и вражда ко всему новому, передовому". Долгие годы в отечественной историографии бытовал стереотип, согласно которому консерваторы изображались убежденными противниками прогресса, стремившимися повернуть "колесо истории" вспять. Подобная точка зрения грешит заведомой односторонностью, поскольку русские консерваторы были не только "охранителями" в прямом смысле этого слова, но так же пытались найти компромисс с происходившими в стране переменами. Попытки современного рассмотрения генезиса русской консервативной мысли в рамках противопоставления "традиция - модернизация" или "прогресс - регресс" весьма условны, поскольку ни традиция, ни модернизация не являются неким абсолютом. И реформы и контрреформы проводятся реальными людьми, преследующими реальные интересы. К тому же реформы вовсе не должны однозначно нести благо для большинства народа, точно так же как контрреформы не должны обязательно иметь деструктивный характер. В конечном счете, власть должна работать во имя страны, и живущего в ней народа. Мы сами могли убедиться, что словом "реформы" можно при желании прикрывать любые разрушительные для государства действия.

 

1. Сущность консерватизма  и его генезис

 

Консерватизм возник в  конце XVIII века как реакция на французское  Просвещение и Великую французскую  революцию. Консервативная идеология  была ответом на вызов либерализма  и радикализма. Поскольку консерватизм возникает именно как противопоставление либеральным воззрениям на природу  человека, свободу, равенство и братство, то его не считают самостоятельной, "чистой" идеологией. Консерватизм трактуется как эпифеномен либерализма, т.е. явление, сопутствующее либерализму, придаток либерализма. Подобное рождение консерватизма не помешало ему превратить в достаточно стройную систему взглядов, которая претерпела значительную эволюцию, адаптируясь к современному миру.

 

Интеллектуальная консервативная традиция была разработана англичанином Э. Берком (1729-1797 гг.), французами Ж. де Местром (1754-1821 гг.).Л. де Бональдом (1754-1840 гг.). Они стали основоположниками традиционного консервативного направления, которое отличалось неприятием нигилистического характера французской революции XVIII века, буржуазной демократии и индивидуальной свободы. "Отцы-основатели" политической идеологии консерватизма выражали интересы аристократии, тех слоев, которых капитализм лишал устойчивого социального состояния и сословных привилегий.

Оптимистическому взгляду  либералов на природу человека, разум  и воля которого в состоянии преобразовать  общество на началах свободы, консерваторы противопоставили идею об изначальном  несовершенстве человеческой природы, в силу чего прекрасные проекты радикального переустройства общества обречены на неудачу, поскольку нарушают веками установленный порядок. Подлинной "природе" человека, считали консерваторы, вообще чуждо понятие "свобода". Смысл имеют только конкретно-исторические свободы, добытые предками, проверенные традициями и принимаемые как исторической наследие.

Важнейшим принципом консервативной идеологии является нравственный абсолютизм, признание существования незыблемых нравственных идеалов и ценностей. Эти нравственные идеалы и ценности личности должны формироваться всеми  способами общественного и государственного воздействия и обуздывать "греховную" природу человека. Политика в этом смысле тоже не может быть свободной  от морали.

Другим важнейшим принципом  консерватизма является традиционализм. Традиционные начала - это, по мнению теоретиков консерватизма, фундамент любого здорового  общества. Общественные реформы должны опираться на созданные всеми  прежними поколениями духовные традиции и ценности. Э. Берк считал, что в любом обществе складывается солидарность поколений. Каждый политический деятель, принимающий решения, должен делать это ответственно не только перед своими современниками, но и предками, и потомками. Конструктивному рационализму либералов Э. Берк демонстративно противопоставлял апологию "предрассудков". Именно в "обычных предрассудках", в традиции аккумулируется мудрость, унаследованная от предков, отражается коллективный разум, в том числе и политический.

