Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 13:37, доклад
Хозяйственная деятельность людей началась в глубокой древности, и с того времени появляется экономическая мысль о том, как выгоднее вести хозяйство, о богатстве и бедности. Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей Древнего мира, прежде всего Древнего Востока.. На Древнем Востоке уже в IV тысячелетии до н.э. зародился рабовладельческий строй, государство, а в недрах господствовавшего натурального хозяйства со временем развились товарно-денежные отношения.
кономическая мысль Древнего
Востока
Хозяйственная деятельность людей началась
в глубокой древности, и с того времени
появляется экономическая мысль о том,
как выгоднее вести хозяйство, о богатстве
и бедности. Истоки экономической науки
следует искать в учениях мыслителей Древнего
мира, прежде всего Древнего Востока..
На Древнем Востоке уже в IV тысячелетии
до н.э. зародился рабовладельческий строй,
государство, а в недрах господствовавшего
натурального хозяйства со временем развились
товарно-денежные отношения. Взаимодействуют
общинная, государственная и частная формы
собственности. Масштабное участие государства
в хозяйственной жизни определило специфику
азиатского способа производства (чрезмерное
регулирование хозяйства посредством
регламентации сферы ссудных операций
и торговли; ведущая роль в экономике отводится
собственности государства; неприкосновенность
частной собственности).
В Вавилонии наибольшую известность имеет
сборник законов царя первой вавилонской
династии -Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Он стремился упорядочить
социально-экономические отношения в
Древней Месопотамии (282 статьи). Наиболее
интересными для характеристики экономической
мысли Вавилонии являются статьи, в которых
отражены защита собственности граждан,
правила аренды, найма и ростовщичества,
чтобы "сильный не притеснял слабого".
В законах предусмотрены различные формы
государственного регулирования и контроля
экономической деятельности населения.
Важное значение для истории экономической
мысли имело древнекитайское учение Конфуция (551-479 гг. до н.э.). Конфуций считал, что
труд приумножает богатство и народа,
и государя, поддерживается крестьянской
общиной и патриархальной семьей. Регламентация
патриархально-семейных отношений - основа
стабильности общественного строя. Власть
должна заботиться о равномерном распределении
богатства, регламентации сельскохозяйственных
работ, ограничении налогов и моральном
совершенствовании людей. Этические нормы,
провозглашенные Конфуцием, способствовали
укреплению патриархальной семьи и клана
сородичей, а вместе с тем и общественного
строя Китая.
Основным источником для изучения хозяйства
и экономической мысли Древней Индии является
трактат "Артхашастра", написанный Каутильей (конец IV в. до н. э.) Трактат посвящен артхе
- материальной выгоде: приобретению земли,
получению налогов, торговой прибыли,
процентов и т.д. Внимание концентрируется
на царском хозяйстве и экономической
политике государя. Целью правильного
управления является рост государственного
богатства, которое складывается из результатов
труда населения, поэтому расходоваться
должно на общественные нужды: поддержание
ирригационных сооружений, строительство
дорог и т. д. Рабство признается естественным
явлением для "накопления богатства".
Основной целью политики государства
является пополнение казны с помощью налогов
и борьбы с хищениями казенного имущества.
Государь должен бороться с торговой спекуляцией
и ростовщичеством. Итак, в трактате отразились
практические познания в области ведения
хозяйства и даны общие рекомендации по
управлению идеальным государством.
Бесценным источником для изучения хозяйственной
жизни в ^ Древней Палестине является Библия, которая отразила в
мифологической форме историю жизни древних
евреев и других народов Палестины. Справедливость
означает признание прав на жизнь, собственность,
одежду, жилище, труд и отдых. Праведность
предполагает выполнение человеком своих
обязанностей в соответствии с заповедями
Бога - по отношению к ближним родственникам,
бедным, сиротам, наемным работникам и
рабам. Человек не хозяин своей земли,
скота и прочего имущества, а управляющий
этими земными благами, которые принадлежат
Богу. Запрещалось использовать нужду
ближнего для собственного обогащения,
задерживать плату за труд наемного работника,
обмеривать и обвешивать. Требовалось
периодически прощать долги, отпускать
на волю рабов, продавших себя в рабство
из-за нужды, возвращать заложенную в долг
землю. Запрещалось наносить увечья рабу,
притеснять вдов и сирот. Если при соблюдении
всех этих заповедей человек становится
богатым, то это является воздаянием за
праведность и справедливость. Такое богатство
было знаком божьего благословения.
