Казанские меценаты XIX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 19:06, реферат

Краткое описание

В наше время всё большее внимание привлекает частное собирательство, благодаря которому в России возникли многие новые и обогатились уже существовавшие художественные музеи. Имена выдающихся "накопителей художественных сокровищ" и в Петербурге, и в Москве широко известны: купцы братья Третьяковы, Щукины, Мамонтовы, Морозовы, В.А. Кокорев, И.Е. Цветков, художники А.П. Боголюбов, И.С. Остроухое, а в других городах России - Б.И. Ханенко (Киев), В.П. Сукачёв (Иркутск), княгиня М.К. Тенишева (Смоленск), Н.Д. Селиверстов (Пенза) и другие. Их усилиями приобретены и сохранены для потомков бесценные произведения изобразительного искусства, впоследствии переданные в государственные хранилища.

Оглавление

Введение 3
Казанские меценаты XIX века 4
Заключение 11
Список литературы 12

Файлы: 1 файл

Казанские меценаты.docx

— 117.17 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение 3

Казанские меценаты XIX века 4

Заключение 11

Список литературы 12

 

 

Введение

В наше время всё большее  внимание привлекает частное собирательство, благодаря которому в России возникли многие новые и обогатились уже  существовавшие художественные музеи. Имена выдающихся "накопителей  художественных сокровищ" и в  Петербурге, и в Москве широко известны: купцы братья Третьяковы, Щукины, Мамонтовы, Морозовы, В.А. Кокорев, И.Е. Цветков, художники  А.П. Боголюбов, И.С. Остроухое, а в  других городах России - Б.И. Ханенко (Киев), В.П. Сукачёв (Иркутск), княгиня  М.К. Тенишева (Смоленск), Н.Д. Селиверстов (Пенза) и другие. Их усилиями приобретены  и сохранены для потомков бесценные  произведения изобразительного искусства, впоследствии переданные в государственные  хранилища. А также знаменитые люди Казани купцы-меценаты, славившихся не только денежными пожертвованиями, но и строительством больниц, церквей, богаделен, клубов

Свою лепту в это  благородное дело внесли и крупные  казанские промышленники и купцы.

 

Казанские меценаты XIX века

 

Члены правления  Казанского мусульманского благотворительного общества. Сидят (справа налево) Абдулла  Амирханов, Шакир Апанаев, Бадретдин  Апанаев (председатель Общества), Ахметгарей Азимов, Нургазиз Хусаинов. Во втором ряду (справа налево) Салахутдин Файзуллин, Фархутдин Сайфуллин, Гамдрахман Утяганов, Зиннатулла Усманов, Идрисов. Снимок 1914 г.

 

Александрова-Гейнс  О.С.

Среди знаменитых людей Казани купцов-меценатов, славившихся не только денежными пожертвованиями, но и  строительством больниц, церквей, богаделен, клубов, Ольга Сергеевна Александрова-Гейнс занимает неоспоримое место. Ни до неё, ни после не было в Казани женщины-благотворительницы такого широкого размаха деятельности. Она была единственной. Имея богатые капиталы, она постоянно и разнообразно жертвовала их на различные цели: на помощь малоимущим, на русские и мусульманские общины, попечительствовала над рядом учреждений - Александринским детским и Александровским родильным приютами, была устроительницей и покровительницей общеобразовательных учебных заведений.


При просмотре старых казанских  газет невольно удивляешься, насколько  правильным было тогда понимание  задач благотворительности не только "образованной" публикой, но и  простым народом.

Милосердие и благотворительность  наших предков было тесно связано  с их религиозностью. Сразу же внесем ясность - ни христианские церкви, ни мусульманские  мечети как таковые ничем особенным  не прославили себя в деле благотворительности. Зато прославили свои имена их прихожане - верующие христиане и мусульмане. Зачастую личный пример верующим в  этом деле подавали священнослужители, и очень часто делали они это  негромко, как и завещано в Писании.

