Ключевский В.О.

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:59, биография

Краткое описание

Выдающийся русский историк родился 16 (28) января 1841 в селе Воскресенском (под Пензой) в семье бедного приходского священника. Первым его учителем был отец, трагически погибший в августе 1850. Семья вынуждена была перебраться в Пензу. Из сострадания к неимущей вдове один из друзей мужа отдал ей для проживания маленький домик. «Был ли кто беднее нас с тобой в то время, когда остались мы сиротами на руках матери», – писал впоследствии Ключевский сестре, вспоминая голодные годы детства и отрочества. В Пензе Ключевский учился в приходском духовном училище, затем в духовном уездном училище и в духовной семинарии. Уже на школьной скамье Ключевский хорошо

Файлы: 1 файл

Об авторе Ключевском.docx

— 28.59 Кб (Скачать)
 
   

Об авторе:     

Василий Осипович Ключевский, Россия, 16 (28).01.1841-12.05.1911  

  Выдающийся  русский историк родился 16 (28) января 1841 в селе Воскресенском (под Пензой) в семье бедного приходского  священника. Первым его учителем был  отец, трагически погибший в августе 1850. Семья вынуждена была перебраться  в Пензу. Из сострадания к неимущей вдове один из друзей мужа отдал  ей для проживания маленький домик. «Был ли кто беднее нас с тобой в то время, когда остались мы сиротами на руках матери», – писал впоследствии Ключевский сестре, вспоминая голодные годы детства и отрочества. В Пензе Ключевский учился в приходском духовном училище, затем в духовном уездном училище и в духовной семинарии. Уже на школьной скамье Ключевский хорошо знал труды многих учёных-историков. Чтобы иметь возможность посвятить себя науке (начальство прочило ему карьеру священнослужителя и поступление в духовную академию), он на последнем курсе намеренно бросил семинарию и в течение года самостоятельно готовился к вступительным экзаменам в университет.

  С поступлением в Московский университет  в 1861 году начинается новый период в  жизни Ключевского. Его учителями  становятся Ф.И. Буслаев, Н.С. Тихонравов, П.М. Леонтьев и в особенности  С.М. Соловьев: «Соловьев давал слушателю удивительно цельный, стройной нитью проведённый сквозь цепь обобщённых фактов, взгляд на ход русской истории, а известно, какое наслаждение для молодого ума, начинающего научное изучение, чувствовать себя в обладании цельным взглядом на научный предмет».

  Время обучения для Ключевского совпало  с крупнейшим событием в жизни  страны – буржуазными реформами  начала 1860-х годов. Он был противником  крайних мер правительства, но не одобрял и политических выступлений  студенчества. Предметом выпускного сочинения в университете на тему: «Сказания иностранцев о Московском государстве» (1866) Ключевский избрал изучение около 40 сказаний и записок иностранцев  о Руси 15-17 вв. За это сочинение  выпускник был награждён золотой  медалью и оставлен при кафедре «для приготовления к профессорскому званию».

  Другому виду средневековых русских источников посвящена магистерская (кандидатская) диссертация Ключевского «Древнерусские жития святых как исторический источник» (1871). Тема была предложена Соловьевым, который, вероятно, рассчитывал использовать светские и духовные знания начинающего  учёного для изучения вопроса  об участии монастырей в колонизации  русских земель. Ключевский проделал титанический труд по изучению не менее  пяти тысяч житийных списков. В ходе подготовки диссертации он написал  шесть самостоятельных исследований, в том числе такую крупную  работу, как «Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря в Беломорском  крае» (1866-1867). Но затраченные усилия и полученный результат не оправдали  ожидаемого – литературное однообразие  житий, когда авторы описывали жизнь  героев по трафарету, не позволяло установить подробности «обстановки, места и времени, без чего для историка не существует исторического факта».

  С 1879 года Ключевский преподавал в Московском университете, где заменил на кафедре  русской истории скончавшегося  Соловьева. 36 лет жизни (1871-1906 гг.) Ключевский отдал этому учебному заведению, сначала в качестве приват-доцента, а с 1882 года – профессора. Одновременно он читал лекции по русской гражданской  истории в Московской духовной академии (в Сергиевом Посаде), а также (по просьбе своего друга профессора В.И. Герье) на Московских женских курсах (лекционная работа Ключевского на курсах Герье продолжалась 15 лет). Преподавал Ключевский и в Александровском  военном училище, в Училище живописи, ваяния и зодчества... 