^ 2.Экономическая мысль Древней Греции
Ксенофонт (430 - 354 гг.
до н. э.) - автор трактата "Домострой" - был
сторонником рационального ведения хозяйства: разделение
труда на умственный и физический, а людей
— на свободных и рабов имеет естественное
(природное) происхождение; любой товар обладает полезными свойствами{потребительная
стоимость) и способен обмениваться на другой товар (меновая
стоимость); деньги изобретены людьми для того, чтобы
с их помощью осуществлялось товарное
обращение и накопление богатства, но
не ростовщическое обогащение.
Платон (428 - 347 гг. до н. э.) создал теорию идеального
общественного устройства и изложил ее
в своем труде «Государство», а также «Законы».
Коренной идеей такого устройства является идея
справедливости; каждый занимается тем, к чему более приспособлен.
Под справедливостью философ подразумевал
так называемую цельную добродетель, объединяющую
мудрость, мужество и просветленное состояние
и представляющую их равновесие. стремился
устранить борьбу классов и имущественное
неравенство путем четкого деления общественных
функций граждан в соответствии с их способностями:
философы и воины образуют аппарат управления,
землевладельцы, ремесленники и купцы
заняты в хозяйстве, рабы выполняют тяжелую
работу. Платон проповедовал уничтожение
частной собственности, общность жен и
детей, государственную регулируемость
браков, общественное воспитание детей,
которые не должны знать своих родителей.
Аристотель (384 - 322 гг. до
н. э.) - величайший мыслитель древности,
пытавшийся исследовать экономические
законы современной ему Греции. В "Политике"
и "Никомаховой этике" он рассмотрел
устройство государства, определив семью
в качестве его основы. Сущность государства
- стремление к всеобщему благу. Оно должно
преодолевать классовые противоположности,
ориентироваться на "среднего" гражданина,
т.е. земледельца-рабовладельца. Рабство
Аристотель считал естественным, а раба
- говорящим орудием. Он защищал интересы
натурального рабовладельческого хозяйства.
Связанные с ним явления считал естественными
и относил их к экономике, т.е. искусству
приобретения благ, потребительных стоимостей.
Все явления, выражающие товарно-денежные
отношения, представляемые торговым и
ростовщическим капиталом, Аристотель
рассматривал как противоестественные
и относил их к хрематистике, т.е. к искусству
наживать состояние, деньги. Тем не менее,
Аристотель стремился понять законы обмена.
Он устанавливает две стороны товара -
потребительную и меновую стоимость, ставит
вопрос: чем определяются соотношения
обмена. Ответ таков: в самих товарах нет
ничего такого, что могло бы их приравнивать
друг к другу; товарный обмен - это отношение
не только между вещами, но и между их владельцами;
а общим в их обмене является потребность
в том, чего нет у каждого из них. Таким
образом, Аристотель одобряет экономическую
деятельность и порицает хрематистику.
Деньги выступают в роли соизмерителя
при обмене, и поэтому их нельзя ссужать
(монета не может рождать монету). Аристотель
считал, что деньги стали «всеобщим средством
обмена» в результате соглашения. Человек,
по мнению Аристотеля, есть существо, которое
не может жить вне общества и государства.
Следовательно, государство важнее семьи
и отдельной личности. Рассматривая воспитание
как средство укрепления государственного
строя, философ считал, что школы должны
быть только государственными и в них
все граждане, исключая рабов, должны получать
одинаковое воспитание, приучающее их
к государственному порядку.
3. Ибн-Хальдун (1332- 1406).
