Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:24, доклад
2 Классическая политическая экономия. До первой половины XIX в. мировая экономическая мысль развивалась в рамках классической политэкономии. Ее родоначальниками считаются английский экономист У. Петти и французский ученый П. Буагильбер, заложившие основы трудовой теории стоимости. Дальнейшее развитие классическая политическая экономия получила в работах физиократов Ф. Кене и А.Р.Ж. Тюрго (Франция). Ее наивысшее достижение — труды английских экономистов А. Смита (1723-1790)и Д. Рикардо (1772-1823).
2 Классическая
политическая экономия. До первой половины XIX в. мировая экономическая
мысль развивалась в рамках классической
политэкономии. Ее родоначальниками считаются
английский экономист У. Петти и французский
ученый П. Буагильбер, заложившие основы
трудовой теории стоимости. Дальнейшее
развитие классическая политическая экономия
получила в работах физиократов Ф. Кене
и А.Р.Ж. Тюрго (Франция). Ее наивысшее достижение
— труды английских экономистов А. Смита
(1723-1790)и Д. Рикардо (1772-1823).
Классической политической экономии принадлежит
ряд важных научных открытий. Она сосредоточила
внимание на анализе отношений материального
производства и изучении объективных
закономерностей его функционирования
и развития. Классики, создавшие основы
трудовой теории стоимости, исследовали
доходы основных классов буржуазного
общества, механизм конкуренции, кредита,
денежного обращения. Классическая политическая
экономия впервые поставила задачу изучения
экономических законов, признавая их объективный
характер, исследовала механизм действия,
обосновала необходимость учета и использования
этих законов в хозяйственной практике
и экономической политике. Источник стоимости классики усматривали
в различных формах производительного
труда. А. Смит четко разграничивал валовой
продукт и чистый национальный доход,
основной и оборотный капиталы.
Рыночную экономику представители классической
политэкономии рассматривали как саморегулирующуюся
систему, наиболее эффективно распределяющую
ресурсы. Согласно выводу А. Смита, рыночной
экономике необходима наибольшая экономическая
свобода. Заинтересованность в прибыли в условиях конкуренции обеспечивает
наилучший результат для всех. По мнению А. Смита, государство не должно
вмешиваться (или может вмешиваться лишь
минимально) в процесс развития рыночной
экономики, но оно должно защитить конкуренцию от
самих предпринимателей, не допуская ее
ограничения, а также создать общие условия
производства, развивать образование,
строить дороги, мосты, обеспечивать связь.
Он утверждал, что принятие государством
законов только мешает экономической
системе. Принцип свободной конкуренции,
по мнению А. Смита, наиболее полно реализуется
в процессе свободного перемещения рабочей
силы, свободной купли-продажи земли, свободной
торговли и отмены государственных регламентации
функционирования промышленности и внутренней
торговли.
Заслугой Д. Рикардо было четкое разграничение
потребительной и меновой стоимости, сведение
источника стоимости товара к труду. Он
обращал внимание на двойственный характер
труда, неравенство между заработной платой
работника и стоимостью продукта его труда,
что в дальнейшем стало предпосылкой для выяснения сущности
капиталистической эксплуатации. В учении
Д. Рикардо нашла свое отражение теория
прибавочной стоимости. Им сформулирован
закон обратно пропорциональной зависимости
между величиной заработной платы и прибылью,
выяснен механизм дифференциальной ренты и др.
К сожалению, последующие представители
классической школы политической экономии,
такие какДж. С. Милль, Мак-Куллох и другие
не смогли развить научные элементы учения
А. Смита и Д. Рикардо.
Основные недостатки классической школы
политической экономии заключаются в
следующем: 1) А. Смит, анализируя процесс
воспроизводства
общественного капитала, стоимость совокупного
общественного продукта свел только к величине заработной платы
и прибыли; 2) Д. Рикардо определял стоимость товара через механизм
спроса и предложения; 3) классики не смогли
научно обосновать стоимость товара рабочая
сила; 4) А. Смит и Д. Рикардо понятие «капитал»
свели лишь к его вещному содержанию —
средствам производства, отождествив
его с последними; 5) классикам не удалось
выделить наиболее абстрактную и наиболее
общую форму стоимости продуктов труда;
6) Д. Рикардо отождествлял формы проявления
закона стоимости с самим законом, собственное
содержание стоимости с ее компонентными
формами (например, средней прибылью, ценой
производства), а прибавочную стоимость
— с такими формами ее проявления, как
прибыль, рента; 7) предметом политической
экономии представители этой школы считали
изучение природы богатства, хотя в трудах
Д. Рикардо заметны попытки отойти от такого
понимания предмета политической экономии;
8) капиталистический способ производства
они считали вечным строем, то есть не
учитывали при его рассмотрении принцип
историзма; 9) игнорировали или существенно
недооценивали роль государства в хозяйственной
жизни, что было естественным в тот период.