Еще один важный штрих в  истории местной благотворительности. Речь идет об умелом использовании  некоторых черт человеческой психологии. Согласимся, что далеко не все мы благотворим, по завету Господа, втайне. Слаб человек, и часто ему хочется, чтобы о его поступке знали  люди. И организаторы благотворительности (а это, напомним, не были чиновники, это были те же самые люди из общества)использовали это стремление потенциальных благотворителей  и жертвователей.

Мусульманская благотворительность  являлась неотъемлемой частью жизни  казанских татар.

Юнусов И.Г.

 

"Глава Казанского татарского  общества 1-й гильдии купец и  потомственный почетный гражданин  Ибрагим Юнусов вошел ко мне  8-го сего марта с письменным  прошением, в котором изъяснил  следующее: предполагая учредить  в г.Казани татарский приют,  он Юнусов нашел удобным избрать  для сего место, где построив  на собственный его счет, с  участием брата его Исхака Губайдуллина Юнусова и жены его Биби Магру Мухаметзяновой пожертвованием каждого из своего капитала по 2 тыс. руб. сер. особый деревянный на каменном фундаменте, крытый железом с потребными службами по фасаду, который будет от меня ему выдан. Вокруг дома он предполагает развести большой сад с украшениями для татарского общества, которое в своей части в сем крайне нуждается..." - это извлечение из сообщения вице-губернатора М.Завелейского казанскому военному губернатору С.Шипову о пожертвовании Юнусовыми средств на учреждение в Казани татарского приюта в 1844 году. Позже появляются и благотворительные мусульманские столовые: детская столовая работала на Тихвинской улице в доме Усманова, в ней питалось от 700 до 1000 детей в день, столовая для взрослых находилась в Плетенях в доме Сайдашева - в ней также находили пищу 1000 татар ежедневно. В 1898 году в Казани открылось первое благотворительное "Общество пособия бедным мусульманам". Его целью было названо "доставление средств к улучшению материального и нравственного состояния бедных мусульман". Попечителями общества стали генерал-майор М.Ш.Шамиль, купцы первой гильдии А.Г.Хусаинов, С.С.Губайдуллин, И.И.Айтуганов. На средства общества содержались богадельня, детский приют для мальчиков и при нем школа, родовспомогательное заведение и амбулатория.


Экономическое процветание  края в XIX веке и возросшие доходы татарского купечества создавали благоприятную  среду для системной благотворительности, которая осуществлялась не как разовое  подаяние малоимущим на крупных религиозных  праздниках, а как целенаправленное адресное вложение на содержание приютов  для сирот и беспризорных, открытие начальных школ, народных столовых и больниц для бедноты. С конца 30-х годов XIX века в России на частные  пожертвования и общественные средства стали открываться детские приюты. В 1843 года отделение попечительства начало действовать и в Казани.

«Казанские губернские ведомости» в 1843 году писали: «Средства  дозволяют учредить только один приют. Но неужели наше дворянство, купечество и другие сословия не захотят способствовать столь полезному делу? Неужели  все те, кто называет себя христианами  и магометанами и чтит Божье слово  Спасителя, кто только хранит в глубине  своего сердца теплое чувство любви  к ближнему, кто не останется равнодушным  к судьбе сограждан, тот не примет в нем участие». Этот призыв нашел живой отклик в среде казанского купечества.

В уезде открылось  три детских приюта: Николаевский, Александровский и Мусульманский  приют братьев Юнусовых. С самого основания приюты находились под  покровительством казанских купцов, как русских, так и татарских. Они много и успешно работали в различных благотворительных  обществах.

Мусульманский детский  приют братьев Ибрагима и Исхака Юнусовых первоначально размещался в деревянном доме, а затем  на Екатерининской улице (ныне Тукаевская) в двухэтажном каменном доме. Ибрагим Юнусов стал первым директором приюта, который содержался на доходы с аренды 14 лавок Юнусовых на Сенном базаре. Дополнительно от полутора до двух тысяч в год жертвовали местные мусульмане Ново-Татарской слободы. Ежегодно всем воспитанникам справляли казакин коричневого цвета, козловые ичиги и калоши, тюбетейку и барашковую шапку, по три смены белья. Братья снабжали приют продуктами и дровами из своих имений. Воспитанники получали начальное духовное образование,  основы  знаний по арифметике, истории, географии и рисованию, изучали русский и арабский языки. Когда мальчики достигали совершеннолетия, выпускников устраивали служить в лавки купцов или учителями в национальные школы. При этом Юнусовы регулярно навещали их, помогали деньгами, устраивали жизнь.