Его жизнь и творчество связаны с арабскими
странами на севере Африки, где в духе,
как принято говорить, азиатского способа
производства государство традиционно
сохраняло за собой право владения и распоряжения
значительными земельными угодьями, сбора
для нужд казны обременительных налогов
с доходов населения. Причем с тех пор,
как в начале VII в. на землю снизошли «откровения
Бога» и услышавший их мекканский купец
Мухаммед — первый проповедник Корана
— возвестил мусульманский мир о новой
(исламской) религиозной идеологии, ослабить
«всесилие» антирыночных постулатов,
казалось, ничто более не смогло бы. Веру
в незыблемость сословной дифференциации
общества, т.е. в то, что «Аллах дал преимущество
одним людям перед другими», а также в
богоугодность бартерной по существу
торговли, на всех этапах эволюции общества
от «примитивности» к «цивилизации» попытался
укрепить в душах всех правоверных и Ибн
Хальдун, выдвинув с этой целью концепцию
некой «социальной физики». Вместе с тем,
последняя не лишена отдельных поучительных
идей и историко-экономических обобщений,
таких, например, как необходимость возвышенного
отношения к труду, порицание скупости,
жадности и расточительства, понимание
объективного характера прогрессивных
структурных изменений в сферах экономики,
благодаря которым к давним хозяйственным
заботам людей в земледелии и скотоводстве
прибавились сравнительно новые занятия
в ремесленном производстве и торговле.
Переход к цивилизации и соответственно
избыточному производству материальных
благ позволит, по мнению Ибн Хальдуна,
многократно приумножить национальное
богатство, и со временем каждый человек
сможет обрести больший достаток вплоть
до предметов роскоши, но при этом никогда
не наступит всеобщее социальное и имущественное
равенство и не исчезнет деление общества
на «слои» (сословия) по имущественному
признаку и принципу «предводительства».
Развивая тезис о проблеме достатка и
недостатка в обществе материальных благ,
мыслитель указывает на ее обусловленность,
прежде всего размерами городов, точнее,
степенью их заселенности и делает следующие
выводы: с ростом города растет достаток
в «необходимом» и «лишенном необходимости»,
приводя к снижению цен на первое и росту
цен на второе и свидетельствуя одновременно
о процветании города; малочисленность
населения города является причиной дефицита
и дороговизны всех необходимых его населению
материальных благ; расцвет города (как
и общества в целом) реален в условиях
снижающихся размеров налогов, включая
пошлины и поборы правителей на городских
рынках.
^ 4. Фома Аквинский (1225 - 1274)
-монах-доминиканец (самый авторитетный
идеолог средневековой Европы). С 1257 г.
доктор Парижского университета. Читал
лекции в Париже, Кельне, Риме и Неаполе.
В трактате «О правлении государей» излагает
восходящие к Аристотелю представления
о человеке как общественном существе,
об общем благе как цели государственной
власти, о моральном добре как середине
между порочными крайностями. Широкую
известность приобрел его трактат "Сумма
теологии". В нем дана морально-этическая
характеристика экономических категорий
и двойственность оценок (религиозная
и естественная). Исходной категорией
является труд как необходимость для удовлетворения
потребностей, устранения праздности
и укрепления нравственности. Однако труд
в обществе разделен, что "обусловлено:
во-первых, божественным провидением,
которое разделило людей по сословиям...
Во-вторых, естественными причинами, которые
определили то, что различные люди склонны
к различным профессиям..." Он делал
вывод о том, что крепостные крестьяне
созданы для физического труда, а привилегированные
сословия - для духовного и умственного.
Как и античные авторы, к физическому труду
он относился презрительно. Частную собственность
он признает как необходимую для общей
пользы и личного интереса. Разделение
труда требует обмена, который возможен,
по Аквинату, в двух видах: для собственного
потребления и для наживы (получения прибыли).
Первое естественно, второе - нет, так как
не делает человека нравственным. Однако
считает, что немало случаев, когда можно
продавать дороже, чем купил: улучшение
купленной вещи, хранение, перевозка, риск
потерять товар, плата за труд купца. Такая
прибыль богоугодна, должна включаться
в цену. Цена является справедливой, если
учитывает затраты на производство товара
и дает возможность жить продавцу в соответствии
со своим социальным положением. Аквинат
признает необходимость денег как меры
стоимости и средства обращения, но осуждает
использование денег для получения процента
(ростовщичество).