Во Франции национальным вариантом классической
школы политической экономии были физиократы
(от греч. phisis —
природа и kratos —
власть), которые в отличие от меркантилистов,
источником общественного богатства считали
не сферу обращения, а сферу производства
благ природного происхождения. Земля,
по их мнению, является наибольшей ценностью.
С точки зрения физиократов — экономистов
Ф. Кене, Ж. Тюрго и других, капитал — один
из факторов производства, а прибыль —
форма дохода с капитала. Они ввели в научный
оборот категорию «чистый продукт», в
качестве которого рассматривали стоимость
произведенной сельскохозяйственной
продукции за вычетом всех затрат. В этой
связи источником богатства было названо
превышение производства сельскохозяйственного
продукта над его потреблением. Промышленность,
транспорт и торговля, по мнению физиократов,
— бесплодные сферы, а труд людей и предпринимателей
лишь средство покрытия расходов на их
существование. Они полагали, что экономическая
политика должна осуществляться в соответствии
с принципом «разрешайте делать, что хочется,
и идти, куда хочется». Ф. Кене разработал
экономическую таблицу, в которой впервые
предпринял попытку количественного макроэкономического
анализа натуральных и денежных потоков
материальных ценностей в народном хозяйстве.
Эта таблица стала прообразом методов
анализа системы «затраты — выпуск», использующихся
и в XX в., в которых раскрываются связи
межотраслевого баланса.
Наряду с классической школой политической
экономии, возникает вульгарная буржуазная
политэкономия, представители которой,
в частности, английские экономисты Т.
Мальтус, С. Сениор и др. пытались сознательно
фальсифицировать реальную действительность.
Так, Т. Мальтус, например, трактовал сущность
закона народонаселения как увеличение
численности населения вследствие его
роста в геометрической прогрессии, в
отличие от расширяющегося в арифметической
прогрессии производства продуктов питания,
что должно сопровождаться снижением
заработной платы работников до уровня
удовлетворения физических потребностей,
регулирующего воспроизводство населения.
Научная несостоятельность такой трактовки
закона народонаселения будет показана
далее.
Конструктивные идеи классической школы
буржуазной политической экономии получили
свое дальнейшее развитие в марксистской
политической экономии.
Выдающимся экономистом эпохи буржуазной революции в Англии, основоположником классической политической экономии был Уильям Петти (1623–1687). Имея медицинское образование, он заинтересовался экономическими проблемами, когда ему было около 40 лет. Наиболее известными произведениями, принадлежащими его перу, являются «Трактат о налогах и сборах» (1662), «Слово мудрым» (1664), «Политическая анатомия Ирландии» (1672), «Политическая арифметика» (1676), «Кое-что о деньгах» (1682).
В начале своей научной деятельности У. Петти придерживался идей меркантилистов, считая, что именно золото и серебро являются преимущественной формой богатства. Он доказывал необходимость привлечения труда в экспортно-ориентированные отрасли, товары которых при отправке за границу принесут стране деньги. Был сторонником государственного вмешательства в экономику, но уточнял, что оно должно способствовать развитию производства. Однако в более поздний период Петти формирует новые теоретические положения, пересматривает свои взгляды по ряду вопросов. Подтверждением тому является работа «Разное о деньгах», где он приходит к пониманию, что богатство страны не определяется количеством золота. Ответ на вопрос, что же такое богатство страны и каковы его источники, Петти дает в «Трактате о налогах и сборах»: «...труд есть отец и активное начало богатства, а земля – его мать...».[8] В противовес меркантилистам, которые ищут богатство в сфере обращения, он вообще отрицает какое-либо участие торгового капитала в создании национального продукта. По его мнению, богатство создается в сфере производства, а купцы «...лишь играют роль вен и артерий, распределяющих... кровь и питательные соки политического тела, а именно продукцию сельского хозяйства и промышленности».[9] В учении о естественной цене У. Петти пытается выявить природу происхождения стоимости, которую называет естественной ценой товаров, и причины, влияющие на уровень их политической цены на рынке. Под политической ценой он понимает рыночную цену, колеблющуюся под влиянием различных факторов. Цена определяется стоимостью, стоимость – затратами производства (труда). Например, естественной ценой хлеба он считал количество серебра, которое требует таких же затрат труда для своего производства, как и соответствующее количество хлеба. Такой подход к определению стоимости позволил считать его первым автором трудовой теории стоимости. Однако в отношении цены земли были высказаны другие соображения. Приобретение земли У. Петти связывает с возможностью получения земельной ренты, поэтому в основу цены земли он и кладет величину ренты, которую можно получить с приобретаемого участка за определенное число лет.