Традиционализм консервативной идеологии теснейшим образом  связан с политическим реализмом. Консерватизму  чужд доктринерский подход. Политическая практика, как считают консерваторы, не должна опираться на голые теоретические  схемы. Реформы, которые проводятся в обществе, должны быть рассчитаны не на абстрактного человека, а на реальных людей, из плоти и крови, образ  жизни которых, устоявшиеся привычки нельзя внезапно изменить без больших  несчастий. Консерватизм возвращал  политической мысли чувство историчности, отстаивал в бурное революционное время непрерывность исторического развития и сохранение полезных частей "старого общественного здания", вместо изобретения абстрактных конструкций на "чистом листе" революционной истории.

Консерватизм, особенно современный, позитивно относится к идее равенства  людей перед богом. Равенство  существует в области морали и  добродетели, возможно даже политическое равенство. Но все формы консервативной идеологии не приемлют социального  равенства, являются антиэгалитарными. Никакое общество немыслимо без иерархии и, следовательно, неравенства. Именно в этом основа порядка, соответствующего "природе". Эгалитаризм же разрушает социальную иерархию, на которой базируется социальная стабильность. В то же время антиэгалитаризм не означает, что консерваторы выступают за жесткую пирамидальную структуру социума. Социальная мобильность по вертикали и по горизонтали важна для общественного развития. Еще в конце XVIII века Э. Берк сформулировал принцип меритократии, в соответствии с которым власть должна находиться в руках достойных людей, выходцев из различных социальных групп. Приняв со временем политическую демократию, консерваторы стали сторонниками элитарной демократии, когда демократический механизм дает возможность формировать профессиональную политическую элиту и выдвигает к власти достойных. Достойное - достойным - таков принцип консерваторов применительно к социальному статусу личности.

 

 

2. Неоконсерватизм и его  практическое воплощение в политике (голлизм, тетчеризм, рейгономика и др.)

 

 

Объективной основой появления  неоконсерватизма явился структурный  кризис капиталистической экономики. Прежние средства, применявшиеся  для выхода из кризисных ситуаций и обоснованные идеологией либерального реформизма, оказались недостаточными. Требовались более радикальные  средства. Рухнула вера в то, что  научно-технический прогресс в силу своего рационального механизма  разрешит социальные проблемы. Оказалось, что для стабилизации общества необходимо прочное моральное подкрепление и дополнительные средства легитимации. Неоконсерватизм был ответом  на "вызов" кризисного состояния  научно-технической цивилизации  и ослабление ее духовно-нравственных устоев. Он оказался более результативным, чем другие идеологии. Неоконсервативная идеология сильнее стимулировала индивидуальные достижения, а неоконсервативная политика нашла достаточно эффективные средства решения экономических и социальных проблем.

В мировоззренческом плане  неоконсерватизм выступает за приоритетность принципа свободы над принципом  равенства. Равенство возможно только как равенство возможностей, но не как равенство условий и результатов. Социальный порядок реализуется прежде всего через общественную иерархию, которая возникает органически, естественным путем. Защищая идею свободы и прав человека, неоконсерватизм акцентирует внимание и на обязанностях человека перед самим собой и перед обществом. Права человека только в сочетании с осознанием обязанностей и развитым чувством долга облагораживают личность.

В экономической области  неоконсерватизм выступает за ограничение  вмешательства государства в  рыночную экономику. Государство обязано  содействовать частной инициативе, а не душить ее. Это содействие возможно с помощью предоставления налоговых  льгот, стимулирования частных инвестиций и предложения на рынке. Будучи противниками патронажного регулирования экономики, неоконсерваторы делают ставку на личностный фактор: личная инициатива, личная заинтересованность, личные возможности и личная ответственность - вот важнейшие и незыблемые ценности эффективно функционирующей экономики.