С 1867 года в России активные позиции начинает занимать Общество Красного Креста, с 1872 года –  Общество земледельческих колоний  и ремесленных приютов, основной задачей которого являлось нравственное исправление малолетних преступников. В 1887 году возникло Общество призрения  и образования глухонемых детей, состоявшее в Ведомстве Министерства внутренних дел. Своей задачей общество ставило не только призрение, но и  обучение глухонемых. В 1889 году начало работать Общество попечения о бедных и больных детях с целью  оказания помощи бесприютным и больным  детям. 31 декабря 1893 года был утвержден  устав Дома трудолюбия в Казани, созданного с целью призрения  неимущих через представление им посильного труда и религиозно-нравственного  воспитания. Вместимость Дома трудолюбия, покровителем которого был Казанский  губернатор, составляла 250 призреваемых. Функционирование Дома трудолюбия находилось в ведении городского общественного  управления. С 1895 года в городе функционировало  Попечительство о домах трудолюбия и работных домах, позже переименованное  в Попечительство трудовой помощи

 

 

Благотворители  в истории Татарстана

 

Сулейман  Мухаметзянович Аитов (1.02.1862-1922) родился в семье казанского купца 2-й гильдии, с 1892 продолжил семейное дело по торговле сырьем и пушниной в Казани, Сибири, Средней Азии. Ежегодный валовой доход С.М.Аитова превышал 1 миллион рублей. Высоким было и общественное положение предпринимателя. С  1890-х  до 1917 г. избирался гласным городской Думы, состоял почетным членом Казанского губернского попечительства детских приютов (1897-1917). Активная общественная деятельность купца неоднократно поощрялась властями. 30 января 1897 г. за содействие в проведении всеобщей переписи у татар его наградили темно-бронзовой медалью и 9 января 1898 г. золотой медалью с надписью «За усердие» на Станиславской ленте. За пожертвование в пользу неимущих предприниматель 4 июля 1913 г. заслужил благодарность императрицы, 21 февраля 1913 г. получил право ношения светло-бронзовой медали в память 300-летия Царствования Дома Романовых.

Сулейман Аитов  был женат на Фатихе Абдулвалеевне  Яушевой (1866 -1942) - дочери Троицкого купца-миллионера. Она в 1908 г. создала в Казани первую национальную женскую гимназию. С.М.Аитов  специально для этого учебного заведения  отстроил прекрасное кирпичное здание и снабдил его всем необходимым (ул. Рахматуллина, 2/18, сейчас здесь располагается школа-лицей №6). Он решительно выступал за реформу татарских медресе, участвовал в создании первой мусульманской политической партии в России «Союза мусульман», старался по мере возможности финансировать все передовые начинания в жизни нации. С.М.Аитов являлся также крупным благотворителем, не жалевшим денег на богоугодные дела. В 1898 г. он построил в Адмиралтейской слободе г. Казани здание 2-й соборной мечети.

 

Иван  Иванович Алафузов (1837 - 1891), сын ставропольского купца, выходца из греков. Образование получил в Одесском Ришельевском лицее. В звании купца состоял с 1863. Алафузов был одним из богатейших коммерсантов края. Ему принадлежали значительное недвижимое имущество в Казани и Санкт-Петербурге: льнопрядильная, механическо-ткацкая фабрика, кожевенный завод.