^ 5. Предпосылки возникновения, основные
черты и этапы развития меркантилизма
Меркантилизм (итал. - «купец, торговец»)
- направление экономической мысли, последователи
которого видели во внешней торговле источник
богатства за счет осуществления активного
торгового баланса (превышения экспорта
над импортом товаров). Дальнейшее становление
экономической теории - после древнегреческих
и средневековых мыслителей - продолжилось
меркантилистами. Про них нельзя сказать,
что они образовывали какую-то единую
школу, все представители которой придерживались
бы общих взглядов на экономику. Однако
известное сходство между их воззрениями
позволяет выделить их в особое направление
экономической мысли. В большинстве своем
экономисты были деловыми людьми и государственными
деятелями, излагавшими свои взгляды не
в теоретических трактатах. Меркантилизм
возник в ходе борьбы национальных государств,
стремившихся к получению самостоятельности.
Борьба эта включала в себя два момента.
Первое, необходимо было добиться внутреннего единства,
а для этого сломить все существовавшие
внутри страны преграды к объединению
в виде внутренних пошлин, цеховых и городских
ограничений, феодальной раздробленности.
Второе - нужно было преодолеть власть
католической Церкви, связывавшей в годы
Средневековья европейские страны в общий
Христианский мир, одним из проявлений
которого была Священная римская империя
германской нации. Таким образом, государство
должно было достичь внутреннего единства
и в то же время вырваться из единства
внешнего. И меркантилисты взялись обеспечить
достижение обеих этих задач, причем их
конечной целью было могущество национального
государства. Меркантилизм необходимо
рассматривать как экономическую политику,
идеологию и как особую систему экономических
воззрений. Как экономическая политика
меркантилизм характерен для рада феодальных
государств в эпоху первоначального накопления
капитала. Как идеология меркантилизм
присущ торговому капиталу, предшествующему
промышленному капиталу. Как особая система
экономических воззрений меркантилизм
представлял собой попытку теоретического
осмысления и обоснования проводимой
торговым капиталом экономической политики.
Меркантилизм как практика предшествовал
меркантилизму как теории. Политика меркантилизма
заключалась в поощрении - с целью увеличения
производства товаров для экспорта - развития
промышленности, особенно мануфактурной,
в активном протекционизме, в поддержке
экспансии торгового капитала, в частности
в поощрении создания монопольных торговых
компаний; в развитии мореплавания и флота,
в захвате колоний; в резком повышении
налогового обложения для финансирования
всех этих мероприятий. Меркантилизм характеризуется
двумя чертами: 1)богатство общества отождествляется
с деньгами (государство тем богаче, чем
больше оно имеет денег); 2)накопление денежного
богатства может быть достигнуто с помощью
государственной власти. В меркантилизме,
как экономической политике, различают
два этапа. Ранний меркантилизм возник
до великих географических открытий и
изжил себя в середине XVI века (виднейшие
представители У.Стаффорд в Англии, Г.
Скаруффи в Италии). Поздний, развитый
меркантилизм охватывает вторую половину
XVI века и середину ХVIIвека, виднейшими
его представителями являлись Т. Мен (Англия),
А. Серра (Италия), А. Монкретьен (Франция).
Для раннего меркантилизма характерно
следующее: всестороннее ограничение
импорта товаров; вывоз золота и серебра
из страны карался смертной казнью; установление
высоких цен на экспортируемые товары;
система биметаллизма (фиксированное
соотношение между золотыми и серебряными
монетами). Главным в раннем меркантилизме
являлась теория денежного баланса, обосновывавшая
политику, направленную на увеличение
денежного богатства часто законодательным
путем. В целях удержания денег в стране
запрещался их вывоз за границу, все денежные
суммы, вырученные от продажи, иностранцы
были обязаны истратить на покупку местных
изделий. Характерные черты позднего меркантилизма:
снятие жестких ограничений по импорту
товаров и вывозу денег; доминирует идея
«торгового баланса»; протекционизм экономической
политики государства; определяющей функцией
денег признается функция средства обращения;
система монометаллизма. Для позднего
меркантилизма характерна система активного
торгового баланса, который обеспечивается
путем вывоза готовых изделий своей страны
и при помощи посреднической торговли,
в связи, с чем разрешался вывоз денег
за границу. При этом выдвигался принцип:
покупать дешевле в одной стране и продавать
дороже в другой.