  Преподавательская деятельность принесла Ключевскому  заслуженную славу. Одарённый способностями  образного проникновения в прошлое, мастер художественного слова, известный  острослов и автор многочисленных эпиграмм и афоризмов, в своих  выступлениях учёный умело выстраивал целые галереи портретов исторических деятелей, надолго запоминавшихся слушателям. Аудитория Московского университета, в которой он читал свой курс, всегда была переполнена.

  Докторская  диссертация «Боярская дума Древней  Руси» (1880) составила известный этап в творчестве Ключевского. Тематика последующих научных трудов Ключевского  ясно указывала это новое направление  – «Русский рубль ХVI–ХVIII вв. в его отношении к нынешнему» (1884), «Происхождение крепостного права в России» (1885), «Подушная подать и отмена холопства в России» (1886), «Евгений Онегин и его предки» (1887), «Состав представительства на земских соборах древней Руси» (1890) и др.

  В 1893-1895 гг. по поручению императора Александра III Ключевский читал курс русской  истории великому князю Георгию  Александровичу.

  Наиболее  известный научный труд Ключевского, получивший всемирное признание, –  «Курс русской истории» в 5-ти частях. Учёный трудился над ним более  трёх десятилетий, но решился опубликовать его лишь в начале 1900-х годов. Основным фактором русской истории, вокруг которого разворачиваются события, Ключевский назвал колонизацию: «История России есть история страны, которая колонизируется. Область колонизации в ней расширялась вместе с государственной её территорией. То падая, то поднимаясь, это вековое движение продолжается до наших дней». Исходя из этого, Ключевский разделил русскую историю на четыре периода. Первый период длится приблизительно с 8 до 13 в., когда русское население сосредоточивалось на среднем и верхнем Днепре с притоками. Русь была тогда политически разбита на обособленные города, в экономике господствовала внешняя торговля. В рамках второго периода (XIII в. – середина XV в.) главная масса населения передвинулась в междуречье верхней Волги и Оки. Страна по-прежнему была раздроблена, но уже не на города с прилагающими к ним областями, а на княжеские уделы. Основа экономики – вольный крестьянский земледельческий труд. Третий период продолжается с половины XV в. до второго десятилетия XVII в., когда русское население колонизировало юго-восточные донские и средневолжские черноземы; в политике произошло государственное объединение Великороссии; в экономике начался процесс закрепощения крестьянства. Последний, четвёртый период – до середины XIX в. (более позднее время «Курс...» не охватывал) – это время, когда «русский народ распространяется по всей равнине от морей Балтийского и Белого до Чёрного, до Кавказского хребта, Каспия и Урала». Образуется Российская империя во главе с самодержавием, опирающимся на военно-служилый класс – дворянство. В экономике к крепостному земледельческому труду присоединяется обрабатывающая фабрично-заводская промышленность.

  «В  жизни ученого и писателя главные  биографические факты – книги, важнейшие  события – мысли», – писал Ключевский. Биография самого Ключевского редко выходит за рамки этих событий и фактов...

  В 1900 году Ключевский стал академиком, а  с 1908 года – почётным академиком Петербургской  Академии Наук.

  В 1905 году Ключевский участвовал в особом совещании об основных законах. В 1906 году в Париже принят в Ложу Шотландского устава «Космос» вместе с историками профессором А.С. Трачевским, Е.В. Аничковым и рядом других известных русских общественных деятелей, главным образом принадлежащих кадетской партии. В 1905 Ключевский получил официальное поручение участвовать в работе Комиссии по пересмотру законов о печати и в совещаниях (в Петергофе под председательством Николая II) по проекту учреждения Государственной думы и её полномочий...

  Умер  Ключевский в Москве 12 мая 1911 года. Похоронен на кладбище Донского монастыря. 
 

  Исторические  портреты, представленные В.О.Ключевским.

  Одной из наиболее интересных для нашего времени работ, написанных В.О. Ключевским, являются его исторические портреты выдающихся правителей, оказавших большое  влияние на развитие Руси, так или иначе. Такими людьми являлись Сергий Радонежский, Иван Грозный, царь Алексей Михайлович, Петр Великий Первый… Каждая из этих личностей уникальна и их воспитание, психология, рассмотренные весьма кропотливо Ключевским, повлияли на их поступки нашедшие свои отголоски в истории Руси, впоследствии ставшей Россией.    

