Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:54, доклад
Своеобразным апофеозом архитектуры классицизма в Рязани явилась колокольня Успенского собора, построенная с западной его стороны (там, где была древняя Глебовская башня крепости) еще одним петербургским архитектором - Н.И. Воронихиным в 1840 году.
Колокольня Рязанского
Кремля
Своеобразным апофеозом
архитектуры классицизма в
Воронихин, в отличие
от его однофамильца А.Н. Воронихина,
знаменитого русского архитектора,
не был крепостным крестьянином, но
был сыном придворного лакея.
Он поступил в Академию художеств
в Петербурге еще мальчиком десяти
лет, в 1821 году. Там он учился у К.А. Тона,
показал немалые успехи и при выпуске
(в 1831 г.) был награжден серебряной медалью.
Возможно, молодой Рюмин привлек его к
работам в Рязани, где Воронихин поступил
на должность архитектора Казенной палаты.
В 1836 г. он получил звание ''назначенного"
академика, а после представления им конкурсного
проекта, был избран действительным академиком
архитектуры (1838). В 1836 г. Воронихин был
назначен губернским архитектором Рязани.
Еще работая в Казенной палате, он спроектировал
небольшое здание кордегардии возле Присутственных
мест , которое было построено в 1838 г. Позднее
он выполнил ряд крупных проектов, в частности,
пристроил дом Рюмина под Дворянское собрание:
в 1848-53 гг. пристроил к нему справа новый
зал с отдельным входом.
Воронихин спроектировал
также фасад здания Благородного
пансиона на ул. Свободы, оставшийся, впрочем,
невыполненным. Бесспорно, самой выдающейся
постройкой Воронихина в Рязани была
соборная колокольня. Она воплотила
в себе историю архитектуры
В 1783 г. начался сбор
средств на сооружение новой колокольни
и для ее строительства был
приглашен талантливый
Он представил чертеж
для рязанской колокольни. Заслугой
Воротилова является определение местоположения
колокольни, которое в градостроительном
отношении чрезвычайно удачно развивало,
с одной стороны, продольную ось собора,
с другой, учитывало только что утвержденную
планировку города с ее Соборной улицей,
ориентированной на Кремль, (фундамент
колокольни по этому проекту был заложен
в 1789 г.), кроме того, Воротилов удачно рассчитал
высоту колокольни, которая давала правильное
соотношение ее с собором. Колокольня
по его проекту должна была быть высотой
71 м. При этом, собственно, ее здание составляло
42 м., а на остальную высоту поднимался
"кумпол"- типичное для елизаветского
барокко завершение с волютами, шаром
и шпилем .
На втором этаже
колокольни должна была быть помещена
церковь по традиции, определенной
московской кремлевской колокольней Ивана
Великого, которой следовал в своей колокольне
и Яршов
Колокольня Воротилова
была типичным произведением русского
барокко в его провинциальной
трактовке, с характерной свободной
пропорциональных соотношений в
ордерных построениях, некоторой тяжеловесностью
форм и вместе с тем с прекрасным силуэтом.
Из чертежа колокольни видно, что она ни
в чем не походила на существующую сейчас.
Будь колокольня Воротилова
построена 10-15 лет назад, вероятно, она
полностью ответила бы вкусам и запросам
рязанского общества. В конце же 1780-х годов
она явилась анахронизмом и не могла быть
возведена в городе, который перестраивался
в соответствии с требованиями классицизма.
На ее чертеже имеется надпись, что сооружение
было остановлено за несогласием г.г. Рюмина
и Мальшина, которые были главными вкладчиками
строительства.
Второй проект соборной
колокольни не попал в архивы епархиального
ведомства, остался, вероятно, у Рюмина
и впоследствии затерялся. Несомненно,
однако, что он принадлежал руке
опытного зодчего. Составлен он был в соответствии
с общими принципами архитектуры раннего
классицизма, возможно, кем-либо из сподвижников
Казакова. На основе это проекта был построен
в 1797 г. первый ярус существующей колокольни.
Архитектурные формы
ее первого яруса отвечают и обычным
пропорциям зданий классицизма и общим
приемам трактовки форм этого стиля. К
числу недостатков может быть отнесена
излишняя утонченность колонн, по сравнению
с грузностью массива стен, не ослабленной
даже помещенными в них глубокими нишами.
В конце 18 в. возникли
большие деформации в Успенском
соборе, и все накопленные средства
ушли на его укрепление. Строительство
колокольни прекратилось.
В 1816 г. Рюмин снова
внес 10 тысяч рублей на ее постройку,
теперь уже опять по новому проекту.
Эти чертежи, очевидно, также остались
у Рюмина, так как в архивах их нет. Имеются
косвенные указания в одном из описаний
Николо - Радовицкого монастыря, где Русско
в это время давал проект для рязанской
колокольни. Проведенный в одном из недавно
опубликованных исследований анализ доступных
сведений доказал авторство Русско в проекте
колокольни Успенского собора этого периода.
В колокольне Русско
классицизм предстает в своей
зрелой стадии, чем в проекте, по
которому строился первый ярус. Пропорции
колонн, антаблемента, арок и других элементов
здесь уже значительно более каноничны
и совершенны. Найдены правильные соотношения
между ордерными членениями и массивом
стен, весь ярус лишен грузности и приземленности.