Социальная политика неоконсерваторов тесно связана с экономической. Три основных принципа составляют суть неоконсервативной социальной доктрины: принцип солидарности, основанный на представлении о единстве труда и капитала; принцип справедливости, т.е. "справедливое распределение доходов и собственности", "справедливая заработная плата", "справедливая налоговая политика" и другие; принцип субсидиарности - помощь для содействия самопомощи и частной инициативе. В соответствии с этими принципами личности и небольшие сообщества должна сами решать свои социально-экономические проблемы, а государству передоверять только те вопросы, которые невозможно решить подобным образом. Суть социально-экономической политики неоконсерваторов заключается в создании условий, позволяющих рабочим делать сбережения, приобретать собственность, обретать финансовую самостоятельность и независимость от государственного "социального попечительства".

Неоконсерваторы считают, что предоставлять социальные блага бесплатно следует действительно тем, кто в них нуждается, и сам не в состоянии себя обеспечить. Все остальные граждане должны платить за все услуги, в которых они имеют необходимость и которыми они пользуются, но получать их в том виде и такого качества, которого они желают и которое позволяет их материальный достаток.

Социальное рыночное хозяйство - вот формула неоконсерваторов. Социальное рыночное хозяйство, с точки зрения современных консерваторов, не только наиболее удачная экономическая форма, укрепляющая и расширяющая класс собственников. Оно также лучше всего подходит людям: ставит перед гражданами задачи, но не распоряжается ими.

В политической сфере неоконсерваторы верны старой консервативной традиции - демократия должна быть вертикальной, элитарной. Политическая деятельность - не привилегия и не монополия одной социальной группы, а именно профессия, доступная каждому, но лишь при наличии у него соответствующих способностей, призвания и специального образования. Политикой могут и даже должны интересоваться все, поскольку она касается всех, и все так или иначе могут участвовать в политической жизни страны, но быть политиком, работать в политике должны только профессионалы, чтобы избавить политические решения от дилетантизма, а саму политику от охлократических тенденций.

Неоконсерватизм впитал в  себя принципы классического либерализма, прежде всего принцип индивидуальной свободы, но сумел увязывать их с  традиционными ценностями, такими как  религия, семья, закон и порядок, децентрализация и самоуправление, этнокультурное многообразие.

Органическая концепция  общества, которую сохранил неоконсерватизм, способствовала восприятию социума  как целостности, где поведение  индивидов с их страстями и  эгоизмом подчинено сложившимся  структурам, ценностям, традициям. Благодаря  этому общество сохраняет устойчивость и обеспечивает преемственность  развития, связь прошлого с будущим.

 

 

3. Консерватизм в истории  политической мысли и политических  движений и партий в Беларуси

 

 

Вопреки общепринятым мнениям, вряд ли можно признать, что Беларусь в начале 90−х годов ХХ века прошла через полноценное национальное строительство. Либеральные преобразования в Беларуси были замедлены и модифицированы значительными 'национальными особенностями'. Традиционный консерватизм белорусов  оказал огромное влияние на этот процесс: он обеспечил относительно низкие темпы  либеральных преобразований. Кроме  того, их тормозила и внутренняя борьба между функционерами государственного аппарата: подавляющее большинство правящей элиты Беларуси было сформировано как советская управленческая элита - директорат крупных предприятий. Это обусловило субъективное неприятие проекта шоковой деиндустриализации со стороны этой социальной группы. Однако такое субъективное неприятие базировалось на существенных объективных предпосылках. Так, если в других странах тотальная приватизация и демонтаж промышленности осуществлялся с относительно незначительными негативными социальными последствиями, то в Беларуси, бывшей сборочным цехом СССР подобные меры оставили бы без средств к существованию более половины трудоспособного населения страны, что имело бы самые неблагоприятные последствия не только для социально-политической стабильности, но и для государственности в целом. Поэтому 'консерватизм' белорусов имел и имеет в настоящее время вполне рациональное объяснение.

Информация о работе Консерватизм: политическая идеология и практика