  Царь  Иван четвертый “Грозный”.

  Вспоминая все то, что мы знаем об этой исторической личности, нельзя не отметить его особую специфичность в поведении и поступках. Многие его привычки и повадки о которых нам известно уходят корнями глубоко в детство великого царя.

  Царь  Иван родился в 1530 г. От природы он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый  и немного насмешливый, настоящий  великорусский, московский ум. Но обстоятельства, среди которых протекло детство  Ивана, рано испортили этот ум, дали ему неестественное, болезненное  развитие. Иван рано осиротел — на четвертом  году лишился отца, а на восьмом  потерял и мать.

  В его душе навсегда отпечаталось чувство  одиночества и брошенности, о  которых он постоянно твердил”родственники мои не заботились обо мне”.

Как и  многие люди, выросшие без родительского присмотра он рано развил в себе привычку оглядываться, приобрел подозрительность и недоверчивость. В торжественные, церемониальные случаи — при выходе или приеме послов — его окружали царственной пышностью, становились вокруг него с раболепным смирением, а в будни те же люди не церемонились с ним, порой баловали, порой дразнили.  

Первое  политическое впечатление, полученное от бояр, то бишь их своеволие, сделало Ивана пугливым, заставило оглядываться и искать во всем подвох, что можно назвать «страхом с большими глазами». Все его мысли были лишь о том, что вокруг него плетутся интриги и он постоянно был настороже, выискивая противников своей персоны.

Как все люди, слишком рано начавшие борьбу за существование, Иван быстро рос и преждевременно вырос. В 17—20 лет, при выходе из детства, он уже  поражал окружающих непомерным количеством  пережитых впечатлений и передуманных мыслей, до которых его предки не додумывались и в зрелом возрасте. В 1546г., когда ему было 16 лет, среди ребяческих игр он, по рассказу летописи, вдруг заговорил с боярами о женитьбе, да говорил так обдуманно, с такими предусмотрительными политическими соображениями, что бояре расплакались от умиления, что царь так молод, а уж так много подумал, ни с кем не посоветовавшись, от всех утаившись.

По мнению Ключевского, Иван — один из лучших московских ораторов и писателей XVI в., потому что был самый раздраженный москвич того времени. В сочинениях, написанных под диктовку страсти и раздражения, он больше заражает, чем убеждает, поражает жаром речи, гибкостью ума, изворотливостью диалектики, блеском мысли, но это фосфорический блеск, лишенный теплоты, это не вдохновение, а горячка головы, нервическая прыть, следствие искусственного возбуждения.

Читая его письма к князю Курбскому  невозможно не отметить его резкие перепады настроений и стилей речи – от душевной теплоты и щемящей  сентиментальности до грубой шутки  и озлобления на весь мир.

Подобные  перепады в настроях сказались на его политической деятельности.  Царь совершил или задумывал много хорошего, умного, даже великого, и рядом с этим наделал еще больше поступков, которые сделали его предметом ужаса и отвращения для современников и последующих поколений. Разгром Новгорода по одному подозрению в измене, московские казни, убийство сына и митрополита Филиппа, безобразия с опричниками в Москве и в Александровской слободе. 

Психическая неуравновешенность.

По  природе или воспитанию он был  лишен устойчивого нравственного  равновесия и при малейшем житейском  затруднении охотнее склонялся  в дурную сторону. От него ежеминутно можно было ожидать грубой выходки: он не умел сладить с малейшим неприятным случаем.

Ему недоставало внутреннего, природного благородства; он был восприимчивее  к дурным, чем к добрым, впечатлениям; он принадлежал к числу тех  недобрых людей, которые скорее и  охотнее замечают в других слабости и недостатки, чем дарования или  добрые качества. В каждом встречном он прежде всего видел врага. С другой стороны он был до безумной нежности привязан к своей первой жене , а затем и к Малюте Скуратову. Подобное сочетание привязанности и подозрительности вылилось в духовной Ивана «как людей любить и жаловать и как их беречься».  

    Описанные свойства царя Ивана сами по себе могли  бы послужить только любопытным материалом для психолога, скорее для психиатра, могут указать на душевную болезнь исторического деятеля. Но стоит учитывать одно важнейшее обстоятельство: Иван был царь. Черты его личного характера дали особое направление его политическому образу мыслей, а его политический образ мыслей оказал сильное, притом вредное, влияние на его политический образ действий, испортил его. 
     

Информация о работе Ключевский В.О.