Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 20:37, реферат
Целью написания реферата является изучение процесса принятия Русью Христианства и влияние этого события на историческую судьбу России.
В ходе написания реферата мною решались следующие задачи: 1) дать краткую характеристику предпосылок принятия христианства на Руси; 2) раскрыть причины, повлиявшие на выбор религии; 3) рассмотреть процесс крещения Руси; 4) дать краткий анализ влияния принятия Русью Христианства на историческую судьбу России.
1. Введение 3
2. Рождение Киевской Руси 4
3. Выбор религии, наиболее подходящей для Руси 6
4. Крещение Руси 10
5. Последствия принятия христианства на Руси 12
6. Заключение 18
7. Список литературы 20
Нет сомнений, ускорилась и социальная
дифференциация древнерусского общества,
формирование господствующего слоя, группировавшегося
вокруг киевского князя и его представителей
на местах. Эта консолидирующаяся древнерусская
знать отныне могла опираться и на многосотлетние
церковные каноны, пришедшие из Византии
и получившие свои дубликаты на Руси (церковные
уставы Владимира, Ярослава и т. д.).
Огромную роль сыграло принятие
христианства в развитии и формировании
единой древнерусской культуры. Прежде
всего, речь идет о распространении письменности
и литературы. Важной особенностью принятия
христианства на Руси было наличие у нее
своей письменности. То, что письменность
появилась на Руси еще раньше, ныне вряд
ли кто будет оспаривать. Деятельность
славянских просветителей Кирилла и Мефодия
имела в ту пору практически общеславянское
значение, тем более, что македонское наречие,
на котором творили солунские братья,
в ту пору было понятно всем славянам,
и прежде всего южным и восточным. Однако
письмо, пришедшее на Русь от южных славян,
не получило в дохристианской Руси сколько-нибудь
широкого распространения, и нет никаких
оснований говорить о появлении на Руси
до Владимира литературы. Так что широкое
внедрение письменности и появление литературы,
сначала переводной, затем оригинальной,
следует отнести только к христианскому
времени. В распространении славянского
письма и появлении древнерусской литературы
несомненна ведущая роль христианства
и ранних деятелей русской церкви.
За короткое время после принятия
христианства культура Киевской Руси
достигла своего расцвета, особенно при
Ярославе Мудром. Началось строительство
каменных церквей, таких как Софийские
соборы в Киеве и Новгороде. Успешно развивались
иконопись, переписка книг, украшенных
миниатюрами, литература. С принятием
христианства связано появление на Руси
переводных работ древнегреческих и византийских
авторов, богослужебных христианских
книг, становление системы образования
при монастырях, возникло множество культурных
центров.
Крещение Руси явилось крупнейшим
событием, как по своим непосредственным
результатам, так и по последствиям, ближайшим
и отдаленным. Христианский идеал, внесенный
в языческую среду, стимулировал духовное
развитие, и очеловечивал эту среду, хотя,
разумеется, между действительностью
и идеалом всегда существует огромный
разрыв. При всей развитости традиций
восточнославянского язычества только
принятие христианства позволило русской
культуре через контакт с Византией преодолеть
локальную ограниченность и приобрести
универсальное измерение. Язычество не
выделяло человека из природы, он был нерасторжим
с миром ее вечного круговращения. С принятием
христианства культура осознает себя
и свое место в мире.
Введение христианства по своему
влиянию на сознание человека того времени
представляло собой подлинную революцию,
принесшую с собой совершенно новые ценности,
новые формы жизни, разрушающие прочно укоренившиеся
древние стереотипы. Крещение в корне
меняло всю сферу мыслительной деятельности
и вследствие этого вступало в конфликт
со всем предшествующим религиозным миропониманием.
Язычество оказывало сопротивление и
продолжало жить в народных низах. Больших
успехов христианская церковь добилась
тогда, когда стала использовать старые
праздники и обряды, наполняя их новым
содержанием (Новый год, Масленица, день
Ивана Купалы и др.). Полной победы над
язычеством христианство на Руси так и
не одержало. Постепенно сложилось так
называемое двоеверие – компромиссное
равновесие языческих и христианских
элементов.
Подобно всем мировым религиям,
христианство на различной национальной
почве приобретало новые черты, непосредственно
связанные с особенностями национального
характера, с предшествующей культурной
традицией, становясь более или менее
синкретичным. Не стало исключением в
этом отношении и русское православие.
Оно способствовало формированию человека
нового типа. Этот человек стремился не
к преобразованию внешнего мира, а к его
одухотворению. Древние понятия правды,
пройдя через православное переосмысление,
получило статус божественного идеала
духовного совершенства и социальной
справедливости. Повседневная жизнь была
очень далека от идеала и противопоставлялась
ему, мало интересовала православную церковь.