Затрагивая проблему доходов, У. Петти высказывает суждения по поводу заработной платы, определяя ее как цену труда, в основе которой лежит стоимость минимума средств для существования рабочего и его семьи. Доходы предпринимателей и землевладельцев определены им как рента, представляющая собой разницу между стоимостью товара и затратами на его производство. Ссудный процент как доход собственника денежного капитала У. Петти назвал денежной рентой и определил его равным ренте с такого количества земли, которое может быть куплено на те же данные в ссуду деньги.
Новаторский дух У. Петти проявился в его работе «Политическая арифметика», где были заложены основы новой научной дисциплины – экономической статистики. Он не только создал понятие о национальном доходе, но и первым предложил метод его исчисления.
-Классическая политическая экономия основана на учении о трудовой теории стоимости. Главный принцип - «laissez faire» («предоставьте делам идти своим ходом»), то есть полное невмешательство государства в вопросы экономики. В этом случае «невидимая рука» рынка обеспечит оптимальное распределение ресурсов.
-Предметом изучения является в основном сфера производства.
-Ценность товара определяется издержками, затраченными на его производство.
-Человек рассматривается
только как «экономический
-Эластичность численности
рабочих по заработной плате
выше единицы. Это значит, что
любое увеличение заработной
платы ведет к росту
-Целью предпринимательской
деятельности капиталиста
-Главным фактором
увеличения богатства является
накопление капитала. Экономический
рост достигается путем
-Деньги — орудие, облегчающее процесс обмена товарами
§ 1. Экономическое учение У.Петти
Уильям Петти (1623—1687) — основоположник классической политической экономии в Англии, изложивший свои экономические взгляды в произведениях, опубликованных в 60—80-е гг. XVII в. По словам К.Маркса, У.Петти — «отец политической экономии... гениальнейший и оригинальнейший исследователь — экономист»1.
У.Петти родился в г. Ромси, что на юге
Англии, в семье суконщика. В детстве в
годы учебы в городской школе изучаемые
дисциплины и особенно латынь постигал
с заметной легкостью. В 14 лет, не восприняв
отцовского ремесла, ушел из дома, нанявшись
юнгой на корабль. Уже через год волею
случая из-за перелома ноги был высажен
с корабля на ближайшем берегу, которым
оказался север Франции. На чужбине, благодаря
знанию латыни, юный У.Петти был принят
в Каннский коллеж, обеспечивавший слушателям
полное материальное содержание. Коллеж
позволил ему овладеть греческим и французским
языками, математикой, астрономией.
Возвратившись в 1640 г. по окончании коллежа
в Лондон, У.Петти не терял надежды продолжить
свое образование. Зарабатывая на жизнь
черчением морских карт, а затем службой
в военном флоте, спустя три года 20-летний
У.Петти покинул Англию для изучения медицины
за границей. В Амстердаме и Париже прошли
первые четыре года учебы, которую необходимо
было сочетать с различными побочными
заработками. Завершил медицинское образование
У.Петти все же на родине, проучившись
еще три года в Оксфордском университете.
В 1650 г. в 27 лет У.Петти получил степень
доктора физики, стал профессором анатомии
одного из английских колледжей. Но через
год неожиданно для многих принял предложение
занять должность врача при главнокомандующем
английской армией в Ирландии, и с этого
времени жизнь скромного медика кардинально
изменилась. Проявив завидную предприимчивость,
по подсчетам самого У.Петти, ему удалось
«заработать» 9 тыс. фунтов стерлингов
за обычный, казалось бы, правительственный
подряд по подготовке им лично планов
земельных участков для последующих замеров
и составления карты покоренной Ирландии.