Алафузов активно  проявил себя на общественном поприще. Особого внимания заслуживает благотворительность  коммерсанта. Он пожертвовал 4 тысячи рублей для отпуска провианта голодающим в северных губерниях (апрель 1868), за что ему была объявлена Высочайшая благодарность; 3 тысячи рублей на постройку  здания для женской рукодельной  школы императрицы Марии Александровны (1882); 7 тысяч рублей на учреждение в  память священного коронования Их Императорских  Величеств на постоянное содержание из процентов шести стипендий  для фабричных рабочих при  богадельне Императорского Человеколюбивого общества в Казани (1883).  
Щедрость и бескорыстие коммерсанта не раз удостаивались высоких государственных наград, как России, так и других стран. Учитывая успехи предпринимателя на поприще развития и упрочения отечественной промышленности, продемонстрированные им на Филадельфийской выставке в 1876, он в 1877 г. был пожалован орденом Святой Анны 2 степени, а в 1883 г. он стал кавалером ордена Святого Владимира 3 степени.  
Иван Иванович был женат вторым браком на Лидии Андреевой. Супруги воспитывали приемную дочь Людмилу, сироту, подброшенную Алафузовым неизвестными родителями, и сына Ивана.

Почетный потомственный  гражданин Казани.

 

 

Мухаметсадык  Курбангалеевич Бурнаев ( 20.1.1826-4.05.1898) родился в семье казанского 3 гильдии купца. Начал заниматься оптовой торговлей сырьем, пушниной, продукцией своего мыловаренного завода с 1857 г. в Казани, на Нижегородской, Мензелинской и на Ирбитской ярмарках. Во второй половине XIX века М-С. К. Бурнаев выбился в число самых богатых предпринимателей Казани.

Этот татарский  предприниматель известен и как  видный общественный деятель, избиравшийся за-1 председателем Казанской уголовной  палаты (1857 - 1860), почетным мировым судьей (1869), гласным городской Думы (1871 - 1898). За заслуги перед государством он был награжден бронзовой медалью  в память войны 1853 - 1856, золотой медалью  с надписью «За усердие» на Станиславской  ленте (1861), золотой медалью с надписью «За усердие» на Аннинской ленте (1863).

М-С. К.Бурнаев пользовался огромным авторитетом у мусульман Казани. Он был глубоко религиозным человеком и не жалел денег на богоугодные дела. Купец построил в 1872-1895 гг. знаменитую Бурнаевскую мечеть в Казани (ныне ул. Ахтямова, д. 7). У М-С. К.Бурнаева было две жены, с которыми он вырастил 6 детей.

Почетный потомственный гражданин Казани. Мухаметсадык Мухаметсафович Галикеев (28.01.1847-1919) родился в семье казанского 2 гильдии купца. Торгуя с 1891 г. мануфактурными товарами, к началу 20 века стал одним из самых богатых коммерсантов города. М-С. М-С. Галикеев являлся авторитетным общественным деятелем и благотворителем.

Купец пользовался  огромным уважением у мусульман  Казани и губернии за финансирование медресе «Мухаммадия», строительство  десятков мечетей, в том числе  и казанской № 10 в 1905 (ул. М.Гафури, 67). М-С. М-С.Галикеев был женат, имел 6 детей.

 

 

Сергей  Андреевич Землянов (1851 -?) родился в крестьянской семье. Благодаря природным способностям и трудолюбию, занимаясь хлебо-бакалейной торговлей, сумел сколотить значительный капитал, который затем вложил в создание собственного пароходства на Волге. В начале XX века С.А. Землянову принадлежало 7 буксирных пароходов и 54 деревянные баржи. Много сил отдавал С.А. Землянов общественной и благотворительной деятельности. С 1896 по 1917 гг. являлся гласным городской Думы, с 1901 по 1917 гг. - членом учетного комитета Казанского Городского общественного банка.  
Казанский купец 1-й гильдии С.А.Землянов был членом УСК КОГБ по торгово-промышленным кредитам (20.06.1907 -1917). Член городской финансовой комиссии 1909 - 1917. По представлению министра финансов за «отлично-усердную службу по ведомству Государственного Банка» 1 января 1916 г. награжден орденом Святого Станислава 3 степени.

Информация о работе Казанские меценаты XIX века