Русь не восприняла четко разработанную
систему римского права, православие не
вмешивалось в правовые представления
общества. Правовое сознание не выделялось
из морального сознания. В самом выдающемся
литературном и философском произведении
Киевской Руси «Слово о законе и благодати»
митрополита Иллариона, благодать, обращенная
к душе человека, становится выше закона,
обращенного только к внешней стороне
жизни человека. На древнерусской почве сложился
своеобразный тип святого, который не
похож ни на византийского, ни на западноевропейского.
Первые русские национальные святые –
князья Борис и Глеб – безропотно приняли
смерть во имя правды. Таким образом, православие
стало духовной основой Руси, повлияло
на формирование духовных ценностей русского
человека. Сложилось единство языка, власти
и веры, без чего впоследствии было бы
невозможно восстановление единого государства,
а так же его сохранение в ходе колонизации
земель.
В целом благодаря принятию христианства Киевская
Русь была включена в европейский христианский
мир, а значит и стала равноправным элементом
европейского цивилизационного процесса.
Однако принятие христианства в православном
варианте имело свои негативные последствия.
Православие способствовало обособлению
Руси от западноевропейской цивилизации.
С падением Византии Русское государство
и Русская православная церковь оказались,
по сути дела, в изоляции от остального
христианского мира. Именно этим обстоятельством
может быть отчасти объяснен отказ Западной
Европы прийти на помощь Руси в ее противоборстве
с иноверцами (татаро-монголами, турками
и другими завоевателями).
В заключение данного раздела
реферата следует отметить, что провозглашение
монотеизма (единобожия) укрепляло позиции
главы государства и освящало сословную
иерархию, складывающуюся в древнерусском
обществе. Христианство формировало новую
мораль, более гуманную и высоконравственную,
ставшую основой для развития новых принципов
взаимоотношений между людьми. С христианством
на Русь был привнесен и тот огромный пласт
христианской культуры, который был накоплен
за его многовековую историю и аккумулировал
важнейшие ценности духовного воспитания
древний цивилизаций. Воспринятое и «трансплантированное»,
христианство сливается с народной культурой
славянства, его традициями, мифологией,
исторической памятью. Продуманная и энергичная
политика Владимира ввела Русь в систему
европейских христианских государств.
Ее международное положение укрепилось.
Русь становилась «ведома и слышима …
всеми концы земли». К. Маркс назвал эпоху
Владимира «кульминационным пунктом готической
(т. е. раннесредневековой) России».
Заключение
В заключение, подводя итоги
всему вышесказанному по теме реферата,
сформулируем кратко ответ на вопрос:
Какое же значение для Киевской Руси имело
принятие христианства в качестве единой
государственной религии? Прежде всего,
христианство способствовало укреплению
власти феодалов над крестьянами, своим
учением освящая феодальную собственность
и подчинение властям. Нет сомнения и в
том, что христианство содействовало укреплению
государственной власти и территориального
единства Киевской Руси. Оно имело и международное
значение, поскольку отныне Киевская Русь
становилась равной другим христианским
странам. С принятием христианства на
Руси появилась особая феодально-религиозная
организация – православная церковь.
Во главе церкви был поставлен митрополит,
назначаемый константинопольским патриархом.
Отныне население страны было обязано
платить десятину – налог в пользу церкви.
Очень скоро церковь превратилась в одного
из крупнейших феодальных собственников,
что впоследствии оказало огромное влияние
на ход исторического развития страны,
вплоть до борьбы за верховную власть
в государстве. Не менее значительны последствия
принятия христианства для развития и
формирования древнерусской культуры.
В первую очередь здесь следует отметить
распространение письменности и литературы.
Принятие Русью Христианства
в форме православия в качестве государственной
религии явилось важнейшей вехой на пути
становления русского этноса. То, что произошло в конце Х в.
в Древней Руси, было выдающимся событием
в истории нашей Родины. Великий князь
Владимир осуществил смелую государственную
реформу, имевшую далеко идущие последствия.
Владимир преследовал цель встать вровень
с развитыми феодальными монархиями. Для
этого надо было решиться на энергичное
проведение феодальной реформы и связанные
с нею глубокие преобразования. Именно
эту реформу односторонне и ограниченно
нередко называют крещением Руси. Однако
подлинное ее значение гораздо глубже,
чем просто религиозная реформа. Объективные
потребности общественного развития обусловили
стремление князя Владимира создать государство,
ни в чем не уступающее известным монархиям.
Киевская Русь в XI в. превратилась
в государство, территориальное и политическое
единство которого обеспечивалось писаными
законами и передовой религией. Оно стало
державой, ни в чем не уступающей другим.
Свидетельством ее высокого авторитета
являлись династические браки великого
князя, его детей и внуков. Древнерусская
держава возникла из конгломерата варварских
племен на глазах изумленной Европы за
время жизни двух поколений.
Список литературы
1. Зуев М. Н. История России. –
М., 1998.
2. История Отечества с древнейших
времен по начало ХХ в. /Под ред. В. А. Кувшинова,
А. В. Чунакова. – М., 1995.
3. История России (Россия в мировой
цивилизации): Курс лекций /Сост. и отв.
редактор А. А. Радугин. – М., 2001. – С. 61-65.