Как выяснилось, У.Петти оформил на свое
имя скупку земли на разных концах острова
за всех тех офицеров и солдат, кто не мог
или не хотел дождаться получения своего
земельного надела.
Всего через 10 лет, в 1661 г., 38-летний интеллигент-разночинец
был возведен в рыцарское звание, заслужил
право именоваться сэром У.Петти, В дальнейшем
положение состоятельного и практичного
землевладельца в сочетании с пытливым
умом и острой интуицией отразилось на
новых занятиях У.Петти, связанных с описанием
собственного видения экономической жизни
общества и государства. В результате
появились такие его произведения, как
«Трактат о налогах и сборах» (1662), «Политическая
анатомия Ирландии» (1672), «Разное о деньгах»
(1682) и другие, в которых красной нитью
прослеживается мысль о неприятии протекционистских
идей меркантилистов. В частности, в предисловии
«Трактата о налогах и сборах» он писал:
«Я хорошо знаю, что... дела (что бы я ни
хотел или мог сказать) будут идти своим
путем, и природу не обманешь»2.
Предмет изучения
Судя по трудам У.Петти, предметом изучения
экономической науки (политической экономии),
на его взгляд, является прежде всего анализ
проблем сферы производства. Это, в частности,
очевидно из убежденности данного ученого
в том, что создание и приумножение богатства
происходит якобы исключительно в сфере
материального производства, причем без
какого-либо участия в этом процессе торговли
и торгового капитала.
Метод изучения
Методологические позиции У.Петти хотя
и не лишены некоторых, присущих меркантилизму,
элементов эмпиризма (например, в части
толкования им цены земли) и государственного
вмешательства в хозяйственную жизнь
(когда он, к примеру, рекомендует сократить
численность купцов в стране), но в основном
он придерживался принципов laissez faire, настаивая,
в отличие от меркантилистов, на либерализации
денежного обращения и торговли. Одновременно
присущий его творчеству экономический
либерализм обусловил такие методические
упрощения, как:
отрицание обратного влияния сферы обращения
на сферу производства;
приверженность ортодоксальной версии
количественной теории денег, уводящей
от признания взаимозависимости денежного
и товарного рынков;
затратная (на каузальной основе) характеристика
природы происхождения стоимости (ценности)
товаров и услуг;
трактовка заработной платы как цены труда
рабочего, размер которой в условиях свободной
конкуренции всегда минимален, и др.
Теория богатства и денег
В отличие от меркантилистов, богатство,
по мнению У.Петти, образуют не только
драгоценные металлы и камни, включая
деньги, но и земли страны, дома, корабли,
товары и даже домашняя обстановка. В рассуждениях
по данному поводу он высказал весьма
популярное и в наши дни убеждение: «Труд
есть отец и активный принцип богатства,
а земля его жать»3.
Для увеличения богатства страны У.Петти
полагал, что вместо наказания тюремным
заключением необходимо ввести денежные
штрафы, а «несостоятельных воров» отдавать
«в рабство», заставлять трудиться. Это,
в противовес меркантилистам, означало,
что богатство создается прежде всего
трудом и его результатами, т.е. отрицалась
«особая» роль денег в хозяйственной жизни.
Поэтому, уточнял У.Петти, если какое-либо
государство прибегает к порче монет,
то это характеризует его упадок, бесчестие
положения государя, измену общественному
доверию к деньгам.
В развитие данной мысли У.Петти обращает
внимание на бессмысленность и невозможность
запрета вывоза денег. Подобное деяние
государства равносильно, по его словам,
запрету ввоза в страну импортных товаров,
В этих и других суждениях У.Петти проявляет
себя как сторонник количественной теории
денег, демонстрируя понимание закономерности
о количестве денег, необходимом для обращения.
Однако в то же время очевидна и его упрощенческая
позиция по поводу роли денег в экономике.
С одной стороны, количественная теория
денег действительно показала, что «деньги
сами по себе не конституируют богатства»,
с другой же. У.Петти, а затем другие авторы
классической политической экономии не
поняли, говоря словами М.Блауга, главного;
«...фокусируя внимание исключительно
на роли денег как средства обращения,
она (количественная теория денег. — Я.Я.)