Прием парных колонн усилен раскреповками
антаблемента и аттика, на котором, вероятно,
должны были быть венчания. Это оживляет
решение и придает ему парадность, а строгость
пропорций и сдержанность общего рисунка,
как и конструктивная логика такого приема,
не позволяют выдвигать здесь обвинения
в "барочных тенденциях". Выстроенная
по этому проекту на всю высоту колокольня
была бы выдающимся произведением русского
классицизма. Таким образом, "мастер
каменный" Иван Францевич Русско (Русшко)
предстает как крупный и талантливый архитектор.
По проекту Русско
был возведен лишь второй ярус колокольни.
Дальнейшее ее строительство прекратилось
за отсутствием денег. В 1830-х г.г. архитектор
Биндеман предложил свой чертеж достройки
колокольни с частичным изменением второго
яруса, где он предлагал заменить коринфские
колонны на конические. Высота ее была
предложена около 66 м., причем собственно
здание без венчающей части должно было
быть около 49 м. В этом проекте Биндеман
проявил себя как зрелый мастер ампира.
Его замысел интересен, но лишен силы проекта
Русско, который сумел придать второму
ярусу крупный, столичный, петербургский
масштаб, блеск и выразительность .
Проект Биндемана
не был принят, и вслед за тем
начался целый конкурс проектов
на достройку рязанской
Значительный интерес
представлял проект архитектора
К.А. Тона, который сумел поставить
на два существующих этажа третий,
достигнув единства общей композиции.
Добавлять четвертый ярус или
шпиль Тон так и не решился,
так как вызывала опасения ненадежность
грунтов, уже едва не приведшая к катастрофе
самого собора. Н.И. Воронихин, ставший
к тому времени губернским архитектором
Рязани и академиком архитектуры, обратил
внимание рязанского архиепископа на
то, что проект Тона не отвечает градостроительным
задачам, а в известной мере и особенности
грандиозного Успенского собора. Вследствие
этого архиепископ возбудил ходатайство,
чтобы "для большей благовидности и
красоты городу, и дабы более соответствовала
она высоте собора" сделать на колокольне
четвертый ярус и шпиль. Проект взялся
составить губернский архитектор.
Воронихин сделал проект всей четырехъярусной колокольни. Он нашел остроумное решение задачи, вполне соответствовавшее новейшим достижениям строительной техники того времени. Он предложил сделать четвертый ярус не из камня, а из железа. На своде третьего яруса был основан сложный металлический каркас, на котором монтировался шпиль. Вокруг этого основного каркаса, на высоте четвертого яруса, крепился дополнительный для стен, сделанных из листового железа. Из листового железа на отдельном каркасе были выполнены и стволы колонн, и их детали. Общая высота колокольни со шпилем и крестом получилась 75,5 метров, то есть на четыре с лишним метра больше, чем у Воротилова и в остальных проектах, и почти на 29 метров больше, чем по проекту Тона, что уже вполне удовлетворило жителей Рязани. В натуре колокольня за счет увеличения шпиля была сделана еще выше и достигла высоты 83,2 м.
Тема архитектурного
решения была подсказана, безусловно,
мастерским эскизом Тона. Он, по существу,
полностью повторил третий ярус, как его
замыслил Тон, и затем еще раз использовал
тот же мотив, в несколько уменьшенных
пропорциях, для четвертого яруса. Шпиль
Воронихин задумал, пользуясь как аналогией,
шпилем Коробовского Адмиралтейства в
Петербурге, каким он был показан на чертеже
Захарова, вероятно, известном Воронихину
еще по Академии, то есть с перехватом
внизу. Однако, если в проекте тона благодаря
удачным пропорциям все три разнородных
этажа сливались в единую, внутренне увязанную
композицию, то у Воронихина первый ярус
воспринимается как своеобразный пьедестал
для остальных трех. Впрочем, достичь иного
решения можно было только при уменьшении
высоты колокольни, за счет переработки
пропорциональных соотношений этажей,
чего Воронихин, разумеется, не хотел.
Колокольня Рязанского
Кремля - замечательное произведение
искусства. В ней удивительно
уже то, что, хотя она строилась, как
средневековые соборы, в течение
жизни нескольких поколений, ее общая
композиция сохранила единство и
цельность выражения. Исключительно велико
ее градостроительное значение, которое
сравнимо со значением колокольни Ивана
Великого для Москвы или построек Коробова
и Захарова для Петербурга. В постановке
и композиционном построении колокольни
сказались великие архитектурные традиции
древней Руси. На основе этих же традиций
сооружена колокольня Рождественского
монастыря Суздаля, выстроенная в память
Отечественной войне 1812 года.
Рязанская колокольня выкрашена как и собор в красный и белый цвета, что еще более подчеркивает их связь. Судя по прекрасному силуэту, умело найденному соотношению с собором и хорошо прорисованным деталям, проект колокольни принадлежит опытному зодчему. Ее нижний ярус выдержан в тосканском ордере. Сквозь арку, находящуюся в центре яруса, виден портал собора. На срезанных углах пилонов этого яруса помещены полукруглые ниши, предназначавшиеся для скульптуры. Они увенчаны легкими сандриками- фронтончиками. Второй ярус обработан спаренными коринфскими колоннами и представляет собой в плане квадрат, в то время как два верхних яруса являются цилиндрами. Они также украшены коринфскими колоннами. Скульптуры ангелов в третьем ярусе дополняют пластическое убранство колокольни. Отлично найдены пропорции шпиля, который был позолочен во время последних реставрационных работ, после чего «петербургский» стиль колокольни стал особенно ощутим.