вела к игнорированию взаимосвязи между
товарным и денежными рынками, проистекающей
от функции денег как средства сохранения
ценности»4. Вот почему справедливая во
многом критика меркантилизма сопровождается
в трудах У.Петти и некоторыми тенденциозными
соображениями. Он, например, совершенно
предвзято отрицает участие торговли
и торгового капитала в создании национального
богатства, настаивая даже на сокращении
значительной части купцов. Последних
У.Петти сравнивает с «игроками», занятыми
распределением «крови» и «питательных
соков» государства, под которыми имел
в виду продукцию сельского хозяйства
и промышленности.
Теория стоимости
Неприятие меркантилистских идей отразилось
в творчестве У.Петти не только в связи
с характеристикой сущности богатства
и путей его приумножения, но и в попытках
выявить природу происхождения стоимости
товаров, а также причины, влияющие на
уровень их ценности на рынке. Трактовки,
предложенные им в данной связи, впоследствии
позволили признать его первым автором
трудовой теории стоимости, ставшей одним
из главных признаков классической политической
экономии в целом.
В одной из них говорится, что стоимость
товара создается трудом по добыче серебра
и является его «естественной ценой»;
стоимость же товаров, выясненная приравниванием
к стоимости серебра, является их «истинной
рыночной ценой». Другая гласит, что стоимость
товара обусловлена участием в ее создании
труда и земли, или, как выразился сам У.Петти,
«нам следовало бы говорить: стоимость
корабля или сюртука равна стоимости такого-то
и такого-то количества земли, такого-то
и такого-то количества труда, потому что
ведь оба — и корабль, и сюртук — произведены
землей и человеческим трудом»5. Как видим,
у У.Петти в основе цены товара в каждой
из трактовок ее сущности лежит затратный,
т.е. тупиковый, подход.
Теория доходов
Положения, высказанные У.Петти по поводу
доходов рабочих и собственников денежного
капитала и землевладельцев, послужили
основой для теоретических изысканий
многих последующих представителей «классической
школы». Например, следуя, можно сказать,
У.Петти, заработная плата характеризовалась
и Д.Рикардо, и Т.Мальтусом как цена труда
рабочего, представляющая минимум средств
для его существования и его семьи. У.Петти,
в частности, утверждал: «Закон должен
был бы обеспечивать рабочему только средства
к жизни, потому что если ему позволяют
получать вдвое больше, то он работает
вдвое меньше, чем мог бы работать и стал
бы работать, а это для общества означает
потерю такого же количества труда»6. Однако
здесь представляется уместным привести
замечание В.Леонтьева, а именно: «Ссылка
на то, что ни один рабочий не торговался
из-за реальной заработной платы — даже
если это и так, — совершенно ничего не
доказывает, так как, торгуясь за свою
заработную плату в денежном выражении,
работник может в действительности руководствоваться
в своих действиях реальной покупательной
способностью дохода»7.
Доходы предпринимателей и землевладельцев
охарактеризованы У.Петти посредством
унифицированного им по существу понятия
«рента». В частности, называя рентой с
земли разницу между стоимостью хлеба
и издержками на его производство, он подменял
ею такое понятие, как прибыль фермера.
В другом примере, рассматривая суть происхождения
ссудного процента, У.Петти вновь прибегает
к упрощению, заявив, что этот показатель
должен быть равен «ренте с такого-то количества
земли, которое может быть куплено на те
же данные в ссуду деньги при условии полной
общественной безопасности»8.
Еще в одном примере У.Петти ведет речь
об одной из форм проявления земельной
ренты, обусловленной местоположением
земельных участков и рынка. При этом он
делает вывод: «Таким образом, поблизости
населенных мест, для пропитания населения
которых нужны большие районы, земли не
только приносят на этом основании более
высокую ренту, но и стоят большей суммы
годичных рент, чем земли совершенно такого
же качества, но находящиеся в более отдаленных
местностях»9, Тем самым У.Петти затронул
еще одну проблему, связанную с определением
цены земли. Однако и здесь ученый довольствуется
только поверхностной характеристикой,
утверждая следующее: «Почти всегда одновременно
живут только три члена непрерывного ряда
нисходящих потомков (дед, отец и сын. —
Я.Я.}.., Поэтому я принимаю, что сумма годичных
рент, составляющая стоимость данного
участка земли, равна естественной продолжительности
жизни трех таких лиц. У нас в Англии эта
продолжительность считается равной двадцати
одному году. Поэтому и стоимость земли
равна приблизительно такой же сумме годичных
рент»10. В то же время подход У.Петти к
определению цены земли имеет отдельные
достоинства, заложенные в его идее о взаимосвязи
ссудного процента и ренты с земли за год11.